Урок по окр.миру на тему Тела и вещества
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Прасолова Ирина Александровна

Урок по окружающему миру для 2 класса на тему "Тела и вещества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okr.miru_na_temu_tela_i_veshchestva.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру во 2 классе "Тела и вещества"

Цель: дать представления о телах и веществах

Задачи:

 1.Познакомить учащихся с телами, из каких веществ состоят тела, какими могут быть вещества

2.Развивать логическое мышление, память, внимание, речь, активность.

3.Воспитывать усидчивость, самостоятельность, аккуратность, умение довести    начатое дело до конца.

Оборудование: учебник, наглядности: понятия, выводы, состояния веществ

План:

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Основная часть: - 2 мин

     АОЗ

  1. Сообщение темы урока – 5 мин
  2. Целепологание – 1 мин
  3.      Работа над новым материалом – 15 мин
  4. Физкультминутка – 1 мин
  5. Закрепление – 7 мин
  6. Итог – 3 мин

Оформление доски:

        

        

  1. дата
  2. тема
  3. Тела состоят из веществ
  4. Тела могут состоять из разных веществ
  5. Атом
  6. Молекулы
  7. Состояния веществ (твердое, жидкое, газообразное)
  8. Слова (Вода, камень, железо, дым, сок, пар, машина, кружка, молоко, воздушный шар, мяч, стол, ручка.)
  9. вещества могут быть в твердом, жидком, газообразном состоянии.
  10. в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу.
  11. в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга, жидкость не сохраняет форму.
  12. в газообразных веществах молекулы находятся далеко друг от друга.
  13. Домашнее задание: страница 37 – 40 читать пересказывать

Ход урока:

Этапы

Содержание

Примечания

I.Организационный момент.

1 мин

 Здравствуйте, ребята. Тихо садитесь.

Дети садятся

II.Основная часть.

АОЗ.

2 мин

    Ребята, что вам помогает узнавать информацию об окружающем мире?(книги, газеты, радио, Интернет)

   Как источники для получения информации вы используете? (интернет, телевидение)

   Какие передачи вы предпочитаете смотреть по телевизору, слушать по радио?

  А зачем?( что бы узнать об окружающем мире и получить информацию.)

Дети отвечают.

III.Работа по учебнику.

5 мин

    Ребята, скажите, что вы видите в окружающем вас мире? (камни, деревья, птиц, книги..)

   Как можно их назвать? (объекты, предметы)

Ученые называют предметы телами.

    Как вы думаете, что  могут тела?(из менять форму)

    Можем ли мы их видеть?(да можем) Тела имеют очертания, форму. Значит,  все предметы можно назвать телами.

   Посмотрите вокруг назовите тела, которые вас окружают. (стул, стол, доска, ламп, цветы).

   Например из чего состоит стол? (из дерева)

   Из чего же эти тела состоят?(из веществ) Т. е. тела состоят из различных веществ.

    Что же человек узнал об окружающем нас мире? (использовав разные средства познания, человек пришел к выводу, что весь окружающий мир состоит из тел и веществ).

    Тема нашего урока «Тела и вещества» (вывешиваю на доску)

Дети отвечают.

IV.Целеполагание

1 мин

    Сегодня мы научимся различать тела в различных  состояниях.

    И узнаем, из каких веществ состоят тела. Солнце, камень, капля, вода, книга, птица, дерево и т. д. – все это тела. В первом классе вы их называли объектами а сейчас телами. Тела имеют форму.

V.Сообщение нового материала.

15 мин

     Ребята, откройте учебник на странице 38.

   Прочитаем информацию вверху на этой странице.(чтение абзаца по цепочке)

    Из чего состоят тела? (из веществ)

   Что вы выясняли из текста?(что тела состоят из веществ, некоторые тела состоят из нескольких веществ; что из одного вещества можно сделать много различных тел)

    Рассмотрите рисунки на этой  странице.

  Назовите из чего сделаны все эти тела?( кувшин, чашка из глины; машина из железа, резины, стекла, пластмассы; топор из дерева и железа; фотоаппарат из пластмассы; кирпич из глины)

   Назовите тела, которые сделаны из одного и того же материала – вещества.(глиняная игрушка, кувшин).

    А что вы можете сказать о топоре? (Он состоит из железа и дерева.)

    Какой можно сделать вывод?

Вывод:

  1. тела состоят из веществ.
  2. Тела могут состоять из разных веществ.

(вывешиваю на доску)

Давайте прочитаем текст на этой же странице внизу.

    Что вы узнали? ( вещества состоят из атомов, которые соединяются в молекулы; новое соединение атомов создает новое вещество)

     Из чего состоят вещества? (из атомов) 

   Что создает новое соединение атомов? (новое вещество)

Все вещества состоят из мельчайших невидимых частиц – атомов, которые соединяются в молекулы.

Атомов различных веществ немного, но их соединений – молекул – много тысяч.

Каждое новое соединение атомов создает новое вещество.

      Как вы думаете, что такое атом? (означает неделимый)

 (вывешиваю на доску)

Слово «атом» придумали много веков назад в Древней Греции. Оно означает неделимый.

     Можно ли их увидеть? (нет увидеть их нельзя)

    Атомы такие маленькие, что их не разглядеть даже в микроскоп. Чтобы они были видны, их нужно собрать в одном месте миллион штук.

Как из букв алфавита образуются слова, так из атомов образуются молекулы.

     В каких состояниях могут находится вещества?(твердом, жидком, газообразном)                           Прочитайте выделенный жирным шрифтом предложение. Запомните его.  Из каких же невидимых частиц состоят вещества? (молекул)

         Что такое молекула?(наименьшая частицы вещества, она состоит из двух или более атомов)

(вывешиваю на доску) 

И так мы с вами узнали, что вещества могут находится: в твердом, жидком и газообразном состояние. (вывешиваю на доску состояния веществ)

    Посмотрите на доску. Здесь записаны слова. Разделите на три группы эти слова.

   Вода, камень, железо, дым, сок, пар, машина, кружка, молоко, воздушный шар, мяч, стол, ручка, соль, книга, лимона, природный газ.

(вывешиваю на доску)

     По какому признаку разделили? (камень, железо – твердые, вода, сок – жидкие, дым, пар – газообразные).

    Какой можно сделать вывод?

Вывод:

вещества могут быть в твердом, жидком, газообразном состоянии.

    Назовите любые другие  вещества, относящиеся к этим группам.

    В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные.

   Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах.

   Возьмите деревянную палочку и попробуйте разъединить ее. Получилось?

Даже если придется ее сломать, то нужно приложить силу. Значит твердое тело сохраняет свою форму.

Сделайте вывод.

Вывод:

 в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу.

(вывешиваю на доску)

     Давайте тоже самое проделаем с водой. Перелейте воду в другой стакан, отлейте немного.

   Удалось разъединить молекулы воды?

       Какой можно сделать вывод?

Вывод: 

   в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга, жидкость не сохраняет форму.

(вывешиваю на доску)

     Представьте себе чашку с горячим чаем. От нее будут исходить молекулы пара.

       Если мы помашем руками, чтобы разъединить эти молекулы, куда денется пар?  Молекулы при малейшей возможности разлетятся кто куда. Между ними нет никакого сцепления.

 Сделайте вывод.

Вывод:

   в газообразных веществах молекулы находятся далеко друг от друга.

(вывешиваю на доску)





Дети отвечают.




























































































Дети отвечают. Обобщаю ответы.

VI.Физкульт минутка

1 мин

Теперь мы разомнемся.

Встаньте все и повторяйте за мной.

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись.

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.


Дети выполняют упражнения в месте с учителем

VII.Закрепле

ние

7 мин

      Прочитайте об этом информацию в учебнике.(дети читают абзац, по цепочке) 

   А теперь мы с вами рассмотрим иллюстрацию на этой же странице выше прочитанного текста. Как вы думаете, почему так выглядят вещества в твердом состояние; в жидком твердом; газообразном.

     Рассмотрите рисунки на странице 39. Назовите предметы, которые состоят из твердых веществ, жидких газообразных.

     Давайте сыграем в игру «холодно – жарко».

Я буду называть слово, а вы покажете мне, что происходит.

«холодно» (дети съеживаются)

«жарко» (садятся, развалившись на стульях)

     Как вы думаете, если от холода вы сжимаетесь, а от жары распрямляетесь, то что происходит с телами?( тела ведут себя так же)

веществами? ( вещества так же) 

      Все вещества реагируют на уменьшение или увеличение тепла. При нагревании их молекулы раздвигаются, вещества расширяются.

При охлаждении они сжимаются, молекулы плотнее прилегают друг к другу.  

       Примером может служить известный всем вам термометр. При нагревании молекулы ртути раздвигаются, ртуть расширяется и поднимается по столбику вверх. При понижении температуры, ртуть сжимается и ртутный столбик опускается вниз.

    Рассмотрите рисунки на 41 странице.

Объясните, где человек учитывает свойства расширяться и сжиматься при изменении температуры.

    Почему поднимается в воздух воздушный шар?

(воздух в воздушном шаре подогревается пропановой  горелкой. Горячий воздух расширяясь, становится легче и устремляется вверх. Горячий воздух легче холодного, потому что он имеет меньшую плотность.)



















Дети отвечают.

VIII.Итог

3 мин

    С какой новой темой мы сегодня познакомились?(«тела и вещества»)

  С какими свойствами веществ вы познакомились?(жидким, твердым и газообразным)

   Какие новые слова узнали? (атом, молекула, тело, вещество).

  Что такое тела и вещества?(тела и вещества – это весь окружающий мир)

   Из чего состоят вещества?( из атомов)

Урок окончен.

Отметки за урок.

Домашнее задание: страница 37 – 40 читать пересказывать






Дети отвечают.

13

4

6

12

3

11

5

8

2

10

7

1

9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру по теме "Тела и вещества" (3 класс) по ОС "Школа 2100"

Окружающий мир Тема: Тела и вещества. Цели: 1. Познакомить с понятием «тело», рассмотреть схему деления тел на группы.            2. Научиться ра...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества...

Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Тела. Вещества. Частицы"

Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме: "Тела, вещества, частицы"...

Урок по окружающему миру в 3 классе по программе "Гармония" по теме "Тела и вещества, их свойства"

На этом уроке ребята не только знакомятся с новой темой "Тела и вещества", но и продолжают работу по созданию кластеров в тетрадях, начатую во 2 классе....

Проверочная работа по окружающему миру по теме: «Тела и вещества»

Проверочная работа для учеников 3 класса УМК "Гармония"...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Тела, вещества, частицы" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме "Тела, вещества, частицы" 3 класс...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме «Тела, вещества, частицы» (3 класс), УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о телах, веществах и частицах Задачи урокаДидактические:1.  Дать представление о том, что каждое ...