Урок по "Окружающему миру". Тема: "Горы", 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Суйналиева Марина Бисенбаевна

конспект урока

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по "Окружающему миру". Тема: "Горы", 2 класс

Статья отнесена к разделу: Преподавание географии, Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии

Цели: познакомить ребят с особенностями и природой гор, объяснить причины их возникновения, научить находить горы на карте.

Минимум: к концу второго класса учащиеся должны знать характерные особенности гор и уметь определять их по карте.

Минимакс: В конце урока ребята должны самостоятельно объяснять смысл понятий: горы, горные породы, выветривание, полезные ископаемые.

Максимум: объяснять смысл понятий ледники, подземная сила, знать названия гор, название минералов.

.Оборудование: образцы горных пород (гранит, мрамор, каменный уголь, железная руда, нефть), карта полушарий, глобус, схема внутреннего строения Земли, рисунки природы гор, схема строения вулкана, рисунок стихийных бедствий, карточки с названием тем, карточки “Проверь себя”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Проверьте, ребята, свою готовность к уроку. Вспомним наши правила и соберёмся с силами перед дальней дорогой в страну знаний. Какая из перечисленных тем нами разбиралась на прошлом уроке?

Земля в космосе Океаны Всемирное тяготение Равнины

Материки Реки Озёра Круговорот воды

- Мы считаем, что на прошлом уроке разбиралась тема “Равнины”.

- С какими темами её можно связать?

- Равнины находятся на материках. По равнинам текут реки и на них располагаются озёра.

- Сегодня мы продолжим рассматривать участки суши, нам помогут реки и озёра, узнаем ещё об одной силе, которая действует на земле.

2. Актуализация и постановка проблемы.

- Объясните, как произошли данные явления, описанные в сказках.

( Группы получают карточки с заданием.)

Лежит у реки огромный камень. Никто и не помнит, как он сюда попал. Говорят, что когда – то жил на свете богатырь. Любил он силою своей похваляться и говорить, что он всех сильнее на свете. Забрался он как-то на вершину высокой горы, оторвал самую большую скалу и бросил вниз. Опечалилась гора, что её любимую дочь прямо в самую пропасть кинули и решила она до неё дотянуться. Из того самого места, где скала раньше была, потекла вниз быстрая река и добралась она вскоре до заветного камня.

В стародавние времена, сказывают, жил страшный дракон. Славился он своим обжорством: ел дракон всё, что на пути встретится. И вскоре стал он таким тяжёлым, что провалился сквозь землю, но не умер. До сих пор пытается чудище наружу выбраться. Все ищет щёлочку и пускает снизу огонь из своей огромной пасти. А если повезёт, начинает он толкаться и землю вверх поднимать. Вот откуда горы – то появились!

Давным-давно жили по соседству два народа. Славились они своим умением и богатством, часто приходили соседи друг к другу в гости, приносили щедрые дары и делились секретами мастерства. Увидел это злой волшебник и заколдовал людей. Стали они жадными и подозрительными. Бросили они своё ремесло и решили отделиться от назойливых соседей. Решили они построить высокую стену. С этой поры по велению властителей каждый житель должен был принести к стене ведро земли, чтобы стена становилась все больше и больше. Через несколько лет стена поднялась выше облаков. Но волшебник не терял зря время, перессорил он всех людей на земле. Возвели они высокие стены, которые не перейти, не переехать. Спрятали они в страхе все свои богатства в эти стены, укрепили их прочными камнями.Так и появились горы.

( Ребята обсуждают и выносят свои мнения.)

Примерные варианты:

1 ситуация.

- Мы считаем, что это не великан сбросил камень, а сама река унесла его за собой. Реки размывают грунт и уносят с собой его по течению. У горной реки очень сильное течение.

2 ситуация.

- Мы можем объяснить, почему провалился дракон. Это произошло из-за Закона всемирного тяготения. Не уверены, что изнутри что-то толкает, и получаются горы.

3 ситуация

- Люди не могли создать все горы, хотя может быть какая – то другая сила это сделала?

(Педагог выслушивает все версии. Даже если дети связывают вторую историю с вулканами, не реагирует на сказанное.)

- Как вы думаете, какая тема урока?

- Мы думаем, тема нашего урока – Горы.

- Сформулируйте вопросы по этой теме.

- Как же образуются горы? Из чего состоят горы? (на доске появляются вопросы)

3. Совместное “открытие” знаний.

- Можете ли сразу ответить на поставленные вопросы?

- Нет. Нам необходимо разыскать информацию, которая бы нам помогла разобраться в этих вопросах.

( Далее детям предлагается ряд репродукций или просматривается видео фрагмент с видами гор)

- Опишите, ребята, то, что вы увидели.

- Это очень красивые места. Крутые снежные вершины и бездонные пропасти. Одни каменные глыбы. Узкие быстрые реки.

- Хотели бы вы оказаться в таких местах?

- Конечно, там очень красиво, но и очень опасно.

- Почему вы так считаете?

- Мы думаем, что не каждый сможет забраться так высоко, можно сорваться и упасть вниз.

- Как же образуются горы? ( Дети высказывают свои догадки. А далее проверяют себя материалом учебника.)

- Перед вами учебник. Ваша задача найти ответ на вопрос на странице 18.

- Ребята, откуда к нам попали эти вещи?

( Педагог демонстрирует украшения, шкатулки из камня, ложки и многое другое.)

- Мы считаем, что это было выкопано из земли и называется полезными ископаемыми.

- Найдите более точный ответ на страницах 18-19.

(В результате ответов на вопросы на доске появляется схема - опора <рисунок1>)

Рисунок 1

- Мы выяснили, что в недрах Земли при высокой температуре появляются разные горные породы. В результате деятельность вулканов, они оказываются близко к поверхности. Люди находят их и используют по назначению.

- Найдите в тексте информацию о самой высокой горе на нашей планете.

- Мы прочитали об Эвересте, его высота составляет почти 9 километров.

- Удобно ли передвигаться в горах?

- Нет, здесь узкие тропинки, нельзя проехать на машине. На вершинах гор располагаются ледники.

- Скажите, ребята, можем ли мы теперь вернуться к легендам и объяснить их значение.

( Ребята совещаются. )

- Мы решили, что первая легенда говорит о выветривании, которое старается разрушить горы: из остроконечных вершин сделать более пологие склоны.

- А вторая иносказательно объясняет нам о подземной силе, которая стремится на поверхность. Языки пламени – это вулканы, а образовавшиеся поднятия от толчков - это горы.Третья легенда, по-своему, объясняет причину прочности горных пород и восхищается неприступностью вершин. А ещё она говорит о богатствах, спрятанных в горах, т.е. о полезных ископаемых.

4. Самостоятельное применение знаний.

А) Найдите на карте горы молодые и старые.

(Каждая команда получает определённый материк. Дети выступают от каждой команды.)

Б) Проверь себя:

Молодые горы Южной Америки ________________________________

Старые горы Евразии__________________________________________

Силы, участвующие в процессе горообразования ___________________

Материк, на котором находятся горы Кордильеры__________________

Горы состоят из_______________________________________________

Железная руда, золото, каменный уголь – это______________________

Верхушки молодых гор покрыты________________________________

Образец для проверки.

Молодые горы Южной Америки - Анды

Старые горы Евразии - Уральские горы

Силы, участвующие в процессе горообразования - подземная сила и выветривание.

Материк, на котором находятся горы Кордильеры – Северная Америка

Горы состоят из горных пород

Железная руда, золото, каменный уголь – это полезные ископаемые.

Верхушки молодых гор покрыты ледниками.

- Ребята, через несколько уроков состоится викторина по материалам дополнительных уроков. Желающие могут принять участие в ней.

Готовьте вопросы и задания.

5. Итог занятия.

1.Что нового узнали?

2. Как узнали, что помогло?

3.Где пригодятся знания?

4.Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

5.Как работал ты?

Поделиться

         

 

 

 

 © 2012 И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе. (УМК «Планета знаний») Тема: В мире камней.

Урок окружающего мира во 2 классе.(УМК «Планета знаний»)Тема: В мире камней....

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.

Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "в мире камней"

Урок окружающего мира во 2 классе.Тема: В мире камней. Цели урока:1.Познакомить детей с горными породами и минералами с целью расширения их кругозора.2.Учить детей планировать свою деятельн...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века

Календарно тематическое планирование поокружающему миру  для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС  с УУД...

Урок-обобщение по теме "Горы и горные системы" окружающий мир – 4 класс

окружающий мир – 4 класс Урок-обобщение по теме "Горы и горные системызадачи: повторить и обобщить изученный материал по теме «Горы и горные системы»развивать мыслительную деятельность учащихсяра...