Описание исследовательской работы "Грибы нашей местности""
творческая работа учащихся по окружающему миру (3 класс) на тему

Землянская Галина Александровна

Описание исследовательской работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_issledovatelskoy_raboty_carstvo_gribov.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»

Научно-исследовательский проект

«Царство грибов»

Авторы:

Надточиев Игорь Татарчукова Марина – ученики 3Б класса

Руководитель:

Землянская Галина Александровна -                                                                                                     учитель 3 Б класса

пгт Каменка

2013г


Пояснительная записка

Выполнение научно-исследовательского проекта предусматривает объединение урочной и внеурочной деятельности с целью приобщения третьеклассников  к  овладению методами научного познания, умения добывать знания самостоятельно. Формировать проектные умения: исследовательские (умение генерировать идеи, выбирать лучшие решения); информационные (умение самостоятельно осуществлять поиск новой информации); рефлексивные (умение адекватно выбирать свою роль в коллективе); социального взаимодействия (умение сотрудничать, оказывать и принимать помощь); оценочные (оценивать ход и результат своей деятельности); презентационные (умение выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы).

Цель по теме проекта:  исследовать, какие грибы растут в лесах нашей местности.

Задачи исследования:  

- изучить литературу  о различных видах грибов нашей местности, строении,  их полезных свойствах; о составе веществ, содержащихся в грибах;

- доказать важность жизнедеятельности грибов в лесном сообществе;

- узнать о редких и исчезающих видах грибов и мерах по их охране;

- выработать правила грибника и ознакомить учащихся начальных классов с ними;

- провести социологический опрос о видовом сборе грибов и их использовании;

- ознакомиться  с русской национальной кухней  с использованием грибов;

- составить буклет «Царство грибов».

I. Объект, предмет и база исследования.

Объект исследования: окружающий мир.

Предмет исследования: грибы.

Участники исследования:  Татарчукова  Марина, Надточиев Игорь  - ученики 3 Б класса.

II. Гипотеза исследования: связь грибов с другими обитателями лесного сообщества.

II. Методы исследования: экскурсии, наблюдения, информационный поиск, сравнительный анализ, анкетирование, изготовление буклета.

Продолжительность выполнения проекта - месяц. К моменту окончания работы дети должны знать съедобные и несъедобные грибы нашей местности, отличительные особенности ядовитых грибов, соблюдать правила поведения в лесу и правила сбора грибов.

Поэтапное руководство  и выполнение проекта.

Подготовительный этап

1. Проведение урока окружающий мир по теме «В царстве грибов» по программе А.Плешакова. Выявление заинтересованности учащихся данной темой урока.

2. Погружение в проект. Обсуждение темы проекта о грибах  и планирование работы с учетом предложений детей.

3. Экскурсия в лес. Сбор грибов и природного  материала. Фотографирование грибов, обработка удачных фотоснимков, определение названий этих грибов.

Основной этап

1. Организация детей в группы по интересам для выполнения проекта. Обсуждение плана работы в группах. Распределение обязанностей. Принятие решения о сборе научной информации по темам: «Виды грибов, форма, строение» - 1 группа, «Состав грибов» - 2 группа

2. Осуществление деятельности по решению проекта.

3. Проверка выполнения поиска научной информации, обработка информации в группах с помощью учителя.

4. Выполнение творческих работ: минисочинения, рисунки (участвуют все дети).

Отбор творческих работ на конкурсной основе.

5. Социологические исследования:

а) анкета для родителей «Какие грибы нашей местности предпочтительны для сбора» и «Способы заготовки грибов»

б) анализ результатов анкеты

6. Разработка правил поведения в лесу и правил сбора грибов (участвуют все дети)

7. Доклад-выступление «Мир грибов» (для учеников начальной школы)

8. Сбор пословиц о грибах.

9. Оформление буклета «Грибы нашей местности»

Заключительный этап

1. Выступление авторов проекта на родительском собрании. Распространение буклетов «Царство грибов».

3. Оценка родительской общественности результатов деятельности детей по выполнению проекта.

Царство грибов

  1. Экскурсия

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь – мы свои

Какие тайны хранит лес?

- Какие правила необходимо соблюдать в лесу, чтобы не нарушить спокойную жизнь его обитателей?

- Итак, мы с вами исследователи, а  настоящий исследователь всегда «почемучка».

- Почему осень – грибная пора?

- Какие грибы можно найти в лесу?  (опят, вёшинки, зонтики, сыроежки).

- Почему необходимо пользоваться ножом? (нельзя нарушать грибницу)

- Почему каждый человек должен соблюдать правила поведения в лесу? (в лесу – мы гости)

- Как объяснить высказывание: «Лес – дом для зверей, насекомых и растений?»

Задача экскурсии: найти грибы, соблюдая  правила сбора,

сфотографировать для дальнейшей работы - сбора информации о грибах.

  1. Информация о грибах. Работа 1 группы. Строение,  форма, виды грибов. Научная информация

 Оказывается,  учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое -  грибы? К группам животных и растений они не подходят. В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. Но в IXX веке биологи их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов.  Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. В нашей местности около100   видов грибов.

Строение грибов: шляпка, ножка и грибница.

Формы плодовых тел разнообразны.  Есть грибы шляпочные, грибы-чаши, бокальчики,  грибы-кустики,  шарики и булавы (дождевики).

Шляпочные грибы бывают трубчатыми и пластинчатыми. Трубочки и пластинки хорошо видны на внутренней стороне шляпки. На поверхности трубочек и пластинок развиваются споры.  Когда гриб созревает, споры высыпаются. Они дают начало новым грибницам.

Грибы бывают съедобные и ядовитые.

Съедобные грибы

Белый гриб – боровик – первоклассный гриб – первый по питательной ценности, с приятным запахом, недаром его называют царем грибов. Шляпка снизу белая, на ножке рисунок в виде сеточки, мякоть  на срезе белая. К сожалению, в нашей местности он встречается очень редко.

Опята бывают луговые и лесные. Шляпка снизу желтовато-белая с темными пятнышками, на ножке кольцо, мякоть белая с приятным запахом. Луговые опята по цвету ярче.

Сыроежки – веселые и яркие грибы, с хрупкой шляпкой. Они никогда не прячутся в листве. Хороши в засолке.

Нарядные желтые лисички всегда растут большими семьями. Шляпка имеет форму воронки с извилистыми краями. Они никогда не бывают червивыми. Их можно жарить, тушить, мариновать и сушить.

Маслята – жители хвойных лесов - симпатичные грибы с клейкой кожицей на шляпке, будто бы политой маслом. Мякоть маслят желтоватая, душистая. Вкус грибов особенный, как будто они впитали аромат сосны или ели, под которой росли.

Шампиньон. Шляпка у шампиньона розовая. Внизу на ножке нет мешочка ( это главное отличие от бледной поганки). Растет на почвах, богатых перегноем. Но этот гриб можно выращивать в шампиньонницах круглый год. Шампиньоны занимают почетное место среди грибов, они содержат много белков, жиров, минеральных солей. Искусственным выращиванием шампиньонов занимаются уже свыше 200 лет.

Несъедобные грибы

К несъедобным грибам относятся самые яркие и привлекательные – мухоморы. Особо опасный гриб – бледная поганка. Одной маленькой шляпки достаточно, чтобы насмерть отравить человека. При варке этих грибов яд не исчезает. В воронежской области участились случаи отравления грибами. Оказалось, что неопытные грибники путают бледную поганку с сыроежками и с шампиньонами.

Как же их различить?

1.Ножка бледной поганки  в основании имеет утолщение, которая вложена в белую чашечку, у сыроежки такого утолщения нет.

2. У поганки на ножке есть кольцо.

3. Шампиньоны отличаются от бледной поганки внутренней стороной пластинки, она у шампиньона имеет розоватый оттенок. Кроме этого необходимо обратить внимание на место произрастания, потому что шампиньоны растут на жирных, т. е. хорошо удобренных почвах. Самый надежный способ сохранения своего здоровья – собирай только те грибы, которые тебе хорошо знакомы.

Работа 2 группы.  Состав грибов. Взаимосвязь с окружающим миром.

О грибах С.Т. Аксаков писал: "Грибы составляют питательную, вкусную и здоровую пишу". Основу питательной ценности грибов составляют белки, жиры и  углеводы.  В грибах  многих минеральных веществ и витаминов. По содержанию минеральных веществ, особенно калия, фосфора, грибы можно приравнять к фруктам. Богаты грибы и витаминами, особенно группы В: В1, В2; РР. Этих витаминов в грибах больше, чем во всех других продуктах. Недаром, в старину, во время постов, грибы были  чуть ли не основной пищей населения. Даже на царском столе грибы занимали видное место. Жизнь хранит немало доказательств тому, что пищевая ценность грибов заслуживает внимания.   В Австралии один из видов грибов получил название "австралийский хлеб".

По питательности грибы превосходят многие овощи и фрукты, а по химическому составу  они приближаются к продуктам животного происхождения. Бульон из сухих белых грибов превосходит по калорийности мясной. Поэтому заготовка грибов имеет большое значение в народном хозяйстве.

Взаимосвязь с окружающим миром

Как связаны грибы с другими обитателями окружающей среды?

В лесу немало любителей полакомиться грибами. Наколотые на сучья деревьев грибы – это работа белки. Часто  на шляпках видны следы зубов – погрызы. Это работа  мышей, насекомых. Едят грибы лоси, кабаны, олени. Но самые главные потребители «лесного мяса» - личинки особых комаров и мушек. Эти личинки портят гриб, с виду он красивый и крепкий, а внутри – червивый.

Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу.

Использование грибов

Осенняя погода – любимая пора для грибников. Люди собирают грибы: сушат, жарят, маринуют,  солят. Во время Великой Отечественной войны медсёстры собирали трутовики и заменяли им вату, когда им не  хватало перевязочного материала. В настоящее время  отдельные виды грибов используют для изготовления лекарств. Из красного мухомора готовят гомеопатические средства. Грибом чагой лечат язву желудка и некоторые опухоли. Смертельную ядовитую поганку используют в малых дозах для лечения холеры. В нашей местности любители грибов собирают весной самые первые грибы – сморчки, летом и осенью – опят, подберезовики, подосиновики, маслята, рядовки. Результаты анкетирования показали, что грибы используют свежеприготовленные в виде супов, тушеными и жареными. Для заготовок на зиму – маринованными.

Творческая работа учащихся.

Отрывки из минисочинений.

1.«Весной мы собираем грибы-подснежники – сморчки.  Летом, когда колосится рожь – подберезовики. А самая грибная пора – осень. Много любителей лесных  прогулок приходят  в лес в эту пору и возвращаются домой с полными корзинами».

2. «Грибы – богатство леса. Относиться к ним надо бережно. Некоторые виды грибов занесены в Красную книгу России»

3. «Мы любим первую половину осени. Всей семьей отправляемся в лес за грибами. В наших корзинках можно отыскать рядовки, шампиньоны и даже зонтики»

О грибах сложено  много интересных и поучительных пословиц

Весна красна цветами, а осень – грибами.

Срезанный под корешок – даст приплода мешок.

Не выдирай руками грибочки – носи нож на цепочке.

Как только уронят осины сережки, не провороньте  сморчки у дорожки.

Грибы на одной ножке не придут сами в лукошко.

По грибы ходи непременно – грибы хлебу замена.

Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.

Отправляясь в лес, каждый любитель тихой охоты должен знать и соблюдать правила сбора грибов

1. Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны.

2. Грибы лучше срезать ножом, чтобы не разрушать грибницу.

3. Нельзя собирать грибы в городе, а за городом – вдоль шоссейных дорог.

4. Не берите старые, перезревшие грибы.      Даже в съедобных боровиках и подберезовиках могут размножиться  ядовитые для человека микроорганизмы.

5. Не кладите свою «добычу в полиэтиленовые пакеты.

Грибы в них мнутся и ломаются. Температура внутри пакета бывает настолько высокой, что грибы «задыхаются» и портятся.

6. Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь из леса, иначе за несколько часов грибы успеют зачервиветь.

7. Мухоморы и поганки не сшибайте и не топчите ногами. Они пригодятся лесным обитателям.

 Охрана грибов

О том, что грибы тоже должны подлежать охране, 25 лет тому назад еще и не подозревали. Только тогда, когда их количество заметно уменьшилось, люди решили принять соответствующие меры.

В Германии в 1987 года вступил в действие закон, согласно которому отдельные виды грибов подлежат охране. В нашей стране исчезающие виды грибов были занесены  в Красную книгу и подлежат защите. В Воронежской области на грани исчезновения находятся: масленок лиственничный, подосиновик белый, паутинник фиолетовый.

Причины, по которым грибам угрожает опасность исчезновения, состоят исключительно в деятельности человека. Существует множество причин, по которым происходит  сокращение грибной флоры. К основным причинам относятся: потеря площадей из-за застройки, понижение уровня грунтовых вод и отведение воды, превращение лиственных лесов в хвойные, вырубка деревьев на лесных опушках, вытаптывание.

Значение грибов

Грибы играют важную роль в жизни лесного сообщества. Совместно с бактериями грибы разлагают  отмершие растительные остатки, превращая их в вещества, доступные для питания растений.

Грибы дружат с деревьями, способствуют их лучшему росту, а также предохраняют корни деревьев от поражений болезнетворными грибами. Ученые установили, что некоторые породы деревьев (например, сосна) при отсутствии грибов не могут нормально расти и развиваться.

Грибы – пища и лекарство для зверей и птиц, для человека – источник ценных пищевых ресурсов.

Чтобы не иссякал источник пищевых грибов, не нарушались взаимосвязи в жизни леса, надо бережно и разумно относиться к грибам, даже к тем, которые человек в пищу не употребляет. Охранять их от истребления – долг каждого.

Методические рекомендации по использованию материалов

1.Сведениями о грибах может  пользоваться  учитель при подготовке к   урокам окружающего мира, проведении экскурсий, классных часов.

2.Для учащихся – представление докладов о грибах, их охране.

3. Показ презентации – для демонстрации проектной работы с учащимися.

4. Буклет – для распространения знаний о природних богатствах и мерах по  их  сохранности.

Использованная литература

1. Беляков А.У. Красная книга Воронежской области/ Воронеж, МОДЭК, 2011 г.

2. Михальченко В.З. «Химия и Жизнь» №8, 1987 г.

3. Дмитриева Н.Я. Естествознание /«Просвещение» М., 1993 г.

4. Гарибова Л.В.  В царстве грибов./ М., Лесная промышленность, 1998 г.

5. Додик С.Н. Грибы Российских лесов/ ООО «Фирма «Из-во АСТ», 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растительный мир нашей местности

Данный урок вызывает интерес к окружающему миру, формирует реалистические представления о природе, расширяет у детей знания и представления о растительном мире....

Урок по окружающему миру: "Почва нашей местности и её состав".

При проведении урока использованы приемы работы в группах, которая позволяет заинтересовать учащихся, пробудить в них исследовательскую творческую активность.  На уроке дети знакомятся с почвами ...

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4 классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»

Программа внеурочной деятельности (ФГОС) учащихся 1 -4   классов МОУ «Акатьевская ООШ» на 2011 – 2015 учебный год Объединение «Игры нашей местности»...

материал для проекта "Растения нашей местности"

Растения водоема, луга, леса, пришкольного участка помогут учителю при подготовке к проекту ....

Исследовательский проект: «ВЛИЯНИЕ АРКТИКИ НА ПОГОДУ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ»

Исследовательская работа учащихся 2 класса: наблюдение за влиянием арктических воздушных масс на климат и погоду нашей местности...