ориентирование на местности
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Юмагулова Расиля Айдаровна

эта тема является дополнением к теме "Ориентирование на местности" или же этот материал можно использовать для прведения конкурсов на свежем воздухе в таких соревнованиях ка "Тропа здоровья", "отправляемся в поход"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientirovanie_na_mestnosti.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема урока: Ориентирование на местности.

Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «ориентирование», с устройством и действием компаса. Научить определять стороны горизонта по местным признакам. Развивать умение работать с иллюстративным материалом, решать задачи, делать выводы. Расширять знания по предмету. Воспитывать интерес к курсу «Окружающий мир».

Ход урока:

1.Орг.момент.

 2. Сообщение темы и плана урока.

 

- Что вам кажется будет самым интересным на уроке?

- На каком этапе урока вы хотели бы оказаться?

- Ваши пожелания одноклассникам перед началом урока.

3. Проверка домашнего задания.

А) Вопросы:

1. Что такое закрытая местность? ( Местность, закрытая домами, высокими зданиями, деревьями и не видно, что находится за ними.)

2. Что называют линией горизонта?

- Определите, на каких слайдах закрытая местность, а на каких – открытая.

Б) Какое утверждение верно?

В) Выбери правильный ответ.

-  Назовите основные стороны горизонта.

4. Проверочная работа №1.

Задание 1.

- Подпишите основные стороны горизонта.

- Подпишите промежуточные стороны горизонта.

Задание 2.

- Давайте представим, что мы с вами отправились в путешествие. Попробуем нарисовать маршрут нашего путешествия. За 1 день мы проходим расстояние, равное 1клетке. Начнём путешествие из точки О. Выйдя из точки О, мы пошли в первый день на север. Во 2день – на запад. В 3день – на север. В 4 и 5 – на восток. В 6 и 7 – на юг. В 8 – на запад.

- Куда мы пришли?

Знакомство с понятием «ориентирование».

5. Ориентирование по местным признакам.

- Самый древний способ определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу.

-  Как определить стороны горизонта по Солнцу?  (  Если в полдень встать спиной к солнцу, сзади будет направление на юг, впереди – направление на север. Справа  – на восток, слева – на запад.)

- Но как быть, если человека в пути застала ночь? Ждать утра?

На помощь человеку придут звёзды.

- Откройте учебники на стр.50-51.

- Вспомните, какая звезда всегда указывает на север?

- В каком созвездии она находится?

Солнце и звёзды не всегда бывают видны, и в пасмурную погоду ориентироваться по ним невозможно. Как быть? Поэтому ещё в древности люди нашли выход из положении, приглядевшись к окружающей среде.

(Работа по иллюстрации.)

Пользоваться местными признаками нужно умело, поскольку точность ориентирования с их помощью зависит от времени года и характера местности. По возможности желательно определять направления сторон горизонта по нескольким признакам.

6.Физкультпауза.

Руки подняли и покачали – это деревья в саду.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки – плавно помашем – это к нам птицы летят.

Как они сели тоже покажем – крылья сложили назад.

7.Знакомство с компасом.

- Куда улетают птицы осенью?

- С какой стороны находится юг?

- Люди продолжали искать всё новые способы  надёжного ориентирования, особенно в открытом море и океане. Уже давно люди научились получать железо из руды. При этом иногда людям попадалась странная руда – к ней прилипали металлические предметы.  Полежав с такой рудой, эти предметы сами начинали притягивать  другие металлические предметы. Люди установили, что намагниченная спица, намагниченная игла, намагниченная полоска железа – все они упорно устанавливались одним концом к северу, в сторону Полярной звезды. Это и был компас – простой, но надёжный прибор.

(Работа с иллюстрацией).

Страничка «Для любознательных».

Первые и современные компасы.

8. Практическая работа №2.

- Определи, в каком направлении находится классная доска, дверь, окно.

9. Работа в тетради.

Стр.22, задание 4.

10. Вопросы для повторения.

Загадки:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад, и стар,

Что она – большущий шар. (планета Земля)

Он и летом и зимой –

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему иди –

Он всё будет впереди.( линия горизонта)

Качается стрелка туда и сюда,

Укажет нам север и юг без труда.( компас)

11. Рефлексия.

- Что вам особенно понравилось на уроке?

- Чему вы научились на уроке?

12. Оценка знаний.

- Я хочу оценить вашу работу на уроке с помощью волшебного конверта. Здесь находятся листочки, на которых написаны слова – оценки за вашу работу.

13. Домашнее задание.

Дома вы прочитаете материал на стр.49 – 51. Запомните, что такое ориентирование и компас.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест «Ориентирование на местности»

Данный тест по окружающему миру позволяет быстро и эффективно проверить знания учащихся. Тест составлен по новому образовательному стандарту (второго поколения) Е.М.Тихомирова...

Тестовая контрольная работа по окружающему миру. Тема" Строение Земли. Ориентирование на местности"

В этой работе проверяются знания детей о строении планеты Земля, названии оболочек Земли. Ребята должны назвать, на какие полушария делится Земля и как называются линии, делящие её, дают определение п...

Тест "Ориентирование на местности"

Тест к уроку окружающего мира во 2 классе по проверке домашнего задания."Школа России" А.А. Плешаков 2 класс...

Урок по окружающему миру. 2 класс. Компас. Ориентирование на местности.

Ознакомиться с презентацией и дополнительными материалами Вы можете, скачав файл по ссылке http://files.mail.ru/816BBD85B01041228E190F6EC95B6374...

Ориентирование:Ориентирование на местности, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация создана к уроку оружающего мира в 4 классе УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Ориентирование на местности"....

Конспект урока по теме "Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу»" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о горизонте и линии горизонта; знакомство со сторонами горизонта (основными и промежуточными), развитие умения обозначать их на схеме, давать пред...