Занятие по окружающему миру.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Пирогова Марина Борисовна

Внеклассное занятие по окружающему миру является итогом проектной работы по теме: "У природы нет плохой погоды". В материалах помещена игра по теме "Времена года", помещены стихи великих поэтов , загадки, пословицы о природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr._mir_proekt.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное общеобразовательное  учреждение  средняя  общеобразовательная   школа  №76  Выборгского  района  Санкт-Петербурга

Проект  «У природы нет плохой погоды  . . .»

(география и окружающий мир)

Работу выполняли

учитель  начальных  классов

 Пирогова  Марина  Борисовна

и

учитель географии

Куратова Ирина Владимировна

Проектная задача.   «У природы нет плохой погоды  . . .»

Предмет.  Окружающий мир.

Класс.  2 а

Тип проекта. Предметный игровой.

Цели. 1. Образовательная:

            - систематизировать и обогатить знания учащихся об изменениях

               в неживой природе Санкт-Петербурга и Ленинградской области

               осенью, зимой, весной и летом;

             - учить выделять характерные признаки времён года;

             - закреплять представление о годовом цикле - временах года.

           2. Развивающая:

            - умение работать в группе: организация работы, распределение

               заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимо-

              помощь, взаимоконтроль;

             - развивать речь, логическое мышление, воображение, память.

          3. Воспитательная:

             - воспитывать бережное отношение к природе, любовь к своему

              краю.

Планируемый

педагогический результат: - каждый учащийся сможет показать свои

                                             знания и умения в рамках изученного

                                                материала;

                                               - умения работать в малых группах;

                                              - часть учащихся сможет восстановить пробелы  

                                           в знаниях.

Способ и форма оценивания

результатов работы:  в процессе решения задачи оценивается:

                                    -  умение взаимодействовать в малой группе при

                                       решении общей задачи;

                                    -  умение применять на практике полученные знания;

                                    -  владение учащимися необходимым учебным

                                       материалом;

                                    -  публичное выступление.

Внеклассное занятие по окружающему миру во 2 классе по теме: «У природы нет плохой погоды … . Времена года.» ( в рамках совместного проекта младшие - старшим)

Цели. 1. Образовательная:

            - систематизировать и обогатить знания учащихся об изменениях

               в неживой природе Санкт-Петербурга и Ленинградской области

               осенью, зимой, весной и летом;

             - учить выделять характерные признаки времён года;

             - закреплять представление о годовом цикле - временах года.

           2. Развивающая:

            - умение работать в группе: организация работы, распределение

               заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь, взаимоконтроль;

             - развивать речь, логическое мышление, воображение, память.

          3. Воспитательная:

             - воспитывать бережное отношение к природе, любовь к своему

              краю.

План занятия.

1.Организационный момент.

2.Собщение темы, задачи.

3.Обобщение и систематизация знаний.

  а) Вступительное слово учителя.

  б) Правила игры.

  в) Игра-путешествие в четыре времени года.

    1 тур «Представление команд».

    2 тур «Доскажи словечко».

    3 тур «Какое это время года?»

    4 тур «Разгадай кроссворд».

    5 тур «Кто автор этих строк?»

    6 тур «Найди явления природы».

    7 тур «Собери пословицы».

    8 тур  «Загадай загадку».

    Итог. Творческая работа: рисование картины.

4. Подведение итогов занятия, награждения.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

        Подравнялись. Тихо сели. Проверили всё ли готово к занятию.

2.Сообщение темы, задачи.

        Сегодня предстоит выполнить не простую, но интересную задачу. Мы совершим увлекательное путешествие в мир природы, вам необходимо будет применить знания, полученные на уроках окружающего мира и литературы. Вместе с нами совершат это путешествие учащиеся 9 класса  Журавченкова Ира и Ефимова Света, учитель географии Куратова Ирина Владимировна в рамках проекта «У природы нет плохой погоды ...» старшие - младшим.

3. Обобщение и систематизация знаний.

а) Вступительное слово учителя.

         Мы с вами в течение учебного года на уроках литературы,  окружающего мира изучаем изменения, происходящие в неживой природе Санкт-Петербурга и Ленинградской области в разное время года. Мы выполнили с вами много заданий по сезонам года, собрали много материала, ходили на экскурсии в природу, делали поделки из природного материала и даже на кружке «Бисероплетения» наши ребята сделали вот такие поделки. (показать на выставку у доски).

        - Итак, отправляемся в путешествие.

        - Ребята, отгадайте загадку.

                        Четыре ковра рукодельницы ткут.

                        Один за другим их на землю кладут.

                        Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый.

                        Ответ тут мудрёный, его нашёл ты?                                

                                                                        (времена года)

- Как вы думаете, на сколько команд нам надо разделиться? (четыре)

- Почему? (мы знаем четыре времени года)

б) Правила игры.

         В нашем путешествии нам будут встречаться препятствия, которые вы будете преодолевать. За успешное выполнение заданий, каждая команда будет получать жетоны и в конце занятия мы узнаем, какая команда была более активная, организованная, более творческая и любознательная (поставить коробочки под жетоны)

        Помните о том, что надо работать дружно, не нарушать дисциплину и слушать капитана.

в) Игра-путешествие.

        Девочки подготовили для вас задания. Ира вперёд в путешествие.

 1 тур «Представление команд».

(капитан говорит название команды, кто-нибудь из членов команды читает стихотворение о своём времени года на фоне музыки Чайковского «Времена года»)

2 тур « Доскажи словечко».

(необходимо закончить строчку стихотворения).

3 тур « Какое это время года?»

(у каждой команды таблички: лето, осень, зима, весна; читаются загадки о временах года; учащиеся должны поднять соответствующую карточку с отгадкой).

4 тур  «Разгадай кроссворд».

5 тур « Кто автор этих строк?»

(ведущие читают стихотворения русских и советских писателей, учащиеся должны назвать автора).

6 тур «Найди явления природы».

(ведущие раздают карточки, на каждой карточке текст - описание природных изменений и явлений; необходимо прочитать текст и определить какие явления природы подходят: 1 команда - к описанию осени, 2 команда - к описанию зимы, 3 команда - к описанию лета, 4 команда - к описанию весны;

дополнительно: какие ещё изменения происходящие в природе с наступлением    . . .     можете назвать).

7 тур « Собери пословицы».

(каждая команда получает карточки с частями пословиц; необходимо собрать пословицу — соединить начало и конец).

8 тур « Загадай загадку».

( каждая команда загадывает  по одной загадке командам — соперникам)

Итог. Творческая работа:  рисование картины.

(каждая команда в течение 5 минут рисует картину; необходимо изобразить то время года, которое нравиться больше всего)

4. Подведение итогов, награждение.

(каждой команде вручается грамота, что-нибудь сладкое)

Приложение.

  1. «Доскажи словечко»

Закончи строчку стихотворения:

Зимним холодом пахнуло                                        Чародейкою Зимою

На поля и на леса.                                                Околдован, лес стоит -

Ярким пурпуром зажглися                                        И под снежной бахрамою,

Пред закатом  . . .                                                        Неподвижною, немою,

                        (небеса)                                        Чудной жизнью он  . . .

                                                                                                (блестит)

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,                                                Поёт зима – аукает,

На поля, на сад пустынный                                        Мохнатый лес баюкает

Белым снегом  . . .                                                 Стозвоном сосняка.

                        (понесло)                                        Кругом с тоской глубокою

                                                                        Плывут в страну далекую

                                                                        . . .            

                                                                                                (седые облака)

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,                                        Белая берёза

Но больно холодна.                                                Под моим окном

Воробышки игривые,                                                Принакрылась снегом,

Как детки сиротливые,                                                Точно   . . .

. . .                                                                                                 (серебром)

                        (прижались у окна)

 

Он кружится лёгкий, новый,                                        Светло - пушистая

У ребят над головой.                                                Снежинка белая,

Он успел платок пуховый                                        Какая чистая, какая  . . .

Расстелить    . . .                                                                                (смелая)

                        (на мостовой)

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной  . . .

                        (красой)

        

  1. «Какое это время года?»

Я раскрываю почки, в зелёные листочки        ,

Деревья одеваю, посевы поливаю.

                                (весна)

                                                        Утром мы во двор идём,

                                                        Листья сыплются дождём.

                                                        Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

                                                                                                (осень)

Наступили холода, обернулась в лёд вода.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

                                (зима)

                                                        Шагает красавица,

                                                        Легко земли касается,

                                                        Идёт на поле, на речку

                                                        И по снежку, и по цветку.

                                                                                                (весна)

Кто поляны белит белым

И на стенках пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

                                (зима)

                                                           Я соткано из зноя.

                                                        Несу тепло с собою,

                                                        Я реки согреваю.

                                                        «Купайтесь!» - приглашаю.

                                                                                                (лето)

Веют осенние ветры в мрачной дубраве.

С шумом на землю валятся жёлтые листья.     (осень)

                                                        Солнце печёт, липа цветёт,

                                                        Рожь колосится, золотится пшеница,

                                                        Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

                                                                                                (лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь заселяю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

                                (осень)

                                                        Ветки белой краской разукрашу.

                                                        Брошу серебро на крышу вашу.

                                                        Тёплые весной придут ветра

                                                        И меня прогонят со двора.

                                                                                                (зима)

Светит солнце ярче, греет солнце жарче,

Пробуждается природа постепенно ото сна.

Наступает утро года, начинается . . .

                                (весна)

                                                        Придёт неслышными шагами,

                                                        Незримой стужею дохнёт.

                                                        И, всё вокруг покрыв снегами,

                                                        Вдруг всем нам уши надерёт:

                                                        «Зачем, мол, вы в такой мороз

                                                        Из дома высунули нос.»

                                                                                                (зима)

Оно за весною к нам в гости идёт,

С собою приносит немало забот.

Горячие долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

Велит нам обильный собрать урожай.

Румяный, душистый испечь каравай.

                                (лето)

                                                        Пришла, улыбнулась – утихли метели.

                                                        Позванивать стал колокольчик капели.

                                                        Река пробудилась, растаяли льды.

                                                        Наряд белоснежный надели сады.

                                                        Взревев за работу взялись трактора,

                                                        А птицы пропели:

                                                        «Вить гнёзда пора!»

                                                                                                (весна)

Прошла по лугам, по лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома.

Сказала: «За мною нагрянет зима.»

                                (осень)

                                                        Тройка-тройка прилетела,

                                                        Скакуны в той тройке белы.

                                                        А в санях сидит царица.

                                                        Белокоса, белолица.

                                                        Как махнула рукавом,

                                                        Всё покрыла серебром.

                                                                                                (зима)

Луг, совсем как ситцевый

Всех цветов платок, -

Не поймёшь, где бабочка,

Где живой цветок.

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака.

                                (лето)

                                                        Голубые, синие небо и ручьи.

                                                        В синих лужах плещутся

                                                        Стайкой воробьи.

                                                        На снегу прозрачные льдинки-кружева.

                                                        Первые проталинки, первая трава.

                                                                                                (весна)

        3.Кто автор этих строчек?

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду.

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

                                (С.Есенин)

                                                        Ласточки пропали,

                                                        А вчера зарёй

                                                        Всё грачи летали

                                                        Да как сеть мелькали

                                                        Вон над той горой.

                                                                                (А.Фет)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

                                (К.Бальмонт)

                                                        Осень наступила,

                                                        Высохли цветы,

                                                        И глядят уныло

                                                        Голые кусты.

                                                        Вянет и желтеет

                                                        Травка на лугах.

                                                        Только зеленеет

                                                        Озимь на полях.

                                                                                (А,Плещеев)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит хрустальный,

И лучезарны вечера . . .

                                (Ф.Тютчев)

                                                        Лес, точно терем расписной:

                                                        Лиловый, золотой, багряный,

                                                        Стоит над солнечной поляной.

                                                        Заворожённый тишиной.

                                                                                (И.Бунин)

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

                                 (А.С.Пушкин)

                                                        Зима недаром злится,

                                                        Прошла её пора -

                                                        Весна в окно стучится

                                                        И гонит со двора…

                                                                                (с.Маршак)

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

                        (А.Блок)

                                                        Травка зеленеет.

                                                        Солнышко блестит,

                                                        Ласточка с весной

                                                        В сени к нам летит…

                                                                                (А.Плещеев)

Чародейкой Зимой

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

                        (Ф.Тютчев)

                                                        Поёт зима – аукает.

                                                        Мохнатый лес баюкает

                                                        Стозвоном сосняка.

                                                        Кругом с тоской глубокою

                                                        Плывут в страну далёкую

                                                        Седые облака.

                                                                                (С.Есенин)

Утром кот принёс на лапах

Первый снег! Первый снег!

Он имеет вкус и запах,

Первый снег! Первый снег!

                        (Я.Аким)

4. «Найди явления природы».

Текст 1.

        Застучала за окошком звонкая капель. Потеплел воздух, потемнел и осел снег. На кустах и деревьях пожелтела листва. Около стволов из-под снега поднимаются робкие стрелы зелёной травы. Птицы готовятся к перелёту на юг. Скоро выбросят серёжки деревья. Поплывут по реке первые льдины. Насекомые начнут прятаться в щели. Скоро ручьи наполнят лес весенним журчанием.

Текст 2.

        Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в тёплой воде. Поспела в лесу земляника. По дорожкам ветер кружит сухие листья. Подули холодные ветры. В июле на лугу идёт сенокос. Трава выросла высокая, высокая. Птицы собираются в стаи и улетают на юг. Хлопья снега падают на деревья и кусты. Ягоды усыпали все лесные полянки. На снегу лисьи и волчьи следы. Дни становятся длиннее, а ночи короче. В небе ярко светят звёзды.

Текст 3.

        Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. По небу плывут серые тучи. Лесная поляна пестреет цветами. С огородов и полей убрали последние овощи. Снег одел  деревья  в тёплые шубки. Над цветами жужжат пчёлы. Над опустевшими полями уже ходят осенние тучи. Весело распевают птицы. Только ветер шуршит сухими листьями.

Текст 4.

        Побелели поля. Подул тёплый свежий ветерок. По опушкам леса растут грибы. Тонким льдом покрылась река, уснула, как в сказке. Ходит зима, поглядывает по сторонам. Под ногами шуршат листья. Запорошило всё снегом, завалило сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнёзда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься на гладком льду. Трава заблестит от росы.

        5. « Собери пословицы».

Август собирает,                                                        в шубу одета.

Сентябрь красное лето провожает,                                 а зима поедает.

В ноябре зима с                                                        а после обеда зима.

В октябре до обеда осень,                                        осенью борется.

Кто в августе спит,                                                осень золотую встречает.

                                                                                        

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по окружающему миру по теме «Мы заняты разным делом»

Место и роль урока в изучаемой теме: это второй урок в теме «Мы заняты разным делом» и четвертая тема в разделе «Современное человечество», но эта тема начата изучаться в первой части учебника «Окружа...

Презентация и конспект занятия по окружающему миру

Мероприятие представляет экологическую игру. Её можно использовать как обобщающее занятие по окружающему миру. Также можно использовать в воспитательной работе с целью воспитания любви к  природе...

внеклассное занятие по окружающему миру "Первые книги на Руси"

Это проблемный урок с использованием технологии деятельностного метода обучения....

внеклассное занятие по окружающему миру "Птицы"-1 класс

Внеклассное занятие по окружающему миру  в 1-м классе "Птицы зимой"Цели занятия:обобщение жизненных наблюдений детей за зимующими птицами;расширить знания детей о зимующих птицах;воспитание ответ...

Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира".

Презентация к внеклассному занятию по окружающему миру на тему: "Экологические проблемы мира"....

Внеурочное занятие по окружающему миру "в мире насекомых"

Цель занятия: расширить знания учащихся о насекомых...


 

Комментарии

Бережная Нина Валентиновна

Марина Борисовна! Интересный материал, проголосовала! Буду признательна, если посмотрите и оцените мою работу- http://nsportal.ru/node/216399. Заранее благодарна! Удачи Вам!!!

Фомина Татьяна Александровна

Голосую. Оцените мою работу, пройдите по ссылке http://nsportal.ru/node/651941

Очень интересная работа! Отдаю свой голос. Зайдите ко мне и оцените мою работу пожалуйста. http://nsportal.ru/node/652688

Ширеторова Людмила Галсановна

Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/667020