"Во времена древней Руси"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект урока окружающего мира в 4 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vo_vremena_drevney_rusi.docx57.94 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №11

с. Красногвардейское

«Во времена Древней Руси»

(конспект урока окружающего мира

в 4 классе)

Подготовила и провела

 учитель начальных классов

 Ширяева Е.П.

Цель:      - формировать у учащихся представление о

Древней Руси, русских князьях, о жизни древних славян, их вероисповедания;

-        развивать устную речь учащихся,
воображение, фантазию, умение работать с
картой;

■'!

-        воспитывать любовь к истории

Ход урока

I Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот — тетрадки,

И хочется играть, сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II Проверка домашнего задания.

Проверочное тестирование:

Вариант 1/

1.        Русские, украинцы и белорусы произошли от :

а.        Восточных славян;

б.        Западных славян;

в.        Южных славян;

2.        Древние славяне жили:

а.        Семьями;

б.        В одиночку;

в.        Племенами

3.        Посуду делали древнее славяне из:

а.        Глины;

б.        Метала;

в.        Дерева;

4.        Богом грома и молнии у древних славян был:

а.        Зевс;

б.        Перун;

в.        Марс;
Вариант 2

1. Древние  славяне  жили:

а.        Семьями;

б.        В одиночку;

в.        Племенами;

2.        Поселение древних славян раскинулось:

а.        В западной части Европы;

б.        В восточной части Европы;

в.        В центральной Европе.

3.        Свои дома славяне строили:

а.        Из камня;

б.        Из кирпича;

в.        Из столбов деревьев;

4.        Праздник Ивана Купала:

а.        В честь воды;

б.        В честь Солнца;

в.        В честь Земли;

Вариант 3        

1.        Русские, украинцы и белорусы произошли от :        

а.        Восточных славян;

б.        Западных славян;

в.        Южных славян;

2.        Древние славяне жили:

а.        Семьями;

б.        В одиночку;

в.        Племенами;

3.        Посуду делали древнее славяне из:

а.        Глины;

б.        Метала;

в.        Дерева;

4.        Свои дома славяне строили:     *

а.        Из камня;

б.        Из кирпича;

в.        Из столбов деревьев;

5.        Праздник Ивана Купала:

а.        В честь воды;

б.        В честь Солнца;

в.        В честь Земли;

6.        Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а.        Земледелием;

б.        Бортничеством;

в.        Рыболовством;

III Сообщение, темы и цели.

Правления у славя не было такого, как теперь у нас. В каждой семье всеми делами заправлял старший. Для важных дел старейшины сходились навече и решали дела сообща. Только в последствии стали управлять князья. Между славянскими племенами не было согласия, а были у них всё* ссоры да ; драки. Некоторые племена решили на вече себе князя выбрать не из своих. А из чужих, чтобы своим родным не потакал. Для этого были отправлены за море послы. Три варяго-русских князя Рюрик и два его брата пришли к нам и начали княжить: сам Рюрик сел в Новгороде, а братьев он послал в другие города. Так началась в 862 г. Русское государство. От имени первых князей оно и называлось Русью.

Вот сегодня мы отправимся в путешествие во времена древней Руси. (Слайд 1)

«Во времена Древней Руси»

IV. Изучение нового материала.

1.  Объяснение учителя. В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Все дела взял в свои руки родственник Рюрика Олег, который объединил два древнерусских государственных центра Новгород и Киев. Это было начало Русского государства. (Слайд2)

«Портрет князя Олега» Олег продолжал объединение славянских земель. С самого возникновения Русь ставила перед собой задачи - овладение устьями Днепра и Дуная. В 907г. начался поход на Византию. В начале лета огромная Русская рать на ладьях двинулась на Константинополь. Греки замкнули бухту огромной цепью, перекинув его с одного берега на др> гой. что бы не пустить корабли в гавань. Не имел возможности взять город с его могучими стенами прямой атакой, руссы высадились на берег, повоевали окрестности города, взяли огромную добычу, а потом вытащили суда на сушу, поставили их на колеса, подняли паруса и под прикрытием ладей. защищавших от не приятельских, двинулись под самые стены города. Греки ужаснулись при виде этого не обычного зрелища и запросили мира. Был заключен мирный договор. Объединив славянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев Олег получил титул великого князя. Народ не мог поверить, что одному человеку может быть во всем удача, думая что он обладает какой-то силой прозвали его Вещим.

2.Работа с учебником с 42

  1. Прочитайте текст на с. 40-42. назовите главные дороги, которые являлись связующими между собой жителей этих мест. ( Реки и моря. По ним плыли купеческие караваны , ладьи и плоты переселенцев на новые земли.)
  2. Кто был главой Руси? (Главой Руси был великий князь киевский, а его советниками и помощниками - бояре.)
  3. Кто из русских князей особенно прославился своими военными подвигами? (Русский князь Олег)

3.Работа с картой.

  1. Рассмотрите карту на с. 41 учебника. Покажите территорию древней Руси в конце века IX, а в середине XI века. Сравните. (Территория древней Руси к середине XI века увеличилась.)
  2. А как вы думаете, почему территория увеличилась?( Князь завоевывал земли.)
  3. Найдите реку Днепр. В какие города можно попасть путешествуя   I по реке Днепр?        

4.Физкультминутка.        

(Звучит музыка).

  1. Ребята, закройте глаза, расслабьтесь. Вы уснули. Вам сняться прекрасные сны.
  2. Но вот мы проснулись, что вам снилось? Что вы представляли себе слушая музыку?
  3. А теперь взбодритесь, продолжим наш урок.

V. Объяснение учителя.

Пока мы с вами спали прошло несколько лет и мы попали в времена правления князя Владимира.

(Слайд 3)

Портрет князя Владимира.

У русского народа в обычае было давать своим правителям прозвище. Князя Владимира призвали Красным Солнышком за то, что его дела были понятны народом и оценены им. Он был умелым войнам и мудрым правителем. Он превратил Русь, в огромную державу, о которой говорили в Европе. Трудно было управлять такой державой. Самой опасной была южная граница: с юга Руси грозили воинственные печенеги.

Князь Владимир приказал построить на южной границе крепости. У брода на возвышенности или насыпи через 20 км. дру| от друга поставить сигнальные башни с кострами, которые зажигали в случае опасности.

Именно в дружине Владимира Святославовича были знаменитые русские богатыри: Илья Муромец, Никита Кожемяка, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

  1. Известны ли вам эти имена?
  2. Какие произведения вы знаете о русских богатырях?
  3. Кого называют богатырем?

VI. Работа по картинам.

-        Не только в былинах воспевают русских богатырей, но и художники
посвящают им свои работы. Посмотрите на репродукцию картины В.М.
Васнецова «Три богатыря»

(Слайд 4)

Репродукция картины В.М. Васнецова

VII. Рассказ учителя.        

Еще одно из главных событий происшедших в Древней Руси во время
правления князя Владимира - крещение Руси.
        

Предки наши были тогда ещё язычниками, верили во многих богов, ставили им идолов и поклонялись им. Главными божествами у русских славян были: Перун - бог грома и молнии (Слайд 5) Изображение Перуна

Волос - бог скота, Стрибог -бог ветра. Кроме этих главных богов,
славяне ещё верили в леших, водяных, домовых. Если случалось какое-то
несчастье, урожай не удавался, дом погорел, если выпадала удача, то опять-
таки по милости богов. Что бы задобрить сердитого бога или что бы
        
заручиться его милостью, ему приносили жертвы, обвешивали истуканы
разными подарками, закалывали какое-нибудь животное и сжигали его.
        
Огонь, думали язычники , передаст сожженное богу, и тот, насытившись
кушаньем, сделается милостивее к жертвователем. В важных случаях носили
на заклание живых людей. Язычники думали, что такие жертвы самые
угодные богу, и совершали их во время беды. Чтобы умилостивить божество
или же в благодарность за какой-нибудь особенно счастливый случай,
например, за победу над врагами. Жертвы эти закалывали по жребию. Но
мало-помалу христианская вера стала распространяться по Руси. Часто,
сходясь для торговли с народами христианскими ( греками, болгарами,
жившими на Дунае), русские все более и более знакомились с их верой и
многие крестились. В числе первых приняла святое крещение княгиня Ольга,
названная за то Благоверною и Святою. Она уговорила и сына и сына своего
креститься, но тот не соглашался. Внук Ольги, князь Владимир, вначале тоже-
усердно служил языческим богам, ставил много идолов, приносил им
жертвы. Но скоро взяло его раздумье, он понял, наконец, что вере принося    
жертвы, совсем не боги. Поэтому Владимир решил переменить веру.

VIII.        Работа с учебником        

  1. Прочитайте текст на с 44
  2. какого князя на Руси называли Красным Солнышком?
  3. За что его так прозвали?
  4. Назовите русских богатырей.
  5. Почему народ сложил о них сказания и былины?
  6. Какой ещё след в истории оставил князь Владимир?

IX.        Работа в рабочих тетрадях.        
С. 17 №2

  1. Что такое крещение?        
  2. Запишите это определение.        С. 18 №3

-        Дайте объяснение названию главной улицы современного Киева,
запишите.

С.18 №4

  1. Какие слова можно собрать из данных слогов?
  2. Соедините слоги стрелочками. Что обозначают эти слова? С. 18 №5

-        Прочитайте утверждение, обведите правильный ответ
(Взаимопроверка тетрадей)

У/Закрепление изученного материала
Работа в группах по карточкам
Карточка 1.
        

1.        Что являлось главной дорогой связывающая между собой жителей
Древней Руси.        

2.        С какими морями их связывали водные пути?        
Карточка 2

/.  На берегу какой реки возник город Киев?

2.  Кто правил Древней Русью? Кто помогал ему? Карточка 3

/.  Чем занимались князья?

2.  Какой русский князь знаменит своими походами? Карточка 4

/.  Почему народ называл князя Олега вещим?

2.  Как происходило крещение Руси? Карточка 5

У.  Чем отличается христианство от язычества?

2. Легко ли народ принял новую веру? Карточка 6

/.  Чем язычество отличается от христианства?

2.  Почему во многих странах первыми принимали крещение правители?

VI Подведение итогов урока.

  1. С какими русскими князьями мы сегодня познакомились?
  2. В каком году произошло Крещение Руси?

VII. Задание не дом.

Ответить на вопросы учебника с. 45

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Во времена древней Руси

Презентация к уроку....

театрализованное представление "Во времена Древней Руси"

Конспект внеклассного мероприти с элементами театрализации....

Времена Древней Руси презентация

Презентация по окружающему миру программа "Школа 2100" 3 класс "Моё Отечество"...

Повторение: "Времена Древней Руси. Времена Московского государства"

Конспект урока для 3го класса. Окружающий мир. Моё отечество.Урок построен по технологии модерации  (с использованием АМО)....

Открытый урок по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс

Презентация открытого урока по теме "Страницы истории Отечества. Жизнь древних славян.  Во времена Древней Руси", Окружающий мир, 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)

Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...