Урок по курсу «Я и мой мир» в системе уроков правового образования в начальной школе по теме «Жизнь на земле» в форме беседы «Почему надо беречь природу?»
классный час по окружающему миру по теме

Галецкая Виктория Александровна

Система правового образования, реализуемая через курс «Я и мой мир», позволила создать систему нравственно-правового воспитания учащихся, которая решает задачу становления гуманистически ориентированной личности, обладающей гражданскими чувствами и чувством собственного достоинства, умеющей отстаивать свои права, адаптированной к условиям окружающей жизни.  Целью данного урока является создание условий для размышления детей о ценности всего живого, о необходимости заботиться о живых существах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу «Я и мой мир»

в системе уроков правового образования в начальной школе

по теме «Жизнь на земле» в форме беседы «Почему надо беречь природу?»

Цели и задачи урока:

  1. Создать условия для размышления детей о ценности всего живого, о необходимости заботиться о живых существах, охранять их.
  2. Дать понятие о необходимости бережного отношения к природе, усилить впечатления учащихся об опасностях, грозящих природе.
  3. Вызвать интерес учащихся к курсу «Я и мой мир».

Оборудование:

  1. Гербарий.
  2. Фотографии съедобных и несъедобных грибов.
  3. Фотографии и гербарные экземпляры лекарственных растений.
  4. Конверт с телеграммой.
  5. Плакаты в защиту природы на стенах класса.
  6. Знаки охраны природы.
  7. Мяч.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа.

- Сегодня мы отправимся в гости. Вы спрашиваете, к кому? Отгадайте!

«Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню – земляникой,

Таню – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой».

- О каком богатыре идёт речь в этой загадке? (Ответы детей: о лесе).

- Чем ещё может угостить лес? (Ответы детей).

- Как же люди благодарят лес за это? Вы задумались? Значит, нам есть о чём сегодня поговорить.

3. Беседа об охране природы.

Первые люди появились на Земле 60 миллионов лет назад. Они охотились на животных, собирали травы, плоды, ягоды. Но в то время людей было совсем мало, вооружены они были плохо, сельского хозяйства и промышленности не было. Поэтому в древности люди не причиняли природе большого вреда. Но время шло, человечество развивалось, использовало природу в своих целях, людей становилось больше. Нас почти 6 миллиардов. Человек стал много брать от природы. Людям нужны энергия и тепло – они сжигают нефть и газ, а в атмосферу выбрасывают облака вредных и ядовитых газов. Вредные отходы выливаются в моря и океаны, реки и озёра. А каково рыбам и водорослям? Человек нещадно вырубает лес, а лесные жители лишаются привычного дома и погибают. Далеко не всегда уничтожение человеком животных и растений вызвано суровой необходимостью человеческого существования. К сожалению, гибель многих животных и растений от рук человека ничем не оправдана. Есть люди, которые бездумно, а иногда и с удовольствием губят живое. Значит, другие люди, добрые и отзывчивые, должны защитить и животных, и растения, ведь те не могут защитить сами себя.  

        Давайте беречь природу! Чтобы было легче, и чтобы все знали, что можно, а чего нельзя делать, воспользуемся специальными знаками. Смотрите и попробуйте придумать им название.

(Знаки на доске, дети рассматривают, обсуждают  и придумывают им названия).

        Каждый день на планете бесследно исчезают несколько десятков растений и животных. Но некоторых ещё можно спасти. Для этого существует специальная организация во всём мире, которая защищает животных от браконьеров и хулиганов. Это ГРИНПИС (в переводе с английского – зелёный мир). У нас в стране существует Красная книга, где записаны названия животных и растений, охота на которых запрещена государством. Вся страна охраняет их. Мы с вами тоже примем в этом участие. Давайте рассмотрим некоторые листки Красной книги, выполненные вашими товарищами.

(Дети рассказывают о выбранном ими растении или животном, показывают иллюстрации, выполненные ими самими.)

Таким образом, соединив ваши работы в единое целое, мы получим нашу классную Красную книгу, которая поможет понять всем ребятам, почему не надо обижать животных и растения.

  1. Физкультминутка: игра «Стихии».

- Давайте отдохнём: поиграем и заодно вспомним, каких животных вы знаете. Ведущий кидает вам мяч, называя одну из стихий: земля, вода или воздух. Поймавший возвращает мяч ведущему, называя в ответ животное, обитающее в этой стихии.

    5. «Зелёная аптека».

        - Ребята, прочитайте надпись на доске. («Зелёная аптека»)

        - Куда это мы попали? Почему так говорят? (Ответы детей).

        - Поговорим о некоторых лекарственных растениях. (На доске: иллюстрации и гербарные экземпляры лекарственных растений).

  1. Ты натёр ногу в пути. Какое растение поможет облегчить боль? (Подорожник). Посмотрите, как выглядит это растение, и запомните его. (Экземпляр из гербария).
  2. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Мох). (Экземпляр из гербария).
  3. Эта трава обладает успокаивающим действием. Её очень любят… кошки! (Валериана). (Иллюстрация).
  4. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар от кашля). (Гербарий).

- Отгадайте загадки о лекарственных растениях.

  1. «Белые горошки

        на зелёной ножке».

(Ландыш – сердечное средство, но его ягоды -  ядовиты!)

  1. «Растёт зелёный кустик,

дотронешься – укусит».

        (Крапива – кровоостанавливающее).

  1. «Шёл я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи».

        (Ромашка – используется  противовоспалительное средство, для мягкости кожи, для осветления волос).

        «Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки».

        (Берёза – витамин С в почках, чай).

6. «Осторожно, грибы!»

- Почему такая надпись - предостережение? (Ответы детей).

- Какие правила надо помнить при сборе грибов?

  1. Не собирай грибы, которые не знаешь.
  2. Не собирай грибы, в съедобности которых есть сомнения.
  3. Пополняй свои знания о грибах.

        - Попробуй узнать грибы по загадкам, а иллюстрации на доске вам помогут.

        «На лесной опушке

        Золотые веснушки:

        Это всё сестрички –

        Вкусные…» (Лисички).

                                «Вдоль лесных дорожек

                                Много белых ножек

                                В шляпах разноцветных,

                                Издали приметных.

                                Собирай, не мешкай,

                                Это…» (Сыроежки).

        «Я родился в день дождливый

        Под осиной молодой.

        Круглый, гладкий и красивый,

        С ножкой тонкой и прямой». (Подосиновик).

                                «На поляне лесной

                                Под могучей сосной

                                Стоит старичок,

                                На нём бурый колпачок,

                                Колпачок на бочок.

                                Кто в лесу бывает –

                                Тот его знает». (Боровик).

        - Посмотрите, сколько здесь ещё грибов! И все они красивые, наверняка вкусные! Все возьмём  в корзину? (Дети: «Нет!»)

        - Почему? (Среди грибов встречаются ядовитые!)

        «Возле леса на опушке,

        Украшая тёмный бор,

        Вырос пёстрый, как Петрушка,

        Ядовитый…» (Мухомор).

        - Его нужно уничтожить? (Нет.)

        - Почему ядовитые грибы нельзя вытаптывать, уничтожать? (Ими лечатся животные).

        7. «Почта».

        - Посмотрите, что здесь написано. Почта в лесу? Хотя, если была аптека, может быть и почта. (Стук в дверь).

        -Кто это? (Голос из-за двери: «Вам телеграмма!»)

        - Посмотрите, какой большой конверт! Вам интересно, что в нём? Кто хочет мне помочь прочитать телеграмму? (Выходит один ученик по желанию. Достаёт телеграмму из конверта. Читает громко вслух.).


СРОЧНАЯ ТЕЛЕГРАММА

Кому: Ребятам из 426 гимназии.

От кого:____________________ 


        «Мы приходим на землю весной самыми первыми. Мы такие нежные, хрупкие, красивые, душистые, маленькие. Мы радуем и лечим вас и лесных жителей. А вы топчете нас, рвёте охапками, а потом выбрасываете. Пожалейте нас! И каждую весну мы будем встречать вас на лесных проталинах и обочинах дорог».

- Кто же прислал нам эту телеграмму? (Раннецветущие растения).

- Давайте будем бережно относится к природе, к первым цветам.

8. Подведение итогов.

«Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём!»

- О чём нужно помнить в лесу?

- Как себя вести?

- Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда).

- Если в лесу вы увидели гнездо птицы. Как его сохранить? (Не подходить близко, ни в коем случае не трогать руками).

- Каковы причины лесных пожаров? (Ответы детей).

- Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).

- Много о себе возомнил человек с тех пор, как начал своё наступление на природу. Он даже назвал себя царём природы. Но так ли это на самом деле? Человек – часть природы; обедняя её, он обедняет себя.

- Наш урок окончен. Не забудьте, находясь в лесу, помнить всё, о чём мы сегодня говорили. Расскажите родителям и друзьям. Разузнайте как можно больше о тех, кто по вине человека попал в Красную книгу. А если кто-нибудь из вас захочет, то вы можете написать письмо или сказку, представив себя на месте обиженного человеком растения или животного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность. Каким быть"

Данное мероприятие помогает ребятам понять, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего, своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отнош...

Классный час по правовому воспитанию в начальной школе на тему: "Я – личность"

Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе....

Технологическая карта ПНШ для проведения урока окружающего мира в 3 классе по теме: «Почему надо беречь полезные ископаемые»

Технологическая карта урока«Почему надо беречь полезные ископаемые»Предмет: «Окружающий мир»Класс: 3Тема урока: «Почему надо беречь полезные ископаемые»Цели урока: закрепить знания учащихся о полезных...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...

Психологическая гостиная для педагогов начальной школы на тему: «ЭМПАТИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА».

Конспект презентации для психологической гостиной, которая проводилась для педагогов начальной школы в апреле 2016 года и была посвящена активным методам взаимодействия учителя и ученика на уроке.СЛАЙ...

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Почему надо беречь полезные ископаемые?" (УМК "Школа России", 3 класс, Плешаков)

Цель урока: формирования знаний о полезных ископаемых в деятельности человека и показать необходимость их бережного использования.Задачи урокаДидактические:повторить, что такое полезные ископаемые, го...