Проектная работа "Берёзка - символ Родины моей"
классный час по окружающему миру (4 класс) на тему

Белобородова Елена Кузьминична

Урок защиты проектов, на котором был представлен итог долгосрочной работы по теме: «Берёзка – символ Родины моей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "Берёзка - символ Родины моей"181.5 КБ

Предварительный просмотр:

         МКОУ «Новомихайловская СОШ»

"Берёзка - символ Родины моей"

     

Руководитель: Е.К.Белобородова

Цель исследовательской работы: расширить опыт взаимодействия (тесного знакомства) с природой.

Задачи: 

  1. Расширение знаний о самом почитаемом дереве России-берёзе, о значимости её  в жизни человека.
  2. Обучение исследовательской  и практической деятельности.
  3. Развитие желания любоваться природой и изображать её в творческой деятельности.

Построение единого образовательного пространства, освоение новых педагогических технологий – это те задачи, которые, по нашему мнению, позволят создать условия для оптимального развития каждого ребёнка.

      Особый интерес вызывает технология проектно – исследовательской деятельности, и тому есть веские причины. Нужно отметить, что работа над проектами обогащает ребёнка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нём интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классе заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребёнка в позицию активного участника, даёт возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учит работать в команде. Это ведёт к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. Создаётся обстановка общей увлечённости и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берёт на себя ответственность за производимое действие.

     Я  предлагаю вам познакомиться с одним из вариантов проведения  Урока защиты проектов, на котором был представлен итог долгосрочной работы по теме:

       «Берёзка – символ Родины моей»

     Каждая группа учащихся представила свои выставки, плакаты по заявленной теме.

   В начале урока звучит песня – хоровод «Во поле берёзонька стояла».

1-й уч-ся:

Мы с вами родились в России,

В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то сине,

В стране тонкоствольных берёз!

      Звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина».

   

Ведущий:  

 Берёза – лебедь белая,

Рядком с тобой стою.

Тебе, моя несмелая,

Я песенку пою.

2-й уч-ся:  

Зелёная, раздольная,

Ты гибче камыша,

Берёзка белоствольная,

Ну всем ты хороша!

3-й уч-ся:

Видны тропинок кончики,

И звон прошёлся вдруг,

Как будто в колокольчики

                            Ударили вокруг!

           4-й уч-ся:  

У красы берёзки

Платье серебрится,

У красы берёзки

Зелены косицы.

Вместе:    

                             Защитить берёзку

Мы бежим гурьбой,

Чтоб краса берёзка

Выросла большой.

Ведущий:

   Берёзку люди называют кудрявой, стройной, тонкой, белой, пушистой, весёлой, да и мы сегодня с вами сказали ей немало красивых слов: лебедь белая, берёзка белоствольная, краса берёзка. Но самые г л а в н ы е  с л о в а для берёзки:

Защитить берёзку

Мы бежим гурьбой,

Чтоб краса берёзка

Выросла большой.

   Затем ведущий проводит с детьми беседу о том, как дети могут защитить берёзку: не рвать листиков, не ломать веток, не вытаптывать под нею травы и т. д.

Ведущий:

   Интересно, чтобы сейчас нам сказала берёзка  за такие добрые слова, если бы она вдруг заговорила. Хотите, чтобы она ожила, тогда давайте закроем все глаза и скажем:

«Берёзка, берёзка, к нам приди!

Берёзка, берёзка с нами поговори!

Берёзка, берёзка, мы тебя защитим!

Берёзка, берёзка, в обиду не дадим!»

   Выходит Берёзка:

Здравствуйте, дети! Как я рада

Быть с вами в этот день чудесный

                                                  рядом!

Спасибо, что берёзку не забыли,

Ей этот светлый праздник

                                    посвятили.

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало в лесу потеплей,

Мои зелёные косы

Развесились с тонких ветвей,

Я в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречаю горячее лето

Я на опушке лесной.

                  По В. Рождественскому

           Ведущий:

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поётся в народе о ней!

Он делит с ней радость и слёзы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме берёзы

Есть русская наша душа.

                В. Рождественский.

     5-й уч-ся:

Берёзке русской праздник

                                     посвящаем,

О ней теперь мы очень много

                                           Знаем

И знанием готовы поделиться.

Нам всем пришлось немало

                                  потрудиться.

 6-й уч-ся:

Мы много книг перечитали

И материалы отбирали,

Мы рисовали, сочиняли,

Стихи берёзке посвящали.

Писали мы учёные конспекты,

И вот пред вами все наши проекты!

     Объявление порядка защиты проектов. Представление членов жюри.

     1. Проект «Вдохновение».

     Ведущий во вступительном слове рассказывает, какие добрые, красивые чувства рождает в душе русская берёзка, как хороша она в любое время года. Её скромная красота вдохновляла многих писателей и поэтов на создание прекрасных произведений. Вот и ребята посвятили берёзке свои первые сочинения в стихах и прозе.

     Учащиеся рассказывают о своих поэтических открытиях и находках, делятся впечатлениями, читают свои сочинения.

Ведущий:

   Берёзка! А известно ли тебе, что ни в одной стране нет столько берёз, как у нас в России. С давних пор вошла в жизнь русского народа красавица Берёза.

 Сколько добрых слов сказано, песен сложено, загадок, сказок. 

     И вот одна из песен  (Дети исполняют хоровод «Ай да берёзка», музыка Т. Потапенко (Движения придумываются ведущим).

Мы вокруг берёзки встанем в хоровод.

Радостно и звонко каждый запоёт.

Ай, да берёзка, белый ствол!

Зеленей, зеленей ты листвой!

Яркие платочки в руки мы возьмём,

У берёзки стройной пляску заведём.

                      Припев:

К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай!»

Ты без нас, берёзка, в поле не скучай.

      

 2. Проект «Рисуем русскую берёзу».

     Для защиты проекта группа приготовила рисунки, поделки, на которых представлены живописные работы учащихся, и выпустила журнал «Берёзка в творчестве русских художников».

Художник:         Для этой выставки картин

Трудился вовсе не один –

Проект готовили мы все:

Одни писали реферат,

Трудились много дней подряд,

Другие рисовали лес,

В нём мир берёзовых чудес…

Плечом к плечу трудились рядом,

                                   Помочь друг другу были рады.

     

Ребята представляют свои работы.

     3. Проект «Берёзовое царство – хорошее лекарство»

 Дети составили медицинский справочник, собрали для выставки медицинские препараты. Изготовленные на основе растительного сырья, которое даёт берёза, нашли сценарии рекламы и теперь представляют их, разыгрывая как сценки.

 

                         Сценарий рекламы № 1.

   Входит, хромая, пожилая женщина на костылях. Здоровается.

Врач: Проходите. Садитесь.

(Больная, скрипя и охая, садится.)

На что же жалобы, хорошая моя?

Больная: Ох, милый доктор,

                                      скрючило меня!

       Слышь, как суставы щёлкают,

                                     скрипят.

       Врач: Так… Поясница, ноженьки

                                       болят?     

Больная кивает.

Врач: (подаёт бутылочку):

   Принять лекарство «Сок берёзы»

                                      вы должны,  

   Две полных чайных ложки

                                   вам нужны.  

  Больная пьёт… Выпрямляется.

  Врач: Что, полегчало, милая,

                                     немножко?

   Как ваши поясница, ручки, ножки?

 Больная (с лёгкостью встаёт):

  Да, очень, очень полегчало!

 Спасибо, доктор, я спешу!

 Пока-пока! Я поскакала!

Убегает, забыв про костыли.

                           Сценарий рекламы № 2.

Врач: Следующий.

(Входит больная, задыхаясь, кашляя и чихая.)

   Вас слушаю.

   На что есть жалобы, больная?

Больная (сквозь кашель):

   Удушье, доктор, видно, доконает.

    И кашель напрочь одолел!

   Бронхит до смерти надоел.

Врач:

   Мне эти жалобы знакомы.

   У вас и астмы все симптомы.

Больная приходит в ужас.

Врач:

   Да не рыдайте, дайте срок -

   Болезни лечит из берёзы сок.

(Достаёт бутылочку.)

   Примите ложечку-другую.

(Больная принимает лекарство.)

   Ну что? Я верно вам толкую?

Больная:

   Да, белый свет я увидала!

   Не кашляю! Свободно задышала!

   Спасибо, доктор, побегу.

   Теперь и прыгать я могу!

Убегает.

Врач:

           У кого удушье, астма,

   В горле боль или отёк,

   Пейте чудное лекарство –

   Из берёзы русской сок!

       4. Творческий проект «Если рядом с тобою берёза».

   Ребята собрали материал и составили энциклопедию о видах берёз нашего края, их использовании в быту, медицине, промышленности.

Ученик:

Проект не прост. Все мы в начале

 В библиотеках материал искали.

Смотрели в словари,

                         энциклопедии читали,

Своих знакомых, бабушек пытали.

Собрав необходимый материал,

Отбор его мы провели старательно.

Затем о том, что каждый разузнал,

Энциклопедию писали

                                      обстоятельно.

 

     Берёза, пожалуй, самое красивое дерево наших лесов. Хороша она и в смешанном лесу, где её белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне тёмнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез. В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Ветерок играет ветвями деревьев и гоняет яркие блики по лесу. Впечатление удивительно освещенности в березняке усиливают белоснежные стволы. Цвет березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными  на ощупь.

      Берёза широко распространена по территории нашей Родины и представлена двадцатью видами. В европейской части встречаются два близких вида: берёза бородавчатая (повислая) и берёза пушистая. Это стройное дерево высотой до 20-25 м. Жить берёза может долго, иногда  до 300 лет. Однако дерево такого возраста вряд ли встретишь в лесу. Дело в том, что берёзы подвержены многим заболеваниям и теперь редко живут более 100-150 лет. Причиной этому могут быть ежедневные сборы берёзового сока: просверливая глубокие отверстия в стволах деревьев, сборщики оставляют входные ворота для возбудителей заболевания древесины.

    Берёзы нетребовательны к плодородию и влажности почв: они могут расти везде, обходя лишь слишком сухие места. Часто можно видеть молодые берёзки на развалинах зданий, по карнизам крыш. Группами берёзки взбираются по крутым склонам оврагов или берегов рек. Непременно встретишь берёзу и на заброшенных землях.

    Берёза развёртывает листья почти одновременно с началом цветения, ранней весной. Молодые берёзовые листочки пахучие, клейкие покрыты особым смолистым веществом. Устьица, расположенные на листовых пластинах, обильно выделяют сахаристую жидкость. На солнце она густеет, образуя капельки сиропа, которыми лакомятся

насекомые.

   Корневая система берёзы лишена главного корня. Множество мощных корней пронизывают поверхностный слой почвы и, поглощая воду с большой площади, сильно иссушают её. Потому в березняках всегда сухо.

    Цветут берёзы в мае. Это однодомные растение: на одном дереве развиваются и мужские, и женские цветки, собранные в соцветие-серёжку. Женские серёжки крупные, буровато-зелёные, расположены на концах ветвей. Чтобы найти мужскую серёжку, необходимо внимательно присматриваться: нежные, тонкие зелёные серёжки скрываются среди листвы.              

     Берёза относится к ветроопыляемым растениям. Вероятность опыления таких растений очень мала, и единственный - выход это вырабатывать много пыльцы. Ветер стряхивает пыльцу с берёзовых ветвей и этим способствует опылению. А если в безветренный день тряхнёшь берёзку, созревшая пыльца лёгким желтоватым облаком срывается с дерева.

      Семена берёзы созревают в течение 70-80 дней. В Подмосковье это обычно происходит в конце июля. Семя несёт два пленчатых крыловидных выроста и прикрыто трехдольной чешуйкой. Урожай семян бывает ежегодно, однако обильное плодоношение повторяется в лесу через 3-4 года. В каждой серёжке созревает несколько десятков семян – летучек, которые осыпаются потом до самой весны.    

      В основании ствола берёзы расположено множество спящих почек. Они сохраняют жизнеспособность в течение многих лет и трогаются в

рост, когда дерево спилят. Спящие почки дают  обильные порослевые побеги, которые, разрастаясь, образуют группы деревьев, выходящих из одного корня. Такие березняки являются свидетелями давних вырубок.

      В конце февраля – начале марта, в зависимости от погоды, у берёз начинается сокодвижение. Это важное событие в жизни многолетних растений, знаменующее пробуждение после глубокого зимнего покоя. Ранней весной корни начинают насасывать из почвы воду, которая растворяет запасные питательные вещества и переносит их к распускающимся почкам. Этот слабый раствор сахаров и называют берёзовым соком. Сбор его наносит непоправимый вред березнякам.

      Берёза играет важную роль при возобновлении хвойных пород. Под пологом берёзового леса часто поселяются маленькие ёлочки. Здесь они надёжно защищены от заморозков и от обжигающих лучей солнца: и то и другое молодые ели не переносят, а с недостатком света эта тенелюбивая древесная порода

мирится. Но, подрастая,  ели лишают берёз солнечного света и постепенно вытесняют их.

      Как уже говорилось, в европейской части  чаще других встречается берёза бородавчатая (повислая) и берёза пушистая. Последняя доходит дальше на север и восток, а берёза бородавчатая распространена южнее. Она предпочитает сухие местообитания и лучше переносит затенение. Берёза пушистая сменяет её  по пониженным участкам рельефа с влажными почвами, может она расти и по болотам.

      У берёзы бородавчатой стебли молодых побегов покрыты смолистыми бородавками. Ветви взрослых деревьев практически лишены механических тканей, обеспечивающих упругость, поэтому у этого вида с возрастом формируется плакучая крона.

     У берёзы пушистой ветви не полегают. Стебли её молодых побегов и листья с нижней стороны опущены. Часто оба вида растут вместе и дают межвидовые гибриды, поэтому нередко и специалисту трудно отличить один вид от другого.

                                                   * * *

     В настоящее время, как и в прошлые века, берёза имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи,  сделанные из её древесины: фанера, лыжи, мебель с берёзовой фанеровкой. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёза даёт и лучший дёготь. Берёзовая сажа используется для изготовления красок и чернил. Берёзовые почки издавна применялись в качестве лекарственного средства при желудочных и почечных заболеваниях, а также при ревматизме.

   На Руси ценили всевозможные поделки из берёзовой коры – бересты.

     Береста обладает удивительными свойствами. Она не пропускает влагу

 и воздух, не поддаётся гниению в воде. Поэтому люди издревле использовали бересту для изготовления туесов для хранения воды и пищи, сшивали из  неё лёгкие, прочные и долговечные ладьи. Всем известны и берестяные грамоты, хранящие письмена и по  сей день.

     Прекрасное белоствольное дерево даёт и богатый зоологический материал: очень чёткие и на долго сохраняющиеся следы оставляют на её гладкой коре дятлы. Весной, когда устанавливается усиленное сокодвижение, дятлы прилетают пить сок. Они выбирают нестарые, высокие деревья с гладкой корой, растущие на освещённой солнцем опушке, где сокодвижение начинается раньше. Птицы пробивают кору своим крепким долотовидным клювом и пьют сок.

 На гладкой коре остаются следы их клювов, имеющие вид четырёхугольных углублений, расположенных на одной высоте. Они образуют ряд, опоясывающий ствол, и могут иметь вид замкнутых колец, или незавершённых строчек разной длины. Следы клювов этого года имеют отчётливую четырёхугольную форму, но со временем они заплывают и деформируются. И тем не менее они без труда узнаются в виде тёмных строчек, опоясывающих белоснежный ствол. Увидев эти строчки, можно с уверенностью сказать, что дятлы пили здесь берёзовый сок, или, как принято говорить, дятлы «кольцевали» деревья

     Семенами берёзы, собранными в длинные свисающие серёжки, кормятся птицы, и прежде всего одни из самых замечательных птиц наших лесов – тетерева.

С начала листопада и до весны они переселяются в леса с преобладанием берёзы и кормятся берёзовыми и ольховыми почками и серёжками.    

 

Ведущий:

   Берёза! Значит, вы, растения, тоже слышите, как кот Васька, собака Жучка и мы, люди?

Берёза:

   Ещё как! Стоило услышать мелодичную песню, которую сейчас только что ребята мне спели, так я сразу подросла и похорошела. Мы, растения, не любим шума и издалека слышим, когда идет добрый или злой человек. Мы запоминаем даже того человека, который обрывал с нас листочки.

Ведущий:

            Что, что ты сказала, Берёзонька? Вы, растения,

тоже чувствуете боль?

Берёза:

   Конечно, чувствуем, вот так же, как дети.

   Ребята! Возьмите, сожмите себе пальчик, сильнее, ещё сильнее. Чувствуете, вам становится всё больнее и больнее. А если нечаянно пораните его?  Вам

становится очень больно, отчего маленькие дети часто кричат, плачут. Точно так же и у растений. Стоит прикоснуться вашим рукам к листочку растения, оно сразу ощущает всё. Но эти прикосновения ощущают не только листочки, но и все части растения.

Ведущий:

   Значит, растения тоже чувствуют боль, только не могут убежать и сказать об этом?

Берёзка:

   Да! У всех растений как будто устали ноги. Они всегда находятся на одном месте. И нельзя им убежать, спрятаться, скрыться и защититься. Всё, что хотят дети, то с нами и делают: пройдёт один – сорвёт цветок; второй – сломит верхушку дерева, и оно никогда не поднимется высоко; а третий – для забавы – обломает ветки, оборвёт листья, вытопчет траву и даже ни разу не вспомнит, что

растению не только больно, но оно может погибнуть.

Ведущий:

   Успокойся, Берёзонька! Наши дети совсем не такие. Сейчас ты в этом убедишься.

Мы сегодня в лес пойдём

И берёзку ту найдём.

Берёзку нашу белую –

Красавицу несмелую.

Вот стоит Берёзонька

Посередь долинушки,

Листики увядшие,

Травушка помятая,

Сядем под Берёзоньку,

Мы взрыхлим земелюшку,

Чтоб шелковая трава

Поднялася до утра.

Берёзка:

   Спасибо ребята, за добрые дела.

   Далее ведущий предлагает детям игру «Кто быстрее поможет Берёзке». Нужно пройти по дощечкам и не помять травы. Дощечки, окружённые травой, выкладываются в два ряда. Побеждает тот, кто приходит первым и не оступится.

Берёза:

   Ребята! Когда вы будете во дворе, парке или в лесу, внимательно посмотрите на каждое растение и постарайтесь его меньше обижать. Мы от этого очень страдаем.  А теперь закройте глаза и послушайте музыку, которую я вам дарю.

   Исполняется русская народная песня «Ах ты, берёза».

5. Творческий проект «Берёза – символ Родины моей».

 

 Учащиеся вместе с родителями приготовили альбом с фотографиями, в котором рассказали о красоте скромной русской берёзки, ставшей символом России. Фотографии сопровождаются текстом:

   У каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом

Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура, символ Канады – клён. В этих символах отразилась душа народа, его история и традиции.

   Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей.

   Вот она, раскидистая кудрявая берёзка, стоит, словно нарядная красавица из русских народных сказок, в белом сарафане, с

золотистыми серёжками и нежно – зелёными клейкими листочками, до самой земли наклонив свои ветки, будто кланяясь в пояс и говоря: «Мир вам люди добрые!».

   Любят в России белую берёзу. Издревле в ней видели символ девичьей красоты, нежности, воспевали её в песнях за ту теплоту и радость, которую она дарит людям.

   Под сенью берёз создавали свои прекрасные музыкальные произведения русские композиторы: Глинка и Мусоргский, Римский – Корсаков и Чайковский. Лирической задушевностью наполнены пейзажи на полотнах русских художников: Саврасова и Куинджи, Левитана и Шишкина и многих других. Берёза всегда вдохновляла русских писателей и поэтов.

   Веками складывался образ жизни русского народа. Во время весенних праздников крестьянские девушки «завивали» берёзки, водили под ними хоровод, пели песни, закликая весну.

   Берёза стала поэтическим олицетворением России. Где бы ни был русский человек, он всегда, тоскуя о Родине, воскрешает в памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запорошенную морозным инеем стройную красавицу берёзку.

    После всех выступлений и обсуждений слово предоставляется Берёзке:

   Смотрела я ваши конспекты,

В них, дети, все ваши проекты.

Всё, что знать обо мне людям надо,

Как любить меня и беречь –

Обо всём вы вели нынче речь.

А сейчас сообщить я вам рада:

Отличившимся будет награда!

Подведение итогов, вручение дипломов и грамот.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Береза - символ Родины моей"

Этот праздник стал  итогом большой исследовательской работы учеников 4 класса  по теме "Мое любимое дерево"...

классный час "Русская береза - символ Родины моей"

Классный час  направлен на формирование гражданско - патриотической позиции детей. Форма проведения: праздник....

Сценарий защиты проекта "Березка - символ Родины моей!"

Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежн...

Береза - символ Родины моей

Мероприятие проведено на районном семинар – практикуме «Воспитательный потенциал общеобразовательного учреждения в современных условиях: формы, методы, технологии» с участием руководителя кружка "Бере...

Проект "Берёза - символ Родины моей"

Воспитателем, учениками и родителями была проведена совместная работа над проектом «Берёза-символ родины моей».Учащиеся изучили множество художественной и публицистической литературы о бер...

Праздник. Тема: "Белоствольная береза - символ Родины моей!"

Методическая разработка внекласного мероприятия....

Классный час "Берёза-символ Родины моей"

Классный  час в начальной школе "Берёза-символ Родины моей"...