Изменения в жизни птиц весной
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Иванова Любовь Юрьевна

Урок по окружающему миру. Программа "Перспектива" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22 КБ
Файл pticy_vesnoy.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе по теме: «Весна в мире птиц»

Цели урока:

Метапредметные:

  1. Развивать умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  2. Развивать способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

  3. Развивать понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге.

Предметные:

  1. Сообщить детям о весеннем поведении птиц: возвращении перелётных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов;
  2. Дать понятие о гнездовых и выводковых птенцах
  3. Развивать умение находить, сравнивать, классифицировать.

Личностные:

  1. Воспитывать интерес и любовь к родной стране, к природному окружению;
  2. Развитие познавательных процессов;
  3. Развитие наблюдательности, интереса к природе своей местности;
  4. Развитие интереса к изучению предмета.

Оборудование:

Учебник, рабочая тетрадь, подготовленные проекты учащихся, стихи, загадки, листы самоанализа (изображения птиц), компьютерная презентация.

Ход урока:

Эмоциональный настрой. Звучит голос синицы. (5 мин.)

-О ком пойдёт речь на уроке?

Жавороночки, солетайтеся!

Солетайтеся, сокликайтеся!

Студёну зиму унесите,

Тёплу весну принесите!

-В какой праздник детишки так закликали весну? (22 марта - Сороки)

-А мы с вами к 1 апреля - Дню птиц смастерили птичек, чтобы 7 апреля, в Благовещение выпустить их на волю, как это делали в старину. Люди радовались: «На Благовещение весна зиму поборола»

Этапы урока

Организация этапа

Время

Ожидаемый результат

I этап. Повторение

II этап. «Мозговой штурм»

III этап. Знакомство с новым материалом.

IV этап. Итог урока. Рефлексия.

V этап. Домашнее задание.

Слайд. Сегодня на уроке мы подведём итоги исследовательской работы, проведённой вами. А прежде давайте вспомним, какие 2 большие группы птиц мы знаем? (перелётные и зимующие)

Слайд. Каких зимующих птиц знаете?

Какие интересные факты из жизни птиц узнали? ((воробьи, голуби, дятел)

Слайд. Загадка:

Дом готов, потом другой,

Третий, пятый - запасной.

Сухо в доме и тепло.

Кто же выдолбил дупло?

Почему птицы возвращаются с юга?

Слайд. Проследим «цепочку» изменений в природе с приходом весны.

Что изменилось в неживой природе с приходом весны?

Как эти изменения повлияли на жизнь растений?

Слайд. Что происходит в жизни насекомых? Узнайте их из загадок:

Кто летает над водой,

Мошкаре грозит бедой,

Всех вредителей гроза?

Ну, конечно… (стрекоза)

Вы видели, как муравей

Нёс щепку на спине своей?

Чуть не раздавлен был, но горд,

Что это мировой… (рекорд)

У меня один лишь рог,-

Жук ответил - носорог,-

Но вокруг него «броня».

Не раздавите меня!

Пчела в работе целый день,

Ей не знакомы отдых, лень.

Семь тысяч облетит цветков,

В тычинку, в пестик тычась.

Вот труд дневной её каков!

А в улье пчёл – сто тысяч.

Без пёстрых бабочек в лесу,

У речки, на лугу

Природы летнюю красу

Представить не могу.

Порхает бабочка, легка,

Летит на запах, цвет,

Неся от щедрого цветка

Другим пыльцу-привет.

Почему нельзя уничтожать насекомых, даже самых неприятных?

А раз появились насекомые, значит… (прилетают птицы)

Все ли птицы возвращаются с юга одновременно? (первыми прилетают водоплавающие)

Слайд. Как только вода освободится ото льда, прилетают водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди.

Следом появляются журавли и аисты. Почему?

(Могут найти себе пищу вблизи водоёмов, освободившихся ото льда)

Слайд. Сообщение ученика о памятнике журавлям.

Слайд.

Но всё-таки самая первая весенняя птица - это… (грач) Грачи - вестники весны. Если они прилетели - морозов сильных уже не будет.

Почему грачи прилетают так рано? (питаются ползающими насекомыми на проталинах, пригорках. Первое время живут неподалёку от человека)

А какие птицы прилетают самыми последними?

Отгадайте загадку:

Почти что без усилий

Возьмёт в пути разгон.

На узких длинных крыльях

Вонзится в небо он!

На реактивный лайнер

Похож в полёте стриж.

Носиться не устанет

Хоть целый год малыш.

(ласточки и стрижи) Почему? (питаются летающими насекомыми, а они появляются поздней весной)

Как называются поселения грачей? (грачёвники)

Весной птицы вьют гнёзда, которые служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов.

Давайте попробуем узнать, какие гнёзда строят птицы. Нам поможет учебник. Откройте его на странице 86-87, рассмотрите иллюстрации. Все ли гнёзда одинаковы? Чем различаются?

Слайды. Рассмотрим, где же птицы устраивают себе жилища?

Эту птицу уважай:

Охраняет урожай.

За день скушать птица может

Десять тысяч разных мошек,

Строит дом себе весной

Из грязи, смоченной слюной. (ласточка)

Хоть она весьма «болтлива»,

Но нисколько не ленива.

Шар на ветке невысоко…

Сделала его… (сорока)

Эта певчая порода

Гнёзда вьёт себе со входом.

Есть под крышей потолок.

Связан каждый стебелёк.

Так соткал он домик свой,

Догадались кто такой? (ткачик)

 

Он ест лягушек, рыб и змей,

Приносит в сказках он детей.

На длинных шествует ногах,

Живёт на крышах, на столбах.

Гнезду порой помногу лет,

Его не сдвинет и атлет. (аист)

Посмотрите, как много памятников, посвящённых птицам, создано не только в нашем городе, но и в других городах.

Как же называют птиц, строивших гнёзда? (гнездовые)

Где ещё можно увидеть гнёзда? (под крышей дома, в дупле, домики – скворечники и синичники)

Весной можно увидеть птичье гнёздышко и даже птенчиков в нём. Что вы будете делать? ( надо отойти подальше и не брать птенцов в руки)

Слайд. Оказывается, не все птицы «воспитывают» птенцов в гнезде. Вспомните, из какого рассказа мы с вами узнали, как утка с утятами путешествовала к озеру? (М.Пришвин «Ребята и утята») Птенцов утки называют выводком.

А есть и памятник, посвящённый этой скромной птичке.

Среди выводковых  есть интересная лесная птица – тетерев. Чем же она интересна? ( сообщение ученика)

Как изменилась жизнь птиц весной? Почему перелётные птицы возвращаются на родину? Как мы можем помочь нашим друзьям?

Узнать больше о жизни птиц и познакомиться с жизнью звере весной вам помогут произведения знакомых вам писателей (выставка книг о природе)

Возьмите шаблон птички и раскрасьте её таким цветом, который показывает ваше настроение. Пусть птички украсят наше весеннее дерево.

Выполнить задание №1 и 2 в рабочей тетради на странице 48.

Используя художественную литературу, детскую энциклопедию, атлас-определитель или интернет, узнать об изменениях в жизни зверей.


7 мин.

10 мин.

15 мин.

5 мин.

 

3 мин.

Вспомнить, что птицы бывают зимующие и перелётные, узнать интересные сведения о жизни знакомых птиц.

Вспомнить названия насекомых, какую пользу или вред они приносят. Узнать, кто помогает бороться с насекомыми – вредителями

Узнать, в какой последовательности возвращаются перелётные птицы;

Какие птицы называются гнездовые, а какие выводковые; какие бывают гнёзда.

Умение анализировать свою деятельность в усвоении нового материала и закреплении изученного, оценить себя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Птицы весной

Слайд 2

Перелётные Зимующие птицы

Слайд 3

Солнце даёт больше тепла Таяние снега Почва прогревается

Слайд 4

С изменениями в неживой Природе происходят изменения В жизни растений

Слайд 5

водоплавающие

Слайд 7

Увидел грача-весну встречай!

Слайд 8

Гнездовые птицы

Слайд 12

выводковые

Слайд 13

Дорогу утятам!

Слайд 14

Пойди в лес, в поле, на речку и понаблюдай за ёжиком, белкой, простой лягушкой… Ходи по лесу тихо, чтобы ни одна веточка не хрустнула под ногой, тогда ты многое узнаешь о жизни зверей и полюбишь их. (Г.Снегирёв)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенние изменения в жизни птиц. Кукушка. (ФГОС)

Окружающий мир + математика (интегрированный урок). УМК "Перспектива" Авторы учебников Л.Г.Петерсон "Математика 2 класс",2012 г, Плешаков А. А. "Окружающий мир 2 класс",2012г....

"Весна в жизни птиц"

Презентация "Весна в жизни птиц"....

Учебный проект "«Изменения в жизни диких животных весной» для учащихся 1 класса школы 2 вида

методический паспорт проекта "Изменения в жизни диких животных"...

Презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Весна в жизни птиц и зверей"

Презентация к уроку "Весна в жизни птиц и зверей"...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Жизнь птиц. Оперение птиц».

Окружающий мир, урок в 1 классе , тема: "Жизнь птиц. Оперение птиц". Цель урока:обобщить и систематизировать знания учащихся о птицах; узнать, как устроено птичье оперение,  и какое зна...

Тест по окружающему миру "Весна в жизни птиц и животных", 2 класс УМК "Перспектива"

Данный тест  можно использовать для проверки знаний учащихся по  теме "Весна в мире птиц и зверей". Это может быть индивидуальное задание в конце урока, проверка домашней работы....