Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе по УМК "Планета знаний"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Петрухина Маргарита Михайловна

Программа расчитана на 2 ч в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.okruzh.mir_v_4_klasse.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛА БОЛЬШОЕ ПОПОВО ЛЕБЕДЯНСКОГО      МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

КУЛИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

        

ПРИНЯТО

на заседании МО учителей

начальных классов МБОУ СОШ

 с. Большое Попово

Руководитель МО ___________ Кузьмина Е.С.

Протокол №__ от «__»  ______  2012 года

РАССМОТРЕНО

                                на заседании педагогического совета

                        Протокол №___ от «___» 2012 года

«УТВЕРЖДАЮ»  -

Директор МБОУ СОШ

с. Большое Попово__________  О.А.Сёмина

Приказ № ___ от «___» _____ 2012 года

 

Рабочая программа

учебного курса

«Окружающий мир»

( Составила М.М Петрухина )

4 класс

(Рабочая программа составлена на основе программ общеобразовательных учреждений Федерального компонента государственного образовательного стандарта

начального общего образования)

С. КУЛИКОВКА ВТОРАЯ

2012  ГОД

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 классы. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного представления
о мире и месте человека в нем. Это и определяет его цель — формирование представлений о природе, человеке и обществе знание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к  окружающему миру.

Задачи курса:

— систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

— формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

— знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

— социализация ребенка;

— развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

— воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

— формирование самостоятельной познавательной деятельности;

— воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей.

При отборе содержания курса учитывались принципы, которые отражены в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17 июня 2003 года. Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Сведения о каждой составляющей этой системы также носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме.. выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь. сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития,
а не самоцель.

В связи со сказанным большое эмоциям человека. Про
предусматривает знакомство с положительными и отрицательными эмоциями, их влиянием
организм и окружающих людей. дети убеждаются в необходимости уметь управлять своими чувствами и обучаются некоторым приемам владения собой.

Содержание курса позволяет организовывать целенаправленную работу по развитию эстетического восприятия окружающего мира. Программа последовательно раскрывает не
научную и практическую значимость изучаемых объектов, но и их эстетическую ценность для человека и общества в целом.

Развитие мышления обеспечивается включением в учебные пособия разнообразных заданий на сравнение объектов, выявление их существенных признаков, классификацию, установление причинно-следственных связей и зависимостей.

Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории -родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих
психических новообразований. В связи с этим обучение в начальной школе целесообразно рас
сматривать как ряд этапов (витков спирали). Так, на первом этапе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. На втором этапе преобладает знакомство с группами объектов и обязательное рассмотрение элементарных примеров их взаимодействия. На следующем этапе
осуществляется более детальное рассмотрение отдельных объектов, а на завершающем — групп таких объектов.

Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. данный принцип реализуется через вы
деление вариантного минимума содержания образования и вариативной части.

Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления.
Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний речь. в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они
предполагают наличие определенного уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.

Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших  школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно она становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.

Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких-то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои, выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твердыми телами, растениями и животными.

Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами, а также графические практические работы.

Работа с различными моделями помогает ребенку рассматривать структуру природных
и социальных объектов, устанавливать связи между их компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполнив эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета «Окружающий мир» часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.

Из словесных методов в процессе изучения курса «Окружающий мир» чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей действительности.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий
мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная — цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях — окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.  Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят — элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или
одинаковые для всех задания и вьшоля5гют их под руководством учителя. — Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не  имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руководствуясь техникой безопасности; демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
Урок в 4 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетаний.

В программе выделены «Основные требования к уровню знаний и умений учащихся». Эти требования определяют обязательный минимум, которым должны овладеть ученики к концу каждого класса, чтобы успешно продолжить дальнейшее обучение.

Кроме того, в программе определены знания и умения, которыми дети могут овладеть за счет более полного усвоения содержания программы благодаря своей любознательности 1941—19 и способностям.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.

Программа рассчитана:

количество часов в год — 68;

количество часов в неделю —2;

количество часов в І четверти — 18;

количество часов во  II четверти — 14;

количество часов в ІІІ четверти — 20;

количество часов в 4 четверти   - 16

Развернутое тематическое планирование составлено по учебнику:

Ивченкова, Г. Г. Окружающий мир. 4 кл. : учеб. для четырехлетней нач. шк. : в 2 ч. / г. г. Ивченкова, И. В. Потапов, Е. В. Саплина, А. И Саплин. 2-е изд., испр. М. : АСТ : Астрель, 2008.

Ч. 1: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов.

Ч. 2 : Е. В. Саплина, А. И. Саплин.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 4 класса

Учащиеся должны знать:

— о погоде: температуре воздуха, направлении ветра, облачности, осадках;

— о предсказании погоды;

— что такое план местности;

— о географической карте;

— формы поверхности суши: равнины, горы, холмы, овраги;

— как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши;

— об изменении поверхности суши в результате деятельности человека;

— о горючих полезных ископаемых, рудах, удобрениях;

— о необходимости бережного использования полезных ископаемых;

— что такое природное сообщество;

— признаки приспособленности растений и животных к условиям жизни в сообществах;

— некоторые взаимосвязи между обитателями природных сообществ;

— об использовании и мероприятиях по охране природных сообществ;

— об особенностях природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, почва, природные и искусственные сообщества;

— об использовании и охране природы своего края;

— правила поведения в природе;

— о форме Земли, ее движении вокруг оси и Солнца;

— об изображении Земли на карте полушарий;

— о карте нашей Родины;

— об особенностях природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России;

— основные этапы развития государства;

— ключевые даты и события каждого этапа истории:

— образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга;

— создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена
крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; 1922 г. — образование СССР; 1941-1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полет в космос Ю. Гагарина;
1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством;

должны уметь:

— проводить самостоятельные наблюдения в природе; давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю и за месяц;

— читать план с помощью условных знаков;

— показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий), границы России, некоторые города России;

— устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);

— находить дополнительную информацию;

— приводить примеры полезных ископаемых (3—4); растений (3—4 примера) и животных изученных природных сообществ и природных зон России (4-5 примеров);

— приводить примеры сельскохозяйственных растений своего края (4—5);
работать со схемами, таблицами и моделями;

— соблюдать правила поведения в природе;

— находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;

— рассказывать о ключевых событиях истории государства;

— рассказывать об основных событиях историй своего края.

Учащиеся могут знать:

— о грозных явлениях природы;

— о зависимости погоды от ветра; что такое масштаб;

— некоторые сведения из истории создания карт;

— о долинах, балках, курганах, насыпях, карьерах; о разнообразии почв;

— о распределении воды и суши на Земле;

— о круговороте веществ в природе;

— об экологической пирамиде;

— о защитной окраске животных;

— как растения природных сообществ приспособлены к совместной жизни;

— причины смены времен года;

— имена исторических личностей, с которыми связаны основные этапы развития государства: князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий донской Иван III, Иван IУ, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, Император Петр I, Екатерина II, А. Суворов, П. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К, Жуков, Президент РФ Д. А. Медведев;

— основные научные и культурные достижения своей страны;

— культурные достопримечательности своего края;

могут уметь:

— предсказывать погоду по местным признакам;

— применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;

— объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

— определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;

— делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; участвовать в мероприятиях по охране природы;

— пользоваться различной справочной литературой;

— получать информацию, используя текст таблицы, рисунки;

— сравнивать и делать выводы.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС

4 класс 2012 – 2013 г

68 ч (2 ч в неделю)

№ урока

Тема урока,

страницы учебника

Дата

Фактич.

Наш край (22 ч)

Что такое погода Часть 1 С. 3—9

04.09.12

2

Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы

С. 9—14

07.09.12

3

Предсказание погоды  С. 14—17

11.09.12

4

Экскурсия в смешанный лес

14.09.12

5

Экскурсия к водоёму

18.09.12

6

Экскурсия на луг или в поле

21.09.12

7

Наша местность на плане и карте  С. 18—20

25.09.12

8

План местности  С. 21—25

28.09.12

9

Географическая карта  С. 25—29

02.10.12

10

Равнины  С. 30—33

05.10.12

11

Горы  С. 33—36

09.10.12

12

Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши

С. 36—41

12.10.12

13

Как деятельность человека изменяет поверхность суши

С. 41—45

16.10.12

14

Богатства недр  С. 45—49

19.10.12

15

Разнообразие почвС. 50—52

23.10.12

16

Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу  С. 53—58

26.10.12

17

Животные — обитатели луга. Луг  в жизни человека

С. 59—64

30.10.12

18

Какие растения растут в лесу  С. 64—68

02.11.12

19

Животные — обитатели леса. Лес  в жизни человека

С. 69—73

13.11.12

20

Водоём  С. 74—80

16.11.12

21

Искусственные сообщества. Поле  С. 81—85

20.11.12

Доп. урок

Животные — обитатели полей  С. 85—87

23.11.12

22

Сад  С. 88—93

27.11.12

Внеклассная деятельность учащихся

С. 94—95

Наша Родина на планете Земля (12 ч)

23

Какую форму   имеет Земля   С. 96—100

30.11.12


24

Карта полушарий  С. 100—105

04.12.12

25

Движение Земли  С. 106—109

07.12.12

26

В пустынях  Африки  С. 110—113

11.12.12

27

Экваториальные леса Южной   Америки  С. 114—117

14.12.12

28

Антарктида. Австралия. Евразия  С. 117—123

18.12.12

29

Карта России  С. 123—128

21.12.12

30

Зона арктических пустынь  С. 129—134

25.12.12

31

Тундра  С. 134—139

28.12.12

32

Зона лесов  С. 139—145

15.01.13

33

Степи  С. 145—150

18.01.13

34

Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы

С. 150—155

22.01.13

Внеклассная деятельность учащихся

С. 156—157

Наши верные помощники (1 ч)

35

Историяна карте. Исторические источники

Часть  С. 3—11


25.01.13

Древняя Русь (5ч)

Древнее государство (3 ч)

36

Первые русские князья   С. 12—16

29.01.13

37

Князь Владимир. Крещение Руси   С. 17—21

01.02.13

38

Культура   Древней Руси    С. 21—24

05.02.13

Монгольское завоевание (2 ч)

39

Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский

С. 25—29

08.02.13

40

Куликовская битва. Дмитрий Донской   С. 30—33

12.02.13

Московское царство (6 ч)

Московское государство (2 ч)

41

Первый русский царь. Преобразования   в государстве  

С. 34—40

15.02.13

42

Как жили люди на Руси   в XIV—XVI веках

С. 41—44

19.02.13

Россия в XVII в. (4 ч)

43

Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский С. 44—47

22.02.13

44

Русское государство при первых Романовых

С. 47—50

26.02.13

45

Расширение границ России в XVII веке

С. 51—53

01.03.13

46

Повторительно-обобщающий урок

С. 54—55

05.03.13

Внеклассная деятельность учащихся

С. 56—57

Российская империя (9 ч)

Эпоха преобразований (1 ч)

47

Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования  в культуре, науке, быту С. 58—65

12.03.13

Век Екатерины (2 ч)

48

Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II

С.66—69

15.03.13

49

Образование и наука

в XVIII веке

С. 69—73

19.03.13

XIX век: победы и открытия (6 ч)

50

Война 1812 года  С. 73—76

22.03.13

51

Отмена  крепостного права  С. 77—79

02.04.13

52

Наука и техника  в XIX веке  С. 80—83

05.04.13

53

Город и горожане.  Мода XIX века  С. 83—88

09.04.13

54

Культура XIX века  С. 88—93

12.04.13

55

Повторительно-обобщающий урок  С. 94—95

16.04.13

Российское государство (13 ч)

Россия в начале XIX века (5 ч)

56

Революция в России    С. 98—103

19.04.13

57

Россия в годы Советской власти   С. 103—107

23.04.13

58

Великая Отечественная война   С. 107—113

26.04.13

59

Тыл в годы войны. Победа над фашизмом

С. 113—118

30.04.13

60

Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века   С. 118—123

03.05.13

Современная Россия (8 ч)

61

По северным  городам России   С. 124—126

07.05.13

62

По городам Центральной России   С. 126—129

10.05.13

63

Города Урала и Сибири   С. 130—136

14.05.13

64

Дальний Восток. Южные города России

С. 136—141

17.05.13

65

Повторительно-обобщающий урок   С. 148—151

21.05.13

66

Россия в мировом сообществе   С. 141—145

24.05.13

67

Жизнь современного человека  С. 145—149

28.05.13

68

Повторительно-обощающий урок   С. 152—154