Главные вкладки

    Трунова А.И. урок окружающего мира 1 класс по теме "Красная книга" УМК Перспективная Начальная Школа
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

    Трунова Алла Ивановна

    урок окружающего мира ПНШ 1 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon trunova_a.i._urok_okruzhayushchego_mira_1_klass_pnsh.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

    Трунова Алла Ивановна

    учитель начальных классов

    Урок окружающего мира по теме:

    «Красная книга» ПНШ 1 класс

    Методы: поисково-исследовательский

    Тип учебного занятия: обобщение и закрепление изученного материала по охране фауны (раздел «Человек и животные»)

    УМК: «Перспективная Начальная Школа»

    Дидактическое сопровождение: презентация по теме урока, компьютер с мультимедийным проектором, «статьи из газеты Энская правда», клип О.Газманова «Красная книга».

    Литература

    1. Стрижев А. Большая книга леса. – М.: Олма-Пресс, 1999.
    2. Плешаков А.А. Зелёные страницы. М.: Просвещение, 1995

    2013г.

    Цель:

    1. организация инициативного сотрудничества учащихся для

     

    поиска и выделения информации по охране фауны на Земле

    анализа предложенной ситуации и синтеза  выводов как составление целого из частей – своих собственных рекомендаций 

    установление причинно-следственных связей в сложившейся ситуации

    построения логической цепи рассуждений

    доказательств

    1. содействие развитию у учащихся

    умений планировать свои  действия  в группе (определять цели, последовательность действий, функций участников, способов взаимодействия)

    ставить вопросы и разрешать конфликты (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения и его реализация)

    развитию навыков контроля (в форме сличения способов действий  и его результата с эталоном с целью обнаружения отличий, осознание качества и уровня усвоения материала)

     

    оценки (осознание качества и уровня усвоения материала)

    1. воспитывать бережное отношение, чувство ответственности, любовь к окружающей природе.

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    II.Актуализация субъектного опыта учащихся

    -Скажите, о чём вы обычно говорите на уроках окружающего мира?

    (о природе)

    -Вы уже знаете, что в природе всё взаимосвязано, зависит друг от друга. На сегодняшнем уроке мы в этом ещё раз убедимся.

    -Какой раздел учебника вы изучаете вот уже несколько уроков?

    (Человек и животные.)

    -Посмотрите на экран. Как прекрасен этот мир! Рассмотрите эти фотографии и послушайте стихотворение. Оно поможет вам догадаться, о чём мы будем говорить на уроке.

    Птицы, рыбы и звери
    В души людям смотрят.
    Вы их жалейте, люди,
    Не убивайте зря!
    Ведь небо без птиц - не небо,
    А море без рыб - не море,
    И земля без зверей - не земля!

    -Догадались?

    Тема урока: «Охрана животных»

    III. Подготовка учащихся к работе. Сообщение цели в виде проблемного задания

     -Ребята! Как раз перед нашим уроком в школу пришла такая телеграмма.

    SOS! Мы – представители фауны Энской области погибаем. Скоро нас совсем не останется на территории области. Просим вашей помощи. Посоветуйте, что нужно сделать, чтобы остановить катастрофу. Для облегчения вашей работы высылаем статьи из газеты «Энская правда». Ждём помощи!

    -Перечитайте внимательно телеграмму. Есть непонятные слова, требующие объяснения?

    (SOS – сигнал бедствия

    Фауна – все животные Земли или какой-либо её части (животный мир) Катастрофа – события с трагическими последствиями.

    -Какая проблема возникла у животных Энской области? Что могло случиться? Подумайте и предложите свои гипотезы. Начните со слов:

    -может быть

    -предположим

    -допустим

    -возможно

    -что, если…

    (дети выдвигают гипотезы)

    Вы будете работать в группах, поэтому мы будем учиться сотрудничать при решении общей задачи. На столе у каждой группы материал – статьи из газеты, которые прислали животные Энской области. Наша задача внимательно прочитать статью, проанализировать сложившуюся ситуацию и сделать выводы, как изменить бедственное положение животных. Свои предложения вы можете записать на листах, зарисовать на значках и затем каждой группе предстоит выступить со своими материалами.

    IV. Усвоение новых знаний и способов действий

    1)Организация исследования

    2)Проведение самостоятельного исследования учащимися.

    3)Индивидуальная помощь учителя каждой группе.

    V.Первичная проверка понимания изученного

    Выступление учащихся со своими предложениями, выводами.

    -А теперь каждая группа представит свои выводы и предложения, ведь их так ждут животные Энской области.

    1группа:

    зачитывают статью

    представляет свои выводы: «Нельзя уничтожать места обитания животных – парки, леса, водоёмы. Это может привести к их гибели»

    прикрепляет к доске запрещающий знак

    отвечают на возникшие вопросы. Например

    -Как же поступать людям, ведь нужно строить дома. Где их можно построить, чтобы не нарушить экологическую обстановку?

    (-Их можно построить за городом на пустыре.)

    2группа:

    зачитывают статью

    представляет свои выводы: «Неосторожное применение ядов и химических веществ может уничтожить всех живущих поблизости животных»

    прикрепляет к доске запрещающий знак

    отвечают на возникшие вопросы. Например:

    -Как же поступать людям, ведь нужно выращивать урожаи зерна?

    (Яды и химикаты нужно использовать в очень малых количествах, ведь они могут навредить и людям)

    3группа:

    зачитывают статью

    представляет свои выводы: «Нельзя загрязнять водоёмы. Это может привести к гибели рыб и других животных водоёмов»

    прикрепляют к доске запрещающий знак;

    отвечают на возникшие вопросы. Например:

    -Как же поступать людям, ведь нужно где-то брать воду для промышленности?

    (-На заводах нужно ставить фильтры и очистительные сооружения, чтобы очищать использованную воду.)

    Оценки за работу учащимся.

    4группа:

    зачитывают статью

    представляет свои выводы: «Неразумная охота и промысел животных уничтожает их»

    прикрепляют к доске запрещающий знак;

    отвечают на возникшие вопросы. Например:

    -Как же поступать людям, ведь нужно шить шубы и шапки.

    (-Их можно шить из искусственного меха.)

    VI.Закрепление новых знаний и способов действий

    -Ваши выводы и предложения мы сейчас же отправим руководству Энской области, чтобы как можно скорее исправить бедственное положение животных.

    -Почему же происходит исчезновение животных?

    -Может ли подобная ситуация повториться в другой области или стране?

    -Происходили ли раньше такие ситуации на Земле?

    -По вине человека за последние 300 лет исчезло 63 вида зверей и 94 вида птиц.

    -Сделаем вывод что приводит к исчезновению животных?

    (построение схемы)

    Причины исчезновения животных

                                                                                                                             

    VII. Минутка отдыха

    -Вслушайтесь в слова песни, какая проблема затронута автором?

    (Просмотр клипа Олега Газманова «Красная книга»)

    -Что такое Красная книга?

    В ней записаны животные и растения, которые навсегда исчезли (чёрные страницы) или находятся на грани исчезновения.

    Полностью она называется «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений» - «Красная книга России». Её обложка красного цвета как сигнал опасности.

    VIII.Обобщение и систематизация знаний

    -Пока мы смотрели клип, по электронной почте пришёл ответ от зверей Энской области.

    1. Спасибо, друзья! Руководство Энской области, получив ваши рекомендации, преступило к исправлению возникшей ситуации. Принято решение очистить реки, запретить охоту в лесах, на заводах и фабриках поставить фильтры и очистительные системы, разбить новый парк в городе. Оставшихся животных поместить в заповедник.

    -Ребята, знаете ли вы, что такое заповедник?

    IХ.Работа с учебником

    -Прочитайте в толковом словаре (учебник стр.137)

    Заповедник- участок земли, либо водного пространства, в пределах которых запрещена всякая хозяйственная деятельность человека.

    Постепенно в заповедниках удаётся спасать от гибели животных. Например, зубров, бобров. У нас есть закон об охране природы и нарушать его никому не разрешается.

    Рассмотрите схему в учебнике стр. 136

    -Зачем нужны заповедники?

    Мы с вами живём рядом с удивительным заповедником, памятником природы, который называется «Белогорье» (показать на карте)

    Центральная усадьба заповедника расположена в пос. Борисовка на территории участка "Лес на Ворскле". Животный мир заповедного участка весьма разнообразен (просмотр слайдов)

    Х.Домашнее задание

    - О заповедниках России вы узнаете из учебника по желанию можете подготовить к следующему уроку сообщение об одном из них.

    ХI.Подведение итогов урока

    -А теперь вспомните весь наш урок и сделайте вывод коротким предложением-призывом ко всем людям

    Будем беречь животных!

    Мы будем заботиться о животных!

    Люди, берегите и охраняйте природу!

    ХII.Выставление оценок за работу на уроке.

    -Ребята, мне очень понравилось вести у вас урок. Вы хорошо работали.

    Оценки –

     

    Спасибо за урок!

    ХIII. Рефлексия

    -Если вы хорошо чувствовали себя на уроке, довольны своей работой, вам было интересно на уроке,  прикрепите своих божьих коровок на цветок.

    -До свидания!

    Разрушение среды обитания животных

    Неосторожное применение ядов и химических веществ

    Загрязнение водоёмов

    Неразумная охота и промысел животных


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру 2-4 кл. УМК "перспективная начальная школа"

    Рабочая программа является дополнением к рабочей программе для у класса, опубликованной ранее. В программу включен краеведческий материал, учтены местные условия....

    Проверочная работа по окружающему миру для 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" "История Московского Кремля"

    Проверочная работа  составлена по материалам статьи  учебника "Окружающий мир" "История Московского Кремля" для 2 кл УМК "перспективная начальная школа". Эта работа поможет учителю проверить...

    Презентация к уроку окружающего мира во 2 кл. УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы"

    Эта презентация поможет учителю наглядно объяснить тему "Грибы. Строение гриба. Плесневые грибы". Презентация подходит для любого УМК....

    Конспект урока окружающего мира «Питание и здоровье» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

    Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием здоровое питание; формирование представления о режиме питания, значении питания для человека; формирование ценностного отношения учащихся к своему зд...

    Конспект урока окружающего мира "Учимся читать карту" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс).

    Цели деятельности учителя: формирование умения ориентироваться на карте полушарий, физической карте России, с помощью условных обозначений находить и показывать на карте физические объекты.Планируемые...

    Конспект урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

    КОНСПЕКТ УРОКА (окружающий мир)Тема: «Тела, вещества, частицы» Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся понятий «тело», «вещество» и «частица&raq...

    Конспект урока окружающего мира «Луг и человек» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

    КОНСПЕКТ УРОКА Тема: «Луг и человек»Цели деятельности учителя: формирование представлений о значимости лугов в жизнедеятельности человека; актуализация знаний по изученной ранее теме &laqu...