Урок окружающего мира 2 класс "Лес и его обитатели"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок помогает сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе; создает представление о многообразии растений на основе знакомства с             ярусностью; путём наблюдений помогает выявить и охарактеризовать отличительные черты ярусов; знакомит с разнообразием лесных обитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл les_obit.rar25.14 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Герасимовская средняя общеобразовательная школа»

Урок окружающего мира

Лес и его обитатели

2 класс

                                           Учитель Кальная Людмила Ивановна

с.  Герасимовка

2011г.

Цели:

1. Образовательные:

  1. сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе;
  2. создать представление о многообразии растений на основе знакомства с                  ярусностью;
  3. путём наблюдений выявить и охарактеризовать отличительные черты ярусов;
  4. познакомить с разнообразием лесных обитателей.

2. Развивающие:

  1. способствовать развитию коммуникативных навыков;
  2. способствовать развитию ОУУН – анализа, сравнения, обобщения, логического мышления.

3. Воспитательные:

  1. содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе;
  2. содействовать воспитанию умения работать дружно в коллективе.

Ход урока

        I. Организационный момент

- На добрый путь всегда готовым будь. Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным? Пожелайте друг другу удачи.

        II. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

- Придвиньте ваши стулья, прижмите вашу спинку к спинке стула, ладони положите на колени и закройте глаза. Мы с вами немного попутешествуем, а куда, вы мне скажете, после того как прекратятся звуки.

(Звучит файл «Звуки леса»)  

- Ребята, где вы побывали за этот короткий промежуток времени?

(В лесу)

- А что вам указало на то, что вы оказались именно в лесу?

(Щебет, пение птиц)

- Попробуйте сформулировать тему урока.    (Лес)

- Тема нашего урока «Лес и его обитатели»

Мы сегодня входим в лес.

Кто в глуши его таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё узнаем без утайки!

Разгадаем леса тайны!

- Вам нравится узнавать тайны?

- Какие могут быть тайны у леса?

- Значит, какая главная цель нашего урока?

(Познакомиться с тайнами леса и его обитателями)

          III. Усвоение новых знаний

- Прежде чем познакомиться с тайнами леса, попробуйте ответить на вопрос:

что такое лес?

1. Вступительное слово учителя

- «Лес - это огромные заросли» - скажут одни из вас.

  «Это – грибы и ягоды» - добавят другие

  «Это – деревья, птицы, звери, насекомые» - дополнят третьи. И все будут правы. Всё это есть в лесу. Но самое главное: лес – это главное богатство нашей Родины, без которого людям просто не обойтись. Лес кормит, лечит, одевает, согревает. Да разве можно перечислить всё, что значит для человека лес.

- А кто из вас знает, какие бывают леса?

- А поможет вам в этом разобраться учебник.

 2. Работа по учебнику

- А теперь откройте учебники и прочитайте мнения Егора и Даши. С чьим мнением вы согласитесь?

3.Знакомство с видами лесов

- Название леса зависит от того, каких деревьев в нём растёт больше. Если в лесу больше берёз, осин, дубов – это лиственный лес.

    Леса, в которых растут ели, сосны, лиственницы, кедры – это хвойные леса.

А в смешанном лесу растут и хвойные и лиственные деревья.

- А чем лиственные деревья отличаются от хвойных?

- Значит, в какие две группы можно объединить деревья?

(Лиственные и хвойные)

- Я буду читать вам загадки, а вы должны отгадать название дерева и определить к какой группе оно относится.

1.   Русская красавица                                           2.  Весной зелена,

Стоит на поляне.                                                    Летом загорела,

В зелёной кофточке,                                                Осенью надела

В белом сарафане.   (Берёза)                               Красные кораллы    (Рябина)

3. Что же это за девица?                                      Ничего сама не шьёт

Не швея, не мастерица                                    И в иголках целый год    (Ель)

4. У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.   (Сосна)

5. Я из крошки – бочки вылез,                                6. Вроде сосен, вроде ёлок,

Корешки пустил и вырос,                      А зимою без иголок. (Лиственница)

Стал высок я и могуч,                      

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок.   (Дуб)

- Дополните ещё первую группу.

(Липа, осина, клён, тополь)

- Дополните вторую группу.

(Кедр, пихта)

4. Знакомство с ярусами «этажами» леса

- Чем является лес для живых организмов?

(Домом)

-  А какой это дом?

(Большой, многоэтажный)

- Давайте попробуем выделить этажи леса. Еще их называют ярусами.

- Как вы считаете, какие растения занимают верхний «этаж»?

(Это многолетние растения с крупным твёрдым стеблем – стволом. Это деревья: сосна, ель, дуб, берёза, осина)

- Какие растения занимают средний этаж?

(Это многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей. Это кустарники: калина, шиповник, малина)

- Какие растения «живут» на нижнем этаже?

(Это растения с мягкими зелёными стеблями – травы, ягоды, мхи и грибы)

- Вот и получается, что лес – многоэтажный зелёный дом.

5. Работа в паре

- Распределите растения по ярусам

Шиповник                                              Деревья

Ель

Калина                                                     Кустарники

Ландыш

Дуб                                                           Травы

Подорожник

Сосна

6. Прием оживления (Оживить деревья)

Физкультминутка

Есть в лесу три этажа:

Деревья, кустики, трава.

Лежат на елях небеса,

В калине птичьи голоса,

Внизу на ландыше роса.

- Как вы думаете, почему растения в лесу располагаются ярусами?

(Ярусное расположение растений в лесу помогает ужиться вместе большому разнообразию растений. Освещённость в лесу уменьшается от яруса к ярусу, а влажность повышается. Каждое растение нашло в лесу своё место)

7. Работа в  рабочей тетради

- Выполните задание №1 на с.17

8. Знакомство с животными леса

- Отгадав мою загадку, вы узнаете, кого ещё мы можем встретить в лесу?

Убедитесь сами!

Они бывают разные:

С хвостами, с усами,

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать,

Кусать и хватать…

Добрые, злые, наземные, водные-

Кто же они? Догадались? (Животные)

- Кто из вас знает на какие группы делятся животные?

(Птицы, звери, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

- А каких из них мы можем встретить в лесу, вы узнаете отгадав загадки.

1. Хитрая плутовка

Рыжая головка

Пушистый хвост – краса

Кто же это ? (Лиса)

- Лиса уничтожает за год несколько тысяч мышей, чем помогает сельскому хозяйству

2. Пышный хвост торчит с верхушки

Что за резвая зверюшка?

Щёлкает орехи мелко?

Ну конечно это…  (Белка)

- У белочки есть склад со вкусной едой. Это орехи, грибы, шишки. Его нельзя разорять, иначе в самую стужу белочка останется без корма.

3. Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий,

Рукой не возьмёшь.

Кто это? (Ёж)

- У взрослого ежа до 16 тысяч колючек, длиной 2-3 см. Ежи живут на земле уже 50 миллионов лет. Ежи уничтожают вредных насекомых, лесных мышей и других вредных грызунов. Они не боятся даже ядовитых гадюк.

 4. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь,

Этот зверь – лесной… (Медведь)

- Сегодня насчитывается более 100 тысяч косолапых обитателей леса. Несколько разновидностей бурого медведя занесены в Красную книгу.

5. У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.   (Заяц)

- Во время погони заяц может пробежать за час 70 километров. Если какой-нибудь пернатый хищник настигает зайца, то он ложится на спину и отбивается сильными ударами лап.

6. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.  (Бабочка)

- В нашей стране занесено в Красную книгу 100 видов бабочек.

7. Спинка в веснушках,

Ах, как неловко!

И покраснела …  (Божья коровка)

- Этот жучок истребляет тлю, которая живёт на листьях и сосёт сок из растений.

8. Я работаю в артели

У корней лохматой ели.

По буграм тащу бревно,

Больше плотника оно.

Не найдёшь у нас пилы

Не рубили мы стволы.

Не стучали топором –

А под елью вырос дом.  (Муравьи)

- Муравьи только одного муравейника за лето уничтожают около 100 тысяч насекомых.

9. Кто в беретке ярко- красной,

В чёрной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.  (Дятел)

- Дятлы лесные санитары. Они не портят здоровые деревья, а долбят кору тех, которые поражены внутри короедами.

10. Синяя косынка,

Темненькая спинка,

Маленькая птичка,

Звать ее    …  (Синичка)

- Синица приносит очень большую пользу лесам. Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

- Как вы считаете, чем является лес для животных?

(Домом)

- А ещё чем он служит животным?

(В лесу животные находят себе пищу)

9. Лес и человек

- А какую роль в жизни человека играет лес?

Древесину деревьев люди используют для строительства, для изготовления мебели, музыкальных инструментов.

Из древесины делают бумагу.

Многие растения используют как лекарство.

Лес даёт нам кислород, защищает нас от вредных микробов.

В лесу люди собирают грибы, ягоды, орехи.

Леса украшают нашу землю.

10. Чтение стихотворений

- Леса существуют на земле сотни, тысячи лет.

Никто и ничто не может уничтожить лес. Так ли это?

(Лесу может навредить человек)

- Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?

(В лесу нельзя громко кричать.

Нельзя ломать ветки деревьев, рвать цветы.

Нельзя ловить и убивать животных.

Нельзя разрушать гнёзда птиц…)

Каждый из вас на листе оформил свое правило друзей природы. Сейчас все ваши работы сложим в красную папку и составим Красную книгу. Эти правила будем стараться выполнять.
Выставка рисунков «Как вести себя в лесу»

11. Работа в группе

- Повторим правила работы в группе:

1. Понять задание.

2. Выслушать мнение каждого.

3. Найти решение.

4. Выбрать выступающего.

Правила поведения в лесу:

1. Не сбивай ногой даже несъедобные  _____________________.

2. Не лови и не уноси домой ______________________________.

3. Не разоряй ___________________________________________.

4. Самый страшный враг леса _____________________________.

5. Не уходи из леса, не затушив ___________________________.

6. Береги ______________________________________________.

12. Проверка

13.  Игра «Экологический светофор»

14.  Листики откровения

- Когда вы приходите в лес, не забывайте о том, что вы у него в гостях, лес легко раним. Он страдает от вмешательства людей в его жизнь. Не причиняйте ему вреда.

15. Чтение стихов

V. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке?

VI. Домашнее задание:

Подготовить сообщение о ярусах леса

VI. Рефлексия

VI. Песня «Веселая песенка»

(Слова и музыка Н.Глазковой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"

                            Методический комментарий к уроку 1.Тема «  Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...

Урок окружающего мира 2 класс. Тема "Обитатели моря"УМК "Школа 2100"

                            Методический комментарий к уроку 1.Тема «  Обитатели моря ».2.Тип урока: повтор...

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "ОБИТАТЕЛИ МОРЕЙ И ОКЕАНОВ" по программе "Гармония"...

Урок окружающего мира 2 класс "Птицы-обитатели леса"

Урок изучения нового материала. Материалы данного урока можно использовать для любого УМК....

Технологическая карта к уроку окружающего мира " Луг и его обитатели" (3 класс, ПНШ)

Конспект урока по окружающему миру. Разработан в соответствии с  учебной программой....

Урок окружающего мира "Лес и его обитатели"

Урок открытия новых знаний. Урок имеет мультимедийное сопровождение, состоящее из презентации Smart Notebook. Задачи урока:сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе;соз...

Конспект урока окружающего мира «Болото и его обитатели» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о природном сообществе – болоте; ознакомление с животным и растительным миром болота.Планируемые результаты:Предметные:знать: понятие «...