Конспект урока по окружающему миру "Красная книга России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру на тему "Красная книга России". В конспекте учитывается региональный компонент - сведения о Красной книге Алтайского края. По программе УМК Начальная школа 21 века, 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_krasnaya_kniga.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Цели урока:

 • рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;

 • раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны;

 • учить осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать;

 • воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование:

 1. Красная книга.

 2. Мультимедиа.

Ход урока

 1. Организационный момент.

 - Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь с нашими гостями. Садитесь.

 Прозвенел звонок.

 Начинается урок.

 - Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе.

 - Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы.

 - Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство.

 - Вдохните в себя свежесть морозного утра, теплоту солнечных лучей, красоту окружающего мира.

 - Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Я уверена, что у нас всё получится.

 2.Сообщение темы урока.

 - Ребята, посмотрите на фотографии. Как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы на этих фотографиях! Ими б только восхищаться, поражаясь сколь щедра на выдумки природа, но есть одно но…..

 - Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем говорить.

 Охраняется Красной книгой,

 Столько редких зверей и птиц.

 Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

 Чтобы души не стали пусты.

 Охраняются звери, охраняются змеи,

 Охраняются даже цветы.

 Красная книга Красная,

 Может, значит, она, что природа умрёт?

 Цель у неё иная: Всё живое хранить зовёт.

 - Кто из вас сможет назвать тему урока?

 Дети: Красная книга.

 Прочитайте тему урока.

 Красная книга России. Правила поведения в природе.

 3.Изучение нового материала.

 - Молодцы! Многие  растения занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Сегодня мы будем говорить о Красной книге. Каждый из вас слышал о ней, но не все знают её историю.

 Сообщение – «Из истории создания Красной книги».

 Ученые мира создали Международный союз охраны природы, которые стали изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга)

 Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга? (обсуждение в парах).

 Учащийся. Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”.

 Учитель. Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.

 Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.

 Как устроена Красная книга?

 Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета?

Чёрные: списки тех, кого мы никогда не увидим, кто уже вымер (саблезубый тигр, сигиллярия)

Красные: особо редкие и исчезающие виды растений и животных (амурский тигр, тюльпан поникающий)

Оранжевые: списки растений и животных, число которых быстро уменьшается. (кувшинка белая, суслик крапчатый)

Жёлтые: виды растений и животных, считаются редкими, но число не сокращается  (средний дятел, герань цыганская)

Белые: мало изученные виды (слоновая черепаха, земляная звезда)

Зелёные: животные и растения, которых удалось спасти (лось, майский ландыш)

 

 Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы  растения продолжали радовать ещё многие поколения человечества?

 Учащиеся обсуждают в группах.

 Ответы детей:

 • Не рвать и не уничтожать названные растения.

 • Говорить о бережном отношении к ним другим людям, даже взрослым.

 • А радоваться ими и любоваться можно, бывая на природе.

 

 4. Знакомство с правилами поведения в природе.

Если Я сорву цветок,

Если ТЫ сорвешь цветок...

Если ВСЕ: и я, и ты –

Если МЫ сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только Я и ТЫ –

Если МЫ сорвем цветы..

Рассматривание картины на слайде. Правильно ли ведут себя люди?

 Работа в парах по карточкам.

- Составьте правила поведения в природе.

 • Правило 1.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!

 • Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!

 • Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

 • Правило 4. Убирайте за собой мусор! Не оставляйте его на природе!

 • Правило 5. Берегите почву!

 • Правило 6. Берегите прекрасный мир растений!

 • Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!

 • Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!

5. Есть ли у нас в Алтайском крае растения, нуждающиеся в защите?

В 1998 году была издана Красная книга Алтайского края

В краевую Красную книгу внесены 144 вида растений, требующих охраны, это 14 видов папоротников, Остальные 130 видов относятся к цветковым растениям.

Учащиеся представляют подготовленные сообщения о растениях, внесенных в Красную книгу Алтая.

Солодка уральская, золотой корень-родиола розовая, маралий корень, горицветы, пион уклоняющийся, ревень алтайский, цмин песчаный, колокольчик широколистный, родиола холодная, росянка круглолистная, астрагал розовый, ирис (касатик) сибирский, ирис (касатик) тигровый, тюльпан Алтайский, Кубышка желтая

 

 8. Итог урока.

 • Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?

 • Какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги?

 • Что бы вы посоветовали своим сверстникам?

 Прочитаем стихотворение Валентина Берестова и подведем итог урока.

 Дерево, трава и птица

 Не всегда умеют защититься.

 Если будут уничтожены они,

 На планете мы останемся одни.

 -Соглашаетесь ли с поэтом? Почему?

 Да, поэт ошибается в своих прогнозах.

 Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т.к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания.

 Каждое растение по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Природа России"

Иметь первоначальное представление о разнообразии природы России;совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материал учебника;написать, в каких местах России уже удалось, а в как...

Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс

Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...

Конспект урока по окружающему миру "Патриоты России"

Конспект урока по окружающему миру "Патриоты России" 4 класс УМК "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру " Патриоты России"

Дети знакомятся с понятиями " патриот", "патриотизм", со значеним "народное ополчение"....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...