Влияние компьютерных игр на младшего школьника
статья на тему

Макарова Евгения Павловна

Выступление на родительском собрании и влиянии компьютерных игр на младшего школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vliyanie_kompyuternyh_igr_na_mladshego_shkolnika.doc487 КБ

Предварительный просмотр:

Технический прогресс не стоит на месте и компьютеры всё больше входят в нашу жизнь, как рабочую, так и повседневную. Если для наших родителей  компьютер в детстве был роскошью,  то для современного ребёнка это часть жизни, непременный её атрибут. И часто дети осваивают его быстрее родителей.

Благодаря компьютеру, у человечества появилось много новых возможностей. В том числе много нового   появилось и для развития детей. Легкий доступ к информации, обучающие программы, интерактивные доски, программы для творчества, которые значительно увеличивают образовательные возможности детей.

И все-таки, как показывают многие исследования, главным мотивом приобретения компьютера для многих занятых родителей является обеспечение игрового  досуга для детей. При этом компьютер принимает на себя роль более активного развлекательного устройства, чем обыкновенный телевизор или друзья.  

Однако следует отметить, что порой о компьютере думают как о друге, который может заинтересовать ребёнка, тем самым освобождая родителей от этой необходимости. Взрослые и не подозревают, какую ошибку они совершают в этот момент, ведь компьютер – это мощное средство воздействия на человека.

Давайте  ненадолго заглянем в прошлое и вспомним, во что играли дети, когда не было компьютеров. Игр было много, скучать не приходилось. Никто и не подозревал, что может в мире появиться то, что изменит «в корне» их жизнь, характер и привычки.

В игры «прошлого» можно было играть часами. Они притягивали детей своей лёгкостью и «интересностью». Игры «умели» собирать друзей вместе, они сплачивали детей.

Дети радовались тому, что наступит завтра, и они снова соберутся компанией и продолжат играть. Самое страшное наказание было, если не отпускали на улицу.

Игры делали и сочиняли сами дети. Дети чувствовали себя уютнее, когда они были окружены различными игрушками.

Раньше дети и подростки предпочитали играть в подвижные игры: вышибалы, игры с мячом, прятки; в ролевые игры: куклы, машинки; логические: морской бой, шашки, лото.

Но вот произошли глобальные перемены. Наступил тот день, когда все игры (настольные) и игрушки остались лежать на полках и в ящиках. Теперь они напоминают «музейные экспонаты»: на них смотрят, а не играют. Потому что появилось нечто другое. Это компьютерные игры.

Появление первой компьютерной игры

Самая  первая компьютерная игра – драматическая дуэль двух космических кораблей – называлась Spacewar (космические войны). За пару месяцев в свободное от работы время её создали несколько программистов из Массачусетского технологического института. Группой руководили Стив Рассел и Мартин Гретц, они познакомились в университетском туристическом клубе и сошлись на почве увлечения научной фантастикой.            

В январе 1962 г. они написали простую программу, а через месяц это была уже простенькая игра с двумя стреляющими друг в друга ракетами.

На круглый катодный дисплей выводилась карта боевых действий – фрагмент ночного неба, копирующий расположение звезд над Кемриджем. Два противника с помощью клавиатуры или джойстика могли перемещать свои шатлы и стрелять. Боекомплектность и количество топлива были ограничены. Чтобы увернуться от выстрела, можно было крутануться вокруг звезды в центре карты, используя ее гравитацию, или совершать «гиперпрыжок»- корабль исчезал и появлялся в случайном месте карты1.

Анкетирование  показало:

8, 5% детей не играют , потому что они им неинтересны;

12, 5 % - не играют, так как у них нет компьютеров

79% - играют в компьютерные игры

 Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, учёные постоянно проводят  исследования о влиянии компьютерных игр на человека.

Вред

Польза

1. Уход от реальности.

2. Полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность.

3. Гибель или поражение "своего" персонажа переживается, чуть ли не как собственная (квесты).

4. Уход в игру "с головой", сопровождается агрессивностью, озлобленностью (стратегические, активные игры).

5. Игры требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться (аркадные, симуляторы).

6. Возникновение игровой зависимости.

Развивают:

  1. быстроту реакции;
  2. мелкую моторику рук;
  3. визуальное восприятие объектов;
  4. память и внимание;
  5. логическое мышление;
  6. зрительно-моторную координацию.

Учат:

  1. классифицировать и обобщать;
  2. аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
  3. добиваться своей цели;
  4. совершенствовать интеллектуальные навыки.

Игры делятся на жанры:

Аркадные игры

Эти игры отличаются простым и понятным управлением. Герой бегает по экрану, прыгает через пропасти, взбирается по верёвкам, стреляет в противников. Управлять героем обычно очень просто. Он передвигается с помощью курсорных клавиш. Ещё одна или две клавиши используются для стрельбы и прыжков. Аркадные игры развивают реакцию и способность принимать решения в сложной обстановке.

Логические игры

Это головоломки. В таких играх не надо никуда спешить. Можно спокойно думать над каждым ходом. Бывают головоломки по складыванию картинок, передвижению фигурок. Очень часто в логических играх используются лабиринты. Логические игры развивают мышление, сообразительность и находчивость. В них играют с помощью мыши.

Аркадно-логические игры

Примером такой игры является всем известный «Тетрис». В этих играх тоже надо думать, но делать это приходится быстро. Такие игры вызывают сообразительность и скорость реакции.

Активные игры

Это боевики, связанные со стрельбой, засадами и погонями. Они развивают реакцию и ловкость, но могут утомлять, поэтому школьники младших классов в них обычно не играют. В таких играх большую роль имеет звук выстрелов и разрывов снарядов. Многие активные игры сделаны так, что можно играть не только против компьютера, но и против партнера.

Деловые игры

Эти игры помогают почувствовать себя специалистом в какой-нибудь профессии, например бизнесменом, следователем, врачом, инженером, архитектором, министром. Играющий управляет городом, фирмой, заводом, больницей, аэродромом. Это довольно сложные игры. Чтобы разобраться, как в них играть приходиться читать специальные книги. Такие игры длятся обычно несколько часов. Управляют компьютером в деловых играх с помощью мыши, как и в стратегические игры, в них охотно играют старшеклассники и взрослые. Деловые игры очень полезны. Они помогают познакомиться с интересными профессиями.

Единоборства

Отличительная особенность этих игр – необычайно сложное управление. Сложность этих игр в том, что бойцы могут выполнять много разных ударов и приемов, для которых надо пользоваться разными комбинациями клавиш. Многие из этих комбинаций «секретны», о них не сообщается в инструкции к игре, и их надо обнаружить самому. Игры – единоборства развивают координацию движений, расчётливость и точность.

Симуляторы

Очень интересные, но и очень сложные программы. С их помощью можно учиться управлению самолетами, танками, автомобилями, космическими аппаратами, боевыми роботами. Для управления такой техникой приходится использовать много клавиш клавиатуры. Без подробной инструкции с этими программами разобраться сложно. Из-за сложности симуляторов дети играют в них довольно редко.

Квесты

Так называют очень красивые и интересные игры, в которых герой путешествует по своему компьютерному миру и решает головоломки. Цель игры известна с самого начала, например, спасти, принцессу, похищенную злыми волшебниками. Главная задача - пройти игру до конца. Если решение всех головоломок известно, то игру можно пройти за несколько часов. Но если решения нет, то приходится пробовать разные действия, и игра растягивается на много дней. Большинство квестов сделаны на английском языке, поэтому они помогают изучать язык. Управление этими играми несложное и выполняется с помощью мыши.

Ролевые игры

Это очень длинные и неторопливые игры. Обычно ролевые игры построены по сказочному сюжету. Играющий управляет небольшим отрядом (от 3-х до 6-ти) героев, с которыми путешествует по неисследованным землям. Ему приходится одевать, обувать, кормить, поить, вооружать, обучать, воспитывать и лечить своих героев. В этих играх много замков, подземелий, в которых проживают страшные чудовища. В ролевых играх противников называют "монстрами". Управляют ролевыми играми с помощью мыши или клавиатуры.

Спортивные игры

Это футбол, хоккей, баскетбол, бейсбол и др. Они очень сложны для управления. За перемещением игроков по полю и движением мяча или шайбы уследить не просто. Длятся спортивные игры обычно недолго – от нескольких десятков минут, до часа.

Стратегические игры

Это самые любимые игры старшеклассников. Здесь воюют большие армии. Для войны приходится заниматься производством военной техники, а для этого надо строить заводы. Чтобы заводы работали, надо строить шахты и электростанции. В эти игры можно играть день или два. Для управления применяются мышь и клавиатура одновременно.

Традиционные игры

К этим играм относятся шашки, шахматы и другие настольные игры. Эти игры служат для отдыха.

Во что предпочитают играть дети:

15% в единоборства

31 % в логические игры

52% в симуляторы(гонки)

58% играют в активные игры стрелялки

Наименее опасны  так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком.  Они не могут вызвать длительной привязанности.

Другое дело - ролевые игры, во время которых игрок перевоплощается в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

Наибольшую опасность представляют стрелялки, которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказываться на психике ребенка и стать причиной чрезмерной агрессии.

        Зависимость от игры у ребенка формируется очень быстро. Она отчуждает его от нормального общения в семье и с друзьями. Такой ребёнок лишён целеустремленности, чувства сопереживания и самоотдачи, необходимые в реальной жизни. У него притупляется чувство самосохранения, ведь, погибая в игре, он вновь и вновь может начать её заново.

Психологи выделяют четыре стадии психологической зависимости:

1. Стадия заинтересованности.

Ребёнок «присматривается» к игре, ищет в ней хорошее и плохое, «входит» в игровой вкус, стараясь прочувствовать его.

 2. Стадия  увлечённости.

На этом этапе, ребёнка начинает тянуть в игру, ему хочется играть в неё ещё и ещё.

3. Стадия зависимости.

Ребёнок не может ни есть, ни пить, ни думать, ни о чём другом, кроме как об игре.

4. Стадия настоящей зависимости.

Ребёнок «переселяется» в игровой мир. Он чувствует себя там комфортнее, чем в реальности5.

21% в стадии заинтересованности

70,5% находятся в стадии увлечённости

8,5% уже находятся в начальной стадии зависимости от компьютерных игр. Они могут не выучить уроки. Своё свободное время они проводят дома, гоняясь за виртуальными противниками. Такие детей надо спасать уже сегодня.

.Самым важным фактором, чтобы избежать зависимости от компьютерных игр, является соблюдение временных ограничений.  Необходимо, чтобы ребёнок каждые 15-20 минут делал перерывы, давал глазам отдохнуть.

В реальности картина выглядит следующим образом:

30%  соблюдают установленную норму времени для игр

8,5%не могут сами для себя решить, сколько времени нужно играть

61, 5%  не могут оторваться от игры и проявляют эмоциональные реакции. Эти дети входят в группу риска возникновения игровой зависимости.

При работе на компьютере ребёнок  имеет дело с активной зрительной нагрузкой. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перестроиться 15-20 тысяч раз в течение определённого времени.

Мерцание экрана, невысокая резкость символов, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьёзные проблемы для глаз и мозга пользователя, что приводит к зрительному дискомфорту, рези в глазах, ухудшению зрения пользователей.

Уже в начальных классах у 4,5 % учеников, наблюдается нарушение зрения. Взрослым необходимо объяснить своим детям, что, не соблюдая правила и ограничения, играя на компьютере, зрение может начать резко снижаться.  Мониторинг нарушений остроты зрения показывает то, что в старших классах начальной школы такие нарушения встречаются чаще.

        «В современном мире без знания и владения компьютером не обойтись. Особенно это важно для наших детей, ведь именно им жить и развивать нашу цивилизацию в будущем. Знакомство ребёнка с компьютером возможно с самого раннего детства и проходит оно в процессе компьютерных игр. И здесь на родителей ложится ответственность – принесут эти игры пользу или вред растущему организму. Необходимо учитывать репертуар игр, содержание, образовательные и развивающие возможности. Также надо всегда помнить о возрастных нормах здоровьесбережения. Компьютер и компьютерные игры должны быть помощниками, а не врагами развития ребёнка».

        

     

73,5 %

22,5 %

4 %

5

12

6

4

6

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние телевизора на здоровье младшего школьника

Работа выполнена Дмитрием Рукавишниковым...

Родительское собрание: "Влияние компьютерных игр на здоровье школьника"

Родительское собрание: "Влияние компьютерных игр на здоровье школьника"...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ФГОС НОО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ОСВАИВАЮЩИХ ФГОС НОО (реферат на курсах повышения квалификации)...

Компьютерная зависимость у младших школьников

Это публичное выступление разработано для 3 этапа конкурса "Педагогический дебют". Может так же использоваться и для родительского собрания....

Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников

В стаье представлены рекомедации родителям  по устранению  и предотвращению  компьютерной зависимости у младших школьников....

Памятка для родителей обучающихся "Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников"

В настоящий момент увеличивается количество школьников, умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры. Мощный поток новой информации, применение компьютерных т...