Интегрированный урок окружающего мира в 4 классе "Посмотри в своё зеркало"
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) по теме

Повилайтис Татьяна Владимировна

Тема: Посмотри в своё зеркало.

Форма: Интегрированный урок (окружающий мир, психология)

Класс: 4 (ОС «Школа 2100»)

Учебник: Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 4 класс.

(«Человек и человечество»)

Технология: проблемно-диалогическое обучение

Цели:

 - дать понятие о собственном внутреннем мире ребёнка;

 - учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира    личности;

 - учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;

- формировать социальные компетенции, основанные на волевом усилии, эмпатии и толерантности;

- способствовать формированию адекватной самооценки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrir._urok_posmotri_v_svoyo_zerkalo.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

Урок окружающего мира в 4 классе

«Посмотри в своё зеркало»

                                                                                         Учитель начальных классов

                                                                                         первой квалификационной

                                                                                          категории Повилайтис Т.В.,

                                                                          Педагог-психолог

                                                                                          высшей квалификационной

                                                                                  категории Ускова Л.В.

г. Усть-Илимск

Иркутской области

2011

Тема: Посмотри в своё зеркало.

Форма: Интегрированный урок (окружающий мир, психология)

Класс: 4 (ОС «Школа 2100»)

Учебник: Вахрушев А. А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир. 4 класс. («Человек и человечество»)

Технология: проблемно-диалогическое обучение

Цели:

 - дать понятие о собственном внутреннем мире ребёнка;

 - учиться определять внешность человека от внутреннего духовного мира    личности;

 - учиться определять, какие наши действия могут задеть внутренний духовный мир другой личности;

- формировать социальные компетенции, основанные на волевом усилии, эмпатии и толерантности;

- способствовать формированию адекватной самооценки.

 

Ход урока.

1. Организационный момент. (психолог)

Цель: создание единого психологического пространства.

  1. Приветствие.

Сегодня мы проведем необычное приветствие. Нам помогут эмоции и чувства. Что такое эмоции? Что вы знаете о чувствах?

  1. Комплимент по кругу (дети касаются ладонью стоящего рядом и говорят ему приятные слова или пожелание)
  2. «Свет мой зеркальце, скажи» (дети мимикой, движениями рук, беззвучными эмоциями изображают действия по тексту) 

Сегодня утром я проснулся грустный - день был пасмурный. Еще вспомнил, что не все стихотворение выучил. Сделал зарядку - стал бодрее, умылся - на душе стало веселее. Посмотрел на термометр - а там 12 градусов. Ура! Сегодня пойдем всем классом на каток. И вдруг стихотворение само собой вспомнилось. Я к урокам готов. Друг ждет меня на улице, чтобы вместе идти в школу. Какой замечательный денек!

  1. Упражнение «Встаньте те, кто…»

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Психолог дает задание:

  1. встаньте те, кто любит бегать;
  2. поднимите вверх руки те, кто любит сладкое;
  3. хлопните в ладоши те, кто любит смотреть мультфильмы;
  4. присядьте на корточки те, у кого есть сестра;
  5. топните ногой те, кто любит гулять под дождем;
  6. поднимите правую руку вверх те, кто любит петь, рисовать;
  7. улыбнитесь те, кто любит  играть на ПК;
  8. те, кто любит рисовую кашу, покажите левую ладонь.

2. Постановка проблемы (учитель).

- В старину театральную маску называли «личина» - от слова «лик», «лицо».

- Сравните слова «лицо», «личина», «личность». Что можете о них сказать?

(Они похожи)

- Вот и Анюта так думала, пока с ней не произошёл один случай.

(Читают по ролям диалог Анюты и Миши на  стр. 12 подготовленные дети).

- Что не сможет увидеть без зеркала Анюта? (Своё лицо)

- Что, по словам Доктора, остаётся у Анюты и без зеркала?  (Личность)

(На доске открывается запись: «Лицо» …«Личность») 

- Поставьте себя на место Анюты – какой вопрос к Доктору у вас возникает?

(В чём разница выражений – «лицо человека» и «личность человека»?)

Запись проблемного вопроса на доске: «Лицо» ? «Личность».

3. Актуализация опорных знаний.

а) Работа с рисунками на стр.12.

- Определите, в каком случае говорится о внешности человека, а в каком - об особенностях его внутреннего мира.

(Говоря о лице, мы говорим о внешности человека, а говоря о личности – о его внутреннем мире, т.е. «какой он?»)

б) Приём «знаем – не знаем».

- Обратимся к нашему приёму «знаем – не знаем».

Знаем

Не знаем

- Вспомните, какие признаки отличают одного человека от другого?

(Врождённые и приобретённые признаки)

- От чего зависит, какими будут наши черты лица?

(От родителей, потому что внешность определяется врождёнными признаками)

Запись в левый столбик таблицы.

Знаем

Не знаем

Черты лица – врождённые признаки.

- А знаете ли вы, какими признаками, врождёнными или приобретёнными, определяется личность человека? (Выслушать версии детей и сделать запись в правый столбик таблицы).                

Знаем

Не знаем

Черты лица – врождённые признаки.

Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

а) Личность человека (работа в группах).

(Каждая группа получает по две карточки, с записанными фразами)

  1. У него очень длинный нос
  2. У неё красивые глаза
  3. У него очень смешные уши
  4. У моей сестры на щеках ямочки
  5. Мой друг любит весёлые выдумки
  6. Моя сестра любит хвастаться
  7. Мой брат – талантливый музыкант
  8. У этой девочки «длинный» язык, часто говорит то, чего не видела
  9. Моя подруга любит читать книги
  10. Я всегда выполняю свои обещания

- Определить, в каких фразах говорится о лице, а в каких  - о личности человека. Расположите их на доске в две колонки (под таблицей).

( Представители групп вывешивают фразы по колонкам).

- Посмотрите на фразы, в которых говорится о личности человека. Человек уже с рождения умеет придумывать шутки? (Это приобретённое качество)

- Человек уже рождается хвастунишкой? (Это приобретённое качество)

- Талантливым музыкантом человек становится от рождения?

( Выслушать версии детей)        .

- Конечно, научиться играть на музыкальном инструменте можно только живя в обществе. Но талант к музыке – качество врождённое и есть не у всех.

- Что вы можете ответить на вопрос таблицы: «Личность – врождённые признаки, приобретённые или сочетание тех и других?» (вопрос можно обсудить в группе)

      Вывод: Личность человека отражает его внутренний мир: его собственные интересы, знания, мысли, убеждения, переживания. Но врождённые признаки тоже могут влиять на личность человека, например: особенности телосложения, способности.

5. «Мой внутренний мир» (психолог).

  1. Рисование на тему
  2. Обсуждение рисунков
  3. Проигрывание ситуаций

Цель: формировать адекватные формы поведения.

     Психолог предлагает разыграть следующие ситуации:

-Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был последним. Он очень расстроился. Помоги ему успокоиться.

-Твой друг попросил у тебя твою игрушку, а отдал ее сломанной. Что ты будешь делать?

-Ты очень обидел своего друга. Попробуй помириться с ним.

6. Подведение итогов.

- Вернёмся к основному вопросу нашего урока: «Лицо»? «Личность» (Работа в группах).

Вывод: лицо даётся нам от рождения, а личность – это сочетание врождённых и приобретённых качеств человека.

- Наиболее важными характеристиками личности являются сознание (умение мыслить самостоятельно и самому принимать решение) и воля (способность человека управлять своими желаниями, мыслями и поступками).

7. Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Какие чувства испытывали?

Д/З с. 12-15 читать, разобрать вопросы. Р/Т с. 4 №1,2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные"

Интегрированный урок окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери?" и урока технологии "Домашние животные" УМК "Школа России"...

Интегрированный урок окружающего мира, изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых.

Конспект урока по темам. изобразительного искусства. Тема (окружающий мир): Разнообразие животных. Тема (изобразительное искусство): Рисование с натуры насекомых....