Окружающий мир
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Зеленова Елена Анатольевна

Проект урока по окружающему миру  "Хозяйство человека" 1 класс. Цель данного урока показать взаимосвязь людей разных профессий в создании хлебобулочных изделий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hozyaystvo_cheloveka.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА

ПО ПРЕДМЕТУ

       Окружающий мир

1 класс

Учителя Зеленовой Е.А.

Тема: Хозяйство человека

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

                                

                        г.Н.Новгород

ЦЕЛЬ: показать взаимосвязь людей разных профессий в создании хлебобулочных изделий.

Познавательные задачи:

  1. Дать понятия новых видов профессий.
  2. На основе обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым добиться усвоения минимума программы.

Развивающие задачи:

  1. Развить осмысленное запоминание при использовании мнемотехники (ТСО, опорные схемы).
  2. Развить умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения.
  3. Развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа).
  4. Развивать способность правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний, рефлексии.
  5. Развивать мировоззренческие позиции при обращении к теме «Хозяйство человека».
  6. Развивать мышление и воображение в процессе работы над темой.

Воспитательные задачи:

1.Развитие организаторских качеств (работа в группе)

2.Бережного отношения к предметам труда других людей.

3.Бережное отношение к хлебу.

4.Продолжить развивать навыки аккуратности, четкой организации труда.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  1. Таблицы с названиями профессий.
  2. Опорная схема (тема и цель урока).
  3. ТСО (телевизор, компьютер)
  4. Книга-раскладушка (профессии города и села).
  5. Книга-раскладушка (злаковые растения).
  6. Макет мельницы.
  7. Серп.
  8. Хлебобулочное изделие – Колобок.
  9. Иллюстрации (строители, учитель, врач)
  10. Стенд «Ярмарка профессий.
  11. Диск с файлами, видеокассета.
  12. Учебник «Мир и человек»
  13. Кофемолка для получения муки.
  14. Проращенные зерна пшеницы.
  15. Зёрна пшеницы.
  16. Колосья зерновых культур.
  17. Колоски – призы за работу на уроке.

ПЛАН УРОКА.

1. Организация класса                                        1 мин.

2.Актуализация знаний уч-ся                        3 мин.

3.Объяснение нового материала                        15 мин.

        А) конструирование проблемной

        ситуации                                                2 мин.

        Б) Гипотезы детей                                3 мин.

        В) Работа с новым материалом                10 мин.

4. Первичное закрепление материала        5 мин.

5. Самостоятельное применение

знаний (работа в группах)                                9 мин.

6. Домашнее задание                                        1 мин.

7. Подведение итогов урока                        1 мин.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. А.А.Вахрушев «Мир и человек» 1 класс Дрофа. Москва
  2. А.А.Вахрушев «Мир и человек» Книга для учителя Дрофа. Москва

3. В.Степанов «Почему у пирога зарумянились бока?»

ХОД УРОКА:

        1. Организация класса.

Желаю удачи, желаю успехов,

Работы активной, ответов хороших,

Чтоб каждый сегодня руку поднял.

На мой вопрос-ответ свой дал.

Бояться не надо, работаем дружно.

Ошибки исправим, подскажем, научим.

Учитель поправит, и в трудный час

Подставит плечо он своё для вас.

2.Актуализация знаний учащихся.

-Назовите профессии людей, с которыми каждый из нас сталкивается в городе?

                -Мы познакомились с разными профессиями, познакомились с профессиями ваших мам, самых близких людей, каждый из вас постарался выбрать уже сейчас себе профессию и защитил её на « Ярмарке профессий».

-Посмотрите на картинку, люди каких профессий участвовали в строительстве дома?

-Узнайте, а этот человек какую имеет профессию?

(Показывается картинка с изображением учителя, врача)

-Нас окружает множество вещей. Посмотрите вокруг. Откуда взялись все эти вещи?

                -Они сделаны руками человека. Без них нам трудно было бы жить.

-Оказывается, мы знакомы с людьми далеко не всех профессий.

3.Объяснение нового материала.

А) (Конструирование проблемной ситуации.)

Стук в дверь.

Кто-то ещё хочет попасть к нам на урок.

На подносе свежеиспечённый колобок, прикрытый салфеткой. Приподнять салфетку и дать понюхать детям первых рядов.

-Что напоминает вам этот запах?

                Что такое?

                Вкусно пахнет!

                Зарумянены бока.

                Убежал он и от деда, и от бабы.

                Докатился к нам сюда!

-Из какой сказки этот герой?

-А знаете ли вы, что колобки бывают не только в сказках. Колобок – это тот же хлеб, и его можно купить в магазине.

(Открывается салфетка, дети видят колобок – хлеб)

-Если бы Колобок умел разговаривать, то он бы рассказал о себе целую историю. Хотите узнать эту историю?

-А что бы он нам рассказал?

                -Откуда я появился?  Сколько людей разных профессий потрудились над созданием Колобка?

-Совершенно верно. ТЕМА нашего урока и цель обозначена вами правильно. (На доску вывешивается схема-знак темы и цели урока)

-Сможем ли мы справиться с этой задачей?

-Как вы думаете, люди, каких профессий участвовали в создании Колобка?

        Б) Выслушиваются гипотезы детей.

        В) Работа с новым материалом.

Сегодня нам предстоит совершить путешествие вместе с Колобком и разгадать кроссворд, чтобы узнать об этих профессиях.

(Во время урока за правильные ответы детей будут выдаваться колоски)

1 файл

Хлебушек. Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никакая еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом-солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят, что « Хлеб - всему голова».

2 файл

-Откуда же к нам попал Колобок?

                -Из булочной.

-Кто нам его продал?

                ПРОДАВЕЦ. (Проговорить хором.)

Что делает продавец в булочной?

-Кто привез в булочную Колобка?

3 файл

Читает ученик по карточке.

        Когда под звёздным небом

        Все по домам уснут

        Запахнет город хлебом,

        Что в темноте везут.

        Ночными переулками

        Шуршат машины с булками.

-Человек, какой профессии доставил нам Колобок?

        ШОФЕР. (Проговорить хором.)

-Почему именно такой формы машина перевозит хлеб?

                        (Соблюдение чистоты, лотки для переноса хлебных изделий, специальные стеллажи для лотков и т. д.)

-Что сделал шофёр?

-А где же Колобок стал хлебом?

4 файл.

Знакомство с профессией родителя. Родитель-пекарь. Он же читает стихи.

        Заря займётся алая

        И пекари усталые

        Халаты снимут белые:

        -Мы эти булки сделали

        Высокие батоны,

        И плюшки всех фасонов,

        И халы, и ватрушки,

        И калачи и сушки.

Как называется эта профессия?

        ПЕКАРИ. (Проговорить хором.)

-ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО ЧЕЛОВЕКА ЭТОЙ ПРОФЕССИИ?

-Что сделал пекарь?

-А кем был Колобок до того, как стал хлебом?

Отгадайте загадки:

                Не живое , а дышит.

                                (тесто)

                Белая беляна

                По полю гуляла,

                Домой пришла,

                В сусек легла.

                        (мука)

СУСЕК-место в амбаре, куда складывали муку.

АМБАР-строение для хранения муки, зерна.

-Из теста в печи испекли Колобка. Откуда взялась мука?

5 файл.

Её привезли железнодорожники. (Проговорить хором)

-Что сделали железнодорожники?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Чух-чух-чух.

Стучат, стучат колёса,

Везёт, везёт состав.

Муку доставим срочно,

Чтоб накормить ребят.

6 файл.

Откуда же взяли её железнодорожники?

Ответ на этот вопрос даст мне учебник – наш помощник. (Ответ читается из учебника)

-Мукой он стал не сразу, а после того как осенью попал на мукомольный завод.

        РАБОЧИЙ-МУКОМОЛ. (Проговорить хором)

(Открывается табличка однокоренных слов: МУКА-МУКОМОЛ)

Сейчас мукомолы работают на больших мукомольных заводах, а раньше муку намалывали на мельницах. (ПОКАЗАТЬ МЕЛЬНИЦУ)

Читает ученик по карточке.

        Мельница не ленится

        Крутит жернова

        А мука струится

        И бежит ручьём

        С медом и корицей

        Коврижку испечем.

-Из чего же получается мука? Отгадайте загадку.

                Вырос в поле дом

                Полон дом зерном

                Стены позолочены

                Ставни заколочены

                Ходит дом ходуном

                На столе золотом.

                        (колос)

Показать колоски: пшеницы, овса ячменя, ржи…

        ПШЕНИЦА.

Много полезных растений выращивают на полях. Но самая главная наша кормилица – пшеница. Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Её сеют во всех странах мира.

        Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны.

(Открывается таблица:

                ПШЕНИЦА

        Мука       манка      макароны

                        Манная

                        крупа

        РОЖЬ.

Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Такой хлеб питательнее, полезнее пшеничного.

        Все мы любим вкусный ржаной хлебушек.

        А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы.

-А как можно получить муку в домашних условиях?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Приглашается ученик, надевает фартук, шапку и на кофемолке, под руководством учителя, пытается измолоть зерна пшеницы.

Профессия этого человека называется  МУКОМОЛ. (Проговорить хором)

-Что сделал мукомол?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

        Дует ветер нам в лицо

        Зашумело полюшко.

        Ветерок всё тише-тише

        Колоски всё ниже-ниже.

7 файл

Кто же собрал все эти колоски?

Специальная машина - зерноуборочный комбайн.

А профессия человека называется – КОМБАЙНЕР. (Проговорить хором)

Читает ученик по карточке.

         Слышен летом до заката

        Гул комбайнов у реки,

        И везут на элеватор

        Урожай грузовики.

        Время жаркое – страда –

        Праздник мирного труда.

(В.Степанов «Почему у пирога зарумянились бока»)

Показ видеофильма – хлебное поле.( уборка хлеба комбайнами)

-Что сделал комбайнер?

-Но это было летом. А родился Колобок весной. А было это так. Когда растаял в поле снег приехал тракторист. Вспахал землю и засеял его зернышками.

8 файл.

Читает учитель.

        Снег растает в поле чистом,

        Схлынет талая вода –

        Побежит за трактористом

        Ранним утром борозда.

        Выйдут сеялки потом

        Засевать поле зерном.

        И черны, как из печи,

        Провожают их грачи.

 

Итак, помогли попасть зернышкам в землю - ТРАКТОРИСТЫ.(Проговорить хором)

-Что сделал тракторист?

-Почему в колоске стало много зёрнышек?

9 файл.

                        -Земля, солнце, вода, тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос. А в них много полезных питательных веществ.

-Что помогло вырасти колоску?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

        Дождик, дождик, пуще –

        Дай хлеба гуще!

        Дождичек, роси,  роси,

        Хлебушек, расти, расти!

        Мочи, мочи дождь,

        На нашу рожь;

        На бабушкину пшеницу,

        На дедушков ячмень

        Поливай весь день.

10 файл

-А было зернышко одно беспомощное. (Показать зернышко) Появился маленький росточек. (Показать проращенные ростки).На столе у учащихся зерно пшеницы, овса и проращенное зерно.

Выступление ученика с защитой исследовательской работы по проращиванию зерна пшеницы.

        И вот росток зелёный

        Оглядывает поле

        Смешной и удивленный,

        Как первоклашка в школе.

                Зелёный росток,

                Весёлый росток,

                Ты только пробился из зернышка.

                Расти, колосок

                Расти, колосок

                Расти, колосок,

                До солнышка!

                        (муз. Ю.Чичикова, сл. П.Синявского)

Потрудились немало и АГРОНОМЫ. Кто подскажет трактористам, что сеять, где сеять, пора ли землю поливать, какими удобрениями подкармливать?

4.Первичное закрепление материала.

-Кто же потрудился, чтобы Колобок сейчас был у нас на столе?

Дети выстраиваются, каждый из которых будет держать табличку с названием профессии

Итак, на ваших глазах произошло рождение Колобка. Прошу всех встать. Колобок родился.

Всем этим людям давайте поклонимся низко-низко за их добросовестный труд

ВЫВОД: Сложный путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Много людей принимает участие в этом, много видов транспорта используется при этом, сколько работает различных предприятий.

-Почему же хлеб надо беречь?

-Какие все эти люди?

        (Трудолюбивые, смелые, добрые, заботливые)

Открываются слова на карточках.

Каждая вещь, прежде чем попасть к нам в руки проделывает долгий путь превращений. Эти превращения выполняют люди разных профессий. Они не могут обойтись без труда друг друга.

(Выделить детей, которые набрали наибольшее количество колосков.)

-Раньше хлеба убирали  руками и использовали для этой работы серп. (Показать детям серп).

Сегодня у нас тоже выросло много колосков, значит, мы потрудились хорошо. Всем спасибо за активную работу.

5. Самостоятельное применение знаний.

А сейчас поработаем в группах. Каждая группа получит своё задание.

Работа в группах.

1 группа.

Карточка:

-Подчеркни названия профессии тех людей, которые помогли хлебу в его путешествии к нам в класс.

        Милиционер, шофёр, врач, моряк, тракторист, воспитатель, продавец, комбайнер, военный, мукомол, рабочий-пекарь, инженер.

2 группа.

-Какие слова вам приходят на ум, когда вы видите человека данной профессии.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК

(Внимательный, поезд, состав, добрый, трудолюбивый, честный, умный, образованный, культурный, опрятный….)

3 группа

Какая профессия вам больше понравилась? Почему?

4 группа.

Определите на ощупь: «Что лежит в мешочке?»

Дайте этому предмету (не называя его)  описание так, чтобы ребята могли угадать.

(В мешочке ХАЛАТ)

-У людей каких профессий есть такая же форма?

(Врач, инженер, пекарь, повар)

5 группа.

Составить из набора геометрических фигур трактор по образцу.

6. Домашнее задание.

Прочитать текст в учебнике с помощью родителей.

Нарисовать понравившуюся профессию.

7. Подведение итогов урока.

-Чего мы не знали в начале урока, а теперь знаем?

-Что больше всего понравилось на уроке?

-Оцените себя, на сколько мы справились с заданием.

В конце урока все дети угощаются маленькими колобками – хлебными изделиями. КОЛОБКИ КЛАДУТ НА САЛФЕТКИ, ДЕТИ ОБЯЗАТЕЛЬНО МОЮТ РУКИ.

1 группа

Подчеркни названия профессии тех людей, которые помогли хлебу в его путешествии к нам в класс.

Милиционер, шофёр, врач, моряк, тракторист, воспитатель, продавец, комбайнер, военный, мукомол, рабочий-пекарь, инженер.

2 группа

Какие слова вам приходят на ум, когда вы видите человека данной профессии.

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК

Запишите их.

3 группа

Какая профессия вам понравилась больше всего?

Почему?

4 группа

Определите на ощупь: «Что лежит в мешочке?»

Дайте этому предмету (не называя его) описание так, чтобы ребята могли угадать.

-У людей каких профессий есть такая же форма?

5 группа

Составить из набора геометрических фигур трактор по образцу.

Когда под звёздным небом

Все по домам уснут

Запахнет город хлебом,

Что в темноте везут.

Ночными переулками

Шуршат машины с булками.

Заря займётся алая

И пекари усталые

Халаты снимут белые:

-Мы эти булки сделали

Высокие батоны,

И плюшки всех фасонов,

И халы, и ватрушки,

И калачи и сушки.

Мельница не ленится

Крутит жернова

А мука струится

И бежит ручьём

С мёдом и корицей

Коврижку испечём.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Время жаркое – страда-

Праздник мирного труда.

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода –

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поле зерном.

И черны, как из печи,

Провожают их грачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе

Задачиурока:1.      Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)

Данное дидактическое пособие было создано  с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также,  прописаны методические реком...