разнообразие растительного мира
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

конспект урока по окружающему мирупоможет учителю вподготовке к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Разнообразие растительного мира.

Цель: Познакомить обучающихся с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы.

Задачи:

  1. Воспитательная:
  1. Содействовать воспитанию у обучающихся бережного отношения к окружающему миру, умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассников, интерес к изучаемому предмету.

  1. Развивающая:
  1. Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы, логического мышления, воображения, умение сравнивать и делать выводы, систематизировать полученные знания, развитие устной речи.

  1. Образовательная:
  1. Сформировать представление о растениях, как особом царстве живой природы, познакомить с разнообразием растительного мира, отличительными особенностями и характерными признаками каждой группы.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок с элементами игры.

Методы работы: словесный, наглядный, объяснительно—иллюстративный, частично—поисковый.

Формы работы: общеклассная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»

                          Презентация «Разнообразие растительного мира»

                          Мини—сообщения обучающихся

                          Гербарий

                          Опорные слова

                          Памятки

                          Раздаточный материал

Ход урока.

  1. Оргмомент

Слайд 1

Любя природу страстью нежной,

Жизнь проживая безмятежно,

В  познанье отворяя дверь,

Ты в биологию поверь!

Она расскажет вам, ребята,

О рыбах, водорослях, мхах,

Лишайниках, и о ползучих, о крылатых,

И о растениях, грибах.

И вы узнаете однажды

Даль неизведанных дорог,

И утолите жажду знаний.

Итак, начнём скорей урок!

  1. Изучение нового материала.

Целеполагание

Слайд 2

Мы продолжаем с вами путешествие по самому удивительному и разнообразному царству—царству природы.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм—

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

--   В пути нам будет помогать наш верный помощник Старичок—Лесовичок   (на доску иллюстрацию).  Он  поможет  узнать нам тайны природы и будет охранять в пути.

-- Но для того, чтобы мы отправились в путь, необходимо заполнить опорную схему.

Работа в микрогруппах по заполнению опорной схемы.

--Проверим вашу работу.

Как называется наука, которая изучает живую природу?

На какие царства учёные—биологи делят живую природу? Слайд 3

Выступление по 1 ученику от каждой микрогруппы

--Сегодня мы совершим путешествие ещё по одному царству живой природы. А что это за царство вы узнаете, отгадав загадку.

Слайд 4

Дышит, растёт,

А ходить не может?

                  Растение

--Ребята, о каком царстве живой природы мы будем говорить на уроке?

--А на какие вопросы о растениях вы хотели бы получить ответы?

Записать вопросы на доску.

Реализация плана

           С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане»--трава.  

           Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.

Учёные—биологи утверждают, что растения—живые организмы.

--А как вы думаете, это действительно так?

           Учёные—ботаники делят царство растений на группы.

Слайд 5                     Растения

                       Низшие            Высшие

--Как вы думаете, какие растения относятся к низшей группе?

--Верно, а все другие растения относятся к высшей группе.

--Итак, учёные к низшим растениям относят водоросли.

--Что вы знаете о водорослях?

--Где живут водоросли?

--Подробнее о водорослях нам расскажет…………

Мини—сообщение о водорослях.

--Какой вывод можно сделать из услышанного.

Слайд 6                            Водоросли

--Обратимся к высшему классу растений.

Слайд 7                      Высшие растения

                                           Мхи

--К высшему классу растений учёные отнесли мхи.

--Где можно увидеть мхи?

--Как вы думаете, чем мхи отличаются от водорослей?

--Почему учёные отнесли мхи к высшему классу растений вы узнаете из сообщения………………….

Мини—сообщение «Мхи»

--Так в чём же отличие мхов от низшего класса растений?

Слайд 8                                Мхи

 

--Так же к высшему классу относятся и папоротники.

Слайд 9                                Папоротники

Работа с гербарием (или живым цветком)

--Подумайте,  почему эти растения учёные отнесли к высшему классу?

Ответы учащихся на данный вопрос.

--Таким образом, можно сделать какой вывод,   (Слайд   Папоротники)

Папоротник—высшее растение, так как имеет корень, стебель, листья, но не имеет цветков и плодов с семенами, размножается спорами. Живут в сырых местах, очень жизнеспособны.

Физминутка

Мы немного отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете—

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли!

И немножечко устали!

--Я предлагаю вам отгадать загадки.

У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви-только на макушке.
(Сосна)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)

Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые,
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят, там и шумят.
(Березка)

Что же это за девица:

не швея, не мастерица,

ничего сама не шьет,

а в иголках круглый год?

(елка)

По ходу—на доску картинки с изображением деревьев.

--Как вы думаете, на какие группы можно разделить эти растения?

--Почему вы так распределили эти растения?

  Слайд                              Разнообразие растений

                           Хвойные                                 Цветковые

                                                                         (лиственные)

--Учёные лиственные растения называют «цветковые».

--А чем отличаются эти растения друг от друга?

 

Слайд 11                      Хвойные растения

--Почему эта группа растений называется «хвойные»?

--Что вы можете рассказать о хвойных растениях?

Слайд (продолжение)      имеют одеревенелый корень

                                          Листья—хвоинки

                                          Размножаются семенами

Слайд 12                       Цветковые (лиственные) растения

                               Имеют одеревенелый или травянистый корень

                               Листовая пластинка и черенок

                               Размножаются: цветы, из них образуются плоды с          

                                  семенами

--Старичок Лесовичок  предлагает вам задание. Каждая группа имеет своё задание. Попробуйте его выполнить. Удачи!

Групповая работа. Распределение по классам данных растений.

--Какие растения вы отнесли к хвойным?

--А какие к цветковым?

--Ещё раз обратим своё внимание на группы растений.

--Какие растения учёные отнесли к высшей группе?

Слайд 13                            Высшие растения

             Мхи          Папоротники          Хвойные          Цветковые

  1. Итог урока

--Теперь ваш багаж знаний пополнился.  И ещё одно задание от нашего помощника.

 Старичок—Лесовичок предлагает вам графический диктант.

Графический диктант

Да—квадрат

Нет—треугольник

Вопросы:

  1. Верно ли, что наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
  2. Учёные—ботаники делят царство растений на 3 группы: низшие, средние, высшие.     (нет)
  3. К низшим растениям относят водоросли и мхи? (нет)
  4. К высшим растениям относят учёные мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения? (да)
  5.  Растение—живой организм? (да)
  6. Водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок.  (нет)

     -- Проверьте правильность своих ответов. Оцените свою работу.

        (на доска –правильные ответы)

     -- Кто остался доволен своим результатом?

--Что полезного для себя  вы узнали на уроке?

     --Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?

     --Прочитайте высказывание Ж.Ж. Руссо. Если все растения у наших ног, то как мы должны относиться к ним?

     --Надеюсь, что наш урок будет этому способствовать.

  1. Выставление отметок за работу на уроке.

Учащиеся, которые готовили дополнительную информацию к уроку получают ……. Выставить за работу в группах, индивидуальную работу по карточкам.

  1. Домашнее задание:

учебник с. 54-59,

по желанию—подготовить графический диктант, загадки о растениях, кроссворд по данной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Презентация к уроку окружающего мира "Государства Древнего мира"

В данной презентации подобраны слайды о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме....

Урок окружающего мира "Как жить в мире людей?" 4 класс

Урок окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А., (комплект "Школа 2100").Линия 1. Овладение картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о ...

Технологическая карта урока оружающего мира "Путешествие по странам мира. Соединённые Штаты Америки."

К уроку заранее готовятся "перья" из цветной бумаги и бумажные ободки на каждого ребёнка. По ходу урока "перья" раздаются детям по мере их активности, после чего у них образуются индейские ободки....

Урок окружающего мира во 2 классе. (УМК «Планета знаний») Тема: В мире камней.

Урок окружающего мира во 2 классе.(УМК «Планета знаний»)Тема: В мире камней....

Урок окружающего мира в 1 классе по теме «В подводном мире. Многообразие животного мира водоёмов.

Урок строится в виде путешествия по сказочному подводному царству, в котором учащиеся становятся главными исследователями мира водоёмов. Применение компьютерной техники, приёмов и элементов сказкотера...