Презентации к уроку Окружающего мира
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Кондратьева Лариса Геннадьевна

Урок Окружающего мира "Домашние животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon koshki1.ppt1.97 МБ
Office presentation icon russkiy_yazyk.ppt605.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Архаизмы и историзмы МБОУ «Началовская СОШ» Кондратьева Лариса Геннадьевна

Слайд 2

Задачи проекта: Узнать новое о исчезнувших словах; Проанализировать значение некоторых из них; Показать свое отношение к получению новых знаний.

Слайд 3

Цели проекта: Изучение историзмов и архаизмов; Обогащение словаря, развитие речи; Воспитание любви к родному языку.

Слайд 4

План проекта: Изучение литературы об устаревших словах: энциклопедических и толковых словарей, научных статей о русском языке. Чтение художественной литературы, в которой используются устаревшие слова.

Слайд 5

Гипотеза: Устаревшими слова оказываются потому, что ушли из жизни предметы, которыми они назывались.

Слайд 6

«Историзмы» Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребляемым, а потом и совсем исчезает. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой–нибудь предмет, например кольчуга, соха, цеп, вместе с ним уходит и слово. Такие слова называют историзмами.

Слайд 7

«Архаизмы» Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое, с тем же значением, например: перст- палец, ланита- щека, чело – лоб. Таким образом, «в отличие от историзмов архаизмы являются обозначениями вещей и явлений, существующих и ныне, но имеющих другие наименования», например: воитель – воин, рыбарь – рыбак, вотще – напрасно, понеже – потому что, вельми – очень, присно – постоянно.

Слайд 8

«Новая жизнь старых слов» Исчезнув на некоторое время, устаревшие слова могут вновь появиться, изменив при этом свое первоначальное значение, например: копье – оружие древнего воина и копье спортсмена, барин – господин и барин – лентяй, белоручка. Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит. Встречаются такие слова в сказках, былинах, преданиях и других жанрах устного народного творчества.

Слайд 9

«Архаизмы в литературе» В художественной литературе устаревшие слова используются с разными целями. Иногда они нужны для характеристики эпохи, для создания ее колорита. Так, в книге С.П. Алексеева «Сто рассказов из русской истории» только в цикле рассказов о Суворове и русских солдатах встречаются историзмы фельдмаршал, фельдъегерь, сотник, гренадеры, гусары, верста. Немало в книге и архаизмов, например: рать (войско), сия (эта), виктория (победа), молвить (сказать), дозволь (разреши), надобно (нужно).

Слайд 10

«Новое значение старых слов» Слова уходят из языка, если из жизни уходят предметы, явления, вещи. Современный воин не может быть вооружен копьем, мечом, луком, стрелами. Не нужны стали эти предметы, постепенно уходят из жизни и слова, их называющие. Некоторые слова сохранились без изменения (сбруя, стремя), другие получили новое значение ( копье у спортсмена, шлем у танкиста или космонавта, древко знамени, плащ – дождевик).

Слайд 11

«Этимология- наука об изменениях в языке» Старые корни слов мы можем обнаружить и в других наших словах. Мы говорим, например, суп с телятиной, щи со свининой. Каждому понятно, что телятина – это мясо теленка, свинина – мясо свиньи. А вот почему говядина ? Какое мясо? Оказывается, раньше было слово говядо . Им называли крупный рогатый скот: коров, быков, волов. Или старое слово рех. Оно означало –дыра, отверстие. Теперь мы говорим прореха, решетка, решето. А старое слово лоп означало широкий лист. От него образовались – лопух, лопата, лопоухий.

Слайд 12

Вывод: Для себя я сделал выводы, что архаизмы могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности. Устаревшими слова оказываются потому, что ушли из жизни предметы, которые этими словами назывались. Но есть и такие слова, которые устарели, а предметы, называемые ими, остались.

Слайд 13

Владимир Иванович Даль создал настоящую сокровищницу меткого народного слова. О своем словаре он в шутку говорил: «толковый», не от того назван словарь, что мог получиться бестолковым, а от того, что он растолковывает.

Слайд 14

Литература: Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М. 1986 г. Скворцов П.И. Друзьям русского языка. – М., 1982 г. Попов М.В. Занимательная орфография. Шаинский Н.М. в мире слов. – М., 1985 г. Лопатин В.В. Рождение слова. – М., 1993 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Государства Древнего мира"

В данной презентации подобраны слайды о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме....

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе "Что такое окружающий мир"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Что такое окружающий мир" 1 часть...

Презентации к урокам окружающего мира Вахрушев 2 класс Путешествие по миру

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс Вахрушев...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Как мы общаемся с миром"

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по теме "Как мы общаемся с миром"...

Презентация к уроку окружающего мира "Как мы общаемся с миром"

Презентация к уроку окружающего мира "Как мы общаемся с миром"...

Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)" 1 класс

Презентация к уроку окружающего мира "Воздействие человека на окружающую среду" 1 класс...