Виртуальная экскурсия в Летний сад
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Грабусова Елена Владимировна

В конспекте содержится материал об истории Летнего сада, об основных его достопримечательностях( Главная аллея, памятник И.А.Крылову,Летний дворец Петра)Урок проходит в виде экскурссии, которую проводят сами учащиеся. В конспекте содержатся игровые  коррекционные упражнения для равития у детей памяти, внимания, мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letniy_sad.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2(V вида) Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Открытый урок по развитию речи и ознакомлению с родным городом

Тема: «Виртуальная экскурсия в Летний сад»

        Учитель начальных классов Грабусова Е.В

Санкт-Петербург

2011у.г.

.

                                                    Конспект открытого урока по развитию речи и                           ознакомлению с родным городом

                                                         Санкт-Петербургом во 2 классе

коррекционной школы-интернат №2

 Адмиралтейского района

Учитель Грабусова Е.В.

Цель:

         1.Закрепить, уточнить и пополнить знания детей   о достопримечательностях Летнего сада (история возникновения  Летнего сада и Летнего дворца,  скульптуры из Италии, памятник И.А. Крылову , Карпиев пруд)

2.Способствовать развитию у детей интереса к истории своего города, желания посещать музеи и выставки в своем городе.

Коррекционные задачи:

  1.Развивть внимание, зрительно-моторную координацию, словесно –логическое мышление;

  2.Развивть умение использовать ориентиры, формировать умение последовательно ориентироваться от объекта к объекту;

  3.Развивать и активизировать словарь по лексическим темам. Формировать умение образовывать слова при помощи суффиксов. Продолжать учить использовать в речи простые и распространенные предложения в правильной грамматической форме;

  4.Развивать доказательную речь;  

Логопедические задачи:

  1.Добиваться четкого  произношения всех поставленных звуков;

  2.Продолжать работу над темпом и выразительностью речи;

Воспитательные задачи:

  1.Способствовать воспитанию любви к родному городу, желания  больше узнать  о его истории

  2.Способствовать развитию сдержанности, умения слушать товарищей  не перебивая;

  3.Развивать дружеские взаимоотношения.

Словарь:

 Летник, садовники, скульптуры, скульптор, мрамор, мраморные, архитектор, экскурсия, экскурсанты.

Оборудование :

Презентация на тему «Летний сад», мнемо-таблицы со стихами, игра «Собери квадрат», таблицы  с закодированными славами и примерами, карта- схема Летнего сада, флажки, игрушка Буратино

                          Ход урока    

   

I Организационный момент

Учитель:

      -Ребята, сегодня по дороге в школу я встретила нашего знакомого друга Буратино. Он был  огорчен тем, что  хотел побывать  в знаменитом Летнем саду,  но не попал туда.

Действительно, Летний сад сейчас закрыт на реставрацию. Может быть,  мы поможем ему? Давайте проведем экскурсию в Летний сад для нашего друга Буратино, расскажем ему, что вы знаете об этом историческом месте, в ходе экскурсии вспомним знакомые стихи и проведем интересные игры!  Согласны?

 (Ответы детей)

    II Начало экскурсии 

Учитель:

        -Много в нашем городе замечательных мест, где можно отдохнуть, полюбоваться многочисленными достопримечательностями, но мы отправимся в Летний сад. Именно здесь особенно хорошо и красиво в осеннюю пору. Все вместе мы еще раз вспомним историю возникновения Летнего сада,  полюбуемся всемирно известной решеткой, беломраморными скульптурами, побродим по ровным дорожкам и аллеям Летнего сада, послушаем шуршание золотой листвы,  заглянем к Карпиеву пруду и, конечно, побываем в Летнем дворце Петра Первого.  

       Итак, наша экскурсия начинается. А отправимся мы с вами вот на чем -(выставляется таблица с закодированным словом)

Игровое упражнение «Отгадай слово»

 

Р

Б

Ь

К

Л

О

А

3

5

7

1

6

2

4

Дети отгадывают закодированное слово.

Ответы детей: (корабль)

Учитель:

    -Молодцы, правильно, это корабль.(выставляю макет парусного корабля) Минутка релаксации 

Учитель

- Итак, сядьте поудобней, закройте глаза и  представьте себе, что мы находимся на палубе корабля.  Наш корабль плавно скользит по волнам Невы,  мы слышим крики чаек, плеск волн.

 И вот мы подплываем к Летнему саду

 

(слайд №2 «Решетка Летнего сада»)

Учитель

- Ребята, а кто из вас вспомнит, в каком году был создан сад?

Ответы детей

-Летний сад стали создавать в 1704году.

Учитель:

- Для кого он был создан?

Ответы детей:

- Летний сад создавали для богатых людей. Для царя Петра Первого и его семьи

Учитель:

- Действительно, Летний сад был создан в 1704 году. Сам царь ПетрI разработал проект его аллей и дорожек.

  (Слайд № 3  «План Летнего сада Петровских времен»)

Учитель:

- Он сам руководил всей работой, отдавал распоряжения о доставке растений для сада из других стран . Петр I очень любил цветы .Их высаживали в саду кружевными рисунками. Тюльпаны, лилии, розы и др. цветы создавали сказочный  живой ковер. Из-за обилия цветов сад сначала называли «цветочным». А название «Летний» он получил от  того, что в саду было много  однолетних цветов-«летник»

Учитель:

-Ребята, а для чего нужен был сад?

 Ответы детей:

- В нем совершал прогулки Петр Первый и его семья. Здесь проводились различные праздники для  богатых жителей города.

Учитель:.

-  Правильно,  в саду отдыхали царь со своей семьей , знатные, богатые люди  Совершали прогулки  няни с  детьми знатных вельмож. Здесь отмечали праздники и победы русских войск со шведами.

Учитель :                                                            

   -А еще я хочу рассказать о том, что в Петровские времена в саду было много фонтанов. Их было около двадцати. Некоторые фонтаны, называемые «шутихи», действовали очень хитро. Они неожиданно окатывали водой тех, кто неосторожно к ним приближался. В  кустах  искусно прятали клетки с диковинными птицами, которые издавали чудные трели, в пруду разводили карпов, золотых рыбок, плавали утки, гуси, в деревянных домиках вокруг пруда жили черные лебеди.

   Раньше в саду гуляли только богатые люди, бедных людей туда не пускали, А теперь любой человек может свободно здесь побывать .Как только Летний сад откроют после реставрации, мы обязательно там побываем .

           Ну, а сейчас представим себе, что мы стоим у главного входа в Летний сад.

                                (слайд №5 «Решетка Летнего сада».) 

Учитель:

-Ах,  какая  дивная решетка ! Кто создал эту дивную красоту?

Ответы детей:

-Решетку придумали Фельтен и Егоров.

 Учитель:

-Действительно, это одна из самых красивых решеток, создана скульпторами Фельтеном и Егоровым .Посмотрите,  какая решетка легкая и изящная. А розы в корзинах как живые стоят круглый год . Так и хочется вспомнить строки из стихов Анны Ахматовой…

       « Я к розам хочу,

       В тот единственный сад,

       Где лучшая в мире стоит из оград…»  

      Итак, представим себе, что мы  идем по главной аллее

                               

                             (слайд №6 «Главная аллея»)

Учитель:

-Мы видим много скульптур и бюстов .Из какого материала сделаны эти скульптуры?

      Ответы детей:

- Эти скульптуры сделаны из мрамора. Они мраморные.  

  Учитель:       

-    Правильно, все они сделаны из мрамора. Они очень хрупкие. Их очень берегут и охраняют. В зимнее время скульптуры помещают в специальные ящики, а в годы войны  скульптуры закапывали в землю А вот откуда были привезены эти скульптуры, вы мне скажете сами, если разгадаете это слово  

      А

         И

         Я

         Л

          Т

   

 И

     

 3

          1

           6

        4

          2

 

  5


Ответы детей:

-Эти  скульптуры из Италии.

Учитель:

-Правильно! Эти скульптуры сам царь Петр Первый приказал привезти из далекой страны Италии. Осенью особенно приятно пройтись по  аллеям, когда золотая листва осыпает бело-мраморные скульптуры. Так и хочется вспомнить эти стихи.

                    ( выставляется мнемо-таблица №1 )

Кто из вас хотел бы рассказать это стихотворение?

Ученик читает стихотворение :                        

                               «Осень на белые статуи  снова

                                Сыплет свою золотую листву

                                Солнечный отблеск на лбу у Крылова

                                  Гаснет ,  в седьмом исчезает часу …»

Учитель:

-Если с главной аллеи свернуть  в лево, то мы попадем в небольшой сквер , где расположен необычный памятник. Что это за памятник?

Ответы детей:

 -Это памятник Крылову.

Учитель:

-Молодцы, правильно, это памятник Ивану Андреевичу Крылову

Учитель:

-В 1855 году скульптор Клод создал памятник знаменитому баснописцу.

А почему вокруг памятника много зверей?  Буратино говорит,  что это наверное Айболит?  Так ли это?

 Ответы детей:

-Буратино ошибается. И.А.Крылов сочинял басни про животных.

   Учитель:

-  Правильно, Иван Андреевич Крылов сочинял басни, где главными героями были животные. Поэт в баснях высмеивал плохие черты людей- жадность,  лживость, глупость,  а использовал для этого животных,  наделяя их этими качествами. Вот почему вокруг памятника так много зверей.

- А какие басни И.А.Крылова вы знаете?

 Ответы детей:

- «Лиса и виноград», «Слон и Моська», «Лебедь, рак и щука», «Мартышка и очки» К этому памятнику любят приходить дети со своими родителями.

- А кто из вас может рассказать стихотворение?

                       (выставляю мнемо-таблицу №2 )

    Ученик читает:

             «Осень плетет паутинные сети,

                 Мраморным римлянам любо глядеть,

                 Как разыгрались в круг дедушки дети,

                 Скоро уж  время снежинкам лететь…»

 Учитель: 

-  Да, как бы  осень ни старалась,   она не может сохранить свою красу вечно. Какие чудесные деревья осенью в Летнем саду.

                 Слайд №8 «Осень в Летнем саду»

- Многие из них очень старые. За ними ухаживают садовники. Они их лечат, подстригают.

-Вспомните, какие деревья растут в Летнем саду?

 Ответы детей:

-В Летнем саду растут дубы, клены, ясени, липы, каштаны.

Учитель:

- Молодцы, првильно .Деревья привозили взрослые, большие, т.к. Петр Первый хотел быстрей создать сад.

Догадайтесь, какое дерево я загадала?

              (игровое упражнение: «Отгадай дерево»)

     Ух, какой ветер поднялся !(  магнитофонная запись  шуршания листьев) Вы догадались, что это за звуки?-

Ответы детей:

- Это листья под ногами шуршат.

- Это деревья шумят  листвой.

Учитель

-Правильно, это шум листвы. Так шуршит под ногами листва. Давайте и мы отдохнем под звуки шуршащей листвы.

Физкультминутка.

                 «Ветер в летнем саду. (руки над головой)

                  Ходят волны в пруду (ходьба на месте)

                 Листья возле реки мчатся вперегонки (бег на месте)

                  Желтый лист, красный лист, (правая рука в сторону, левая то-же)

                 Вы откуда взялись вдоль аллеи, пруда? (поднять плечи и опустить)

                 Вы спешите, куда? (движение повторить)

Дунул ветер сильней ( руки подняты над головой)

Мы слетели с ветвей (  руки вниз)

Чтоб на землю упасть ( присесть)

И набегаться всласть (бег на месте)

А с приходом зимы спать уляжемся мы!  (присесть)

  Учитель

    -Непоседа ветер разбросал листья по всему саду. Посмотрите на таблицу и подумайте, куда упали листочки?

     

                              (таблицы на слайде №9)

Учитель:

-Молодцы, все были внимательны!

Учитель:

-Несколько листочков попали и к вам . Постарайтесь отгадать, от какого дерева у вас листочек.

                 

 (игровое упражнение «Собери листочек» )

(Дети собирают квадрат с изображением листьев,  разрезанный на части и называют дерево, от которого этот листочек.)

Учитель:

- Молодцы!  Хорошо справились с заданием.  А теперь мы отправляемся к главному зданию  Летнего сада .

                   (слайд №10 «Летний дворец Петра Первого»)

Учитель:-

-   Скажите , а для кого предназначен был дворец?

 Ответы детей:

-Дворец построили для царя и его семьи.

Учитель:

- Правильно, дворец был построен по проекту архитектора Доменико Трезини  в   1712 году для семьи царя Петра Первого. Царская семья отдыхала здесь летом. На первом этаже находились комнаты самого Петра, а на втором этаже комнаты жены Екатерины I и детей. В доме есть гостиная, тронный зал, спальня. А вот сколько комнат всего было во дворце вы мне скажете сами, если разгадаете эту цепочку

                ( цепочка с примерами)

         +3                -2               +  2

13--------------?-------------?-------------?

Учитель:

     Молодцы! Действительно в доме было 16 комнат. Давайте посмотрим некоторые из них.

 ( просмотр слайдов№11, 12 ,13, 14 )

 

        Учитель:

- Итак,  побывав во дворце , теперь отдохнем у Карпиева пруда

( Слайд №15 «Карпиев пруд»)

     - Когда-то здесь жили 2 прекрасных лебедя. Именно про них написаны эти стихи

                         (выставляется мнемо-таблица)

     Кто прочитает это стихотворение?

    Учащийся:           

                   «Лебяжья канавка, Фонтанка, Нева,

                   Меж ними деревьев густая стена,

                   И лебеди плавно скользят по пруду

                    В Летнем саду …»

Учитель: 

-Как красив этот пруд! При Петре Первом в пруду разводили многочисленное количество рыбы, плавали красивые лебеди. Я надеюсь, что после реставрации  в этом пруду вновь появятся красивые лебеди, которых будут любить и ухаживать за ними.

        А сейчас экскурсия наша подходит к концу. Давайте еще раз вспомним , где мы побывали в Летнем саду и отметим флажками на карте эти места.

(Ребенок отмечает на карте  «Главный вход со знаменитой решеткой», «Главная аллея», «Памятник И.А.Крылову», «Летний дворец», «Карпиев пруд»)

Учитель:

- Молодцы!

      Буратино, а тебе понравилась наша экскурсия?

Буратино-

«Ребята, спасибо вам большое за интересную экскурсию. Я многое узнал  нового об этом замечательном месте. Мне понравилось, как вы читали стихи и отгадывали закодированные слова,  собирали  листочки, решали примеры. Я обязательно побываю в Летнем саду еще раз, когда его откроют для посетителей! Я хочу на память об этой экскурсии сфотографироваться вместе с вами.»

.                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия в начальной школе

Краткое описание работы, для чего нужна экскурсия в начальной школе, её применение, необходимость её использования....

Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)

Тур по Волгоградской области (виртуальная экскурсия)...

Виртуальная экскурсия "Кавказские горы"

к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Гармония" (Поглазова О.Т). Презентация разбита на 2 части, перед использованием нужно их объединить...

методическая разработка урока по теме "Виртуальная экскурсия "Весна пришла!"

Конспект урока, презентация, раздаточный материал...

Исторические достопримечательности моего края (виртуальная экскурсия), 4 класс

Интегрированный урок (окружающий мир, литературное чтение), целью которого является создание карты Москвы с ее историческими достопримечательностями. Основной блок - Московский Кремль, история его обр...

Виртуальная экскурсия "Сторона родная" "Экскурсия в поселок Гузерипль"

Экскурсия в посёлок Гузерипль  поможет детям проявить интерес к истории  родины, национальной культуре, открыть для себя новые ценности, дети лучше узнают друг друга. Краеведение является од...

Создание виртуальной экскурсии инструментами сайтостроения на примере обзорной экскурсии по школьному музею

Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подрост...