Урок экологии по теме "Причина разрушения почв. Охрана почв"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Любовь Алексеевна Вершинина
  1. Подведение к пониманию высказывания «Земля – бесценное богатство».
  2. Выявление знаний о почве. Почвы г. Шимановска.
  3. Причины разрушения и способы защиты почв.
  4. Воспитание бережного отношения к почве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prilozhenie_1.ppt1.34 МБ
Microsoft Office document icon statya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Причины разрушения почв. Охрана почв.

Цели: 

  1. Выявить причины разрушения и способы защиты почв.
  2. Воспитывать бережное отношение к почве.

I Актуализация урока.

Учитель: Сегодня мы проведем классный совет по вопросу разрушения и охраны почвы. Прочитайте высказывание на доске. (Слайд 1)

                  Как понимаете?

На нашем классном совете присутствуют «Потребители» (Слайд 3), которые  используют почву. «Экологи» (Слайд 4) будут советовать, как лучше ее использовать  и «Эксперты» (Слайд 5)  - готовы всегда поделиться знаниями. И я – руководитель Совета Вершинина Л. А. (Слайд 6)

II Тема урока.

Учитель: Начнем наш классный совет.

                 Глядя на свои рисунки (Слайд 7), расскажите все, что знаете о почве.

                 Хотели бы вы получить такой богатый урожай?

«Потребители»: (Слайд 8) Конечно, хотели бы. Мы хотим взять большой участок земли для  выращивания богатого урожая овощей, но не знаем, какие типы почв в

                                              Шимановске.

«Эксперты»: Мы провели исследования по справочной литературе. Сами узнали и вам расскажем.

                       «Все почвы района относятся к двум типам: тип бурых почв и тип торфяных  почв  (Слайд 9) Гумусовый горизонт малый 10 - 20 см  (штыковая лопата). По уровню плодородия бурые лесные почвы худшие в Амурской области. Почвы подвергаются водной эрозии. Почвы малоплодородны.

«Эксперты»: Мы думаем, что Экологи посоветуют потребителям, как повысить               плодородие наших почв.

«Экологи»: (Слайд 10)  Основной задачей повышения плодородия бурых почв является создание  

                                        пахотного слоя глубиной 20 – 25 см и  обогащать эти почвы          органическими веществами (навозом).

                                        Бороться с эрозией почвы. Делать правильную вспашку, делать     снегозадержания на полях, сажать  полезащитные лесные полосы. (Слайд 11)

                                        Так что берите земельные участки, не бойтесь на них трудиться. Улучшайте пахотный слой, сохраняйте его, и вырастить можно любые овощи и фрукты.

Учитель: У экологов есть еще вопрос  к потребителям.

«Экологи»: А какой техникой будете пользоваться на своем участке? И почему?

Учитель: Дадим возможность потребителям выбрать технику со списка. (Слайд 12) (Дети  выбирают и объясняют).

Учитель: Какие способы для повышения плодородия и сохранения почв в Шимановске можно рекомендовать потребителям? (Слайд 13, 14)

Учитель: А как данный процесс происходит в природе, расскажут дети – экологи. (Экологи по таблице рассказывают «Круговорот веществ в природе») (Слайд 15)

Учитель: Только ли умершие животные, растения поставляют органические вещества в почву?

Эксперты: Я хочу добавить: 1 см почвы формируется 250 – 300 лет, 18 – 20 см – 5 – 6 тыс. лет. (Слайд 16)

Учитель: Как поддерживается плодородный слой почвы в природе?

               Образование плодородного слоя происходит благодаря живым организмам – это длительный процесс.

                Посмотрите следующие рисунки, что происходит с почвой в природе после пожаров? (Слайд 17)

                В результате чего разрушается почва? (Слайд 18)

Учитель: Экологи, сделайте вывод.

Экологи: В результате этого гибнут черви, личинки, насекомые, микробы, без которых почва теряет плодородие.

Учитель: Установите логическую связь. (Слайд 19) Объясните. (Слайд 20)

Экологи: Если мусор не уничтожать, то через 10 – 15 лет наша планета покроется мусором, слой которого будет 5 м. Утонем в мусоре. Опасно не только это, но и то, что свалки отравляют почву. (Слайд 21)

Учитель: Как можно решить проблему мусора?

(группы советуются и дают по одному ответу с объяснением).

Учитель: Сегодня мы заложим опыт, чтобы узнать, как долго в земле сохраняется мусор. И будем наблюдать в течение учебного года, что будет происходить с ним. (Слайд 22) Представьте, что в результате эрозии плодородный слой разрушится, что произойдет?     Что произойдет со временем с живыми организмами?                                                    

                Какая возникнет проблема? (гибнет почва)

                А как ее можно спасти, вы посоветуйтесь в своих группах и запишите проект «Охрана почв».

(После этого делегаты выходят к доске и защищают свои проекты).

Учитель: Вот так решили беречь, защищать, охранять почву – кормилицу наши участники научной конференции.

                 Но о почве думает и государство РФ. Об этом написано в нашем главном законе, по которому мы живем, Конституции РФ (Слайд 23)

Учитель: Конференцию, посвященную проблемам почвы, закончим словами К. Паустовского. (Слайд 24, 25)

Рефлексия: Почему земля - бесценное богатство?

Литература:

  1. А. А. Плешаков «Мир вокруг нас». 4 кл.
  2. М. В. Соловейчик «Я иду на урок в начальную школу».
  3. Л. П. Толмачева «Окно в удивительный мир».  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения по теме "Почва. Охрана почв"

Предмет: природоведениеКласс: 4Тема: Почва. Охрана почвЦели:формирование представления о типах почв, о круговороте веществ в природе;развитие познавательной активности детей, умения работать в парах и...

Образование и разрушение почв. Охрана почв.

Комбинированный, включающий в себя проверку домашнего задания, изучения нового материала....

тест по теме "Земля-кормилица" ( к уроку : "Почва.Охрана почв")

Тест для закрепления по теме урока "Почва.Охрана почв"...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» с использованием ТРКМ. 3 класс Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей...

урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" в 3 классе.

Урок окружающего мира по теме "Почва. Состав почвы" был проведён как открытый для учителей, работающих в 3 классе по системе Л.В.Занкова....

презентация к уроку окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы"

Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Почва.Состав почвы" в 3 классе....

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Почва.Охрана почв."

Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС.Нацелен на исследовательскую работу, работу в парах, развитие критического мышления учащихся. Имеет воспитательное значение:формирование экологическ...