Пётр Великий
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Гавриленко Наталья Сергеевна

 

Петр Великий.

Цели урока: формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни.

Задачи:

Обучающие:

1. Сформировать представления о Петре I – первом    императоре.

          2. Сформировать представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра Великого.

         3. Выявить значение этих преобразований.

Развивающие:

1. Развивать умения наблюдать, обобщать.                                                            

          2. Способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к истории.

Воспитательная:

Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Петр Великий.

Цели урока: формирование образа преобразований Петра I как решительного изменения всех форм общественной и государственной жизни.

Задачи:

Обучающие: 

1. Сформировать представления о Петре I – первом    императоре.

          2. Сформировать представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра Великого.

         3. Выявить значение этих преобразований.

Развивающие: 

1. Развивать умения наблюдать, обобщать.                                                            

          2. Способствовать повышению познавательного интереса обучающихся к истории.

Воспитательная: 

Воспитывать уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте наших гостей.

- Сегодня мы с вами в очередной раз отправимся в путешествие по ленте времени и продолжим, знакомимся с важнейшими событиями в истории Отечества.

  1. Актуализация знаний.

- А сейчас проверим, что вы запомнили из наших прошлых путешествий.

Блиц-опрос:

  1. В каком веке образовалось Киевская Русь? (конец 9 века 882 год)
  2. Какое событие произошло на Руси в 1380году? (Куликовская битва).
  3. Какой князь считается основателем Москвы? (Юрий Долгорукий).
  4. Этот богатырь сразился с Челубеем. (Пересвет).
  5. При этом князе был построен белокаменный кремль (Дмитрий Донской- 8 сентября 1380).
  6. Этот князь положил конец монголо-татар. (Иван III)
  7.  Кто был первым царем Руси? (Иван Грозный четвертый 1547).

 (На интерактивной доске  именами исторических деятелей и прозвище)

 - Ребята, соедините имя исторической личности  и прозвище. Объясните, почему их так называли? (На интерактивной доске появляется записи, учащиеся их аргументируют):

Александр                              Невский

Иван                                       Грозный

Дмитрий                                 Донской

Пётр I                                     Великий

- К какому выводу пришли? (что в благодарность за достижения, сделанные  для государства, люди в далекие времена  награждали  своих правителей  громкими именами.)

  1. Постановка проблемной ситуации.

- Ребята, кто сможет назвать тема нашего урока? (Пётр Первый)

- Правильно. Сегодня мы познакомимся с одним из самых знаменитых русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив ее из средневековой в одну из великих держав мира. Также, постараемся определить, почему ему дали такое имя.   Петр Великий.

  1. Объяснение нового материала.

– Сегодня вы будем работать в группах. Каждой группе будет дано  индивидуальное задание.  Успех каждой группы зависит от того, как дружно вы будете работать.Каждая группа получила в конверте задание.

Первая группа должна подготовить сообщение о личности Петра I.

Вторая – о основание  Санкт – Петербурга.

Третья – реформы, связанные с просвещением, наукой,  образованием.

Четвёртая – реформы, связанные с народом (бытом), культурой.

 Личность Петра Великого.

Сообщение детей. (1 группа)

-  А какой город на Неве построил Петр I?

Основание Санкт – Петербурга.

Сообщение детей. (2 группа)

Физминутка для глаз.

Реформы Петра Первого.

Сообщения детей. (3 и 4 группы).

  1. Самостоятельная тестовая работа.
  2. Первичное закрепление.  Синквейн.

Одно существительное                                Пётр

Два прилагательных                                    Великий, выдающийся

Три глагола                                                   побеждал, преобразовывал, строил

Короткое предложение, состоящее из 4 слов    Нас ждут великие дела!

                                                                         (Выдающийся государственный деятель)

Синоним                                                    царь – реформатор

  1. Рефлексия.
  2. Домашнее задание.

Творческая работа.



Предварительный просмотр:

Личность Петра Великого.

 В конце XVII (17 века)  века российским царём стал внук Михаила Романова Пётр в это время ему было10 лет. Третьим царем из династии Романовых.  Петр родился 30 мая 1672 года. Отец его, Алексей Михайлович, умер, когда мальчику было 4 года. Свое детство Петр провел со своей матушкой Натальей Кирилловной в подмосковном селе Преображенском. Петр был провозглашен царем в 10 лет. Он был слишком юн, поэтому страной управляла его старшая сестра Софья.

Петр был любознательным, одаренным, деятельным и шустрым мальчиком. С самого детства маленький Петр любил военные игрушки: солдатиков, пушки и корабли. По просьбе Петра ему подобрали 600 мальчишек из детей придворных слуг. Из них были сформированы два «потешных» войска. Под руководством офицеров «потешные войска» разыгрывали сражения и штурм крепостей, совершали переправы через реку и длительные походы. Юные воины учились стрелять из пушек. Правда, чтобы мальчишки не покалечили друг друга, стреляли не настоящими ядрами, а репками. Со временем «потешные» войска превратились в грозную силу и опору царя. А самые успешные мальчишки - станут первыми полководцами.

Петра I  отличали энергичность, целеустремленность, любознательность, желание многое узнать и многому научиться. С детства Петр любил физический труд, работал в кузнице. В зрелые годы Петр поражал собеседников обширными знаниями, чем обязан был самому себе, упорному самообразованию. Неутомимый, волевой, царь Петр все хотел постичь. Он хорошо изучил математику, навигацию, географию, военное дело, иностранные языки. Эти качества и позволили ему многого добиться и заслужить от современников уважение и славу. Петра еще при жизни прозвали Великим.

Чтобы узнать о достижениях европейцев и набраться знаний, Пётр побывал в Германии, Голландии, Англии. Убедился он в том, что Россия сильно отстала от других государств Европы.

Основание Санкт – Петербурга.

 После первых побед государь Петр Романов заложил на берегах Невы крепость, которую и назвал Санкт-Петербургом, что означает “святого Петра крепость”. Город носит имя ангела-хранителя царя – святого апостола Петра. В отличие от древней Москвы, Петр решил заложить европейскую столицу России и самим названием подчеркнул, что этот город европейский.

В первую очередь на Заячьем острове была построена Петропавловская крепость. Дата её основания – 16 мая 1703 года – считается днем рождения города. Адмиралтейство – вторая крепость на берегах Невы.

 В центре крепости стоит собор во имя святых апостолов Петра и Павла – усыпальница державных правителей России. Петропавловский собор увенчан высоким шпилем, на верхушке которого помещен флюгер в виде ангела. В 1722 году в Петербурге – напротив Летнего сада, на Фонтанке – заработала верфь (т.е. по берегам рек расчищались площадки, на которых строили и чинили суда.). В дни праздников разрисовывали паруса, лодки красили в различные цвета и устраивали парад.

Особенно же Петр старался возвысить свой город в торговом отношении. Велика была радость его, когда в Петербург подошел при нем первый иностранный корабль. Он сам отправился на  встречу ему, сам привел его в пристань, царь был первым покупателем товаров на нем.

К концу царствования Петра в Петербургской пристани развевались торговые флаги уже всех европейских народов, а в самом городе насчитывалось уже до 40 тысяч жителей. Таким образом, благодаря могучей воле Петра при море вырос новый русский город.

  1. Реформы Петра Первого.

Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета «Ведомости», появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования.

Пётр I ввёл  арабские цифры, которыми мы пользуемся сейчас.  Потому, что раньше цифры обозначали буквами, а это было трудно и неудобно. 

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами. До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями). В 1710 Пётр утвердил новый алфавит с упрощённым начертанием букв (церковнославянский шрифт остался для печатания церковной литературы), две буквы "кси" и "пси" были исключены. Петром созданы новые типографии. Произошли изменения в русском языке, в который вошли четыре с половиной  тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

Пётр I был основателем первого российского музея - Кунсткамеры, где посетителям показывали разные интересные диковинки, собранные со всего света. Созданная Кунсткамера – положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов  - это было началом музейного дела в России.

- открыта первая светская школа в Москве, послужившая основой для Морской академии в Петербурге;

        -для печатания учебной литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге;

        -развитие книгопечатания сопровождалось началом книготорговли, созданием в 1714 году государственной библиотеки;

        -составлены карты Каспийского моря, Курильских островов, подготовка первого Географического атласа России;

        - открыта Академия наук в Петербурге; 

        - изменено начало летоисчисления – от Рождества Христова.

14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В 1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве, инженерная школа и морская академия в Петербурге.  В 1705 была открыта первая в России гимназия. Предполагалось создать по две  школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников создана сеть духовных школ 1721.

За время правления Петра несколько тысяч россиян были отправлены учиться за границу.

  1. Реформы Петра Первого.

В 1704 году Петром была проведена денежная реформа, в результате которой основной денежной единицей стала не деньга, а копейка. Она отныне стала равняться  2 деньгам, а слово это впервые появилось на монетах.

Чтобы вывести Россию из отсталости, Пётр стал строить заводы и фабрики. Он давал купцам деньги, не брал с них налоги и тысячи крестьян направлял на заводы. За 25 лет Пётр создал более двух сот  заводов и фабрик. На этих заводах изготовляли оружие, боеприпасы, ткани, кожи, получали железо. Пётр не разрешал привозить из-за границы те товары, которые выпускались в России.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров. Таким образом, знатные женщины смогли впервые приобщиться к культурному досугу и общественной жизни.

Пётр заставил бояр сбривать бороду для того, чтобы русские люди были похожи на европейцев, а не на стариков. Кроме того, царь питал неприязнь к традиционной русской одежде - длинным платьям с широкими рукавами. Он считал, что она стесняла движения и мешала работать. Вскоре вышел царский указ: отныне надлежало носить вместо русского платья венгерские кафтаны.

Во времена Петра  Первого появились и первые модники.  Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол  и кафтан. Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия.  Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. История.Пётр Великий

Урок окружающего мира.  4 класс  История.Пётр Великий. Презентация...

урок окружающего мира, 4 класс. Пётр Великий.

Урок оружающего мира по программе "Школа России", соконспект урока, раздаточный материал....

Конспект урока "Пётр Великий"

Конспект по окружающему миру "Пётр Великий" 4 класс...

Призентация к уроку "Мы и окружающий мир"Пётр Великий как просветитель России"

Материал презентации подобран так, чтобы показать Петра Великого как  прогрессивного общественного деятеля, распространителя передовых идей и знаний.  Материал способствует развитию у ...

Урок-презентация на тему "Пётр Великий".

Урок-презентация по окружающему миру в 4 классе на тему "Пётр Великий"....

Урок по окружающему миру "Пётр Великий"

Формирование представления учащихся о времени правления Петра....

презентация "Пётр Великий"

презентация к окружающему миру Плешаков 4 класс. "Петр Великий"....


 

Комментарии

Гавриленко Наталья Сергеевна

в презентации надо будет только увеличить картинки.