Урок окружающего мира "Строение растений"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Рыбакова  Лариса Робертовна

    На уроке дети  узнают  о сходстве различных растений, научатся  различать их  части. Занятие  развивает  мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов,расширяет кругозор и словарный запас.   Задания способствуют формированию учебного сотрудничества и партнёрства, развивают  навыки общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_rasteniy_rybakova.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбакова Лариса Робертовна

учитель начальных классов

 МОУ «ССОШ №3»

г. Сланцы

высшая категория

педагогический стаж  - 22 г.

Урок

окружающего мира в 1 классе

Тема урока:

Строение растений

(на примере цветковых растений)

(УМК «Гармония». Окружающий мир. 1 класс. 1 часть. Авторы О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин. – Смоленск: Ассоциация  XXI век, 2011 г.)

2012г.

Тема: Строение растений (на примере цветковых растений)

УМК «Гармония»  Окружающий мир О.Т. Поглазова , В.Д. Шилин.

Цели: 

  1. дать представление о сходстве различных растений, определить функции каждой части растения, научить детей различать части растений;
  2. развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить различные группы предметов; расширять кругозор и словарный запас;
  3. способствовать формированию учебного сотрудничества и партнёрства,  развивать навыки общения; 
  4. прививать бережное отношение к окружающей природе, любовь к природе;
  5. воспитывать интерес к предмету “Окружающий мир”.

Формирование  универсальных  учебных  действий.

 Личностные  УУД:

  1. Формировать положительное отношение к процессу учения, к приобретению новых знаний;
  2. Формировать готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
  3. Формировать бережное отношение к природе.

 Регулятивные  УУД:

  1. развивать  умение  принимать  и  сохранять  задачу,  планируя  свои  действия  в  соответствии  с  ней;
  2. в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые  творческие  и  учебные  задачи.

  Познавательные  УУД:

  1. осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, в тетради, из собственных наблюдений;
  2. использовать готовые модели для изучения строения природных объектов.

 Коммуникативные  УУД:

  1. учиться вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  2. строить речевое высказывание в устной форме.

  Оборудование  и  материалы:

 Для  учителя:

  1. компьютер
  2. проектор
  3. ноутбук
  4. Таблицы «Части  растений»
  5. гербарии
  6. корнеплоды
  7. плоды
  8. ветка бальзамина для исследования
  9. электронное пособие «Мир природы»

Для  учеников:

  1.  учебник  
  2. рабочая  тетрадь  
  3. гербарии растений

Ход урока:

Организационный момент.

- Ребята, для чего мы при встречи говорим друг другу «Здравствуй!»?

-Давайте сейчас пожелаем здоровья и нашим гостям, которые пришли сегодня к нам на урок.

 Актуализация знаний.

  1. Сегодня на уроке мы узнаем много нового и интересного, покажем, что знаем и умеем. Тема нашего урока закрыта.  Отгадайте одно из слов:
  1. Это живая природа.
  2. Их более 350 000 видов на планете.
  3. Это «лёгкие земли».
  4. Им необходима вода, воздух, тепло, почва.

Открываем 1 слово темы урока   РАСТЕНИЯ.

Игра «Назови растение»  

- Не может растение жить без солнца, воды, воздуха и почвы. Я дам каждому ряду изображение:

  1. 1 ряд -  солнце
  2. 1 ряд -  вода
  3. 3 ряд – воздух и почва

- Назови растение и передай знак другому.  Кто быстрее возвратит мне изображение, тот и выиграл.

  1. Рассмотрите гербарии (образцы засушенных растений).   Что общего?  

Открываем 2  слово темы урока - СТРОЕНИЕ.

Сообщение темы и целей урока

 - Назовите тему.  

СТРОЕНИЕ РАСТЕНИЙ.

- Чему будем учиться? (изучать части растений, их значение)

-Будем изучать строение растения на примере цветковых растений. Какие это растения?

Слайд из электронного пособия «Мир природы». (Цветковые растения)

  1. Проблемный вопрос.

-  А вот и сами части растений.  Посмотрите сценку, которую для вас приготовили ребята и постарайтесь поставить задачи урока.

Сценка «Спор частей растений».

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.
КОРЕНЬ.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!

 СТЕБЕЛЬ. – Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?
ЛИСТЬЯ.  Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Да и дышится рядом с нами легко».

ЦВЕТОК– Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться.
А кроме того я самый красивый из Вас…
А какой чудесный аромат исходит от меня…

ПЛОД. – Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.

- Кто главный?

- Какую задачу будем решать?  

(Будем изучать строение и выясним, какая часть самая главная).

 Изучение нового материала. 

– Какие части растения вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листья, стебель, цветы,плоды)

– Давайте подробнее узнаем о каждой части растения.

  1. Корень.

.
– Кто первый начал спор? (Корень)
– Зачем растению нужны корни? (Ответы детей)
– Давайте проверим правильно вы ответили.

  1. ВПИТЫВАЮТ ВЛАГУ
  2. БЕРУТ ПИТАНИЕ ИЗ ПОЧВЫ
  3. УДЕРЖИВАЮТ РАСТЕНИЕ В ЗЕМЛЕ
  4. ОТКЛАДЫВАЮТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА КОРНЕПЛОДЫ)

- Назовите, какие корнеплоды вы видите (репа, редис, свекла, морковь) . (Демонстрация корнеплодов.)

- Почему полезно кушать корнеплоды? (В них много витаминов. Они полезны для нашего здоровья)  

Использование ресурса ЦОР. Дыхание корня.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f932047-fdf6-4fe9-a639-12d14e05693f/ResFile.SWF

- Нужен корень растению?

- Для чего?

(На доске обозначить корень).

  1. Стебель.

–Какое следующее растение вступило в спор?

- А для чего растению нужен стебель? (поддерживать растение)

-Правильно, стебель поддерживает цветы и листья. Кроме того по стеблю вода и питательные вещества поступают к листьям.

 Эксперимент с веткой растения. (Заранее в подкрашенный раствор дети поставили ветку бальзамина , на стебле и листьях можно проследить движение жидкости).

- Что увидели? Какой вывод можно сделать?

-  Стебель не только поддерживает цветок и листья, но представляет собой транспортную артерию, по которой, с одной стороны, вода и минеральные соли поступают к листьям, а с другой стороны, запасы пищи в виде крахмала могут откладываться на будущее в основании стебля или в корнях.

- Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы похоже у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка. Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней.

- Может растение жить без стебля?

(На доске обозначаем стебель.)

3.Листья

Физкультминутка.

 Ветер дует нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

 Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

 то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,

 на «выше, выше» — выпрямляются.)

 Ветер веет над полями

 И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

 Облако плывет над нами,

 Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

 Ветер пыль над полем носит.

 Наклоняются колосья —

 Вправо-влево, взад-вперёд,

 А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

 Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

 Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

 Ветер тихо клен качает,

 Вправо, влево наклоняет:

 Раз — наклон и два — наклон,

 Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

    - Какая у растений листва?  Покажите?

-Почему вверх  тянутся листочки?

 - В листьях растения содержится удивительное зелёное вещество – хлорофилл С его помощью растения могут использовать энергию солнечных лучей, производить питательные вещества, крахмал, разновидность сахара - глюкозу, поглащать углекислый газ, вырабатывать кислород. Другими словами, растения производят пищу прямо из воздуха. Откуда в клубнике накапливается сладкий сок? Растение делает сахар благодаря энергии Солнца. Растениям не надо питаться как животным или человеку, они производят питательные вещества сами.

- Важны листья для растения?

Обозначаем часть на доске.(Листья)

4. Цветок.

-  Для чего создан цветок?

- Почему красивый? Так ароматен? (Рассматривание плаката «Цветы»)

- Проверим ваши предположения.

(Диск «Мир природы» Сказка про цветок - недотрогу.)

- Прилетит насекомое за сладким нектаром, пыльца останется на спинке, а когда шмель или жук перенесёт пыльцу на другой цветок, там образуется семечко, а иногда несколько. Лепестки опадут и вскоре появится плод, внутри  которого семена)

Обозначаем часть на доске. (Цветок, плод, семена)

Игра «Плод ли?»

В мешочке лежат плоды и корнеплоды. Ребёнок достает, называет и отгадывает, что это.  Учитель разрезает и проверяет, если там семена.  Если есть – плод)

Нужны растению Цветок, плод, семена? Обозначьте на доске.

Закрепление

  1. - Для чего нужен стебель? (держит листья и цветок)

- Для чего нужны листья? (ловят солнечные лучики, листьями растение дышит)

- Для чего нужен цветок? (В нём образуются семена и плоды)

- Как вы думаете, сможет ли растение жить без какой-либо части?

- Какая часть важнее всего?

ВЫВОД: все части растения важны. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Это единый организм.

  1. Работа в тетрадях.

-  Проверим, как вы их запомнили.

Откройте тетрадь на странице 21. Задание № 2.

- Какое растение изображено? (Ландыш)

- На что похожи цветки?

 - Плоды  - мелкие ягодки красного цвета. Они ядовитые, как и всё растение целиком. Не рвите незнакомые ягоды в лесу, многие из них – несъедобные.

- Укажи стрелками части растений. Проверьте друг друга.

  1. Работа в группах.

1 группа

Все части растения человек использует в своей жизни.

Укажи стрелочкой, какую часть растения использует человек.

Корень                                          подсолнух

Стебель                                       яблоня

Листья                                          чай

Цветок                                         морковь

Плод                                               роза

Семена                                           берёза

2 группа. Обозначь корнеплоды коричневым цветом, а плоды – жёлтым.

Свёкла                      ○

огурец                       ○

помидор                ○

морковь                    ○                    

яблоко                  ○

редис                        ○

                       

3 группа. Составь пословицу из слов (украшение  растение   земли). Объясни смысл.   Растение – земли украшение

  Рефлексия.    Итог.      

 Продолжите предложения, выбрав начало словами:    

            -   «Я узнал …»

-  «Я удивился …»

- «Я хочу узнать..»

Список использованной литературы

  1. Г.Е. Болдырева Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2011 .
  2. О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин Окружающий мир. Ч.1. – Смоленск: Ассоциация XXI вел, 2011.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Электронное пособие «Мир  природы», 2010 г.
  2.   ФЦИОР www.fcior.edu.ru
  3. ЕК ЦОР school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу"

Тип урока: урок усвоения новых знаний.Тема урока: Растения Кузбасса, занесённые в Красную книгу. Цель урока: ознакомить с многообразием растений Кузбасса, занесённых в Красную книгу.Задачи урока:...

Урок окружающего мира "Растения и животные" 1 класс.

Урок разработан на основе методических рекомендаций к учебнику Вахрушева по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира "Растения - производители" 3 класс, УМК "Школа 2100".

УРОК окружающего мира по теме « Растения производители»УМК « Школа 2100» по учебнику “Окружающий мир. Обитатели Земли” А. А. ВахрушеваУчитель Мещерякова ИГ МБОУ гимназия №1 Североморск Цель: ...

презентация к уроку окружающего мира "Растения - путешественники"

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс...

Урок окружающего мира "Растения - часть живой природы"

На уроке использовались разные виды деятельности учащихся: работа в паре, работа в группе, ученики отвечают на вопросы, высказывают предположения, беседуют по иллюстрации, работают с учебником, тетрад...

Презентация к уроку Окружающего мира "Растения"

Ядовитые растения встречающиеся в Росии. Иллюстрации, воздействие на организм человека...

Тест к уроку окружающего мира "Растения. Группы растений", 3-4 класс

Тест к уроку окружающего мира "Растения.Группы растений", 3- 4 класс...