"В каком государстве мы живем" урок по "Окружающему миру", 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Павлова Татьяна Петровна

На уроке разбираются понятия: государство, республика, государственные символы. Дети учатся различать Империю от СССР, СССР от СНГ, республику от государства. Воспитываются такие качества, как любовь к Родине, гордость за свой народ, чувсто ответственности за "написание" новой истории своего государства. Большое внимание уделяется работе с картой и умению работать с различными информационными источниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_kakom_gosudarstve_my_zhivem_4_klass.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Класс    «4»

Предмет    «Окружающий мир»

Тема :   «В каком государстве мы живем»

Программа  «Школа 2100»

Цели:

  1. Дать понятия: государство, символы государства(гимн, герб, флаг). Сравнить символы царской России, СССР, России (современной). Познакомить с понятием СНГ (Содружество Независимых Государств).
  2. Развивать речь, наблюдательность, умение пользоваться историческими понятиями.
  3. Воспитывать любовь к своему государству, народу России, чувство патриотизма.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний

История – это своеобразное путешествие во времени в различные части света, к разным народам, знакомство с основными (важными) событиями в той или иной эпохе (веке).

- С помощью чего мы осуществляем наше путешествие во времени в течении этого года? (Река Времени)

- Если бы мы сели на корабль и решили совершить своеобразный круиз по Реке Времени было бы наше путешествие легкой, спокойной прогулкой? (нет, река в изгибах)

- Что это за изгибы? (поворотные события в развитии государства)

      3. Работа по Реке Времени (Повторение)

- Найдите в Реке Времени участок, который соответствует ХХ веку.(этих участков три)

- Почему Река делает резкие повороты?(меняется строй государства)

- Разберемся с этими участками.

  1. Начало ХХ века – Российская империя(поворотное событие – Революция 1917г)
  2. Середина ХХ века – СССР (поворотное событие – 1991г)

- Какие события соответствуют этому времени?

- Историки сделали следующую классификацию:

  1. 1922г – Образование СССР
  2. 1941г – «Жестокое время» (начало ВОВ, атомная бомбардировка Японии)
  3. 1961г – «Мудрое время» (человек полетел в космос, побывал на Луне)

После этого наступило время компьютеров, новейших материалов, технологий, открытий. Но в конце концов наступит и «Трудное время»(загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных), но об этом мы будем говорить на следующих уроках

  1. Конец ХХ века – Современная Россия (СНГ) (поворотных событий пока нет)

- Итак, Империя, СССР, СНГ. Это мы говорили о разных государствах или об одном и том же, но в разные временные интервалы? Почему? Докажи.

Вывод: Это одно и тоже государство, но при определенных преломных событиях оно видоизменялось (как и все на Земле, например: мальчик – юноша – мужчина)

- НО! Чем Империя отличается от СССР? СССР от Россия (современная)? (заполнение таблицы)

Империя

СССР

Россия

  1. Император
  2. Капиталистический строй
  1. Генеральный секретарь
  2. Социалистический строй
  1. Президент
  2. Демократический строй

4.Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ и на этот вопрос и на вопрос, «В каком государстве мы живем?»

          5. Работа по теме урока

- У меня в руках  2 паспорта: один – мой, другой – мой старый (ксерокопия старого паспорта). Читаем:

Павлова Татьяна Петровна

Гражданин России

Павлова Татьяна Петровна

Гражданин СССР

- Так значит, я являюсь гражданином двух стран?

- Чтобы ответить на этот вопрос совершенно точно, надо поработать. Готовы?

- На уроках истории мы с вами узнали довольно много о Российской империи. Поговорим об СССР и СНГ.

-Первое понятие СССР. Расшифруйте это понятие. Какое первое слово? (союз)

- Как понимать? Дайте определение. (союз – тесное единение, единство народов, людей, например: союз мамы и папы)

Второе понятие СНГ. Расшифруйте это понятие. Какое первое слово? (содружество)

- Как понимать? Дайте определение. (содружество – объединение, основанное на дружбе, например: Настя и Надя дружат)

- Чем же отличаются союз от содружества?

- Чем похожи союз и содружество?

- Как отличить одно государство от другого?(по символам)

- Зачем нам это надо ? Когда нам это бывает нужно?

- Какие символы государства вы знаете?(флаг, гимн, герб)

- Что вы можете о них сказать?

Флаг

Гимн

Герб

Основной официальный символ государства. Через цвета и символы осмысливается место народа в мире и его историческое значение. Его оскорбление рассматривается как оскорбление нации и государства.

Торжественное музыкальное произведение, является высшим символом государства, призван сплачивать и объединять всю нацию. Гимн исполняется при встречах глав государств, делегаций, при государственных торжествах, спортивных соревнованиях, обязательно исполняется на военных парадах.

Один из трех главных символов любой страны. Эмблемы, из которых складывается герб, несут определенное значение.

- Попробуем составить таблицу. Проверим, как хорошо вы разбираетесь в государственных символах.(дети выходят к доске, берут один символ и помещают в нужную ячейку)

Империя

СССР

Россия

Флаг

Герб

Гимн

- А вы знаете, что обозначают цвета флагов?

СССР – красный цвет флага – единый цвет выполнял функцию объединения для многонациональной страны.

Империя – была многонациональной, поэтому три  цвета символизировали единство: красный – русских, синий – украинцев, белый – белорусов.

Россия: белый – откровенность и благородство, синий – верность и честность, красный – мужество, смелость и любовь.

- Разберемся с гимнами. Я вам буду зачитывать (прослушать) фразу, а вы определите, какому времени соответствует. Постарайтесь обосновать свой выбор.

«Боже царя храни…»

«Союз нерушимый республик свободных …»

« Россия – священная наша держава…»

- Каждый человек должен и даже обязан знать гимн своей страны. Гимн надо слушать молча и стоя. Встаньте, пожалуйста. (слушание гимна)

- Кто запомнил, при каких обстоятельствах звучит гимн?

- Итак, посмотрите на таблицу и ответьте на вопрос: «Как можно одно государство отличить от другого?»

- Почему менялись символы с изменением названия и структуры государства? (символы характеризуют направления в политике)

        6. Работа с книгой.

- Столица нашего государства?

- В Москве есть замечательный фонтан. Посмотрите на него и скажите, как он называется, может кто-то из вас был в Москве и знает? (фонтан «Дружбы народов»)

- Когда он мог появиться: в империи, в СССР, в России? Почему? (15 республик были при СССР)

- Около этого фонтана мы встречаем наших старых знакомых (персонажей  из учебника). Прочитаем, о чем они говорят.

«Единой семьей живут с давних пор

15 республик, 15 сестер.

Латыш и армянка, калмык и таджик

Для дружбы нашли самый верный язык…»

- Когда могли появиться эти стихи? Почему?

Вопросы по прочитанному:

-Из чего состоял бывший СССР? (республики)

- Из чего состоит СНГ? (государства)

- Мы прочитали о признаках республик и государств. Попробуем заполнить таблицу.

республики

государства

Принцип: подчинения.

Символы: при наличии у каждой республики своих символов, главные символы для всех республик – символы Российской Федерации.

Все общее: союзное правительство, армия, границы, один язык межнационального общения, промышленность,…

Принцип: независимость

Символы: у каждого государства свои

Самостоятельное правительство, свой язык, свои деньги, своя армия, своя промышленность, …

- В чем же отличие республики от государства?

- Чем похожи и чем отличаются республика и государство?

- В каком государстве мы живем?

- Мы говорили о внутренних отличиях СССР и СНГ. А как они отличаются внешне?

     7. Работа с картой

- Сколько республик вы знаете(помните)? Перечислить.

- Всегда ли так было?(республики присоединялись постепенно)

- Зачем? Как вы думаете? (притча «о кулаке и пальце»)(вывод: в единстве – сила)

- Когда в истории объединение помогло выстоять и победить?

- Возьмите карты, которые лежат на ваших партах. Попробуем показать как происходил распад  СССР. (границы республик – перфорация)

- Сначала отсоединились республики 15, 7, 8. Назовите их, оторвите.

- Потом: 3, 14, 9. Назовите, оторвите.

- 4, 2, 1. Назовите, оторвите.

- 5, 6, 13, 11, 12. Назовите, оторвите.

- То, что осталось – карта нового государства. Какого? (Россия)

- Помня уроки истории, мы знаем, что «один в поле не воин». Поэтому правители решили создать союз независимых государств. Посмотрите на карту, какие государства в него вошли? Какие не вошли?

- Как изменились границы СССР? Почему?

- Чем отличается СССР от СНГ? (раньше – единство(союз), сейчас – объединение(вместе, но не целое)

     8. Итог

- Какое государство мы можем назвать независимым?

- Что такое Содружество независимых государств?

- В каком государстве мы живем?

- Хочу закончить стихотворением:

На свете много разных стран,

Но есть одна страна.

От белых льдов до теплых рек

Раскинулась она.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна –

Ее мы Родиной зовем,

А Родина – одна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КИМ поокружающему миру 3 класс

динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях....

Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....

Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века

Календарно тематическое планирование поокружающему миру  для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС  с УУД...

Презентация на тему "Какие бывают растения?" по окружающему миру, 2 класс

Данная презентация является ученическим проектом по окружающему миру....

Исследовательская работа поокружающему миру "Вкусное молочко".

Наблюдение за органолептическими показателями молока, поступающего в школьную столовую. Исследование его свойств....

Какая бывает промышленность? Урок окружающего мира в 3-м классе

ознакомить с важнейшей отраслью экономики - промышленностью,научить различать продукцию каждой отрасли промышленности;развивать логическое мышление;учить сравнивать, обобщать, группировать предметы бы...