Формирование экологически безопасного поведения детей при встречах с птицами в природе
методическая разработка по окружающему миру по теме

Филиппова Светлана Викторовна

Часто мы даже не подозреваем, какую опасность могут нести птицы. Взаимодействие птиц  и человека в природе должно быть разумным и безопасным для обеих сторон. О том, как вести себя при встрече с птицами в дикой природе, как защитить себя, как не навредить птицам этот материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование экологически безопасного поведения детей при встречах с птицами в природе».

Едва войдя в парк или лес, сразу слышишь голоса птиц: стук дятла по стволу дерева, трели соловья в густых зарослях, привычное с детства «ку-ку». На мокром песке, влажной глинистой дороге часто встречаются следы птичьих лапок, а изредка можно обнаружить и гнезда птиц. Нужно помнить и знать, что птицы  - очень важная составляющая биоценоза, т. е. всего живого населения леса или другого сообщества. Птицы – санитары природы, в огромных количествах уничтожающие насекомых-вредителей деревьев и кустарников; а хищные птицы, такие как совы и филины, ястребы и соколы – регулируют численность грызунов, и других, в большинстве случаев, больных животных. Питаясь плодами растений, птицы способствуют их распространению в новой местности.

Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Птицы дороги нам тем, что они – часть родной природы. Они красивы и подвижны, а их мелодичные и звонкие песни оживляют наши города, сады и леса, доставляя истинное наслаждение людям.

Наблюдение за птицами в природе – одно из увлекательнейших занятий. Разнообразие мира птиц не позволяет привыкнуть к ним, к их голосам, повадкам. Существуя по тем же законам, что и другие животные  - добывай пищу, защищай себя и семью, птицы остаются еще и самыми неагрессивными по отношению к человеку, мирно соседствуя с ним. Сделать птицу агрессивной может только самооборона и защита своего потомства.

Но, несмотря на все это, нужно помнить несколько правил встречи с пернатыми:

- нельзя трогать руками птичьи яйца в гнездах – некоторые птицы после этого могут их бросить;

- если на пути встретился выводок птиц – рябчиков, куликов или других – не стоит гоняться за ними и ловить – взволнованная мать после вашего ухода не сумеет собрать свое потомство и птенцы могут погибнуть;

- нельзя трогать гнезда птиц.

Кроме этого, при встречах с птицами в природе, нужно знать еще некоторые аспекты взаимоотношений птиц и человека, т. к. вмешательство людей в естественную жизнь птиц часто приводит к печальным последствиям для обеих сторон.

Основные проблемы, с которыми может столкнуться человек при встрече с дикими птицами, можно сформулировать следующим образом:

  1. Фактор безопасности птиц и шумовое загрязнение;
  2. Слетки – кто они и как с ними поступать при встрече;
  3. Болезни птиц – чем болеют пернатые и опасны ли эти болезни для человека.

Рассмотрим более подробно каждую из этих проблем.

  1. Фактор безопасности птиц.

Любой природно-исторический парк имеет статус особо охраняемой территории, что предполагает соблюдение на его территории особого природоохранного режима. В общих словах, он заключается в том, чтобы не делать того, что может нанести вред живой природе. Однако, эти же правила нужно соблюдать, находясь просто во дворе, сквере, парке и в лесу.

 Одно из этих правил звучит так: Не шумите, не включайте в лесу транзисторы и магнитофоны, не разговаривайте громко. Резкие и громкие звуки распугивают все живое вокруг.

Шум – громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Это относится и к людям, и к птицам. Так действует шумовое загрязнение.

Шумовое загрязнение – это форма физического загрязнения, проявляющегося в увеличении уровня шума сверх природного и вызывающего при кратковременной продолжительности беспокойство, а при длительной – повреждение воспринимающих его органов или гибель организмов.

Шумовое загрязнение оказывает отрицательное воздействие на нормальные условия жизни диких животных, вызывая у них фактор беспокойства.

Проявление фактора беспокойства связано с нахождением и работой различных видов транспорта – он распугивают птиц, вызывают у них стрессовые состояния. В местах массового отдыха в весенне-летние месяцы создаются очень высокие концентрации людей, которые вытесняют животных из основных местообитаний, заставляют их бросать жилища и гнезда и переселяться в неудобные для них места (например, тетерка или глухарка, вспугнутые несколько раз подряд с гнезда, бросают кладки). К сожалению, так поступают и многие городские птицы. Также, как и у человека, у птиц свой звуковой диапазон: высокие звуки человеческого голоса могут быть губительны для птиц.

Крик и просто громкие звуки могут привести к серьезным последствиям – испуганная птица покинет свое гнездо и птенцы погибнут, обреченные на голодную смерть.

В естественных лесных сообществах успех размножения мелких птиц (доля вылетевших из гнезда птенцов относительно общего числа отложенных яиц) составляет около 40%; в лесах рядом с населенными пунктами – не более 10%; в парках этот показатель падает до 1%.

Причинами снижения численности городских птиц являются:

- частое беспокойство птиц;

- обилие бездомных кошек и собак;

- уничтожение кладок яиц или птенцов вороной;

- разорение гнезд;

- вспугивание птиц с гнезд;

-применение ядохимикатов.

Т. о., фактор беспокойства является одной из основных причин сокращения численности диких птиц города, постоянный шум и человеческое присутствие, а иногда – один-единственный взгляд, брошенный на случайно обнаруженное гнездо с яичками или маленькими птенцами – вынуждает взрослых птиц покинуть его навсегда. Природе бывает выгодно сохранить в живых взрослую пару – она может вывести еще один выводок, взамен потерянного. (Вообще, многие птицы успевают вывести за лето два-три выводка).

Основной путь смягчения фактора беспокойства – регулирование нахождения и распределение людей и городского транспорта с учетом размещения и сезонной биологии птиц, соблюдение правил общения с природой.

  1. Слетки – кто они и как поступать с ними при встрече.

Летом в парках, садах и лесах часто находят желторотых птенцов. Они бегают по земле и не могут взлететь. Обычно, дети и даже взрослые думают, что птенчик выпал из гнезда и обречен на гибель. Это далеко не так. Птенцы-слетки, покинувшие гнездо, действительно не умеют летать и прячутся в траве, в густых кустах. Родители зорко следят за ними и регулярно кормят. Не понимая этого, люди начинают ловить перепархивающую с ветки на ветку плохо летающую птичку. Потом приносят птенца домой, сажают в коробочку и начинают кормить его зернышками и белым хлебом. Через сутки (в редких случаях проходит чуть больше времени) птенец погибает. Вырастить из птенца взрослую птицу под силу далеко не каждому. Птенцы, посаженные в коробочку, страдают, в первую очередь, от переохлаждения. В сочетании с голодом, они погибают очень быстро. Птенца-слетка надо носить на себе в мешочке, постоянно грея его теплом собственного тела, и кормить пинцетом каждые 40 минут. Кормить птенца необходимо тем кормом, который он получает от родителей в природе, а раздобыть этот корм в нужных количествах (а птенцы за сутки должны съедать больше корма, чем весят сами) достаточно трудно. Шансов на выживание птенцов насекомоядных птиц в руках неспециалиста практически нет.

Кто же такие слетки?

Птенцы у птиц бывают двух типов – выводковые и птенцовые.

Выводковые – похожи на цыплят. Они рождаются в пуху, с открытыми глазами, способны бегать (или плавать) и сразу после рождения покидают гнездо, чтобы сопровождать свою мать, склевывая тот корм, который она им указывает. К таким птенцам относятся птенцы чаек, уток, куликов, тетеревов и многих других птиц. Птенцовые – рождаются голенькими, с закрытыми глазами. Они не покидают гнезда, целиком зависят от родителей, которые неустанно суют принесенный им корм в раскрытые желтые клювы. К этому типу принадлежат птенцы врановых, хищных и мелких воробьиных птиц. Мелкие птицы подразделяются на зерноядных и насекомоядных. Первые – отличаются толстыми клювиками, вторые – тонкими. Большинство зерноядных птиц (овсянки, щеглы, вьюрки и пр.) выкармливают своих детей животной пищей – насекомыми и мелкими беспозвоночными, хотя взрослые птицы едят семена растений. Насекомоядные – и сами едят живой корм, и детям приносят его же.

 

Слеток – это та стадия развития птицы, когда она почти полностью оперилась, но летает пока еще плохо.

 Часто из-за своей чрезмерной активности взрослые птенцы выпадают из гнезда. Должно пройти несколько дней, прежде чем птенец научится хорошо летать. Птенцов-слетков легко отличить по коротким хвостикам, остаткам детского пуха, они похожи на пухлые шарики; иногда птенцы отличаются от взрослых птиц расцветкой и своеобразным поведением: они трепещут крылышками и пронзительно кричат, выпрашивая еду у родителей. Между кормлениями слетки обычно затаиваются. При малейшей опасности птенцы стараются убежать. Когда за слетком начинает гоняться человек, взрослые птицы кружат вокруг с тревожными криками (такие птицы, как вороны, яростно пикируют на человека, собаку или кошку. Они могут не только напугать, но и клюнуть) или наоборот, предпочитают держаться подальше, чтобы не навести на других птенцов.

Чаще всего люди находят слетков ворон, галок, дроздов, стрижей, ласточек, трясогузок и др. птенцовых птиц.

   

Золотое правило: найдя гнездо с яйцами, маленькими птенцами, выводок выводковых птиц или слетков – как можно быстрее удалитесь от этого места, птицы и птенцы совершенно не нуждаются ни в какой помощи со стороны человека!

Часто слетки становятся жертвами собак и кошек. Поэтому в летние месяцы хозяева домашних животных должны быть особенно внимательными – лучше выгуливать животных на поводке, стараясь избегать мест, где могут гнездиться птицы.

  1. Болезни птиц – чем болеют пернатые и опасны ли эти болезни для человека.

Также, как и при общении с другими животными, общаясь с птицами, человек может заразиться болезнями, общими как для людей, так и для пернатых.  Об этом нужно помнить, когда берешь в руки больную птицу,

трогаешь птичьи яйца, чистишь скворечник, подбираешь птенцов-слетков, прикасаешься к птичьему гнезду.

Болезни, которыми болеют птицы и которыми можно заболеть, общаясь с ними, можно разделить на три группы:

  1. болезни, наиболее часто передающиеся от птицы к человеку;
  2. болезни, редко передающиеся от птицы к человеку;
  3. болезни, потенциально передающиеся от птицы к человеку, либо косвенно связанные с птицами.

  К болезням первой группы относятся следующие заболевания: орнитоз, сальмонеллез, кампилобактериоз, псевдотуберкулез, болезнь Ньюкасла, аллергия. Также через птиц могут передаваться заболевания: туберкулез, грипп, токсоплазмоз, бешенство, гиардиоз, псевдомоноз и др.

Также могут повредить человеку и микроскопические клещи, заводящиеся в перьях и пуху птицы.

Наиболее опасны для человека – орнитоз, туберкулез и токсоплазмоз.

Орнитоз вызывается вирусом, который может сохраняться долгое время на холоде, устойчив против высушивания и погибает при кипячении только через 15 минут. Это заболевание отмечено у 125 видов птиц. Птицы могут заразиться при непосредственном контакте друг с другом, а также через зараженный корм, фекалии, мочу, перья и носовые истечения. Заражение человека происходит аэрогенно-пылевым путем, обычно при общении с зараженными птицами. Чаще других из диких птиц этим заболеванием страдают голуби. Нередко заболевание у них оканчивается смертью. Обычно болезнь у птиц протекает в скрытой форме, ее трудно распознать по клиническим признакам. Люди, имеющие контакты с больной птицей, обязательно должны проверить себя в поликлинике.

Туберкулез – хроническое заболевание птиц и человека, вызывается кислотоустойчивой палочкой. Различаются три формы возбудителя: человеческая, крупного рогатого скота и птичья. Каждая форма наиболее опасна для своего основного хозяина, но может быть передана и другим. Источником заражения могут являться сами больные птицы, их помет, зараженная среда.

Токсоплазмоз вызывается простейшим организмом – токсоплазмой. Он относится к заболеваниям с природной очаговостью. У птиц болезнь носит характер массовых заболеваний со значительной смертностью. Особенно страдают молодые птицы. Переносчиками заболевания могут быть мухи, клопы и клещи. Также заражение происходит через продукты жизнедеятельности.

Особенно актуальна в последние годы проблема, связанная со вспышкой заболевания людей птичьим гриппом. Опасный для человека вирус серотипа (штамма) H5N1 – это разновидность птичьего гриппа, который может передаваться от птиц к человеку. Есть предположение, что испанку, прокатившуюся в начале 20 века по Европе и унесшую многие тысячи жизней, тоже принесли птицы. Вирус мутировал и приобрел способность передаваться от человека к человеку. Источником заражения для человека могут быть не только дикие птицы, но и зараженные корма, продукция птицеводства, поступающие в продажу птицы для клеточного содержания. Однако постоянное упоминание диких птиц в качестве причины вспышки заболевания спровоцировало случаи массового уничтожения птиц. Эту идею не поддерживает ни один орнитолог, т. к. эффект будет обратным. Начавшиеся отстрелы распугают птиц, вынудив их искать другие места для существования, а значит, если среди них есть зараженные вирусом особи, то вероятность появления их на новых территориях увеличится во много раз, увеличатся их контакты с еще большим числом здоровых птиц. Оставшиеся подранки станут добычей хищных зверей и птиц, а также ворон, что также увеличит число инфицированных животных. Врановые же, являясь синантропными птицами, могут стать  источником заболевания в крупных городах и населенных пунктах. Кроме этого, последствия подобных отстрелов могут привести к исчезновению некоторых популяций и даже видов птиц, к губительным экологическим последствиям.

Как распознать больную птицу?

Понять, что птица больна, можно понаблюдав за поведением птицы.

Рассмотрим основные первичные признаки заболеваний птиц:

- Вялость, слабость и апатия сопровождают почти все заболевания у птиц. Птица сидит тихо, подолгу спит, может лежать на земле брюшком;

- птица часто зевает или часто и резко встряхивает головой;

- птицу тошнит, она отрыгивает непереваренную пищу;

- птица нервно и часто почесывается;

- птица издает неестественные звуки – жалобно пищит, хрипит и т.п.;

- у птицы судороги;

- птица чихает;

- птица часто дышит с раскрытым клювом;

- птица, издававшая звуки, замолчала или охрипла.

Кроме этого, основным показателем здоровья птицы является оперение. У здоровой птицы оперение гладкое, блестящее, плотно прилегающее к телу. Перья не обтрепанные, яркие, не хрупкие. Когда птица заболевает, оперение выглядит тусклым и неопрятным, одно или несколько перьев торчат в сторону; перья ломаются или расслаиваются, сломанные перья кровоточат. Птица может выглядеть мокрой, хотя и не купалась.

У здоровой птицы чистые ясные глаза, без воспалений, покраснений, расчесов. У больных птиц глаза слезятся, краснеют. Припухают, могут гноиться. Птица может держать глаза постоянно закрытыми или чуть приоткрытыми, из глаз появляются выделения. На клюве больной птицы может появиться налет или наросты, носовые отверстия могут покраснеть и из них могут идти выделения.

Все эти признаки легко заметить невооруженным глазом. Они служат сигналом для человека – не приближаться к больной птице. Оказать помощь такой птице может только специалист – ветеринар или орнитолог.

Соблюдение простых правил общения с птицами в природе защитит человека (в том числе и ребенка) от различных неприятностей.

Коротко эти правила можно сформулировать так:

  1. Не подбирайте птенцов-слетков – они не нуждаются в вашей помощи!
  2. Не подходите и не берите в руки больных птиц – это забота специалистов. Некоторые болезни птиц опасны для человека!
  3. Не шумите в местах, где могут гнездиться птицы – побеспокоенная птица может бросить гнездо и обречь птенцов на гибель!

Использованные источники информации:

1.Мир птиц; Информационный бюллетень Союза охраны птиц России; июль – декабрь 2005 г. № 2 – 3 (32 - 33)

2. Информация с сайта My Dirds. Ru; Энциклопедия владельца птицы

3. Понизовкина Е. Не убивайте птиц небесных, тем более, что от птичьего гриппа это не спасет (статья сайта)

4.Информация с сайта APUS. Ru ; Не губите птенцов, или что делать, если вы увидели птенца. Горячая линия: беседа об экологии и охране животных. Автор статьи – Чебыкина Л. И.

5. www. inhistpark. Ru; Парк «Измайлово» - Природоохранная деятельность

6. Информация с природоохранных сайтов.

7. Определитель птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Формирование основ безопасного поведения участников дорожного движения"

Педагогический проект "Формирование основ безопасного поведения участников дорожного движения"...

Доклад "Формирование экологической культуры поведения, ответственного отношения к природе"

Роль педагога в обучении и воспитании экологической культуры у младших школьников....

Проект по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста (младшая, средняя группы)

Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,...

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей начальных классов с ОВЗ

информация будет полезна учителям начальных классов, воспитателям ГПД...

ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Данная статья посвящена вопросу о формировании основ безопасного поведения в природе у детей младшего школьного возраста посредством природоведческих экскурсий. Представлены экскурсии, которые позволя...

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Данная статья посвящена вопросу об особенностях формирования основ безопасного поведения в природе детей младшего школьного возраста, а также почему большая часть работы по формированию безопасного по...