Урок по окружающему миру.
методическая разработка по окружающему миру на тему

Урок   по  окружающему миру:  Тема: Зачем мы спим ночью?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_my_nochyu_spim.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   по  окружающему миру.

Тема: Зачем мы спим ночью?

Задачи урока: помочь детям понять значение сна в жизни человека, совместно с детьми выработать правила подготовки ко сну, показать, что спят не только люди, но и животные, познакомить с жизнью ночных животных, с трудом людей, занятых ночью.

Планируемые движения учащихся: усвоить, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил; научиться правильно вести себя перед сном.

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Какое это красивое слово, здравствуйте! Здравствовать, значит быть здоровым, желать кому-нибудь здоровья. Изначально здоровый – «похожий на дерево» (по высоте, по крепости).

Создание психологической атмосферы. 

«Передай свою улыбку другу!».

Создание ситуации интереса.

- Ребята, а вы любите слушать колыбельные песенки? Если да, то хлопните в ладоши.

А сейчас сядьте поудобнее и закройте глазки. (Звучит музыка колыбельной песни на слова С.Свириденко)

Спи, моя радость, усни!

В доме погасли огни;

Пчелки затихли в саду

Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит

Месяц в окошко глядит.

Глазки скорее сомкни

Спи, моя радость, усни.

  1. Постановка проблемы.

- Скажите пожалуйста, без чего, по вашему мнению, не может жить человек? (Без воды, пищи…)

А как вы думаете, зачем мы спим ночью?

Молодцы! Очень интересные предложения вы высказали!

  1. Формулировка гипотезы и задачи исследования.

- Наверное, вы не раз слышали такое высказывание: Сон – лучшее лекарство.

Давайте мы с вами попытаемся исследовать, действительно ли это так.

  1. Управление исследованием.

- Для этого нам нужно составить план исследования.

Показ презентации 1.

1 сл. Значение сна в твоей жизни.

2 сл. Правила сна.

3 сл. Жизнь ночных животных.

4 сл. Труд людей – занятых ночью.

Звучит заставка мелодии из мультфильма «Лунтик».

Показ презентации 2.

1 сл. Ребята, к нам на урок прилетел сказочный гость с Луны – Лунтик. Он хочет рассказать нам о себе и о своих друзьях.

2 сл. Утром Лунтик и его друзья умываются, одеваются, завтракают и отправляются по своим делам.

3 сл. Днем мы много гуляем, играем, читаем книжки, рисуем, смотрим телевизор, обедаем.

4 сл. - Вечером мы читаем сказку на ночь, ужинаем, чистим зубы, убираем игрушки, ложимся спать.

5 сл. - Вот наступила ночь. Кузнечик Кузя никак не хотел ложиться спать. Он любил смотреть на Луну в подзорную трубу. Но Лунтик объяснил ему, что все детки и взрослые ночью спят.

- Ребята, Мудрая Черепаха (стр.108 в учебнике) дает нам свои полезные советы о пользе сна.

- Давайте их прочитаем.

Презентация 1.

2 сл. Правила сна.

  1. Физ.минутка.

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, подтянуться)

Взвился верхе и полетел (руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснется

Бабочка кружит и вьется (покружиться).

  1. Первичное закрепление.

- Ребята, смотрите на рисунок (стр.108). Почему мальчик заснул на уроке?

- Он не соблюдает правила сна. Если не выспишься, то сможешь хорошо работать на уроках, будешь невнимательным, будет плохое настроение.

Вывод: Спать ложиться надо вовремя.

3 сл. Чтение стихотворения И.Такмаковой «Где спит рыбка»:

Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий –  к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

- Ребята, Лунтик рассказал нам, как он весело проводит свое время. Но приходит ночь, все стихает, природа и животные ложатся спать. Сон нужен и животным и человеку.

- Посмотрите, как спят зверята в лесу. (Показ слайдов).

- А кто видел, как спят ваши домашние питомцы? (Ответы детей).

- А теперь отгадайте загадки и узнаете, какие животные ночью не спят:

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло.

Спать летит в дупло. (Сова).

Днем спит,
Вниз головой спит висит,

Ночью летает,

Пищу на лету добывает. (Летучая мышь).

То погаснет, то зажжется

Ночью в роще огонек.

Угадай, как он зовется

Ну, конечно…  (Светлячок)

(просмотр слайдов 6,7,8,9,)

  1. Кто ночью не спит?  (просмотр слайдов 20,21,22)    

Все ли   люди спят ночью? Людям, каких профессий не приходится ночью спать?

Работа этих людей трудна и в тоже время не обходима для нас.

  1. Подведение итога урока. Домашнее задание.

Сегодня вы узнали очень важные условия здоровья.  

Сон – лучшее лекарство.  Сон необходим человеку.  Во сне отдыхает мозг, а мозг для человека самое главное. Он  управляет всем организмом.

                     

 Домашнее задание

Нарисуйте в тетради на печатной основе, что вам снится ночью.

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!

                                                                                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 1

                                                                   Летучие мыши

Летучая мышь – это зверек, который умеет летать и бегать по земле. Летать он даже больше любит. И пищу себе добывает на лету. Как только стемнеет, летучие мыши просыпаются и вылетают на охоту за ночными насекомыми – мотыльками, майскими жуками, комарами. Некоторые летучие мыши едят пыльцу и нектар с цветков. А есть такие – они живут в Америке, – которые сосут кровь животных.
Зрение у летучих мышей плохое, зато у них очень тонкий слух. Они улавливают звуки, которые люди могут услышать только с помощью специальных приборов. Такие звуки называются ультразвуками.
Днем летучие мыши спят на чердаках и деревьях, повиснув головой вниз, прикрывшись крыльями, как плащом.
Летучие мыши рождаются слепыми и беспомощными. Первые два месяца малютки живут, крепко вцепившись в мать, и ни на секунду не отрываются от нее: ночью летят вместе с ней на охоту, а днем спят, укрытые материнским крылом-плащом.
Врагов у летучих мышей немного: ночью их могут схватить совы.
Зимовать эти зверьки улетают в теплые края, как птицы. Плотно прижавшись друг к другу, они спят в пещере, зацепившись лапками за стены и выступы и повиснув вниз головой.

Летучие мыши
Летают над крышей,
А если хотят,
То летают и выше.
И думает кошка,
Смотря из окошка:
«Как жалко, что я
Не летучая кошка!»

(Ю. Воронский)

Сова

У совы большая круглая голова и небольшой как бы приплюснутый клюв. Она может крутить своей головой в разные стороны. Большие глаза расположены на голове рядом, а не по бокам, как у других птиц. Глядит сова пристально, не мигая. Наверное, за ее большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой.
У совы отличное зрение. В самую темную ночь с высоты она видит на земле притаившуюся мышку. Днем сова тоже видит, но охотится только ночью.
Летает она бесшумно, у нее замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши.
Совы очень любят купаться. Под мелким теплым дождиком они принимают душ. Позабыв обо всем, долго кружатся в воздухе, распушась и развернув веером хвосты.
Гнездо сова не строит. Если найдет чье-то готовое, подправит немного и займет его. Может устроить гнездо в дупле, в ямке на земле, на камнях. В ее гнезде нет ни мягкой подстилки, ни пуха.
Совята появляются не все сразу, а друг за другом. Когда появятся первые птенцы, сова улетает на охоту, а пока ее нет, старшие братья согревают остальных. В гнезде совята сидят, тесно прижавшись друг к другу.
Едва оперившись, птенцы вылезают из гнезда. Летать и охотиться они еще не умеют, но в гнездо больше не возвращаются. Писком они сообщают родителям о себе и ждут корма.

Мудрейшая птица на свете – сова.
Все слышит. Но очень скупа на слова.
Чем больше услышит,
Тем меньше болтает.
Ах, этого многим из нас не хватает!

Еж

Еж – единственное животное, которое может подпустить человека довольно близко. Но вовсе не потому, что он такой храбрый. Просто еж плохо видит, больше надеется на свой нюх. А когда ветер дует в противоположную сторону, он не чувствует приближения человека или животного. Не убегает еж и потому, что у него иной способ защиты: почуяв опасность, еж сворачивается в клубок и выставляет свои острые твердые иглы. Попробуй-ка подступись!
Впрочем, если бы он захотел убежать, у него все равно ничего бы не получилось: слишком короткие ноги, да и сам он очень неуклюжий.
Зато на охоте еж проворен и ловок. Охотится он обычно по ночам.
Летом готовит себе еж гнездо под кустом или под вывороченным пнем. Здесь рождаются ежата. Обычно самки через семь недель приносят до восьми детенышей. Ночью и днем еж таскает в нору сухие листья и мягкий мох, так он готовится к зимней спячке. Спит еж всю зиму до весеннего солнышка.

Светлячки

Сказочно преображается лес, когда в сумерки светлячки зажигают свои фонарики. Под кустами и в траве, тут и там, во мраке светятся зеленые огоньки, мерцают, затухая, и ярко вспыхивают.
Яркие малоподвижные огоньки на земле – самки светлячков. Они не умеют летать и в самом деле похожи на червяков – тело длинное, без крыльев. Когда самцы поблизости, их фонарики горят особенно ярко.
Живут светлячки в траве, под опавшей листвой, в кустах. Питаются они гниющими растениями и мелкими животными.
Светящийся орган – фотофор. Прежде думали, что это светящиеся бактерии, а выяснилось, что это самые маленькие «энергетические станции». Иногда в полете он светится продолжительно и кажется падающей звездой.

                                                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пожарное дело

В старину люди считали огонь «гневом Божьим». В случае пожара служили молебен. Однако уже тогда понимали: с огнем нужно и можно бороться.
В конце ХV века в Москве была создана  
опаса  – так называлась пожарно-сторожевая служба. Она в случае пожара спасала людей и тушила огонь, а также смотрела за порядком на улицах.
Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом преобразований Петра Первого. Караульщики ночью ходили с трещотками. На Спасской башне Кремля были особые колокола-набаты, которые предупреждали о пожаре. Первая регулярная команда появилась в Москве в 1829 году. Затем по всей стране стали строиться пожарные каланчи.

                                                            Полицейский

Работа полиции в России началась 10 ноября 1917 года.
18 апреля 1991 года вступил в силу Закон РСФСР «О милиции». Ей поручено обеспечивать безопасность личности, пресечение преступлений и административных правонарушений, а также защищать частную и государственную собственность. Полиции запрещается прибегать к пыткам и насилию.
Полиция в России обеспечивает охрану общественного порядка, принимает оперативно-розыскные и другие установленные законом меры в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.
Полиция обеспечивает безопасность дорожного движения в населенных пунктах и на автомобильных дорогах.
17 ноября 1923 года была создана служба участковых инспекторов милиции. Сегодня участковые инспекторы – главное связующее звено милиции с населением. Они выполняют обязанности практически всех полицейских подразделений

                                                          Врач. Скорая помощь

Служба скорой помощи зародилась как добровольное благотворительное движение, участники которого руководствовались стремлением по мере сил помочь страждущим, принципами гуманности и милосердия.
Появление карет скорой помощи на московских улицах можно отнести к 1898 году. До этого времени пострадавших, которые обычно подбирались полицейскими, пожарными, а иногда и извозчиками, доставляли в приемные покои при полицейских домах.
Необходимый в таких случаях медицинский осмотр на месте происшествия отсутствовал. Часто люди с тяжелыми телесными повреждениями часами находились без надлежащей помощи в полицейских домах.
Сама жизнь требовала создания карет скорой помощи. И 28 апреля 1898 года были открыты две первые Станции скорой помощи.
В первую очередь организовали скорую помощь при несчастных случаях на фабриках и заводах, а затем на улицах города и в общественных местах.
Ежедневно тысячи бригад оказывают помощь больным и пострадавшим. Все бригады станции оснащены портативными электрокардиографами, электрокардиопередатчиками, наркозно-дыхательной аппаратурой, вакуумными шинами, мобильными переносными средствами связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

КИМ поокружающему миру 3 класс

динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях....

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.

Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века

Календарно тематическое планирование поокружающему миру  для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС  с УУД...

Исследовательская работа поокружающему миру "Вкусное молочко".

Наблюдение за органолептическими показателями молока, поступающего в школьную столовую. Исследование его свойств....