Методическая разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру: «Земля – наш дом родной!»
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

 

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по окружающему  миру: «Земля – наш дом родной!»

 

ЦЕЛИ:

1. Формирование экологического сознания и развития экологической культуры детей;

2. Активизация познавательной деятельности, создание условий, побуждающих детей со    вниманием и заботой относится к природе.

3. Познакомить учащихся с Экологическим календарем   

4.Содействие формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому.

ОБОРУДОВАНИЕ:

 Компьютер, проектор, презентация к занятию (слайды в презентации сменяются по щелчку,  изображения и текст на самих слайдах сменяются автоматически).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

внеклассного мероприятия по окружающему  миру: «Земля – наш дом родной!»

ЦЕЛИ:

1. Формирование экологического сознания и развития экологической культуры детей;

2. Активизация познавательной деятельности, создание условий, побуждающих детей со    вниманием и заботой относится к природе.

3. Познакомить учащихся с Экологическим календарем  

4.Содействие формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

 Компьютер, проектор, презентация к занятию (слайды в презентации сменяются по щелчку,  изображения и текст на самих слайдах сменяются автоматически).

Ход занятия:

1. Оргмомент. Психологический настрой учащихся

  1. Актуализация знаний учащихся

2.  Над цветочками летаем, по листочкам ползаем.

    Но детишки забывают, что приносим пользу мы. (Насекомые)

3. В морях и реках обитает, но часто по небу летает.

  А как наскучит ей летать – на землю падает опять. (Вода)

4. Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.

   Заходи в зелёный  дом – чудеса увидишь в нем. (Лес)

  5. Я прозрачный, очень легкий, невидимка я вокруг.

     Если чист и свеж я - я ваш верный друг. (Воздух)

6.  Он очень прочен  и упруг, строителям – надежный друг,          

   Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит)

7. Клюв и хвостик, два крыла,

  Нас боится мошкара (Птицы)

8.  Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица.

   Знают все и стар, и мал, что она - большущий шар. (Земля)

Учитель:  Ребята, о чем мы будем с вами говорить на нашем уроке?(О природе).  На классных часах и на уроках окружающего мира мы с вами очень много говорили ещё о чём? Мы часто употребляли выражения «Природа – наш дом родной», «Берегите природные богатства», «Планета в опасности». Что эти рословицы означают?  (Выслушиваются ответы учащихся).

Прослушивание фонограммы песни «Как прекрасен этот мир».

Учитель: Да, действительно, пекрасен мир, который нас окружает, прекрасна природа в любой точке нашего земного шара, несмотря на то, что она очень непохожа и разнообразна. Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

    Ученик:      Пора бы человечеству понять,

 Богатства у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как – мы, такая же – живая!

-О чём мы будем говорить на уроке?

  1. Основная часть занятия

Учитель:  Ребята, что мы с Вами относим к природным богатствам?  (Выслушиваются ответы учащихся). Сейчас мы с вами послушаем ещё одно стихотворение о природе 

 Ученик:     Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой,

И шепчут мне материки:

Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

Я сберегу вас, сберегу!

Учитель:  Ребята, говоря, о защите и охране природы нашей планеты, мы с вами должны вспомнить, какие опасности, связанные с деятельностью человека, угрожают окружающей среде?  ( Исчезновение некоторых видов животных и растений, загрязнение воды, воздуха, неэкономное использование полезных ископаемых, воды, леса и т.д.) (Слайд № 2)

-  Какие действия человека привели к возникновению этих опасностей? (Выслушиваются ответы учащихся)

-  Какие мероприятия необходимо проводить, чтобы помочь природе? Что можем сделать мы с вами?

- Весь современный мир задумывается об охране окружающей среды. Создаются общественные организации, которые встают на защиту природы, проводятся акции и мероприятия  природоохранного характера.  Одна из таких организаций это Организация Объединенных Наций (ООН). Благодаря деятельности ООН, Всемирного Фонда дикой природы, Центра охраны дикой  природы (Слайды №№ 3,4) и других международных и российских организаций в современном календаре всего мира, и России в том числе, появились так называемые «ОСОБЫЕ» дни, которые напоминают нам об охране природы. О каких днях идет речь? (учащиеся уже знакомы с Международным  Днем птиц, Днем Воды) Вот об этом мы сейчас с вами и поговорим.

22 марта - Всемирный день водных ресурсов  (Слайд № 7)

Ученик: Пусть на Земле не умирают реки,

                Пусть стороной обходит их беда.

                И будет оставаться в них навеки

                Чистая и вкусная вода!

Учитель: Идея проведения Всемирного дня водных ресурсов впервые прозвучала 20лет назад на Конференции ООН по охране окружающей среды.

Основные цели проведения Всемирного дня водных ресурсов:

•        Способствовать принятию соответствующих мер для решения проблемы снабжения населения питьевой водой;

•        Информировать общественность о важности охраны и сохранения ресурсов пресной воды и водных ресурсов в целом;

Хотя у нас воды очень много, но воды пригодной для питья на планете очень мало. Не только на планете, но мало его и у нас.  На земле от нехватки воды страдают более миллиарда человек. Это люди Африки и юго – восточной Азии. Представьте себе, что за одну ночь исчезла вода. Нет и снега. (Ответы детей). Это значит нет жизни. Человеку в день требуется 10- 11л воды. Его мы получаем вместе с пищей. Чистую воду надо пить 2л.не считая сока и напитков. В Африке от нехватки чистой воды страдает 340миллион людей. В год здесь умирает 3 миллиона человек. Каждый день от «немытых рук» умирает 5тысяч детей до 5 лет. По ребёнку за каждую 15 секунд. 10 болезней от 100 в мире можно избежать, если улучшить водоснабжение. Россия не относится к странам где люди страдают от нехватки воды. Но это не значит, что нам не следует беречь воду. Вода как и полезные ископаемые может закончиться. Из неисправного крана за сутки может накапать от 20 до 300л воды.

22 марта является уникальной возможностью напомнить человечеству о чрезвычайной важности водных ресурсов для окружающей среды и развития общества. Практические усилия могут помочь углубить общественное понимание, как проблем, так и решений в этой области.

1 апреля - Международный день птиц (Слайд № 8)

Ученик: О птицах много знаем мы,

                И в то же время мало.

                И нужно всем: и вам и нам

                Чтоб их побольше стало.

                Для этого побережем

                Своих друзей пернатых,

                Иначе мы к нулю сведем

                Певцов наших крылатых.

                Съедят деревья и плоды

                личинки насекомых.

                 И поредеют все сады.

                 Без наших птиц знакомых!

Учитель: Существует множество мнений, связанных с предположением о том, почему именно 1 апреля отмечается День птиц. Одно из них, на наш взгляд, наиболее правдоподобное: празднование Дня птиц придумали в США еще в 1894 году, аргументируя это тем, что именно в апреле весна уже полностью вступает в свои права.

Международный день птиц отмечается с 1906 года. В этом году 1 апреля была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году.

Весной птицы совершают перелеты на огромные расстояния. «Наши» птахи возвращаются домой, в Россию, из более теплых стран, чтобы их детки появились на свет на родине. Это ли не чудо природы? Они на самом деле герои! Птицы-то, оказывается, самые что ни на есть истинные патриоты. Они преодолевают множество километров, отказываются от сытного питания и тепла ради того, чтобы увидеть свою родину. Остановитесь весной, послушайте, как поют птицы, возвещая о начале весны, об их любви к родным местам.

-Какой рассказ мы читали о подвиге птиц? (Коростель и крот).

Сейчас множество птиц занесены в Красную книгу России (авдотка, балобан, беркут, дрофа, змееяд, красавка, краснозобая казарка, кудрявый пеликан, курганник, могильник, орлан-белохвост, пискулька, совка, сапсан, скопа, степной орел, стрепет, тонкоклювый кроншнеп, филин, ходулочник, черноголовый хохотун, шилоклювка и другие).

Именно в России впервые придумали искусственные гнездовья. Сейчас это привычные нашему взгляду скворечники, а раньше их прообразами были круглые коробки из коры (для скворцов). Для аистов с давних пор вывешивают колеса (раньше от телег, в настоящее время - от автомобилей). В 20-х годах XX века стали активно проводиться массовые акции, сопровождающиеся вывешиванием скворечников, дуплянок, птичьих домиков. В организации праздников участвуют средства массовой информации: телевидение, пресса, радио; издаются специальные брошюры с работами орнитологов, создаются специальные выставки.

В мире 9800видов птиц. В России около 600видов.

22 апреля — Международный День Земли  (Слайд № 9)

Ученик: Берегите Землю, берегите!

                Жаворонка в голубом зените,

                Бабочку на листьях повилики,

                На тропинках солнечные блики,

                На камнях играющего краба.

                Над пустыней тень от баобаба.

                Ястреба парящего над полем,

               Ясный месяц над речным покоем,

               Ласточку, мелькающую в жите-

                Берегите Землю, берегите! Стих.  “Берегите Землю”   М.Дудина

Учитель: Всемирная акция День Земли началась в США 22 апреля 1970 года. День Земли в России стали отмечать двадцать лет спустя - с 1990 года. Цель этого Дня - объединение людей в деле благоустройства и озеленения своих дворов и улиц, участие в различных экологических мероприятиях. Апрельским днем организуются тематические выставки, концерты,

конференции (в том числе и в школах), уличные шествия. Но ничего более запоминающегося, чем практические дела, не существует.

Все проблемы взаимодействия природы и человека невозможно решить. Но нужно стремиться к тому, чтобы своими руками принести конкретную пользу обществу и природе.    Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать ее плодородие. А земля сегодня изрезана, истоптана. В нее закапывают отходы (промышленные, радиационные), сбрасывают бытовой мусор. Так, например, только за 90 лет разлагается в земле консервная банка, за 2-10 лет – бумага, за 100 лет – фильтр от сигарет, за 200 лет – полиэтиленовый пакет.

4 октября - Всемирный день защиты животных. (Слайд № 11)

 Ученик:   Ах, плохо бездомным, плохо голодным,

                  Таким беззащитным, таким беспородным!

                  Никто нас не любит, никто не ласкает,

                  Никто на порог нас к себе не пускает.

                  О, как мы страдаем, от мук одиночества!

                  И нам человеческой радости хочется!

                  Зачем нас бояться? За что презирают?

                      Зачем с нами дети так редко играют?

                     Ах, трудно живется без друга – хозяина!

                      Поэтому все мы и воем отчаянно!

                     Но кто нас полюбит и обогреет

                     Об этом ни капельки  не пожалеет! Стих. Б. Заходера

Учитель: 4 октября, во всем мире отмечается День защиты животных. Много веков назад жил святой Франциск Ассизский - основатель нищенствующего монашеского ордена, который оказывал помощь страждущим и гонимым, в том числе и братьям нашим меньшим. Франциск считался покровителем зверья. День его смерти - 4 октября 1226 года отмечают как День защиты животных во всем мире.

Но, к сожалению, примеру святого брата следуют далеко не все. Всемирный фонд дикой  природы (WWF) констатирует:

         3 вида животных исчезают с лица Земли каждый час; 70 видов флоры и фауны планеты исчезают ежедневно;

         1/4 всех видов флоры и фауны планеты перестанут существовать в ближайшее время;

         мы используем 70% мирового запаса рыбы, что превышает возможности его естественного восстановления;

         35% всех видов морских животных бесследно исчезли с лица Земли;

         каждую секунду на Земле исчезают более 1,5 гектаров девственных лесов, а всего истреблено более 65% девственных лесов, являющихся местообитанием многих видов флоры и фауны;

         на планете ежегодно исчезают около 17 млн. гектаров леса;

         34 тысячи видов растений и животных внесены в список CITES - Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения;

         ежегодно в мире уничтожается 36 тысяч видов диких растений;

         за последние 25 лет биологическое разнообразие Земли сократилось на 1/3.

Решение о праздновании Всемирного Дня защиты животных было принято в 1931 году во Флоренции на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы. В тот день общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно отмечать эту дату и организовывать разнообразные массовые мероприятия, направленные на воспитание в людях чувства ответственности за все живое на планете. Позже в Европе идеи о защите прав животных получили юридическое оформление. Так, в 1986 году Совет Европы принял Конвенцию по защите экспериментальных животных, а в 1987 - по защите домашних животных. Не секрет, что во многих странах домашние животные давно считаются полноправными членами семьи – у них есть свои собственные праздники, свое медицинское обслуживание, свое «меню» на каждый день и т. д.

В нашей стране широко этот день отмечается с 2000 года. Однако известно, что Россия стала одной из первых европейских стран, в которой обратили внимание на проблему защиты животных. Уже в 1865 году в нашей стране появилось «Российское общество покровительства животным», которое курировали супруги российских императоров.

Всемирный День защиты животных призван объединять усилия людей в сохранении животного мира нашей планеты и в защите прав домашних животных.

Учитель: Ребята, говоря об охране животных невозможно не сказать о «Красной книге». А кто знает, что такое Красная книга природы? ( Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.)

Учитель: В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы. По заданию этого союза зоологи, ботаники, экологи стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга. Почему книгу назвали Красной?

В 1966 году была издана Международная Красная книга в очень необычном виде. Красный цвет-сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и “одета” в красный переплёт.

А страницы у неё - разноцветные. На красных страницах поместили тех, кто может исчезнуть в самые ближайшие годы и кого без специальных мер охраны и восстановления не спасти.

На жёлтых страницах напечатали сведения о видах, численность которых ещё пока велика, но неуклонно сокращается.

На белых говорилось о видах, вообще редких на Земле. А на зелёных - о видах, которые человеку уже удалось спасти. Хранится эта книга в Швейцарском городе Морже. Для каждого, кто попал в Красную книгу, учёные разработали программу спасения. Сейчас уже издано несколько томов Международной Красной книги.

В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. (Слайд № 12) Учёные подсчитали: только за последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли больше двухсот видов животных. По одному в год. В наши дни гибель видов идёт быстрее. И всё потому, что люди, не зная, а часто и попросту не желая признавать законы природы, напористо и грубо вмешиваются в неё. Много деревьев вырубают люди для получения древесины. Её требуется очень много. С каждым годом на нашей планете остаётся всё меньше лесов. Загрязняются воздух и водоёмы. А они необходимы для жизни человека. Из-за всего этого страдают многие животные и растения, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и потому, что люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. Какой вывод можно сделать из сказанного?

Вывод: Нельзя рвать без надобности растения, убивать животных, вырубать леса и загрязнять воздух.

Охраняется Красною Книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери, охраняются змеи,

Охраняются даже цветы

И тревога за жизнь неустанна

Чтоб не сгинуть в космической мгле

Исчерпаемы все океаны,

Исчерпаемо все на Земле

Мы леса и поля обижаем,

Стонут реки от горьких обид

И себя мы прощаем, и себя мы прощаем,

А грядущее нас не простит

(Перед проведением занятиям учащимся было дано задание, подготовить сообщения о животных и растениях Красной книги РФ)

Учитель: А теперь давайте послушаем сообщения о животных и растениях, занесенных в Красную книгу России.

11 января - День заповедников и национальных парков  (Слайд № 5)

Впервые «День заповедников и национальных парков» начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы.

11 января для этого события выбрано не случайно - в этот день в 1916 году в России был образован первый государственный заповедник – Баргузинский. Его целью стало сохранение популяции баргузинского соболя и других животных на Байкале. Хотя особо охраняемые природные территории испокон веков были на Руси - заповедные рощи, культовые места, просто заказники для князей, царей, знати для охоты. В 1986 году решением ЮНЕСКО Баргузинскому заповеднику был присвоен статус биосферного, он был включен в международную сеть биосферных резерватов. Сегодня этот заповедник является составной частью объекта Всемирного природного наследия «Озеро Байкал» вместе с остальными заповедниками и национальными парками, входящими в «заповедное ожерелье» (Баргузинский, Байкальский, Байкало-Ленский заповедники, Забайкальский национальный парк).

Сегодня в России насчитывается 100 заповедников общей площадью более 33 миллионов гектаров (это 1,58% от общей территории страны) и 35 национальных парков общей площадью около 7 миллионов гектаров (0,41% от территории страны), а сохраняют они 80% видового богатства растительного и животного мира.

5 июня Всемирный день окружающей среды (Слайд № 6)

Учитель: Ежегодно отмечаемый 5 июня Всемирный день окружающей среды является для Организации Объединенных Наций одним из основных способов привлечь внимание мировой общественности к проблемам окружающей среды, а также стимулировать политический интерес и соответствующие действия.

      15 декабря 1972 года Генеральная Ассамблея объявила 5 июня Всемирным днем окружающей среды, проводимым в целях углубления осознания общественностью необходимости сохранять и улучшать окружающую среду.  

  Всемирный день охраны окружающей среды, является одним из основных инструментов, посредством которых Организация Объединенных Наций стремится повысить уровень осознания мировой общественностью важности вопросов охраны окружающей среды, привлечь соответствующее внимание со стороны политических кругов и добиться принятия необходимых политических мер.        

                                                                                                                                 Всемирный день моря (Слайд № 10)                                                                

Учитель:  Отмечается с 1978 года по решению Х сессии Ассамблеи Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО) в последнюю неделю сентября.

Цель Всемирного дня моря привлечь внимание международной общественности к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят перелов рыбы, загрязнение водоемов и глобальное потепление. Две наиболее важные задачи — повышение безопасности на море и предупреждение загрязнения морской среды, в частности нефтью.

По данным ООН, за последние 100 лет такие виды рыб, как тунец, треска, марлин были выловлены на 90%. Около 21 миллионов бареллей нефти ежегодно выливается в моря и океаны. Синтетические отходы, сбрасываемые в крупные водоемы, являются причиной гибели миллиона морских птиц и 100 000 морских млекопитающих в год. Из-за глобального потепления за последние 100 лет уровень воды в крупных водоемах планеты поднялся на 10-25 см

  1. Заключительная часть. Подведение итогов.

- Итак, ребята, чему было посвящено наше сегодняшнее занятие?

-  Какие опасности подстерегают нашу планету?

- Что мы с вами можем сделать для охраны окружающей среды?

- С какими экологическими праздниками сегодня познакомились?

- Что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось больше всего?

Ученик: Есть одна планета-сад в этом космосе холодном

   Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных,

   Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой

  И стрекозы только тут в речку смотрят удивленно

  Береги свою планету, ведь другой на свете нету! (Я. Аким)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему "День рождения Земли"

Целью данного мероприятия является воспитание любви, бережного отношения к природе, формировании экологического мышления....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "День Земли"

Разработка внеклассного мероприятия "День Земли"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Земля - наш дом"

Данная методическая разработка содержит конспект внеклассного мероприяти на экологическую тему "Земля - наш дом" , презентацию к нему, а также приложения. Занятие для 3-4 классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку, посвящённая Дню родного языка.

Работа содержит занимательный материал по русскому языку. Выполняя задания учащиеся развивают у себя такие качества, как любознательность, сообразительность и логическое мышление...

Внеклассное мероприятие по экологии "Земля-наш дом родной"

Цель  данной работы -  воспитание бережного отношения к природе; умения распознавать растения и животных одного края; развитие речи, логического мышления, умения делать выводы; расширить кру...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "День Земли"

Формируются экологические знания, практические умения, правила поведения в природе....