"В каком государстве мы живем" урок по "Окружающему миру", 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
На уроке разбираются понятия: государство, республика, государственные символы. Дети учатся различать Империю от СССР, СССР от СНГ, республику от государства. Воспитываются такие качества, как любовь к Родине, гордость за свой народ, чувсто ответственности за "написание" новой истории своего государства. Большое внимание уделяется работе с картой и умению работать с различными информационными источниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_kakom_gosudarstve_my_zhivem_4_klass.docx | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс «4»
Предмет «Окружающий мир»
Тема : «В каком государстве мы живем»
Программа «Школа 2100»
Цели:
- Дать понятия: государство, символы государства(гимн, герб, флаг). Сравнить символы царской России, СССР, России (современной). Познакомить с понятием СНГ (Содружество Независимых Государств).
- Развивать речь, наблюдательность, умение пользоваться историческими понятиями.
- Воспитывать любовь к своему государству, народу России, чувство патриотизма.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний
История – это своеобразное путешествие во времени в различные части света, к разным народам, знакомство с основными (важными) событиями в той или иной эпохе (веке).
- С помощью чего мы осуществляем наше путешествие во времени в течении этого года? (Река Времени)
- Если бы мы сели на корабль и решили совершить своеобразный круиз по Реке Времени было бы наше путешествие легкой, спокойной прогулкой? (нет, река в изгибах)
- Что это за изгибы? (поворотные события в развитии государства)
3. Работа по Реке Времени (Повторение)
- Найдите в Реке Времени участок, который соответствует ХХ веку.(этих участков три)
- Почему Река делает резкие повороты?(меняется строй государства)
- Разберемся с этими участками.
- Начало ХХ века – Российская империя(поворотное событие – Революция 1917г)
- Середина ХХ века – СССР (поворотное событие – 1991г)
- Какие события соответствуют этому времени?
- Историки сделали следующую классификацию:
- 1922г – Образование СССР
- 1941г – «Жестокое время» (начало ВОВ, атомная бомбардировка Японии)
- 1961г – «Мудрое время» (человек полетел в космос, побывал на Луне)
После этого наступило время компьютеров, новейших материалов, технологий, открытий. Но в конце концов наступит и «Трудное время»(загрязнение и обмеление рек и озер, исчезновение многих видов растений и животных), но об этом мы будем говорить на следующих уроках
- Конец ХХ века – Современная Россия (СНГ) (поворотных событий пока нет)
- Итак, Империя, СССР, СНГ. Это мы говорили о разных государствах или об одном и том же, но в разные временные интервалы? Почему? Докажи.
Вывод: Это одно и тоже государство, но при определенных преломных событиях оно видоизменялось (как и все на Земле, например: мальчик – юноша – мужчина)
- НО! Чем Империя отличается от СССР? СССР от Россия (современная)? (заполнение таблицы)
Империя | СССР | Россия |
|
|
|
4.Сообщение темы и целей урока
- Сегодня на уроке мы попытаемся дать ответ и на этот вопрос и на вопрос, «В каком государстве мы живем?»
5. Работа по теме урока
- У меня в руках 2 паспорта: один – мой, другой – мой старый (ксерокопия старого паспорта). Читаем:
Павлова Татьяна Петровна Гражданин России | Павлова Татьяна Петровна Гражданин СССР |
- Так значит, я являюсь гражданином двух стран?
- Чтобы ответить на этот вопрос совершенно точно, надо поработать. Готовы?
- На уроках истории мы с вами узнали довольно много о Российской империи. Поговорим об СССР и СНГ.
-Первое понятие СССР. Расшифруйте это понятие. Какое первое слово? (союз)
- Как понимать? Дайте определение. (союз – тесное единение, единство народов, людей, например: союз мамы и папы)
Второе понятие СНГ. Расшифруйте это понятие. Какое первое слово? (содружество)
- Как понимать? Дайте определение. (содружество – объединение, основанное на дружбе, например: Настя и Надя дружат)
- Чем же отличаются союз от содружества?
- Чем похожи союз и содружество?
- Как отличить одно государство от другого?(по символам)
- Зачем нам это надо ? Когда нам это бывает нужно?
- Какие символы государства вы знаете?(флаг, гимн, герб)
- Что вы можете о них сказать?
Флаг | Гимн | Герб |
Основной официальный символ государства. Через цвета и символы осмысливается место народа в мире и его историческое значение. Его оскорбление рассматривается как оскорбление нации и государства. | Торжественное музыкальное произведение, является высшим символом государства, призван сплачивать и объединять всю нацию. Гимн исполняется при встречах глав государств, делегаций, при государственных торжествах, спортивных соревнованиях, обязательно исполняется на военных парадах. | Один из трех главных символов любой страны. Эмблемы, из которых складывается герб, несут определенное значение. |
- Попробуем составить таблицу. Проверим, как хорошо вы разбираетесь в государственных символах.(дети выходят к доске, берут один символ и помещают в нужную ячейку)
Империя | СССР | Россия | |
Флаг | |||
Герб | |||
Гимн |
- А вы знаете, что обозначают цвета флагов?
СССР – красный цвет флага – единый цвет выполнял функцию объединения для многонациональной страны.
Империя – была многонациональной, поэтому три цвета символизировали единство: красный – русских, синий – украинцев, белый – белорусов.
Россия: белый – откровенность и благородство, синий – верность и честность, красный – мужество, смелость и любовь.
- Разберемся с гимнами. Я вам буду зачитывать (прослушать) фразу, а вы определите, какому времени соответствует. Постарайтесь обосновать свой выбор.
«Боже царя храни…» | «Союз нерушимый республик свободных …» | « Россия – священная наша держава…» |
- Каждый человек должен и даже обязан знать гимн своей страны. Гимн надо слушать молча и стоя. Встаньте, пожалуйста. (слушание гимна)
- Кто запомнил, при каких обстоятельствах звучит гимн?
- Итак, посмотрите на таблицу и ответьте на вопрос: «Как можно одно государство отличить от другого?»
- Почему менялись символы с изменением названия и структуры государства? (символы характеризуют направления в политике)
6. Работа с книгой.
- Столица нашего государства?
- В Москве есть замечательный фонтан. Посмотрите на него и скажите, как он называется, может кто-то из вас был в Москве и знает? (фонтан «Дружбы народов»)
- Когда он мог появиться: в империи, в СССР, в России? Почему? (15 республик были при СССР)
- Около этого фонтана мы встречаем наших старых знакомых (персонажей из учебника). Прочитаем, о чем они говорят.
«Единой семьей живут с давних пор
15 республик, 15 сестер.
Латыш и армянка, калмык и таджик
Для дружбы нашли самый верный язык…»
- Когда могли появиться эти стихи? Почему?
Вопросы по прочитанному:
-Из чего состоял бывший СССР? (республики)
- Из чего состоит СНГ? (государства)
- Мы прочитали о признаках республик и государств. Попробуем заполнить таблицу.
республики | государства |
Принцип: подчинения. Символы: при наличии у каждой республики своих символов, главные символы для всех республик – символы Российской Федерации. Все общее: союзное правительство, армия, границы, один язык межнационального общения, промышленность,… | Принцип: независимость Символы: у каждого государства свои Самостоятельное правительство, свой язык, свои деньги, своя армия, своя промышленность, … |
- В чем же отличие республики от государства?
- Чем похожи и чем отличаются республика и государство?
- В каком государстве мы живем?
- Мы говорили о внутренних отличиях СССР и СНГ. А как они отличаются внешне?
7. Работа с картой
- Сколько республик вы знаете(помните)? Перечислить.
- Всегда ли так было?(республики присоединялись постепенно)
- Зачем? Как вы думаете? (притча «о кулаке и пальце»)(вывод: в единстве – сила)
- Когда в истории объединение помогло выстоять и победить?
- Возьмите карты, которые лежат на ваших партах. Попробуем показать как происходил распад СССР. (границы республик – перфорация)
- Сначала отсоединились республики 15, 7, 8. Назовите их, оторвите.
- Потом: 3, 14, 9. Назовите, оторвите.
- 4, 2, 1. Назовите, оторвите.
- 5, 6, 13, 11, 12. Назовите, оторвите.
- То, что осталось – карта нового государства. Какого? (Россия)
- Помня уроки истории, мы знаем, что «один в поле не воин». Поэтому правители решили создать союз независимых государств. Посмотрите на карту, какие государства в него вошли? Какие не вошли?
- Как изменились границы СССР? Почему?
- Чем отличается СССР от СНГ? (раньше – единство(союз), сейчас – объединение(вместе, но не целое)
8. Итог
- Какое государство мы можем назвать независимым?
- Что такое Содружество независимых государств?
- В каком государстве мы живем?
- Хочу закончить стихотворением:
На свете много разных стран,
Но есть одна страна.
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она.
На свете много разных стран,
Но есть одна страна –
Ее мы Родиной зовем,
А Родина – одна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КИМ поокружающему миру 3 класс
динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях....
Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....
Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века
Календарно тематическое планирование поокружающему миру для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века для молодых учителей работающих по ФГОС с УУД...
Презентация на тему "Какие бывают растения?" по окружающему миру, 2 класс
Данная презентация является ученическим проектом по окружающему миру....
Исследовательская работа поокружающему миру "Вкусное молочко".
Наблюдение за органолептическими показателями молока, поступающего в школьную столовую. Исследование его свойств....
Какая бывает промышленность? Урок окружающего мира в 3-м классе
ознакомить с важнейшей отраслью экономики - промышленностью,научить различать продукцию каждой отрасли промышленности;развивать логическое мышление;учить сравнивать, обобщать, группировать предметы бы...