Экологический урок. Природа в опасности. Охрана природы.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Тимофеева Надежда Алексеевна

Познакомить  учащихся  с  понятием  «экология»;

                      помочь  учащимся  научиться  строить  свое  поведение  в  природе;     

                      воспитывать    любовь  к  природе  и  учить  правильному  поведению  в                       

                 природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Экологический  урок.

Природа  в  опасности.  Охрана  природы.

Учитель начальных классов

1 квалификационной категории

МБОУ СОШ № 10

г.Павлово, Нижегородской области

Тимофеева Надежда Алексеевна

                                           .

Цель  урока: Познакомить  учащихся  с  понятием  «экология»;

                      помочь  учащимся  научиться  строить  свое  поведение  в  природе;      

                      воспитывать    любовь  к  природе  и  учить  правильному  поведению  в                        

                 природе.

Оборудование:  - выставка  рисунков «Любимый  уголок  природы»

                           - картинки  знаки: «Не  ломай  ветки», «Не  рви  цветы», «Не  бери  из  

                    леса  диких  животных»

                           - кроссворд  «Экология»

 Ход  урока:

1. Сообщение  темы  и  целей  урока.

Кто  знает  ,  что  обозначает  слово  «экология»?

Это  слово  образовалось  из  двух  греческих  слов: «экос» - дом,  и «логос» - наука,  учение. Наука  о  нашем  собственном  доме,  о  Земле  и  о  законах,  по  которым  мы  должны  в  нем  жить.

 Вы  уже  знаете,  что  любое  живое  существо  (в  том  числе  и  человек) множеством  невидимых  нитей  связано  с  тем,  что  его  окружает:  с  неживой  природой,  с  другими  организмами,  с  тем,  что  создано  руками  человека.  Вот  эти  невидимые  нити  как  раз  и  исследует  наука  экология.

2.Разгадывание  кроссворда.

1. Живет  без  тела,

   Говорит  без  языка,

  Никто  его  не  видит,

  А  всякий  слышит.  (Эхо)

2. Летом  бежит,

 а  зимой  стоит.  (Река)

3. Без  рук,  без  ног,

  А  рисовать  умеет.  (Мороз)

4.  В  лесу  родилась,

  А  в  воде  живет.  (Лодка)

5.  Кто  всю  ночь  по  крыше  бьет,

   Да  постукивает,

   И  бормочет,  и  поет,

   Убаюкивает?  (Дождь)

 6.  Заревел  вол  на  сто  гор,

    На  тысячу  городов.  (Гром)  

 7. Две  антенны  на  макушке,

    А  сама  сидит  в  избушке.

   На  себе  ее  везет,

  По  соломинке  ползет.  (Улитка)

8. Не  пловец,

  А  плывущему  плыть  помогает,

  Не  храбрец,

  А  мигает,  мигает,  мигает.  (Маяк).

Какое  слово  получилось  в  выделенной  строке?  (Экология)

3.Экологические  связи.

В  природе  все  взаимосвязано. Поэтому  то,  что  человек  делает  в  природе,  должно  быть  всегда  хорошо  продумано.  Если  люди  не  продумают  заранее  свои  поступки  в  природе,  они  могут  нанести  ей  очень  большой  вред.

  Очень  нагляден  пример  Китая,  где  решили  избавиться  от  воробьев,  но  не  учли,  что  эта  птица  в  разные  периоды  может  приносить  и  пользу,  и  вред  человеку.  Черногрудые  воробьи  в  течение  весны  и  начала  лета  добросовестно  уничтожают  на  полях  большую  часть  насекомых:  жука – долгоносика,  гусениц  и  т.д.  Но  они  же  после  вывода  птенцов  собираются  в  огромные  стаи  и  наносят  большой  ущерб  сельскому  хозяйству,  поедая  немалую  часть  урожая  пшеницы,  ячменя,  проса,  овса.  Поэтому  через  несколько  лет  после  поголовного  уничтожения  воробьев  произошло  катастрофическое  размножение  насекомых – вредителей,  которые  стали  наносить  еще  больший  ущерб  урожаю  зерновых.

4.  Правила  поведения  в  природе.

Природа,  как  израненная  птица,  кричит,  просит  о  помощи.  Мы  должны  знать  о  том,  как  сохранить  природные  богатства  для  тех,  кто  будет  жить  на  Земле  после  нас.

Рассмотрите  знаки – плакаты  на  доске.  Что  они  обозначают?  («не  ломай  ветки»,  «Не  рви  цветы»,  «Не  разоряй  птичьи  гнезда»,  «Не  бери  из  леса  диких  животных»).

Не  похожи  ли  вы  на  мальчика  из  стихотворения?

                           Дикарь  в  лесу.

Хозяйка – белочка  в  лесу

Орехи  собирала.

Она  в  лесу  том  каждый  сук

И  каждый  кустик  знала.

Однажды  в  лес  противный  тип

Пришел  с  большой  котомкой.

Небрежно  сбил  ногою  гриб

И  выругался  громко

Стал  гнуть  орешину – сломал.

Зажал  под  мышкой  ветки,

Нашел  один  орех,  сорвал,

Сорвал  второй  и  третий.

Отбросил  куст  и,  как  медведь,

Пошел  себе  довольный.

А  бедной  белочке  смотреть

На  это  было  больно.

Какие  правила  нужно  выполнять  в  лесу?  

По  вине  людей  уже  исчезли  или  находятся  на  грани  исчезновения  многие  виды  растений  и  животных.  Координацию  работ  по  выявлению  видов  животных  и  растений,  нуждающихся  в  первоочередных  мерах  защиты,  взял  на  себя  Международный союз  охраны  природы  и  природных  ресурсов. Так  появилась  Красная  книга.

5.Подведение  итогов.

Используя  природу,  люди  наносят  ей  большой  вред.  Необходимо  помнить  слова  замечательного  русского  писателя  Михаила  Михайловича  Пришвина « Охранять  природу – значит  охранять  Родину».