Главные вкладки

    Сценарий внеклассного занятия по предмету "Окружающий мир" 4 класс, тема: "Приручение огня" Дополнительный материал для любознательных: Невидимая сила. Чудо волны (звук и свет). Что чувствуют приборы? Проект: Человек проникает в тайны природы.
    методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

     

    Сценарий внеклассного занятия (работа с одаренными детьми)

    Образовательная программа: Школа 2100

    Предмет: Окружающий мир

    Автор учебника: А.А. Вахрушев

    Класс: 4

    Учитель: Кулешова С.П.

    § 23,  тема: «Приручение огня».

    Дополнительный материал для любознательных:

    *    Невидимая сила (электричество и магнетизм)

    *    Чудо – волны (звук и свет)

    *    Что чувствуют приборы

    *    Проект: «Человек проникает в тайны природы»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл scenariy_uroka.docx35.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий внеклассного занятия (работа с одаренными детьми)

    Образовательная программа: Школа 2100

    Предмет: Окружающий мир

    Автор учебника: А.А. Вахрушев

    Класс: 4

    Учитель: Кулешова С.П.

    § 23,  тема: «Приручение огня».

    Дополнительный материал для любознательных:

    1. Невидимая сила (электричество и магнетизм)
    2. Чудо – волны (звук и свет)
    3. Что чувствуют приборы
    4. Проект: «Человек проникает в тайны природы»

    Цель:

    1. сформировать представления о  свойствах света и звука;
    2. формировать умения работать с дополнительной литературой,  проводить эксперименты.
    3. Пробуждать интерес к предметам.

     Задачи:

    1. дать представление о звуке и свете, что является их источником;
    2. показать практическое значение изученного материала;
    3. научить обрабатывать и обобщать полученную в результате опытов информацию.

    Оборудование: камертон, батарейки, медная проволока, магнит, металлические скрепки, гвоздь, лампочка, изолированная проволока, компас, эбонитовая палочка, шерстяная ткань, электроскоп, амперметр, шарик на нитке, наушники, стакан с водой, карандаш, распылитель воды, призма, фонарик, лазер, датчики, электронный микроскоп, ноутбуки, интерактивная доска, электронные планшеты, интернет, электронные носители информации (флэшка).

    Ход занятия:

    1. Орг. Момент

    Учитель: Ребята, сегодня вы работаете в физической лаборатории имени М.В. Ломоносова.  Каждая группа представляет собой отдел, который занимается научными исследованиями физических явлений природы.

    Перед вами на экране начальник лаборатории ________________.

    Начальник лаборатории: (Видео) Здравствуйте друзья.

    1. Приведите примеры объектов живой и неживой природы.

    (живая природа – птицы, рыбы, звери, насекомые, человек, растения;

    неживая природа – солнце, вода, камни, воздух)

    1. Что мы называем искусственными объектами?

    (вещи, сделанные руками человека)

    1. Из чего изготавливает человек вещи?

    (из объектов природы)

    1. Путь всех вещей созданных человеком начинается в природе.
    2. Откуда люди берут энергию для изготовления вещей?

     (Источником энергии является: уголь, древесина, нефть.

    Люди используют энергию воды, ветра, солнца.)

    1. Откуда берёт человек новые знания, идеи, изобретения?

    (использует накопленный опыт, знания, а самые способные люди не только пользуются чужими знаниями, но и умеют открывать новые знания, изобретения).

    1. Сегодня вы будете знакомиться с разнообразными достижениями современного человека, узнаете, как были сделаны некоторые открытия, проследите этапы развития определённых предметов.
    2. У вас на столах есть ИНСТРУКЦИЯ по Т\Б. Прочитайте её и подпишите на строке ознакомлен свою фамилию и имя.

    Инструкция по технике безопасности для учащихся

    на   уроке  физики:

    1. Будьте внимательны и дисциплинированы, точно выполняйте указания учителя.
    2. Не приступайте к выполнению работы без разрешения учителя.
    3. Размещайте приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение.
    4. Перед выполнением работы необходимо внимательно изучить ее содержание и ход выполнения.
    5. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь (особенно с неубранными волосами) к вращающимся механизмам.
    6. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепей, лишенным изоляции.
    7. Не производите пересоединений до отключения источника электропитания.
    8. По окончании работы отключите источник электропитания.
    9. Не оставляйте рабочего места без разрешения учителя.
    10. Обнаружив неисправность в электрических устройствах, находящихся под напряжением, немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю.

    1. С вами будут работать старший научный сотрудник _______________ и _____________________________________________________________.
    2. Они помогут разобраться:

    1 группе:  с электричеством и магнетизмом с 108-111

    2 группе:  со звуковыми колебаниями среды с 112-114

    3 группе: со световыми колебаниями потока частиц с 114-115

    4 группе: с измерительными  приборами (датчиками, микроскопами) с 116-117

    1. В конце занятия постарайтесь ответить на вопрос:

    Как человек проникает в тайны природы и использует их на благо человека?

    Итогом вашей работы будет  совместный проект: презентация «Использование  тайн  природы на благо человека(от каждой группы по 2-3 слайда). Задание  для каждой группы написано на «маршрутном» листе. Удачных открытий!

    1. Учитель: изучение «Маршрутных» листов (целеполагание)

    1 группа: Изобретение прочного синтетического волокна (освоение космоса, искусственные спутники Земли) с 118-119

    2 группа: Исследование строения атома (атомные электростанции, развитие ЭВМ, интернет, сотовые телефоны) с 119-120

    3 группа: Использование лазера (мощный тончайший пучок света) в медицине и других областях с 120-121

    4 группа: Приборы в современной медицине и в быту (рентген, радиоактивное излучение, микроволновая печь, радар) с 116-117

    1. Самостоятельная работа с источниками информации (учебник, печатная тетрадь, интернет, электронный планшет, ноутбук)

    1 группа:  печатная тетр. с 41-42

    2 группа:  печатная тетр. с 43

    3 группа: печатная тетр. с 43

    4 группа: печатная тетр. с 44-45

    1. Индивидуальная лабораторно-исследовательская  работа с каждой группой (проведение опытов)

    1 группа:  с 42 № 10

    1. Возьми батарейку, лампочку и проволоку. Попробуй сделать так, чтобы лампочка загорелась. Раскрась лампочки на тех схемах присоединения лампочки и проволоки к батарейке, на которых лампочка будет гореть.
    2. Эбонитовую палочку потри о шерстяную ткань и электроскопом зафиксируй наличие тока (движение электронов)

    2 группа:

    1. Используя камертон и шарик на ниточке, проверь наличие звуковых волн. Что мешает проникновению звука? Проверь.

    3 группа: с 43 № 7

    1. Возьмите стакан с водой и опустите в него карандаш. Что вы заметили? (карандаш кажется сломанным). Это явление называют – преломление света.
    2. Возьми стакан с водой, бутылку-распылитель с водой и фонарик или лазерный луч. Направь световой поток на струящуюся воду и зафиксируй появление радуги.
    3. Дорисуй ход лучей света и объясни с помощью рисунка, для чего в фонарике отражатель.

    4 группа: с 45 № 5

    1. Обведи приборы, использующие сигналы спутников.

    1. Выступление представителей от каждой группы с заранее подготовленным докладом по своему направлению (презентации)

    1 группа: Презентация № 1.

    1. В результате исследований человек узнал, что тело состоит из веществ, вещества состоят из молекул, молекулы из атомов, а атомы из электронов.
    2. Если янтарь потереть о шерстяную ткань, то можно услышать потрескивание и увидеть электрические искры. Такое явление называют – электризация.
    3. Если два предмета с разными зарядами соединить металлическим проводом, то электроны легко и быстро, без всякой молнии перейдут туда, где их не хватало. Такое движение электронов по проводу называется электрическим током.
    4. Природный электрический разряд – молния. Это явление очень опасно!
    5. У некоторых горных пород имеется  свойство притягивать железные предметы – это магнитное свойство.
    6. Электричество – универсальный вид энергии. Для его получения пригодны  любые виды топлива или силы природы: текущая вода, нагретый пар, ветер.

    2 группа: Презентация № 2.

    1. Камертон -  представляет собой металлическую "рогатку", укрепленную на ящичке, у которого нет одной стенки. Если специальным резиновым молоточком ударить по "ножкам" камертона, то он будет издавать звук, называемый музыкальным тоном.
    2. Изучив свойства звука, люди изобрели микрофон и динамики. В основе устройства микрофона лежит мембрана (тонкая перепонка), которая колеблется от звука и превращается в электрический сигнал, а у динамиков наоборот. Любая преграда мешает потоку звуковых волн.

    3 группа: Презентация № 3.

    1. Глаз - орган зрения, который позволяет нам видеть мир.
    2. Свет тоже представляет собой колебания, но не частиц окружающей среды, а специальных частиц, несущих свет – фотонов. Поэтому свет проходит через пустоту и имеет направление.
    3. Преломление света проходит через призму.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
    4. Солнечный свет, проходя сквозь капли воды, многократно отражается и преломляется в них, как в маленьких призмах.   В результате образуется яркая цветная дуга - радуга
    5. Чем выше точка зрения, тем радуга полнее — с горы или самолёта можно увидеть  целую окружность.

    4 группа: Презентация № 4.

    (Работа с интерактивной доской, датчиками и электронным микроскопом).

    1. В работе «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частичных качеств» М. В. Ломоносов излагал самые общие представления о строении материи и о «принципах мироздания» — нечувствительных физических частицах, из которых, по его мнению, построено все окружающее. В дальнейшем на основе этих самых общих представлений Ломоносов надеялся объяснить физические и химические явления. При этом само представление об атомах должно было совершенствоваться, уточняться и конкретизироваться.
    2. Ломоносов был противником корпускулярной теории света и защищал волновую теорию. Он приводил ряд соображений, свидетельствующих в пользу волновой теории. Ломоносов, например, указывает, что с точки зрения корпускулярной теории света непонятно, как могут световые лучи одновременно пронизывать какое-либо прозрачное тело в разных направлениях, не мешая друг другу. Вокруг алмаза, пишет Ломоносов, можно поставить тысячи свечей, так что тысячи пучков света будут пересекать друг друга и, при этом, ни один луч не будет мешать другому.
    3. В области исследования электрических явлений главная заслуга Ломоносова заключается в разработке теории атмосферного электричества на основании экспериментальных исследований. Ломоносов продолжал начатые исследования, экспериментируя с «громовой машиной», которая представляла собой установленный на крыше дома или дереве железный шест, от которого в комнату проводилась проволока. В результате этих опытов, а также предшествующих исследований атмосферных явлений Ломоносов разработал теорию образования атмосферного электричества, согласно которой в атмосфере имеют место восходящие и нисходящие потоки воздуха.
    4. Цель очень интересного опыта, который Ломоносов собирался проделать, — это выяснение связи между электричеством и светом; он заключался в проверке, «будет ли луч света иначе преломляться в наэлектризованном стекле и воде?»
    5. Вклад М.В. Ломоносова в развитие физики огромен:
    1. Разработка атомистической теории строения вещества.
    2. Разработка учения о теплоте.
    3. Исследование природы электрических явлений.
    4. Учение о свете и цвете.

    1. Итог занятия (демонстрация презентации № 5)

    1. Лучшие изобретения двадцатого века в области космического освоения – это первый спутник Земли.
    2. Для успешной работы любого здания требуется энергия, простейшим, универсальным и продуктивным источником которой является солнце. Такую энергию накапливают изготовленные из особого материала солнечные батареи. Квадратный метр солнечной батареи способен стать бесперебойным источником питания для двухтонного транспортника. Повышение уровня увеличивает площадь солнечных батарей, а значит и количество производимой ими энергии.
    3. Человек создал чудо-технику: компьютеры, телефоны, фотоаппараты. Соблюдение правил работы на ПК позволит сохранить ваше здоровье. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой.
    4. Применение лазера в разных областях медицины (реабилитация, дерматология, гинекология, ЛОР, спортивная медицина и т.д.) способствует продолжительности жизни человека.
    5. Центрифуга предназначена для применения в практике клинической лабораторной диагностики, проведения исследований в медицине, биологии, химии и других областях. 
    6. Бытовая техника значительно облегчает быт людей (холодильники, микроволновые печи, стиральные и швейные машинки, чайники, миксеры и прочие приборы)

    v. Рефлексия

    Учитель: Молодцы! Вы справились с заданием и сделали много открытий для себя. Принято считать, что физика – это наука не для женщин. Кто с этим согласен? Мнения разделились. Эта проблема следующего занятия. Я считаю, что будущее нашей науки за вами, друзья.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Свет памяти, сиянье детства». (Творчество А. Л. Барто) Внеклассное занятие по чтению.1 класс

    Цели: расширить знания детей о творчестве А. Л. Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;формировать у детей устойчивый интерес к чтению;побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоят...

    Сценарий внеклассного занятия в 3-4 классах по профилактике табакокурения

    Показ опытов, разыгрывание сценок, игр, обсуждение вредного воздействия табачного дыма на организм....

    Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока по теме "Человек проникает в тайны природы"

    Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Конспект урока по теме "Человек проникает в тайны природы"...

    Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Презентация к уроку по теме "Человек проникает в тайны природы"

    Школа 2100. Окружающий мир. 4 класс. Презентация к уроку по теме "Человек проникает в тайны природы"...

    Внеклассное занятие в 3-4 классе. Семь чудес света.

    Конспект клубного часа в ГПД, 3-4 классВероятно, вам доводилось не раз слышать о семи чудесах света. А можете ли вы их перечислить? Если да, то замечательно. Но, если вам пока еще ничего не известно о...

    Внеклассное занятие для учеников 1 класса по русскому языку "Тайны слова"

    Презентация "Тайны слова" предназначена для проведения внеклассного заня ти для первоклассников.  Увлекательные,короткие , разнообразные задания погружают учениклв в удивительгный мир русского яз...

    Сценарий внеклассного занятия для 1 класса "Путешествие в увлекательный мир природы".

    Конспект внеклассного занятия для 1 классов на тему "Путешествие в увлекательный мир природы"....


     

    Комментарии

    Образовательная программа: Школа 2100
    Предмет: Окружающий мир
    Автор учебника: А.А. Вахрушев
    Класс: 4
    Учитель: Кулешова С.П.
    § 23, тема: «Приручение огня».
    Дополнительный материал для любознательных:
    Невидимая сила (электричество и магнетизм)
    Чудо – волны (звук и свет)
    Что чувствуют приборы
    Проект: «Человек проникает в тайны природы»
    Цель:
    • сформировать представления о свойствах света и звука;
    • формировать умения работать с дополнительной литературой, проводить эксперименты.
    • Пробуждать интерес к предметам.
    Задачи:
    • дать представление о звуке и свете, что является их источником;
    • показать практическое значение изученного материала;
    • научить обрабатывать и обобщать полученную в результате опытов информацию.
    Оборудование: камертон, батарейки, медная проволока, магнит, металлические скрепки, гвоздь, лампочка, изолированная проволока, компас, эбонитовая палочка, шерстяная ткань, электроскоп, амперметр, шарик на нитке, наушники, стакан с водой, карандаш, распылитель воды, призма, фонарик, лазер, датчики света, температуры, влажности, силы; электронный микроскоп, ноутбуки, интерактивная доска, электронные планшеты, интернет, электронные носители информации (флешка).

    Образовательная программа: Школа 2100
    Предмет: Окружающий мир
    Автор учебника: А.А. Вахрушев
    Класс: 4
    Учитель: Кулешова С.П.
    § 23, тема: «Приручение огня».
    Дополнительный материал для любознательных:
    Невидимая сила (электричество и магнетизм)
    Чудо – волны (звук и свет)
    Что чувствуют приборы
    Проект: «Человек проникает в тайны природы»
    Цель:
    • сформировать представления о свойствах света и звука;
    • формировать умения работать с дополнительной литературой, проводить эксперименты.
    • Пробуждать интерес к предметам.
    Задачи:
    • дать представление о звуке и свете, что является их источником;
    • показать практическое значение изученного материала;
    • научить обрабатывать и обобщать полученную в результате опытов информацию.
    Оборудование: камертон, батарейки, медная проволока, магнит, металлические скрепки, гвоздь, лампочка, изолированная проволока, компас, эбонитовая палочка, шерстяная ткань, электроскоп, амперметр, шарик на нитке, наушники, три бокала с разным количеством воды для музыкального эксперимента, стакан с водой, карандаш, распылитель воды, призма, фонарик, лазер, датчики света, температуры, влажности, силы; электронный микроскоп, ноутбуки, интерактивная доска, электронные планшеты, интернет, электронные носители информации (флешка).