Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира и во внеурочное время
статья по окружающему миру по теме

Творческая ра бота на тему "Организация исследовательской деятельности обучающихся начальной школы на уроках окружающего мира и во внеурочное время"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТВОРЧЕСКАЯ  РАБОТА

«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках по окружающему миру и во внеурочное  время»

(обобщение педагогического опыта)

   Работу выполнила:

               учитель начальных классов

                       МОУ Большетумановская СОШ

    Арзамасского района

                             Лобанова Валентина Владимировна.

                 Педагогический стаж 20 лет.

                                                     Стаж работы учителем начальных классов 17 лет.

    Образование высшее.

Нижний Новгород

2009

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………… … 3

Глава I. Исследовательская деятельность  в современном образовании

1.1.Исследовательская деятельность и психология исследовательского поведения ...... 6

1.2. Основные подходы к организации исследовательской деятельности……………...11

Глава II. Организация исследовательской деятельности младших школьников

            на уроках по  окружающему миру и  во внеурочное время

            2.1.  Развитие исследовательских умений младших школьников……………………….14

            2.2. Технология организации исследовательской деятельности младших школьников………………………………………………………………………………………….19

        2.3. Организация исследовательской деятельности младших школьников в курсе  

            предмета «Окружающий мир»…………………………………………………………….22

        2.4. Организация исследовательской деятельности младших школьников во    

            внеурочное время. ………………………………………………………………………….25

        2.5. Результативность работы по организации исследовательской деятельности. ……27

Заключение………………………………………………………………………………………….30

Литература…………………………………………………………………………………………..32

Приложения:

Приложение 1.Мини- исследования: «Лист от весны до лета», «Роль дождевых червей в   природе»

Приложение 2. Исследовательская работа «Старые и памятные вещи в моей семье»

Приложение 3. Исследовательская работа «Комнатные растения в классе»

Приложение 4. Исследовательская  работа «Улицы моего села»

Приложение 5. Конспект урока – исследования в 1 классе «Жизнь растений осенью»

Приложение 6. Конспект урока – исследования во 2 классе «Про кошек и собак»

Приложение 7. Исследовательская работа «Кошки»

Приложение 8. Конспект урока-исследования в 3 классе по теме «Планета заболела»

Приложение 9. Конспект урока-исследования в 4 классе по теме «Планета Земля – наш  

                          космический дом»

Приложение 10. Исследовательская работа «Влияние света на рост и развитие растений»

Приложение 11. Тест «Выявление проблем, мешающих заниматься исследовательской  

                             деятельностью»

Приложение 12. Тест «Шкала тревожности»

Приложение13. Исследовательская работа «Влияние физической нагрузки на частоту пульса»

Приложение 14. Исследовательская работа «Туфелька! Но не для Золушки»

Введение

На современном этапе работы  школы, когда одной из главных её задач является создание условий для развития личности, способной адаптироваться к быстро меняющемуся социуму, основным принципом обучения становится внимание к внутреннему миру  детей, их интересам и потребностям, развитие их способностей.

Данная работа, «Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках по окружающему миру и во внеурочное время», является результатом обобщения педагогического опыта по организации исследовательской деятельности с детьми младшего возраста с 2000г.

Цель  работы  – обобщение педагогического опыта по данной теме, апробация  роли учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие исследовательской деятельности младших школьников.

Задача работы – распространить и внедрить в педагогическую практику технологию  организации исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста, дать характеристику исследовательской деятельности, показать  отличие от проектной деятельности, познакомить с психолого-педагогическим обоснованием исследовательской деятельности, познакомить с  основными подходами к исследовательской деятельности и развитием исследовательских умений, показать значимость исследовательских умений  в развитии детей.

Новизна творческой  работы заключается в значимости данной проблемы, в создании собственной технологии организации исследовательской деятельности у младших школьников, формирования исследовательских умений.

Изменение цели начального образования -  развитие личности ребёнка в процессе учебной деятельности –  предполагает вовлечение учащихся в такую деятельность, которая была бы направлена на максимальное развитие личности.

Исследовательская деятельность может служить отправной точкой в развитии личности учащегося. Необходимо дать возможность  учащемуся приобщиться к исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность может дать правильно организованная  исследовательская деятельность.

Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим.

В Конвенции о правах ребёнка  говорится: « … образование ребёнка должно быть направлено на: а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;…» [2. c.11]

В Концептуальных основах комплекта «Школа России», автор А.А. Плешаков, указывается, что «произошедшие в России в последнее десятилетие коренные общественно-политические изменения освободили личность и вызвали к жизни разнообразные педагогические исследования, связанные с многоплановой проблематикой развития личности ребёнка, в том числе младшего школьника. Крупным достижением педагогики стало обоснование личностной парадигмы в образовании. Изменились и цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели развития личности, воспитания нравственных и эстетических чувств, что чётко обозначено в стандарте начального общего образования» [12. с.7]

В связи с этим появляется проблема обеспечения новых подходов  к организации образовательного  процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей, навыков исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательская работа должна учитывать образовательные потребности ученика, выходящие за рамки того или иного курса, ориентировать на овладение методологией самостоятельного научного исследования.  

В качестве одной из  важнейших  задач общего образования рассматривается достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем теоретического или прикладного характера. Творчество школьников наиболее полно проявляется и успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Детская потребность  в исследовательском поиске обусловлена биологически. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.  При этом овладение методами исследовательской деятельности учёные относят к сущностным характеристикам высокого уровня образованности  современных школьников.

Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях.

Главная проблема школы – это переход от информативного метода обучения к активной творческой деятельности всего педагогического сообщества: педагогического коллектива, учащихся и родителей.

        Особенно актуальна это проблема  для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.  В этом возрасте начинается осознание себя как  субъекта учения.

        Актуальность проблемы вызвана ещё и тем, что изменение уклада начальной ступени  образования является основным направлением сегодняшних реформ. Усвоение предметного материала обучения из цели  становится средством такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребёнка, которое обеспечивает переход от  обучения к самообразованию, а, следовательно, и успешную социализацию младшего школьника.  

            Сущность развития личности ребёнка в данном случае состоит в качественном  изменении деятельности, в которую он включён. Там, где ведётся самостоятельный поиск решения проблем, осуществляется поиск новых, оригинальных способов их решения, начинается подлинно творческая деятельность учащихся.  

        В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года ставится задача по формированию целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности  и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Формирование ключевых компетентностей, а к ним относится и проектная компетенция, должно стать одним из результатов общего среднего образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием. Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников. Поэтому задача начальной школы – заложить фундамент, начать формирование исследовательских умений и навыков, которые должны развиваться в средней и старшей школе.

Только при взаимном понимании и  доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителем можно достичь хорошего результата в развитии творческого потенциала учащегося.  Педагог – это организатор исследовательской  деятельности, выступает в роли руководителя, консультанта, помощника, внимательного наблюдателя. Дети проходят мысленный путь учёного, приобретают активную позицию, усваивают новую информацию, ведь результат исследования заранее им неизвестен.

Работа  адресована. завучам школ, руководителям методических объединений, учителям.

Глава 1 Исследовательская деятельность  в современном образовании.

1.1. Исследовательская деятельность и психология исследовательского поведения.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

 Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно в какой области наук оно выполняется, имеет подобную структуру.  

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижения общего результата деятельности.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Отличие исследовательской деятельности от проектной заключается в том, что главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующая целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся  знаний или способов деятельности.

Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания – в этом её принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной, информативно-осведомительной: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некого противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении.

При этом первым  и одним из важных моментов исследовательской деятельности является нахождение проблемы, требующей решения, обнаружения этого белого пятна, поэтому познавателтная потребность, мотивация исследовательской деятельности является неотъемлемой  её характеристикой.

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Это знание может иметь как частный, так и обобщающий характер, но это всегда сущностная характеристика, такая информация, которая не может быть получена на уровне  простого восприятия.

Основы исследовательского обучения можно найти в учениях педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, в работах классиков педагогики Я. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж.Руссо, И. Песталоцци  и др.

В России впервые идея исследовательского подхода в обучении была выдвинута просветителем Н.И. Новиковым во второй половине XVIII в.

Великие деятели и педагоги России Н.И. Пирогов, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы исследовательской деятельности.

В послереволюционное время в нашей стране пропагандировали исследовательский метод в современной школе Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, Б.Е.Райков.        

В 50-70-х годах XXв. В России вопросам исследовательского метода посвящён ряд работ известных дидактов и методистов (М.Н. Скаткин, И.Я.Лернер, С.Г.Шаповаленко и др.).

В настоящее время в рамках общих целей начального школьного образования  одной из задач выделяется задача организации поиска новых способов  действий и обеспечения  сбалансированности  между поисковой и исполнительской частью учебной работы школьников. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и  современного учителя.  

В исследованиях В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Д.Б. Эльконина и др. подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются  и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

А.И. Савенков даёт такое  определение: «Исследовательскую  деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».[9, c.10]

Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания и показать публично достигнутый результат. Всем понятно, что в ходе своего исследования дети не сделают новых открытий. Но «открытие для себя» помогает формировать активную жизненную позицию.    

Исследовательская работа помогает и учит школьников работать с различными источниками информации, давать анализ увиденному. Учащиеся непосредственным образом включаются в активный познавательный процесс, формулируют проблему исследования, планируют варианты её решения, осуществляют сбор необходимой информации, анализируют свою деятельность, делают выводы, приобретают новые знания, специфические умения и навыки на основе исследования реальной жизни.

Исследовательская деятельность характеризуется собственной познавательной потребностью учащихся, самоконтролем и представляет собой высшее проявление их самостоятельности. Ведущей же её характеристикой является творческая активность, которая заключается в инициативном, преобразующем отношении к внешней действительности, другим людям, самому себе.

Развитие исследовательской деятельности учащихся в современной школе будет эффективным при создании организационно- педагогических условий. Это систематическое поэтапное включение учащихся в исследовательскую деятельность  через разнообразные формы урочной, внеурочной работы с учётом возрастных особенностей, мотивации учащихся; постоянное повышение уровня педагогического руководства исследовательской деятельностью учащихся в процессе работы, организацию сотрудничества учителей, учащихся, родителей.

Важно, чтобы пройти все этапы школьного обучения выпускник приобрёл новый подход к пониманию окружающего мира, создающий особый тип мышления – исследовательский и творческий.

Рассматривая метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности, Л.Левчук и В. Жинжило определяют его как  «целенаправленную учебную школьную или внешкольную деятельность с определённой целью, по определённой программе для решения учебных, поисковых, исследовательских задач на предметной, межпредметной, интегрированной основе, надпредметной основе»  [12, с. 9]

Одна из тенденций сегодняшней жизни, о которой пишут учёные  - психологи, например, А.И. Савенков, говорит о том, что стремительно  меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и, соответственно, исследовательских методов обучения в практике массового образования.     «с началом нового века становится всё более очевидно, что  умения и навыки исследовательского поведения в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку…» [9.с 9.]   По наблюдению  А.Н. Поддъякова, исследовательское поведение никем не определяется точно [7.с 99] . При этом многочисленные исследования биологов, психологов, педагогов доказывают, что исследовательское поведение следует рассматривать, как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа.

Исследовательское поведение выполняет важную функцию развития человека, уникального личностного начала в каждом из нас. Так, А.И. Савенков отмечает, что у человека оно проявляется в основном  в творчестве.[9,с.16].

А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как  универсальную характеристику, пронизывающие все другие виды деятельности. «Оно выполняет принципиально незаменимые функции развитии познавательных процессов всех уровней: в научении, в приобретении социального опыта, в социальном развитии и развитии личности. Понятие исследовательского поведения находится в одном ряду с  такими фундаментальными понятиями, как научение, интеллект, творчество, образуя с ними неразрывную связь» [7,с.85].

Исследовательское поведение выступает одним из важнейших механизмов развития ребёнка, становления его интеллектуально-творческого потенциала. Другими словами, исследовательское поведение  является основой будущих интеллектуальных и социальных достижений ребёнка.  Именно в младшем  школьном возрасте ребёнок наиболее гибок, и за счёт предлагаемых форм обучения и занятий  у него закладываются модели  поведения, в том числе, исследовательского.  

Традиционное обучение строится не на методах самостоятельного, творческого  исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленных на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. У ребёнка при этом в значительной  мере утрачивается главная черта исследовательского поведения – поисковая активность.

Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможным  процессы самообучения, самовоспитания, саморазвития.  

Исследовательское поведение делает младших школьников творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. Сейчас ведутся поиски и активно развиваются современные образовательные технологии исследовательского обучения (Поддъяков А.Н., Леонтович А.В., Шумакова Н.Б., Обухов А.С. и др.).              

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения  о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.  Дети,  от природы, полны желания учиться,  и, как известно, именно период младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на  познание мира, он хочет его познавать. Именно это стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследовательское поведение  - один из важнейших источников  получения ребёнком  представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин -  «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира. Главная цель исследовательского обучения  - формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески  осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Исследовательское поведение – поведение, направленное на изучение объекта, имеющее в своей основе психическую потребность в поисковой активности, а исследовательское обучение  - как вид обучения, построенный на фундаменте исследовательского поведения. Родители, педагоги часто ограничивают исследовательскую активность малыша. Для этого придумано много приёмов и запретов. В первую очередь это многочисленные запреты: « не лезь», «не тронь», «отстань, тебе ещё рано думать об этом».

Известный швейцарский психолог, специализировавшийся на проблемах обучения и развития детского интеллекта, Ж.Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Уровень потребности в исследовательском поведении находится в прямой зависимости от уровня психической организации живого существа. Чем выше уровень развития потребности в исследовательском поведении, тем интенсивнее развивается организм. Поисковая, исследовательская активность и является одним из этих механизмов.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Деятельность исследователя – деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец. Стремление и способности к исследовательскому поведению – это некая универсальная характеристика творца.

Исследовательская практика – не самоцель, она средство развития личности ребёнка, совершенствования его интеллектуально-творческого потенциала.

1.2 Основные подходы к организации исследовательской деятельности.

В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов  исследовательской деятельности учащихся, к которой, например, относят поисково-исследовательскую, экспериментально-исследовательскую, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую и другие, осуществляемые в учебное и внеучебное время. Вместе с тем, любые её виды предполагают, прежде всего, овладение учащимися  технологией творчества, приёмами творческой исследовательской работы.

Сущность исследовательского подхода к обучению состоит:

  1. во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания  на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);
  2. в организации  учебной и внеучебной поисково-творческой деятельности;
  3. в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;
  4. в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;
  5. в изменении характера взаимоотношений  «учитель – ученик – коллектив учащихся» в сторону сотрудничества.

Содержательную основу исследовательского подхода к обучению составляет взаимосвязь между содержанием изучаемого  материала, методами и формами обучения, организационными формами учебной работы.

 В своей статье Обухов А.С. пишет: «Проблема поиска способов и методов для наиболее эффективного развития исследовательской деятельности учащихся  в процессе обучения не нова, однако при её рассмотрении уделялось недостаточно внимания разработке системы педагогических условий для организации исследовательской деятельности учащихся.

Развитие исследовательской деятельности учащихся  в условиях новой парадигмы образования и недостаточная  разработанность проблемы в педагогической теории обусловили необходимость более внимательного отношения со стороны педагогов школы и вузов» [5,с.146].

Идеям исследовательского обучения близко проблемное обучение. « При этом предпочтение отдаётся проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном»[12.c.11].При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребёнка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать её результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он даёт возможность применять обширный арсенал методов и приёмов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога.    

Содержание образования, смоделированное по данной стратегии,  предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети могли выявить проблему, найти способы решения, её решить. Для того, чтобы процесс обучения выполнил одну из  основных своих функций – обучающую, - необходимо, чтобы проблема содержала в себе определённый познавательный заряд, а возможно это лишь тогда, когда эта проблема прежде проработана учителем. Программа учебной деятельности  представляет собой стойкий логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых учебных проблем. Проблемное обучение предполагает, что учащиеся:

  1. выделяют и ставят проблему;
  2. предполагают возможные решения;
  3. делают выводы с результатами проверки;
  4. применяют выводы к новым данным;
  5. делают обобщения.

Содержание образования имеет ряд особенностей при использовании стратегии проблемного обучения: учебные проблемы должны отвечать потребностям и интересам данной группы детей. Ведущая роль педагога в процессе обучения должна сохраняться, но у учащихся в любом случае должно оставаться ощущение, что проблема и способы её решения выбраны им самостоятельно. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям  детей. В исследовательском методе в основу берётся не знание, преподносимое в готовом виде, а организованное искания детей в окружающей жизни. Знание не даётся как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или иным материалом.

        Результат – развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученных  материалов.

        Освоение учебного материала происходит посредством решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определённых действий. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а её решение строится адекватно логике исследования и предполагает определённые действия.

В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ученика. Это связано как с объективной сложностью задачи и задания, так и уровнем подготовленности ученика к выполнению операционных действий, приёмов исследовательской деятельности. Кроме того, в начальных классах подготовка  детей к выполнению отдельных исследовательских действий обеспечивается системой исследовательских заданий.

С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности организации учебно-исследовательской деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников.

Основная задача учителя при этом будет состоять не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную линию обогащения исследовательского опыта, а в том, чтобы помочь каждому ученику с учётом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

Ситуативный подход к организации деятельности предполагает управление учебно-исследовательской деятельностью как взаимодействие её субъектов.

Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия. Ученическое исследование предполагает не только решение значимых  для учащихся проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации учебно-исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации,  при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.

Таким образом, организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуативного и задачного подходов предполагает:

* тщательное и систематическое изучение педагогами исследовательского опыта младших школьников и дифференциация этого опыта;

* создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем;

* конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), ориентированных на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.

Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено на сам процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в результат деятельности

Глава 2. Исследовательская  деятельность младших школьников на уроках по окружающему миру и  во внеурочное время.

2.1. Развитие исследовательских умений  младших школьников.

Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы, методы и средства и предполагает  включение младших школьников в исследовательскую деятельность, её поэтапную реализацию  с систематическим анализом получаемых результатов и корректировку.

Всё выше сказанное, легло в основу моей работы по организации исследовательской работы с детьми младшего школьного возраста на уроках по окружающему миру и во внеурочное время.

Изучив теоретический материал по организации исследовательской деятельности, я решила его применение организовать не только  в учебное время, но и через внеклассную работу.

Свою работу по организации исследовательской деятельности  младших школьников я начала в 2000 г.

Целью моей работы стало:

1. Выявить и поддержать учащихся склонных к занятию исследовательской деятельностью;

2. Включить   младших школьников в самостоятельное решение учебных задач

3. Развить интеллектуальные, творческие способности учащихся;

4. Развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся условиях.

Исходя, из поставленных целей были сформулированы задачи:

1. Формирование научных взглядов у учащихся;

2. Научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, планировать свою работу;

3. Пропаганда знаний об окружающем  мире;

4. Знакомство с современными методами научно – исследовательской работы;

5. Участие в проводимых в рамках деятельности школы, района, области конкурсах, конференциях.  

Этапы проведения исследования с младшими школьниками выглядят следующим образом (по Савенкову А.И.) [9].

  1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
  2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
  3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
  4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные  - провокационные идеи.
  5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
  6. Определение последовательности проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
  8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя логические правила и приёмы.
  9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам  исследования.
  10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
  11. Обсуждение итогов завершённой работы.

В эту схему проведения исследовательской работы, я бы добавила пункт – работа с родителями.

Целью, которой является: приобщение родителей к организации помощи и создании ситуации успеха для своего ребёнка.

Многим учителям мысль о том, что ребёнок способен пройти через все эти этапы, кажется сомнительной и даже пугающей. Но все страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.

Учителя, так же как и я,  впервые приступая к исследовательской деятельности с детьми, задают себе вопрос с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения. Обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, умениям и навыкам, необходимым в исследовательском поиске, а также методам обработки полученных материалов, не просто и практически не рассматривается в специальной педагогической литературе.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования.

Каковы же должны быть у учащихся умения и навыки для  решения исследовательских задач?  К ним относят: умение видеть проблемы; умение задавать вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умение наблюдать; умение проводить эксперименты; умения делать выводы и умозаключения; умения структурировать материал; умение доказывать и защищать свои идеи. Овладение этими важными когнитивными инструментами – залог успешности детской познавательной деятельности.

Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики и упражнения.

Приведу примерные задания и упражнения, направленные на развитие умения видеть проблему. Данные упражнения, я использовала в своей работе, которые дали положительный результат.

Вот некоторые из таких упражнений: «Посмотрите на мир чужими глазами», «Составьте рассказ от имени другого человека», « Составьте рассказ, используя данную концовку», «Сколько значений у предмета», игра «Волшебные превращения».

Одно из важнейших свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. В упражнении « Посмотрите на мир чужими глазами»  детям читался неоконченный рассказ. Например: «Утром небо  покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья  падали на  дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …». Задание: продолжи рассказ. Но сделать это необходимо несколькими  способами. Например, ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? Ты водитель грузовика, едущего по дороге, или  лётчик, отправляющейся в полёт, ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Аналогичных заданий можно придумать много, и, используя их сюжеты, можно учить детей смотреть на одни и те же явления и события с разных  точек зрения. В ходе этого задания очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованны и отвечали смело. На первых порах следует воздержаться от критики и, не скупясь на похвалы, отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Вначале ответы детей однотипны. В дальнейшем, упражнения подобного рода, позволят развить у детей эти способности.

Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир другими глазами является задание «Составь рассказ от имени другого персонажа». Задание детям формулируется так: представьте, что вы на какое то время стали столом в классе, камушком на дороге, животным,  человеком определённой профессии. Опишите один день вашей жизни.

При выполнении этого задания надо поощрять самые интересные, самые оригинальные ответы, отмечать  каждый неожиданный поворот сюжетной линии, свидетельствующий о глубине проникновения ребёнком в новый непривычный для него образ. На основе игры «Волшебные превращения» можно провести мысленный эксперимент.    

Например, при изучении, как  стихия огня воздействует на изменения физических свойств воды, предлагаю детям выбрать кого-либо, кто возьмёт на себя роль Огня. Остальные дети становятся капельками воды, которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно, превращаются в ледяные шарики или снежинки, когда Огонь далеко. Когда Огонь рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Ответ, на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез.

Поэтому одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность, гибкость мышления, продуктивность, а также личностные качества, как решительность, смелость. Гипотезы рождаются, как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.

Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – предвидение событий. Для детских исследований, направленных на развитие  творческих способностей ребёнка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше». Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска на свои собственные вопросы.  

Выдвижение гипотез, предположений – важные мыслительные навыки, обеспечивающие исследовательский поиск, прогресс любой творческой деятельности.  Первое, что заставляет гипотезу появиться на свет – это проблема. Гипотезы возникают, как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования.

В умении вырабатывать гипотезы можно потренироваться. Например, давайте подумаем или выдвинете гипотезу (предположение): «Что такое радуга?» На уроках по окружающему миру в 1классе очень много уроков, требующих исследовательских подходов с выдвижением гипотез. Например: «Куда девается мусор и откуда в снежках грязь?», «Почему Солнце светит днём,  звёзды – ночью, а на Луне не живут люди?», «Почему идёт дождь, и дует ветер?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и  мыть руки?», «Зачем мы спим ночью?».

При обучении детей строить предположения, учила их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что если.

Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Вопрос, обычно, рассматривается, как форма выражения проблемы, а гипотеза – способ решения проблемы. Вопросы могут быть: уточняющими -  Верно ли, что..; Надо ли создавать…; Должен ли… ., восполняющими – они включают в свой состав слова: где?, куда?, откуда?, кто?, что?, почему?, какие?. Для развития умения задавать вопросы используются различные упражнения: задавать вопросы, тому, кто изображён; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок.

Для развития умения задавать вопросы использовались следующие задания, например: «Найди загаданное слово». Дети задают разные вопросы о предмете, ребёнок отвечает «да», «нет». Один из детей загадывает слово, называет только первый его звук. Также можно применять  игру «Угадай, о чём спросили?». Не читая вопроса вслух, ребёнок громко отвечает на него. Все остальные должны догадаться,  каким  был вопрос.

Особый вид умений – работать с текстом или книгой.

 Предлагаю методику работы с книгой. 1 этап - беглый обзор текста, его общий просмотр. При знакомстве  с книгой  надо сначала составить о ней общее представление. Полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации, познакомиться с оглавлением, прочитать введение, где обычно автор делает краткий анонс содержания основных разделов и глав.

2 этап – задать себе вопросы по поводу текста. Например: Насколько мне это интересно? Что мне известно по этой проблеме? Что нового я смогу узнать? 3 этап – чтение, глубокое знакомство с текстом. 4 этап – выделить главное и второстепенное, найти факты, подтверждающие идеи.

В процессе исследовательской деятельности дети учатся делать выводы и умозаключения. Умозаключением называется форма мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний и опыта выводятся новые знания. Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и богатого воображения. Делается это так: сопоставляются два объекта, и в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта.

Упражнения на поиск предметов, имеющих общие признаки: «Назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются и твёрдыми и прозрачными (лёд, стекло, пластик, янтарь, кристалл)». «Назовите как можно больше живых существ добрых, шумных, сильных».

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

2.2. Технология организации  исследовательской деятельности младших школьников.

Изучив теоретический и практический материал  по данной проблеме, а также накопленный за 8 лет опыт работы с учащимися младших классов по организации исследовательской деятельности,  позволило мне разработать и реализовать в своей работе технологию развития исследовательских умений младших школьников, подразумевающую соблюдение организационно-педагогических условий.

В основе этой технологии лежат идеи гуманистической педагогики, личностно -ориентированного подходов. Занятия, предусмотренные технологией, проходят, в основном, в классно-урочной форме; другая форма организации – консультирование учащихся и организация исследовательской деятельности  во внеурочное время.

Цель технологии - осуществить пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений.

Содержание обучения рассчитано на обеспечение следующих аспектов:

- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;

- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;

- возможность развития интересов к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.

Было выделено четыре блока умений, необходимых при организации учебной деятельности:

1. Умения организовывать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, целеполагание, как этап деятельности, умения выстроить структуру исследования, методы исследования, общелогические методы, поиск информации).

3. Умения работать с информацией ( виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части текса: абзацы, главы, параграфы, умение выделять главное, формулирование вывода, логика изложения)

4. Умения представить результаты своей работы (форма представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

В 1 классе отдельных занятий, посвященных исследовательской деятельности  не проводила. Пропедевтическая работа велась следующими средствами:

 - проблемным, частично-поисковым, эвристическим обучением под руководством учителя;

- урокам – исследованиям (в начале года постановка  проблемы осуществлялась учителем, поиск решения осуществлялся учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельный; вывод под руководством учителя);

- кратковременными исследованиями, мини-исследованиями, наблюдениями с описаниями (под руководством учителя).

Со 2 класса организовывала уроки- исследования, самостоятельное исследование во внеурочной деятельности, что позволило систематично, целенаправленно формировать исследовательские умения у учащихся.

Работа осуществлялась по следующим направлениям:

1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.

2. Осуществление коллективных исследований по определённому плану ( с соблюдением всех этапов), по различным темам. Здесь я организую совместную деятельность, направляя её на осуществление исследования, в процессе которого учащиеся овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.  В процессе осуществления исследования  нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности,  и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

3. Продолжается работа по проведению кратковременных исследований  в контексте изучения   материалов различных дисциплин.

4. На уроках использую проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации.

5. На уроках предлагаю задания, направленные на выявления различных свойств, действий предметов, множества предметов, предлагаю логические задачи.

6. Осуществляю подготовку самостоятельного долговременного исследования по интересующим темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей.

В 3 классе:

 1. На уроках – исследования учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований, требованиями к выбору темы, планирование исследования, задачи исследования.

На уроках использую  игровые методы, путешествия, сказочный материал.

2. Провожу  коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных  подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности.

3. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся  знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования. Проведение опросов, как правило, характерно для теоретических исследований.

4. Ход исследования обсуждается с учителем, даются консультации во внеурочное время.

В 4 классе на уроках – исследованиях обобщаются полученные знания. Вниманию уделяется умениям работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять свои результаты в виде доклада, презентации.

Из опыта своей работы могу определить следующие виды учебных исследований, проводимых в начальной школе:

- по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по времени: долговременные, кратковременные;

- по теме: предметные, свободные.

Очень важным, считаю этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи, развитие умений работать с текстом, анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнения знаний других учащихся новыми сведениями, умения оценки и самооценки результатов исследования.

С целью активизации познавательной деятельностью на уроках – исследованиях, соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендую использовать:

- загадки, ребусы, шарады, логические задания и задания на развитие творческих способностей;

- игровые моменты, связанные с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка  (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.).

- игр-исследований, фантастических исследований.

- связи с литературным сказочным материалом Знайкой и Незнайкой.

Данная технология, применяемая  мною  в течение нескольких лет, позволяет решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

2.3. Организация исследовательской деятельности младших школьников в курсе          предмета «Окружающий мир».

Мой практический опыт показал, что на уроках по окружающему миру эксперименты не только возможны, но и необходимы, однако при условии, что учитель и ученик совместно действительно совершают какое-то открытие, которое для ребёнка  до сих пор было неизвестным фактом. Такое отношение учащихся к проводимым исследованиям более серьёзное и вдумчивое, они начинают высказывать массу гипотез и предлагают разные варианты увиденного.

Такую работу я стала проводить на уроках по окружающему миру. Сначала работа велась с любознательными, интеллектуально  активными младшими школьниками, выявленных на основе наблюдений.

Однако, в процессе работы я пришла к выводу, что детей к исследовательскому  поиску надо готовить. Без накопления определённых знаний и умений, которые помогают детям  анализировать, подмечать изменения, проводить конкретный опыт, их исследовательская деятельность невозможна.  И, конечно, важную роль в этом процессе играют  экскурсии в природу. Уже было отмечено, что исследовательский метод отвечает природе ребёнка и законам его развития. Несомненно, между научным исследованием и школьными исследовательскими работами имеется сходство.

В чём же оно заключается? Прежде всего, в  схожем направлении логического процесса. И школьники, и учёные идут одним логическим путём (на разных, конечно, интеллектуальных уровнях): учёный наблюдает факты, сравнивает их между собой, подыскивает для них те или иные рациональные объяснения и делает выводы, которые и могут привести к научным открытиям.

Учащиеся тоже наблюдают факты, сопоставляют их между собой, делают выводы. Эти выводы тоже являются открытиями, правда, не для науки, а для самих учащихся. Но это не умаляет, а  значительно усиливает значение таких методов обучения. Более того, маленький исследователь переживает свой успех (неуспех) так же, как и взрослый, что усиливает педагогическую ценность такого учения. [1, с.43].

Подчеркну ещё раз, что основой исследовательской деятельности младших школьников  является система продуманных наблюдений, демонстрационных опытов, практических работ.

На уроках  по окружающему миру были выделены следующие этапы организации наблюдений:

  1. Определение, выбор объекта наблюдения. (Задание: найди, рассмотри, собери.)
  2. Процесс наблюдения за объектом. (Задание: пронаблюдай, отметь, изучи, определи.)
  3. Сопоставление имеющихся у ребёнка знаний с полученными во время наблюдения (Задание: сопоставь, сравни, проанализируй.)
  4. Объяснение явлений, которые наблюдали учащиеся. (Задание: объясни, выдвини предположение, установи причину, взаимосвязь, зависимость.)
  5. Формулирование выводов и обобщений. (Задание: оформи в виде таблицы, схемы, рисунка, рассказа, экологического паспорта, памятки, отчёта; заполни дневник наблюдений.)

При изучении предмета «Окружающий мир» мною были использованы небольшие исследования, эксперименты, направленные на выявление основных признаков живых организмов (дыхание, питание, размножение, развитие, отмирание); на понимание многообразия живых организмов; на выяснение взаимосвязей живых организмов со средой обитания (на конкретных примерах разнообразных экологических связей, доступных пониманию младших школьников).

На уроках по окружающему миру во 2 классе,  при изучении темы «В гости к весне» проводила  миниисследования: «Лист от весны до лета», «Роль дождевых червей в природе»,  «Дыхание семян» (см. Приложение 1).

При изучении темы также во 2 классе «Наша дружная семья»,  учащиеся проводили исследовательские работы: «Моя семья», «Моя родословная», «Ими гордится моя семья», «Старые и памятные вещи в моей семье» (см. Приложение 2.).

 В 3 классе, при изучении темы «Комнатные растения», была  выполнена исследовательская  работа по теме: «Комнатные растения в классе» (см. Приложение 3).

В 4 классе при изучении темы «Наш край», были проведены коллективные исследовательские работы «Улица, где мы живём», «Улицы моего села» (см. Приложение 4.)

 Для развития исследовательских умений у детей, проводились уроки – исследования по окружающему миру. Нетрадиционные уроки в моей практике занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Урок – исследование  - один из типов нетрадиционных уроков. Учебная задача на таких уроках ставится, как предложение заняться научной деятельностью.

Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. На уроке-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли учёных- специалистов: ботаников, зоологов, экологов.

Роль исследователя позволяет ребёнку в игровой форме заниматься довольно сложной аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры и т.д. Он с радостью делает то, что никогда бы не делал не в игровой ситуации.

Творческие принципы такого урока:

  1. Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
  2. Не развлекательность, а занимательность и увлечение, как основа эмоционального тона урока.
  3. Развитие функции общения на уроке, как обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущения эмоционального удовлетворения. 

Так, например, при изучении темы в 1 классе «Жизнь растений осенью», проводился урок – исследования (см. Приложение 5). На уроке учащиеся изучали такое природное явление, как листопад. В процессе урока я формировала навыки первичной исследовательской деятельности, учила наблюдать, делать анализ, вывод.

Во 2 классе при изучении темы «Про кошек и собак», был проведён урок – исследовании (см. Приложение 6), на котором учащиеся обучались этапам исследовательской деятельности, где итогом явилась выполненная исследовательская работа «Кошки» (см. Приложение 7)

Уроки – исследования по окружающему миру проводила  во всех классах начальной школы. В 3 классе при изучении темы «Планета заболела» (см. Приложение 8), в 4 классе   «Планета Земля – наш космический дом» (см. Приложение 9) проводила уроки- исследования, где через постановку  проблемной ситуации решала задачу развития мыслительных  операций.

Свои наблюдения учащиеся оформляли в виде альбомов, рефератов, а также в виде презентаций с участием учителя. Весь материал был хорошей методической копилкой для уроков   по окружающему миру.

Эта деятельность  так увлекла и детей, и меня, что в 2008г.  была предложена работа  воспитаннику дошкольной группы, который выполнил  исследовательскую работу  по теме: «Влияние света на рост и развитие лука»» (см. Приложение 10).  Работа была представлена на областной конкурс ОЦТДЮ в 2008г.

Проведение на уроках по окружающему миру мини- исследований, экспериментов, исследований, доказывает, что в процессе такого учения каждый чувствует себя личностью, у детей максимально сохраняется интерес к учёбе, добыванию знаний.

2.4. Организация исследовательской деятельности младших школьников во              внеурочное время.

Наряду с коллективными исследованиями, которые начинают занимать иногда уже весь урок или экскурсию, стала практиковать индивидуальные исследования во внеурочное время. Именно здесь пригодился весь опыт, накопленный ранее на уроках.

Наблюдая за детьми в процессе работы, я заметила, что есть дети, которые отказываются заниматься исследовательской деятельностью. Побеседовав, я выяснила причины их отказа: они боятся представить свою работу, теряются при выступлениях. В связи с этим  мною  была проведена в 4 классе (2007г.) диагностика личностных особенностей  учащихся, целью которой было: выявление психических  состояний и свойств личности; исследование самооценки; исследование тревожности, связанной с учебными ситуациями.

Работа проводилась в сентябре, форма работы – групповая и индивидуальная. С учащимися был проведён тест, на выявление проблем, мешающих учащимся заниматься исследовательской работой (см. Приложение 11)  В результате исследования проблем, мешающих учащимся выступать перед аудиторией с защитой своей работы, представляется возможным распределить учащихся по группам.

На выявление личностной тревожности была применена методика Ч.Д.      Спилбергера,    Ю.Л. Ханина    «Шкала тревожности» (см. Приложение 12).              В результате диагностики мною были выделены группы, в зависимости от уровня их тревожности. Учащимся с высоким уровнем тревожности, предоставлялась возможность защитить свою работу на уроке, перед своими товарищами. Учащиеся с низким уровнем тревожности выступали перед широкой аудиторией: родителями, учителями, учащимися школы, общественностью.

Индивидуальные и творческие  способности учащихся нашей школы, а также стремление отдельных детей и их родителей  к активной творческой деятельности позволили участвовать в региональном конкурсе исследовательских работ «Я – исследователь». Особую роль в развитии основных умений и навыков исследовательского поведения играет работа не только с детьми, но и с родителями. Они с огромным интересом восприняли поставленную задачу, направленную на развитие исследовательских умений и навыков детей.

Заинтересованность родителей  - важный фактор поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности учеников при работе над проектом.  Дети выбрали тему, которая была интересна им, которая была выполнима и приносила реальную пользу не только участникам исследования, но и другим детям.

 Дёрин Никита, ученик 4 класса, выбрал тему «Влияние физической нагрузки на частоту пульса» (см. Приложение 13), так как он является   членом футбольной команды  школы и ему очень интересно, почему и как меняется частота пульса.

        Лифаненко Дарья выполняла исследовательскую работу «Туфелька! Но не для Золушки» (см. Приложение 14). Она наблюдала за строением, движением и жизнедеятельностью инфузории- туфельки в микроскоп.

 С учителем, детьми и родителями  учащихся были определены цели, задачи и этапы исследований. С учётом практической деятельности исследовательской работы была определена его структура, план действий, который состоял из следующих блоков:

1. Информационно-пропагандистский.

2. Практико-исследовательский.

3. Творческий.

Каждый блок отражал деятельность в определённом направлении. По данной структуре выполнялась планомерная теоретическая, практическая и исследовательская деятельность, проводился анализ, диагностика, делались выводы по проведённым экспериментам, опытам, наблюдениям. Работа по каждому блоку велась в тесном сотрудничестве учителя, родителей и учеников.

        Подготовительный этап (информационно-пропагандистский блок) включал в себя работу по направлениям: сбор и изучение материалов, оформление информации по теме проекта. Весь собранный материал по этому блоку дети зафиксировали в своих  личных дневниках.                 

На основном этапе (практико-исследовательский блок) были проведены работы по таким направлениям:

  1. практические мероприятия по данной теме,
  2. исследовательские наблюдения.

Так, для выращивания инфузории-туфельки изучались способы подготовки раствора. Лифаненко Дарья подготовила в двух банках раствор на сенной трухе и на кусочке моркови. Ученица проводили наблюдения, делала зарисовки. Дёрин Никита проводил измерение пульса на уроках физкультуры девочек и мальчиков, делал сравнительный анализ, составлял таблицы измерений.

На заключительном этапе (творческий блок) учащиеся сделали выводы и оформили данный проект.  Собранный опытно-экспериментальный материал они систематизировали, эстетически оформили, дополнили фотоматериалами, таблицами, диаграммами и представили в виде презентации на общешкольной конференции, а затем и на региональном конкурсе исследовательских работ «Я – исследователь».

2.5. Результативность работы по организации исследовательской деятельности.

        Подводя итог, отмечу, что в настоящее время становится всё более важным воспитание ответственности за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование.

Организация такой познавательной деятельности, как исследовательская, даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не в учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребёнка, а особенно для детей неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

        В процессе организации исследовательской деятельности с младшими школьниками, я смогла помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: «Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?», помогла учащимся сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал.

        Результаты работы с детьми позволяют судить, что у учащихся начальной школы мне удалось сформировать первоначальные навыки и умения исследовательской деятельности.

Мой опыт работы показал, что дети, участвующие в исследовательской деятельности, характеризуются более высоким уровнем любознательностью, оригинальностью мышления. Под руководством учителя, вместе с родителями, больше частью самостоятельно, с интересом отыскивают информацию по тематике в книгах, средствах массовой информации. Учащиеся становятся активными читателями школьной и сельской библиотек.  Посещение библиотек, беседы с людьми, очевидцами тех или иных событий даёт богатейший навык общения, расширяет эрудицию и кругозор.

К концу 4 класса, учащиеся могут уже самостоятельно добывать информацию.

Опросы и анкетирования одноклассников, учащихся, родителей, педагогов и т.п. показали, что умения, приобретённые в процессе занятий исследовательской деятельностью, позволяют развиваться навыкам анализа, синтеза, обобщения, классификации, что впоследствии благотворно  отражается в учебной деятельности на различных уроках.  

Конкретные знания, добытые самостоятельно, пригодятся в дальнейшем при изучении предметов в среднем и старшем звене, позволяют сформировать собственное мировоззрение, отстаивать свою точку зрения. Такие дети охотно вступают в диалог, спорят с одноклассниками, пытаются находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, опираясь на полученные знания. Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности. Развивается познавательная сфера. Дети приобретают навык поиска  и отбора информации из различных информационных источников.

Умение выделять главное,  помогло детям достойно защитить своё исследование на школьной конференции и на III Региональном конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников «Я – исследователь».

Всё это позволило детям стать Лауреатами III Регионального конкурса исследовательских работ и проектов «Я – исследователь» в естественнонаучной секции. Учащиеся были награждены Дипломами за участие в региональном конкурсе исследовательских работ и Дипломами лауреатов.

Сравнив результаты контрольного проведения диагностики познавательной сферы младших школьников и первичной диагностики можно сделать следующие выводы. У детей, занимающиеся исследовательской деятельностью, выросла мотивация учебной деятельности (высокий уровень на 27%), улучшился уровень внимания и самоконтроля (высокий уровень на 37%), улучшилась память, активизировались мыслительные  процессы (высокий уровень на28%) , вырос познавательный интерес (высокий уровень на 45%).

Результаты мониторинга познавательной сферы можно представить в  виде диаграммы.

Результативность диагностики познавательной сферы учащихся.

Источник:

1. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. – М.:АСТ – ПРЕСС  КНИГА, 2004г. (с. 93, с.106, с. 108).

2. Диагностика ребёнка готовности к школе. /Автор-сост. Т.В.Иванова, - Волгоград. ИТД «Корифей». 2006 г. (с.27)

Только при взаимном понимании и  доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителем можно достичь хорошего результата в развитии творческого потенциала учащегося. После представления своих работ, родители отметили возросший интерес к учёбе, углубление знаний по предметам, приобретение опыта

сотрудничества. Подобная деятельность не только формирует новый подход к получению знаний, но имеет и чисто практическое значение.

На первоначальном этапе было проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения и готовности родителей к сотрудничеству.

Оказалось, что только 6 родителей (55%)  из 11 разделяют мнение о развитии творческих способностей учащихся и выступают «за апробацию занятий  исследовательской деятельностью», 2 родителей (18%) – придерживались мнения «мне всё равно», 3 родителей (27%) – отстранились от анкетирования.

Фактор успешности детей, после проведённой и представленной работы,  привёл к изменению отношений родителей к нововведению, что можно представить в  виде диаграммы.

Анкета: «Значимость развития исследовательского поведения

и готовность родителей к сотрудничеству».

Опыт работы позволяет утверждать, что исследовательскую деятельность можно и нужно проводить с младшими школьниками. Безразличных к обучению детей умениям и навыкам исследовательского поиска нет.

Проведённая работа показала, что такая деятельность – исследовательская – способствует развитию личности, а значит,  направлена на реализацию  цели начального образования и отвечает современным требованиям.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Заключение.

Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных  условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе – наличие у них потребности узнавать новое.  

Систематическое занятие исследовательской деятельностью с 2000г. учениками моего класса, нашло положительный отклик в педагогическом коллективе нашей школы. Педагоги среднего и старшего звеньев применили накопленный детьми опыт исследовательской деятельностью в начальной школе.

Свои исследовательские работы учащиеся представляли на общешкольной конференции «Край родной – Туманово». Первые работы теоретического характера ребята представляли в виде докладов, альбомов.  Затем при помощи учителя стали создавать презентации. Свои работы представляли с использованием мультимедийной установки, научились выделять главное в своём выступлении.

На методическом объединении начальных классов и воспитателей в 2006г., 2008г. мною был подготовлен доклад «Использование исследовательского метода обучения в учебном процессе начальной школы». Решение учителей было единодушно: использовать  исследовательский метод обучения в учебном процессе.

На педсовете школы в 2008г. выступила с докладом о дифференцированном обучении младших школьников, где поделилась опытом работы использования исследовательского метода обучения, познакомила педагогов с результативностью использования метода исследовательской работы на уроках по окружающему миру и во внеурочное время.

В сентябре 2008г. в нашей школе прошёл районный семинар учителей начальных классов по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в классах с малой наполняемостью», где мной был дан урок по математике в 1 классе по теме «Многоугольники» с использованием исследовательского метода обучения. Урок высоко был оценён участниками семинара.

Учителя школы внедрили мой опыт работы в свою практическую деятельность.

Так ученик 4 класса Туркин Павел в 2004г. провёл исследовательскую работу по изучению  истории Тумановской церкви. Свою работу «История Тумановской церкви», он представил на общешкольной конференции.

Учащиеся 10 класса в 2007 г. провели большую исследовательскую работу по изучению становления  школьной производственной бригады. Работа «Производственная бригада: история и современность»,  также была представлена на общешкольной конференции и получила высокую оценку общественности села.

Школа является победителем областного детского фестиваля «Чистая планета» в номинации «Практическая значимость учебно-исследовательских работ по агротехнической тематике», участником Всероссийского слёта ученических бригад в г. Новосибирске (2005г.), г. Белгороде (2006г.). В 2008г. учащиеся школы стали победителями областного конкурса «Зелёная планета» в номинации «Практическая (образовательная) работа на учебно-опытном участке». Исследовательская работа «Технологические приёмы выращивания картофеля» получила высокую оценку. Данные экспериментальные исследования актуальны в личном подсобном хозяйстве нашего социума.

В школе осуществляется совместная деятельность в организации научно-методической, инновационной и экспериментальной работы с ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара». Направлением инновационной деятельности является экологическая исследовательская деятельность по теме «Организация исследовательской экологической  работы учащихся».

С полученными результатами учащиеся выступили на районной экологической конференции, общешкольной конференции, где присутствовали родители, учителя, учащиеся, представители общественности и сельской администрации.

 В 2006г. я была награждена Почётной грамотой  Департаментом образования Арзамасского района за успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения.

В 2008г.  – Почётной грамотой Департаментом образования Нижегородской области за многолетний добросовестный труд, успешную организацию учебно-воспитательного процесса.

В мае 2008г. в г. Арзамасе прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, материалы которой опубликованы в книге «Развитие детской одарённости в современной образовательной среде». В данной книге помещена моя статья  «Проектно- исследовательская деятельность младших школьников – пространство для самовыражения и самореализации личности», где я делюсь опытом организации исследовательской деятельности с детьми младшего школьного возраста.

В дальнейшем я и педагоги нашей школы планируют продолжить исследования с учащимися, так как это способствует выработке активной жизненной позиции. Исследовательские умения служат основой включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность.

Литература.

  1. Бродовская З.В. Учим детей разгадывать тайны природы. - М.; Начальное образование,2005.-№2
  2. Конвенция о правах ребёнка. UNICEF. Детский фонд ООН.
  3. Кривобок Е.В., Саранюк О.Ю.Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся.- Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Кулибанов С.К., АГПИ им. А.П. Гайдара. Развитие детской одарённости в современной образовательной среде: материалы Всероссийской практической конференции с международным участием, Арзамас 22- 24 мая 2008г. //Арзамас: АГПИ,  2008.
  5. Обухов А.С.Развитие исследовательской деятельности учащихся//Народное образование. – 2004. – №2
  6. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук». – Волгоград: Учитель, 2007.
  7. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
  8. Рогова Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие; в 2 кн. – 3-е изд.-М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. Книга 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384с.
  9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Учебная литература, 2004..
  10. Савенков А.И. Путь к одарённости: исследовательское поведение дошкольников – СПб., 2004.
  11. Савенков А.И. Содержание  и организация исследовательского обучения школьников. – Москва, 2003.
  12. Е.В. Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: метод. пособие/- М.: Глобус, 2008г.
  13. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. в 2ч. Ч.1. /М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др./ - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира и во внеурочное время»

В статье рассказывается об организации исследовательской деятельности, этапах работы, показана система планомерной работы над исследовательскими умениями и навыками...

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в 1 классе

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в 1 классе...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...

Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе.

Выступление с темой "Организация исследовательской деятельности на уроках окружающего мира" на августовской конференции....

Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира и во внеурочное время

В статье дается характеристика исследовательской деятельности, рассмотрены принципы исследовательской деятельности. Приведены примеры упражнений для развития исследовательских умений....

Статья на тему «Проектная и исследовательская деятельность на уроках окружающего мира и во время внеурочной деятельности»

В Федеральном государственном образовательном стандарте   внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе как неотъем...