Урок окружающего мира"Звери зимы"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Мухитдинова Луиза Уразаевна

 

-обобщить знания детей о зимующих птицах;

-раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой;

-дать представление о том, как зимуют звери: заяц, белка, лиса, медведь;

Вести разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Звери зимы43 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная Школа №6 г.Карабаша»

Окружающий мир (человек, природа, общество)

Разработка урока

Тема: «Звери зимой»

1 класс

                                                             автор работы: учитель начальных классов

                                          Мухутдинова Луиза Уразаевна

г.Карабаш

2010-2011 уч.г

Цель:

-обобщить знания детей о зимующих птицах;

-раскрыть причинно-следственные связи между живой и неживой природой зимой;

-дать представление о том, как зимуют звери: заяц, белка, лиса, медведь;

Вести разъяснительную работу по воспитанию бережного отношения к природе, необходимости охранять птиц и зверей;

Оборудование:

  1. музыкальное произведение П.И.Чайковский. «Времена года»
  2. голоса птиц
  3. животные нашего леса
  4. опорная схема «Как звери зимуют» эмблемы зверей

Ход урока

  1. организационный момент.

Вступительное слово учителя.

-сегодня у нас совсем необычный урок. Сейчас, не покидая класса, мы отправимся в зимний лес, на лесную поляну. А по дороге я вам расскажу сказку. Слушайте: (звучит тихо произведение П.И.Чайковского .Времена года. «Декабрь»)

Сошлись как-то на лесной поляне четыре волшебника-живописца: Зима, Весна, Лето, Осень. Сошлись да и заспорили: кто из них лучше рисует?

И начали художники друг за другом разрисовывать землю, одевать в нарядные уборы леса, поля, луга. А в судьи выбрали Красное Солнышко.

Первой взялась за волшебную кисть  Зима.

Ходит она по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно.

Белым, ровным слоем покрыл снег землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги. И кто ни пройдёт, по ним, всяк распишется: «Здесь был такой-то».

Днём идёт снег. Кончится-страницы чистые. Утром – придёшь белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали, что-то делали. Кто был? Что делал?

  1. проверка домашнего задания

к сегодняшнему уроку вы должны были приготовить задание- рассмотри следы птиц на снегу. На что они похожи  и кого? ( выступление ребят)

-как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

-чем они питаются, где находят себе корм?

-что птицам страшнее: холод или голод зимы?

-как человек помогает птицам пережить зиму?

1

-какие птицы прилетают к нам в птичьи столовые зимой?

Слово для выступления предоставляется учащимся. Выступление о птицах, значки птиц крепятся на доску.

Журнал : «Наши первые наблюдения» . (данный материал был использован учениками в акции «Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца»

1 ученик

Голова уэтой птички в чёрной шапочке, крылья и хвостик тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто жёлтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червяками, а зимой , в бескормицу, ест всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.

-угадали, кто прилетает в мою кормушку? (синички)

2 ученик

А моих птиц вы узнаете, послушав стихотворение:

Голодно, холодно,

Галки, воробьи!

Голодно, голуби,

Гуленьки мои!

Прилетайте в гости,

Полны мои горсти.

Клюйте, гостюйте,

Не пугайтесь, клюйте!

3 ученик

А мою птичку вы узнаете по тени, в названии этой птички спряталось «снежное слово».

Чуть раньше первого снега появляются снегири. И народ заметил: снегири прилетели- значит , завтра- послезавтра снег пойдёт.

4 ученик

А  в мою кормушку часто прилетает поползень. Такое имя как нельзя лучше подходит этой птице. Она буквально прижалась к дереву и ползёт по нему- хоть вверх головой, хоть вниз.

Голодно и холодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает запасы в  кладовых. Часто он забывает про них, вот и прилетает в мою кормушку.

Учитель (звуки , которые издаёт дятел-прослушивание)

5 ученик

Это работает дятел, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и личинок из-под коры и даже из глубины дерева достаёт. У него очень

2

длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. кроме того, он липкий, с твёрдыми зазубринками. Им дятел и достаёт насекомых: они прилипают к нему.

Может он засунуть язык даже в ходы, которые насекомые проложили в дереве. Поэтому и называют его лесным доктором в красной шапочке.

Учитель

 ребята, как много птиц собралось у нашей кормушки. Давайте составим меню для них. Какие угощения мы приготовим для них (перечисление)

вывод (забота и внимание к птицам зимой)

  1. работа по теме урока

ещё кому в зимнем лесу так же трудно, как птицам?

А почему зверям так же трудно зимой в лесу, как и птицам?

 ( высказывание учащихся)

Схема на доске

Зима

        Снег                                                 морозы

Нет корма

Вспомните, как ещё осенью звери начали готовиться к будущим холодам и снегу?

(уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая- густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой)

Дополняется схема:

Пушистая шерсть------------морозы

Снег ----------------изменение окраски

Но не боятся звери зимы а почему?

Инсценирование  « Синица и Белка» (выступление учеников)

-ты чего Белка, из гнезда не выходишь?

-я, птица Синица, тепло берегу. На воле-то нынче студёно, я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь наружу нос высунуть.

- а чемм же ты кормишься?

- а у меня с лета грибки припасены, да орешки и жёлуди. Вот в морозы-то и отсижусь.

Учитель: итак, как же зимует белка?

-отличается ли белка летом и зимой по окраске шерсти?

3

Белка-------------использует запасы

А как белка устраивает себе гнездо?

Дополнение: гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри своё жилище зверёк выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью в таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или хвостом.

-а кто ещё зимой не спит и использует запасы? (мыши)

Отгадайте загадку

«Летом-серый, зимой –белый» (заяц)

Что бы вы могли рассказать о зайце

Дополнение:

В основном зайцы питаются веточками осины, берёзы, а так же клёна и дуба. С веток более толстых сгрызают только кору. Едят и сухую траву, правда не очень охотно. Иногда зимой зайцы наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев. Поэтому люди на зиму обвязывают стволы деревьев. День зверь проводит в укромных местах- под поваленными деревьями, под пнём или в кустах. В сильные морозы роет  в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз.

А кто ещё из животных не впадает в спячку зимой? (перечисление)

А каких животных мы можем встретить в нашем зимнем лесу? НРК (перечисление)

Работа с пластилином (вылепить животное . Обитатели нашего зимнего леса. Выбор ученика)

Анализ выполненных работ (устная рефлексия)

  1. обобщение

холодная пришла зима. Утонул в снегу лес. Трудно прокормиться птицам, и зверям во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду они часто погибают от голода. Поэтому и зверей, так же как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу можно развешивать заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывать капусту, сено.

Чтение учителем отрывков из рассказа «Доброе слово о хищниках» (А.А.Плешаков)

Анализ прочитанного текста.

А теперь давайте представим себя на месте птиц и зверей. Они обращаются к нам с просьбой помочь им перезимовать. Что бы они посоветовали? ( письменная рефлексия)

Проверка полученных обращений

4

  1. итог работы

обсудим вместе:

для чего необходимо было вести на данную тему разговор?

Что поучительного и ценного вы взяли для себя с урока?

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"

Презентация к уроку окружающего мира "Где зимуют птицы"...

Урок окружающего мира: День зимующих птиц России

В размещаемом конспекте представлен порядок проведения урока по предмету "окружающий мир" на тему "День зимующих птиц России".Инфорамция о проведении урока размещена на сайте: http://ecamir.ru/ne...

Урок окружающего мира "Звери - млекопитающие"

Тема урока: «Звери- млекопитающие».  1 класс.(Программа «Начальная школа 21 век»)Тип урока: изучение нового материала.Задачи урока:1.      Образовательные:  дать пон...

Технологическая карта урока окружающего мира "Звери - млекопитающие". 1 класс

Окружающий мир 1 класс. Тема "Звери - млекопитающие" На уроке учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих (зверей), с существенными отличительными признаками этой группы животных. ...

Урок окружающего мира Звери-млекопитающие"

Урок  окружающего  мира  для  учащихся  1  класса  по  программе "Начальная школа 21 век".Цель: Познакомить детей с группой животных – звер...

Урок окружающего мира "Звери"

урок окружающего мира в 1 классе...