Предметная программа "Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Гугуева Надежда Леоновна

Предметная программа факультативного курса «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской»  для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Доноведение»  канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревской и др.

 

         Основной целью программы является создание условий для формирования у детей младшего школьного возраста целостного представления о своей малой Родине – Белокалитвинской земле и осознания чувства сопричастности современным событиям и истории Донского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_i_priroda_zemli_belokalitvinskoy.docx53.28 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная программа факультативного курса

«Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской»

Автор проекта: Гугуева Надежда Леоновна, учитель начальных классов МБОУ Литвиновской СОШ Белокалитвинского района.

       Нормативно-правовой основой предметной программы «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской» являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Пояснительная записка

        Предметная программа факультативного курса «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской»  для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Доноведение»  канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревской и др.

          Начальная школа призвана создать условия для формирования личности гражданина и патриота своей Родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. 

В связи с этим необходим поиск и утверждение принципиально новых подходов к образовательной деятельности, одним из которых может стать формирование гражданских и патриотических качеств личности в условиях углубленного изучения и исследования родного края. Поэтому на сегодняшний день актуальны программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.

          Предлагаемая предметная программа «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской» направлена на удовлетворение этих требований. Программа ориентирована на учащихся начальной школы, что особенно ценно.

Предлагаемый материал о  культурном наследии, природе, животном мире и экологических проблемах родного края данной программы отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.

         Основной целью программы является создание условий для формирования у детей младшего школьного возраста целостного представления о своей малой Родине – Белокалитвинской земле и осознания чувства сопричастности современным событиям и истории Донского края.

        Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:

  1. Формирование представлений об историческом прошлом и настоящем своей малой Родины, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители района в историко-культурное наследие региона;
  2. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
  3. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
  4. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
  5. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.  
  6. Развитие интеллектуальных  умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей;
  7. Формирование положительной мотивации в общественно-полезной    деятельности учащихся по сохранению природы родного края.

         Главная идея, положенная в основу блоков «Я и окружающий мир», «Яркие страницы истории земли Донской» - идея духовного развития личности ребенка, важно, чтобы учащиеся не только овладели знаниями и умениями, соответствующими данной программе, но стремились стать созидателями истории родного края, почувствовали себя частью своей Родины и своего народа.

Занятия блока «Человек и природа»  расширяют экологические представления учащихся начальных классов, которые они получают на уроках предмета Окружающий мир. В процессе наблюдений, опытов, элементарной исследовательской деятельности, экологических игр и экскурсий по изучению ближайшего природного окружения дети начинают понимать разнообразие взаимоотношений человека с миром природы, усваивают систему нравственных правил поведения в среде обитания, учатся сопереживать, сочувствовать, помогать живым существам, проводить элементарную созидательную деятельность в природе.

Основные формы и методы обучения.

 Преимущества данной программы в том, что она позволяет использовать развивающие методы обучения, так как ориентирована, прежде всего, на исследовательскую, проектную деятельность; предоставляет учащимся возможность реализовать интеллектуальные запросы, развивать творческие способности.

Реализации системно-деятельностного подхода в обучении способствует ЭОР - Творческая конструктивная среда «Оформитель».

ТКС «Оформитель» позволяет учащимся создавать текстовые сообщения, получать первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ, учит вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные.

Работая с данным ЭОР, учащиеся оформляют письменные работы, создают виньетки, открытки, оформляют отчёты об экскурсии, классные газеты, коллажи, справочники.

           Проблемные диспуты, дидактические и ролевые игры дают возможность выражать собственную точку зрения по отдельным проблемам, то есть, способствует формированию их гражданской позиции.

Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий.

 Итоговое занятие проводится в форме праздника с презентацией исследовательских проектов.

 

 Условия реализации программы.

          Данная программа реализуется за счёт отдельного часа вариативного компонента учебного плана МБОУ Литвиновской СОШ и рассчитана на 34 часа. Программа предназначена для учащихся 4 класса начальной школы.

Планируемые результаты освоения программы

факультативного курса «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской»

к концу 4 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У обучающегося будут сформированы:

  1. положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
  2. способность к самооценке;
  3. осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
  4. знание и понимание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
  5. чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
  6. понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории своей страны;
  2. умения оценивать трудность предлагаемого задания;
  3. адекватной самооценки;
  4. чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
  5. установки на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
  6. осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;
  7. осознанного положительного отношения к культурным ценностям;
  8. основ экологической культуры;
  9. уважительного отношения к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
  10. целостного представления о природе и обществе как компонентах единого мира.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Человек и природа

Обучающийся научится:

  1. проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
  2. характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
  3. устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
  4. выполнять правила поведения в природе.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. предсказывать погоду по местным признакам;
  2. объяснять, что такое экосистема, защитная окраска животных;
  3. приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
  4. отмечать на контурной карте географические объекты;
  5. объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
  6. давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
  7. определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
  8. делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
  9. участвовать в мероприятиях по охране природы.

Человек и общество

Обучающийся научится:

  1. описывать достопримечательности родного края; показывать их на карте;
  2. рассказывать об основных событиях истории своего края.

     Обучающийся получит возможность научиться:

  1. описывать культурные достопримечательности своего края.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Обучающийся научится:

  1. принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
  2. планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  3. осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  4. осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.

      Обучающийся получит возможность научиться:

  1. самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
  2. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Обучающийся научится:

  1. находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
  2. понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
  3. осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
  4. проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
  5. устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
  6. обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
  7. выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
  8. устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
  9. сравнивать исторические события, делать обобщения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  2. моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
  3. сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
  4. сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
  5. устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
  1. сравнивать исторические и литературные источники;
  2. строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
  3. собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  1. сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Обучающийся получит возможность научиться:

  1. распределять обязанности при работе в группе;
  2. учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.

Содержание программы

4 класс (34ч)

Я и окружающий мир (8ч)

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Белокалитвинский район: символы, история, достопримечательности. История и достопримечательности села Литвиновки. Знакомство с известными людьми района и села.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

Человек и природа (8ч)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и Белокалитвинского района; её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и Белокалитвинском районе, и их охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области и Белокалитвинском районе.  

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.  

Красная Книга Белокалитвинского района. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области и Белокалитвинского района, их роль в охране окружающей среды.

Яркие страницы истории земли Донской (18ч)

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Казаки Усть-Белокалитвинской – участники Отечественной войны 1812 года. Дон в годы гражданской войны. Усть-Белокалитвинская в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). Подвиг А.Атаева. День освобождения родного села города Белая Калитва. Мирное время на Белокалитвинской земле.

  Города Ростовской области: Азов, Белая Калитва, Ростов-на-Дону, Новочеркасск. Летопись городов.

Экскурсии:

- Обзорная экскурсия по городу Белая Калитва, селу Литвиновке.

-В Белокалитвинский историко-краеведческий  музей, с целью ознакомления с основными событиями истории города, края и  представителями животного и растительного мира Донского края.

-К памятникам Великой Отечественной войны:  «Высота Бессмертия» в городе Белая Калитва, к  Мемориалу Славы в селе Литвиновка.

- В "Социально-этнический центр "Игорево поле", хутор Погорелов

-В зоопарк парка Маяковского в городе Белая Калитва.

Исследовательские, проектные и практические работы:

Практическая работа: работа по карте Ростовской области, Белокалитвинского района; изготовление тематических поделок, атрибутики объединения «Добрый день!».

Исследовательская деятельность по проблемам:

«Край, в котором я живу», «Белая Калитва – город Ростовской области», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу», «Развитие промышленности Ростовской области», «Герой Социалистического труда в моём селе – Денисова Р.Н.», Составление электронного путеводителя по Белой Калитве.

Проекты: «Летопись моей семьи», «Что я могу сделать с мусором»,  «Мир природной зоны родного края»

Изготовление коллективного альбома «Красная книга Белокалитвинского района».

Тематическое планирование курса «Доноведение. История и природа земли Белокалитвинской.»

п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Задачи урока

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1.

Донской край – мой край!

1

Дать представления  о  Ростовской  области  как  административной  единице; познакомить с гербом, флагом, гимном Ростовской области и Белокалитвинского района;

 правилами  поведения  при  прослушивании  гимна; формировать умения работы с картой (географической и контурной), находить  территорию Ростовской области  на  карте  страны, Белокалитвинского района на карте области

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

Практическая работа по контурной карте РО и Белокалитвинского района: выделение границы Белокалитвинского района, населённых пунктов, рек.

3,4

Калитовская станица – лучше всех!

Обзорная экскурсия по городу

2

Познакомить с историей города Белая Калитва и его достопримечательностями

Обратить  внимание  на  необходимость  бережного  отношения  к историческим  памятникам, сохранению  исторических  традиций.

Исследовательская деятельность «Белая Калитва – город Ростовской области»

Составление электронного путеводителя по Белой Калитве

Выставка рисунков, фотографий.

5,6

С днём рождения, родная Литвиновка!

2

Познакомить с историей села Литвиновка и его достопримечательностями

Обратить  внимание  на  необходимость  бережного  отношения  к историческим  памятникам, сохранению  исторических  традиций.

Фотоэкскурсия по селу

Составление

коллажа «Прежде и  теперь»  (используются фотографии, рисунки детей)

7,8

Что ты знаешь о роде своём?

2

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;

- научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Работа над проектом и его защита «Летопись моей семьи»

Яркие страницы  истории земли Донской

9

Экскурсия в "Социально-этнический центр "Игорево поле", хутор Погорелов

1

Познакомить с героическими битвами славян против воинственных кочевых племен - половцев.

Познакомить с историческим и литературным памятником  «Слово о полку Игореве»

Рисование картин прошлого Дона.

10

На казачьем Кругу

Встреча с атаманом Усть-Белокалитвинского казачьего юрта.

1

Познакомить с историей  казачьих символов, управлением в казачьей станице; воспитывать бережное отношение к традициям казаков.

Деловая игра «Казачий круг»

11

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов и их участниками - нашими земляками-казаками Донской казачьей отдельной сотни.

Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

Игры, распространенные на Дону.

12

Степан Разин.

1

Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»).

Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»

13

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1

Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г. Азова.

Составление летописи города Азова.

14

Крепость Димитрия Ростовского

1

Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону

Заочное путешествие по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону.

15

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

1

Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»;

место Пугачева в истории казачества.

Доклады-сообщения учащихся.

16

Вместе с Суворовым

1

Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае

Написание очерка

17

Платов Матвей Иванович

1

Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни».

Встреча с воспитанниками Белокалитвинского кадетского корпуса имени Платова

18

Казаки Усть-Белокалитвинской – участники Отечественной войны 1812 года

Формировать чувство гордости за земляков- героев событий 1812 года

Работа над презентацией «Казаки Усть-Белокалитвинской в войне 1812 года»

19

Новочеркасск - столица казачьего Дона

1

Показать значение строительства новой  столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска

Заочное путешествие по г.Новочеркасску. Составление летописи города Новочеркасска.

20

«Вспоминает враг с тоскою бой под Белой Калитвою»

1

Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны станицы Усть-Белокалитвинской.

Диспут.

21

Усть-Белокалитвинская в годы строительства новой жизни

1

Показать на примерах из истории Белокалитвинского района жизнь при строительстве социализма. Григорий Литвинов - первый председатель сельсовета родного села.

Встреча с родителями - бывшими пионерами.

22

Дон в годы Великой Отечественной войны.

1

Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли;

Подвиги белокалитвинцев - Героев Советского Союза.

Экскурсия в городской краеведческий музей.

23

Высота Бессмертия Аннаклыча Атаева

1

Познакомить с подвигом эскадрона Героя Советского Союза Аннаклыча Атаева

Изобразительная деятельность «Высота Бессмертия»

24

День освобождения Литвиновки

1

Познакомить с историей освобождения родного села от фашистов

Участие в Марше памяти. В честь освобождения села.

Чествование участников войны.

25-26

Ты станешь лучше, станешь краше, станица Белая моя!»

2

Сформировать представления у уч-ся о промышленности Белокалитвинского района и её отраслями; познакомить с известными  людьми- Героями Социалистического труда.

Исследовательская работа «Герой Социалистического труда в моём селе – Денисова Р.Н.»

Человек и природа

27

Дом, в котором мы живём

1

Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии.  

Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.

Презентация деятельности детского экологического движения «Добрый день!» Литвиновской школы.

28

Экологические Проблемы воздуха в Белокалитвинском районе»

1

Уточнить и расширить знания  о значении  воздуха и воды для живых существ;

-раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.

Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы  Белокалитвинского района».

Коллективное создание опорных  знаков «Береги воздух», «Береги воду».

29

Экологические проблемы воды в  Белокалитвинском районе»

1

30

Экологические проблемы почв  Белокалитвинского района»

1

Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой   переработки мусора и отходов в Белокалитвинском районе.

Работа с дополнительной литературой- журналом «Экологический вестник»

Создание и презентация проекта «Что можно сделать из бросового материала».

31

Охрана полезных ископаемых родного края.

1

Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах Ростовской области и Белокалитвинского района;

- познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.

Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.

Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»

32

Экологическое равновесие в природе

1

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Диспут.

33-34

Охранять природу – значит охранять Родину

Экскурсия в урочище Филькино

1

Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены;

Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области.

Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.

Проект  «Красная книга Белокалитвинского района»

Праздник «Добро пожаловать на Белокалитвинскую землю!»

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
  3. Примерная основная образовательная программа начального общего образования / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
  4. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Т.Л.Белоусова и др.- М.:Просвещение, 2011, 127с.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.  А.Г.Асмолов, и др.- М.: Просвещение, 2011.- 151 с.
  6. для обучающихся
  1. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону «Издательство БАРО – ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.
  2. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Рабочая тетрадь (4класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
  3. ЭОР - Творческая конструктивная среда «Оформитель».
  1. для учителя
  1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
  2. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2010.
  3. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»

  1. Рекомендуемая дополнительная литература для учителя
  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И.  География Ростовской области. Ростов-на-Дону, «Терра», 2005.
  2. Алмазов Б.А. Казаки. Санкт-Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.
  3. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – XX вв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.
  4. Вавилина В.А. , Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.
  5. Донецкий А., Снитко А. Белая Калитва. Историко-краеведческий очерк. – Ростов-на-Дону:  Ростовское книжное издательство, 1978.

  1. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во,1986.
  2. Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки. Ростов. Кн. Изд-во.1975.
  3. Ильюков Л.С. Очерки древней истории Донского края. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2004.
  4. Казачий Дон: Очерки истории. В 2ч. /А.П.Скорик, Р.Г.Тикиджьян и др. -  Ростов-на-Дону: Изд-во обл.ИУУ, 1995.
  5. Моложавенко В. Тайны донских курганов. Ростов,1967.
  6. Неделя природоведения: Сценарии, конкурсы, загадки для проведения предметной недели в начальной школе. Авт-сост. Е.Ю.Сухаревская. -  Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2004.
  7. По старым казачьим станицам. Под. ред. Чеснока В.Ф. Ростов-на-Дону: Кн. Изд-во.1985.
  8. Сафонова Л. Белая Калитва.300 лет – ИП Ютищев – 2003.
  9. Сафонова Л. Казаки Усть –Белокалитвинского Юрта.- Ростов-на-Дону: «Аверс»,2007.
  10. Степаненко Л.Г. Ростовская область. Растительное убранство. Ростов-на-Дону:  «Багир», 2003
  11. Степаненко Л.Г. Степные загадки. Ростов-на-Дону:  «Багир», 2004.
  12. Сухарев Ю. Лазоревый цвет. Страницы казачьей истории. Чапаевск. 2001.

13. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. Кн. в 3 ч. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2003.

14. Чёрная А.В. Традиционные игры Дона: этнопсихологический феномен. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост.гос.пед.ун-та, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Природа, Земля». надпредметный курс 1 класс" Мир деятельности"

Мир деятельности» ОС школа 2000 Л.Г. Петерсон урок 4 четверть " Природа Земля Цель: 1) Раскрыть приоритет данных ценностей, организовать осознание взаимосвязи Человека и Природы. 2) Сформировать воспр...

Презентация "Природа Земли"

Цели: углубить знания учеников о природе, растениях, животных;  учить доброжелательному отношению к живым существам;  воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях....

Природа Земли

Познакомить учащихся с разнообразием природных зон земли...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа Земли".

Цель урока:  познакомить с целями и задачами нового раздела, формировать знания о живой и неживой природе, на конкретных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.Планируемые результ...

Тест по окружающему миру "Разнообразие природы Земли"

Данный тест является итоговым по теме "Разнообразие природы Земли"...

Внеклассное мероприятие "История праздника День Земли"

Разработка внеклассного мероприятия "История праздника День Земли"...