Окружающий мир Тема:"Планеты Солнечной системы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок изучения планет солнечной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Окружающий мир», 2 класс

Тема: «Планеты Солнечной системы».

Цель: изучение планет Солнечной системы.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них, учить самостоятельно работать с текстом и выделять главное.
  2. Развивать стремление к познанию нового, умение наблюдать, анализировать.
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности.

Оборудование: мультимедийная презентация, экран, проектор, сообщения учеников, тексты с описанием планет: Земля, Луна, Нептун, схема “Планеты Солнечной системы», тест «Планеты Солнечной системы».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1.

Учитель. Приветствую вас, юные астрономы! Сегодня мы отправимся в космическое путешествие  для изучения планет Солнечной системы.

  1. Проверка домашнего задания.

Сейчас нам предстоит разгадать название нашего космического корабля. Слайд 2. Для этого необходимо решить кроссворд. Название корабля сможем прочитать по вертикали.

З

В

Е

З

Д

А

А

С

Т

Р

О

Н

О

М

С

П

У

Т

Н

И

К

А

С

Т

Р

О

Н

О

М

И

Я

С

О

Л

Н

Ц

Е

К

О

М

Е

Т

А

     Вопросы к кроссворду:

  1. Небесное тело, видимое простым глазом, в форме светящейся точки на небе.
  2. Специалист по астрономии.
  3. Небесное тело, движущееся вокруг планеты.
  4. Наука о небесных телах.
  5. Ближайшая от Земли звезда.
  6. Небесное тело, имеющее вид туманного светящегося пятна и световой полосы в форме хвоста.

Учитель. Как называется корабль, на котором мы отправимся в космос? (Восток).

Будьте внимательны! Чтобы запустить в работу главный двигатель корабля, необходимо ввести пароль. Слушайте каждое моё высказывание и отвечайте: «верно» или «неверно».

  Земля - это одна из планет Солнечной системы. (Верно).

     Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый газовый шар. (Верно).

     Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца. (Неверно).

     Земля движется вокруг Солнца. (Верно).

     Луна – планета Солнечной системы. (Верно).

     Корабль к полёту готов.  Вперёд, к далёким планетам!

III.  Работа над темой урока.

      Сообщение о Меркурии (готовит ученик). Слайд 2.

Меркурий – самая близкая с Солнцу планета. Планета совершает оборот вокруг Солнца за 88 дней. Поэтому её называют самой быстрой планетой. Поверхность меркурия изрыта тысячами кратеров. У планеты нет естественных спутников и атмосферы. Планета названа в честь римского Бога меркурия. Близость планеты к Солнцу, отсутствие атмосферы приводят с тому, что на Меркурии наблюдаются резкие перепады температуры. Самая высокая температура – это 430˚ С.

         Вопросы классу после сообщения:

  1. Что можно сказать о расположении планеты относительно Солнца?
  2. Что напоминает поверхность планеты?
  3. Есть ли у планеты естественные спутники?
  4. Что можно сказать о температуре на планете?

На схеме  находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Сообщение о Венере (готовит ученик). Слайд 3.

Венера – вторая по удалённости планета Солнечной системы. Один оборот вокруг своей оси занимает у планеты 243 суток. Венера относится к числу планет, известных человечеству с древних времён. Венера почти близнец Земле по размерам, но это раскалённая, безводная планета.

Вопросы классу после сообщения:

  1. Каково расположение планеты по отношению к Солнцу?
  2. Что напоминает планета?

На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Учитель. Материал по планете Земля у вас на парте. Слайд 4. Прочитайте и ответьте на вопросы. 

     Вопросы классу после чтения:

  1. Что придаёт планете голубой цвет?
  2. Что защищает землю от ультрафиолетовых лучей и метеоритов?
  3. Благодаря чему стала возможной жизнь на земле?
  4. Есть ли у планеты спутники?

На схеме  находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Слайд 5.  Учитель.  Прочитайте далее сообщение о Луне и ответьте на вопросы.

Вопросы классу после чтения:

  1. Что такое Луна?
  2. Есть ли жизнь на Луне? Почему?
  3. Что напоминает поверхность Луны?

На схеме  находим Луну, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Сообщение о Марсе (готовит ученик). Слайд 6.

Марс – четвёртая по удалённости от Солнца планета. Эту планету назвали в честь Бога войны за её кроваво – красный цвет. Марс ещё называют красной планетой. Его поверхность покрыта каменистой пылью красного цвета. Когда ветер поднимает эту пыль, получаются розовые облака. Скалы на Марсе содержат большое количество железа, а железо, когда ржавеет, становится красно – бурым. Поэтому Марс правильнее  называть ржавой планетой.  По диаметру Марс почти в два раза меньше Земли и Венеры. Планета имеет два спутника – Деймос и Фобос.  Для Марса характерен резкий перепад температур: самая высокая - 33˚С, а самая низкая - 139˚С. Планета Марс вызывает у учёных большой интерес. Однако космические зонды не обнаружили там никаких признаков жизни.

Вопросы классу после сообщения:

  1. Какого цвета планета?
  2. Есть ли естественные спутники?
  3. Есть ли жизнь на Марсе? Почему?

На схеме  находим Луну, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Сообщение об  Юпитере (готовит ученик). Слайд 7.

Чтобы подробно узнать о планетах, отдалённых от Земли, астрономы запустили в открытый космос телескопы.

Юпитер огромен! Его диаметр больше диаметра Земли в 11 раз. Он может вместить 1300 планет размером с Землю. Юпитер – гигантский газовый шар. Юпитер быстро вращается вокруг своей оси, тратя на 1 оборот 10 часов (Земля 24 часа). Поэтому облака, покрывающие планету вытягиваются в полосы. Юпитер окружён тонкой системой колец и многочисленным семейством спутников.

Вопросы классу после сообщения:

  1. Что можно сказать о размерах планеты?
  2. На что похожа планета?
  3. Есть ли у планеты спутники?

На схеме  находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Сообщение о Сатурне (готовит ученик). Слайд 8.

Планета названа в честь древнеримского покровителя земледелия. Сатурн вторая по величине планета после Юпитера. Это гигантский газовый шар. Из – за своих сверкающих ярких колец Сатурн считается самой красивой планетой в нашей Солнечной системе. На фотографиях, посланных на Землю космическими зондами , видно, что кольца Сатурна состоят из осколков льда, камней и пыли. У Сатурна 18 спутников. Это больше, чем у других планет.

     Вопросы классу после сообщения:

  1. Охарактеризуйте планету?
  2. На что похожа планета?
  3. Чем окружена планета?
  4. Есть ли у планеты спутники?

На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Сообщение об Уране (готовит ученик). Слайд 9.

 Планета находится слишком далеко от Земли. Планету открыли в 18 веке, когда изобрели мощные телескопы. В 1989 году американский космический зонд «Вояджер-2» провёл исследование Урана и установил, что планета состоит из газов, которые придают планете синевато – зелёный цвет. Уран окружён 11 кольцами.

     Вопросы классу после сообщения:

  1. Когда открыли планету?
  2. Дайте характеристику планете?
  3. Чем окружена планета?

На схеме находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Учитель. Материал по планете Нептун у вас на парте. Слайд 10. Прочитайте и ответьте на вопросы.

     Вопросы классу после чтения:

  1. Как людям стала доступна информация о планете?
  2. Дайте краткую характеристику планете.

     На схеме  находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

Сообщение о Плутоне (готовит ученик). Слайд 11.

Плутон – самая отдалённая от Солнца планета и самая маленькая. Пока ни один космический зонд не подлетел к этой планете. Учёные установили, что Плутон сильно смёрзшийся шар из камня и льда. Это самая холодная планета. На ней даже мороженое воспринималось бы как горячий суп, ведь температура на планете: минус 240˚С.

В августе 2006 года решением Международного союза Плутон был лишён статуса планеты.

     Вопросы классу после сообщения:

  1. Что можно сказать о расположении планеты относительно Солнца?
  2. На что похожа планета?
  3. Какая температура на планете?
  4. Является ли на сегодняшний день Плутон - планетой? Почему?

     На схеме  находим планету, подписываем её, раскрашиваем в нужный цвет.

   Наше путешествие подошло к концу. Мы возвращаемся.

Все вопросы после сообщений составлены по материалам детских сообщений.

 IV. Первичное  закрепление.

Тест «Планеты Солнечной системы»

  1. Планеты Солнечной Системы изучают:

а) географы;                   в) астрономы;

б) историки;                   г) химики.

2. Найди лишнее слово:

а) Марс;                          в) Луна;

б) Юпитер;                     г) Земля.

3. Какая планета названа в честь римского Бога войны?

а) Земля;                         в) Марс;

б) Венера;                       г) Нептун.

4. Самая большая планета Солнечной системы:

а) Сатурн;                       в) Уран;

б) Юпитер;                     г) Нептун.

5. Вокруг какой планеты вращается Луна?

а) Земля;                          в) Марс;

б) Венера;                       г) Плутон.

Самопроверка теста. Слайд 12.

V. Итог урока.

Что вы сегодня узнали нового о планетах Солнечной системы?

На какой из них вы бы хотели побывать и почему?

VI.  Домашнее задание.

С. 9-15 читать, пересказывать.

Придумайте вашу воображаемую планету, нарисуйте ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация окружающий мир УМК Гармония 4 класс по теме: "Планеты Солнечной системы"

Красочная презентация к уроку окружающего мира  УМК Гармония по теме: "Планеты Солнечной системы" в 4 классе....

Презентация к уроку "Окружающий мир" на тему: "Планеты Солнечной системы"

Презентация " Юпитер". В презентации даётся краткая характеристика планеты, её описание и происходящие на ней явления....

Презентация была подготовлена к уроку окружающего мира по теме «Планеты Солнечной системы». УМК «Школа России», 4класс. Учебник: «Окружающий мир», автор: А. А. Плешаков, М.;«Просвещение», для общеобразовательных учреждений.

Презентация была подготовлена к уроку окружающего мирапо теме «Планеты Солнечной системы».  УМК «Школа России», 4класс.Учебник: «Окружающий мир», автор: А. А. ...