В гости к осени
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Презентация к уроку по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_oseni.rar2.53 МБ
Файл v_gosti_k_oseni.docx89.52 КБ

Подписи к слайдам:

Предмет: Окружающий мир 2 класс Тема: «В гости к осени»
Осенние явления в неживой природе: похолодание первые заморозки появление инея затяжные дожди густые туманы первый снег ледостав
Жизнь растений осенью ЛИСТОПАДЛес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной. И. Бунин
лебедь
скворец
утки
журавли
цапли
грачи
соловей
Зимующие птицы
Воробей
Дятел
Тетерев
Снегирь
Голубь
Сова
Сорока
Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи подбирает, По ночам кочует - коноплю ворует.
Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут ее ...
Кто в беретке ярко-красной, В черной курточке атласной? На меня он не глядит. Все стучит, стучит, стучит.
Солнце греет у порогаИ растаяли сугробы,Потекли рекой ручьи,Прилетели к нам …
Кто без нот и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это?
Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин.
Осенние изменения в жизни животных
Медведь
Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой.
Лиса
Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пышный хвост - ее краса. Этот зверь лесной - ….
Зимой беленький, а летом серенький.
О каких осенних изменениях в неживой природе ты узнал? Что ты можешь рассказать об осенних изменениях в живой природе?
Если встанешь на заре- Крышка в сером серебре… Длинно тень ложится, Долго лист кружится. Если выйдешь поутру- Галки стынут на ветру…
Вьются над парами Вслед за тракторами. Разгуляется денек – В полдень сядешь на пенек, Смотришь на припеке Прыгают сороки. А в обед совсем теплынь
Пахнет горькая полынь, Тянет медом, мятой И травой примятой. Только этому не верь… Осень все-таки теперь! Солнышко бледнее, Небо холоднее. Е. Благанина


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира "В гости к осени"

Цели урока:

Усвоение представлений об осенних изменениях в живой и неживой природе, об изменении в жизни растений и животных в связи с приходом осени, усвоение некоторых сведений о перелетных и оседлых птицах родного края, закрепление и развитие умений и навыков работы с таблицей, общеучебных и исследовательских умений и навыков: наблюдения, сравнения, систематизации и классификации и др.

Создание условий для развития творческого потенциала через самостоятельный поиск вариантов решения учебных задач. Развитие эстетического вкуса.

Формирование экологического сознания, представлений о взаимосвязи взаимозависимости объектов живой и неживой природы, навыков самоконтроля в учебных ситуациях.

Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Оборудование:

осенние ветки лиственных и хвойных растений;

плоды, семена, осенние листья различных растений;

презентация к уроку (Приложение 1);

пословицы, загадки (Приложение 2) – дополнительный материал к уроку.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (слайды 2,3)

II. Актуализация знаний

Когда ты идешь по тропинке лесной,

 Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

 Одно «почему» меж деревьями мчится,

 Летит по пятам за неведомой птицей.

 Другое – пчелой забралось на цветок,

 А третье – лягушкою скок в ручеек.

 «Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

 «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

 Сидит «отчего» на зеленом листке,

 «Куда» полетело верхом на жуке,

 «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

 Вопрос за вопросом, и так – целый день.

 Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

 Ответы искать под зеленым шатром

- А каком времени года идет речь в стихотворении? (Лето)

На доске летняя картина

               

III. Формулирование темы и целей урока

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осень) Слайд4

– Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Изучим изменения в природе осенью)

 IV. Изменение в неживой природе

- Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о том как животные готовятся к наступлению зимы.

- Какие изменения происходя в неживой природе с наступлением осени?

1. Осенние изменения в неживой природе

– Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. (Облака, осадки, небо, ветер, солнце, вода в водоемах и т. д.)

Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом и сразу же, путем сравнения, определить осенние изменения.

Делаются выводы:

а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.

 б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные.

 в) Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно

Делается вывод: Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав – все это осенние явления в неживой природе  (слайд 5)

На картине появляются осенние изменения в неживой природе с наступлением осени.

Осенние явления в неживой природе        

Похолодание, затяжные дожди, первый снег, ледостав 

2. Изменения в живой природе.

- И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной

– С чем сравнивал лес И. Бунин? Почему? (Слайд 6)

- На какие две группы мы можем разделить растения? (Слайд 7)

– Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад?

- Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, т. к. листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

– Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год?

 Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

Изменения в живой природе.

Деревья, сбрасывающие листву

Игра «отгадай растения» (слайд 8)

4. Жизнь птиц осенью

- Посмотрите на картину и скажите о каких осенних изменениях мы с вами еще не поговорили? (Стрекозы, мошки, комары, мухи, пауки, и т. д.)

 –Больше или меньше их стало с приходом осени? Где они прячутся?

 – У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки или куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

 - Отгадайте загадки и скажите, на какие две группы мы можем разделить? (Слайд 9,10)

Маленький мальчишка в сером армячишке

 По дворам шныряет, крохи подбирает,

 По ночам кочует - коноплю ворует. (Воробей)

Эта хищница болтлива,

 Воровата, суетлива,

 Стрекотунья белобока,

 А зовут ее ... (Сорока)

Кто в беретке ярко-красной,

 В черной курточке атласной?

 На меня он не глядит.

 Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи,

Прилетели к нам …(Грач)

Кто без ног и без свирели

 Лучше всех выводит трели,

 Голосистее, нежней?

Кто же это?(Соловей)

Листья падают с осин,

 Мчится в небе острый клин. (Журавль)

- С чем связано, что птицы улетают в теплые края?

Вывод: Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно обилия плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.                        Исчезают насекомые

Осень                         похолодание                        увядают травы                 улетают птицы

                                                             Замерзают водоемы

– Все ли птицы улетают осенью в теплые страны?

- Какие остаются и как они себя ведут?

Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются ближе к жилью человека, т. к. здесь легче отыскать корм. Корме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых

- Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

4. Осенние изменения в жизни животных

- Как животные готовятся к зиме?

Всех зверей она хитрей,

 Шубка рыжая на ней.

 Пышный хвост - ее краса.

 Этот зверь лесной - ….

 Ответ: Лиса

А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасет от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей-полевок – находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка. (Лиса)

Хозяин лесной, просыпается весной,

 А зимой, под вьюжный вой,

 Спит в избушке снеговой.

Ответ: Медведь

Осенью у нас забот немало. Во-первых, мы линяем. Во-вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

Зимой беленький, а летом серенький.

(Заяц)

Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые», вижу ими не только вперед и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей. (Заяц)

V. Итог урока

-О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?

- Какие изменения происходят в живой природе с приходом осени?

- Кроссворд:

            д

           о

    л       ж

П  и    ид

О с е н ь

Х  а    е

О      й

Л

О

Д

А

Н

И

Е

По вертикали:

  1. Главный признак осени (похолодание)
  2. Рыжая плутовка
  3. Тонкий снежный слой, появляющийся на листьях холодной ночью (иней)
  4. Осадки (дождь)

VI. Домашнее задание (слайд )

1. Прочитать текст «Неживая природа осенью» (учебник, с. 26-27); ответить на вопросы к тексту (с. 27);

 2. Прочитать текст «Из жизни птиц» (с. 28–29); ответить на вопросы к тексту;

 3. Выполнить задания 1, 2 и 6 в тетради «Проверим себя».

Урок можно закончить стихотворением Е. Благининой (слайды 24, 25, 26).

Когда ты идешь по тропинке лесной,

 Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

 Одно «почему» меж деревьями мчится,

 Летит по пятам за неведомой птицей.

 Другое – пчелой забралось на цветок,

 А третье – лягушкою скок в ручеек.

 «Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

 «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

 Сидит «отчего» на зеленом листке,

 «Куда» полетело верхом на жуке,

 «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень...

 Вопрос за вопросом, и так – целый день.

 Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

 Ответы искать под зеленым шатром


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

в гости к осени

Эта презентация знакомит учащихся с изменениями в живой и неживой природе...

В гостях у осени. 2 класс.

Мальчик Гриша отправляется в гости к Осени, по пути встречает друзей....

Праздник осени "В гостях у Осени"

Сценарий праздника содержит интересный материал об осенних месяцах, народные приметы, загадки....

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО живому миру в 4 классе на тему :«Октябрь- середина осени» «В гости к осени».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО живому мирув 4 классена тему :«Октябрь-  середина осени» «В гости к осени»....

«В гости к осени. Живая и неживая природа осенью.» Окружающий мир 2 класс

laquo;В  гости  к осени. Живая и неживая  природа осенью.» Окружающий мир 2 класс...

Осенние посиделки" В гостях у осени"

Осенние посиделки" В гостях у осени"...