окружающий мир
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Развернутое тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе по УМК Гармония
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno1.doc | 344.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование
№ урока | № п/п | Дата | Тема урока | Предметное содержание и задачи урока | Характеристика учебной деятельности учащихся | Требования к уровню подготовки учащихся | Использование нового оборудования в рамках программы ФГОС | Примечание |
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (8 ч). | ||||||||
1. | 1. | Земля – наш общий дом. | Повторить, закрепить и систематизировать знания об объектах окружающего мира, полученные в 1 и 2 классах. Продолжить развивать умения обобщать и систематизировать знания, работать с таблицами и схемами, анализировать учебный текст. Воспитывать любовь и познавательный интерес к окружающей природе, эстетические чувства. | Обобщать полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводить примеры их представителей (на местном материале). Обсуждать необходимость природоохранной деятельности людей. Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда. Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём. | Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных. Уметь называть представителей животного и растительного мира. | Учебник, рабочая тетрадь. Использование мультимедийного оборудования. | ||
2. | 2. | Разнообра-зие изменение в окружаю-щем мире. | Сформировать представление об изменениях в живой и неживой природе и в жизни людей. Развивать навыки наблюдений за изменениями в природе, умение их анализировать, находить причины и следствия наблюдений. Воспитывать уважение к созидательной деятельности человека и негативное отношение к разрушительной по отношению к природе, воспитывать стремление к изменению самого себя к лучшему. | Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Обсуждать необходимость природоохранной деятельности людей. Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей. Сравнивать по времени изменения в природе, в общественной жизни. Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда. Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём. | Знать способы изучения изменений: наблюдения, эксперимент, работа с научно-популярной литературой, анализ, нахождение причин и следствий изменений. | Учебник, рабочая тетрадь. Использование мультимедийного оборудования. | ||
3. | 3. | Времена года. | Сформировать знания о периодически повторяющихся изменениях (чередование дня и ночи, смена времен года), о календарном, астрономическом и природном начале каждого сезона, дать сведения о том был, каким был старинный календарь. Развивать умения систематически наблюдать изменения в природе, интерес к исторически знаниям. Воспитывать желание помогать людям, попавшим в беду, бережное отношение к животным. | Обобщать полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводить примеры их представителей (на местном материале). Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей. Сравнивать по времени изменения в природе, в общественной жизни. | Знать: – причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов; – старинный календарь. | Учебник, рабочая тетрадь. Использование мультимедийного оборудования. | ||
4. | 4. | Природные явления и погода. | Познакомить учащихся с понятиями «природные явления» и «погода», с разнообразием состояния неба, видами осадков, а также условными обозначениями всех этих явлений. Продолжить формирование навыка ведения дневника наблюдений за погодой, развивать наглядно-образное и логическое мышление, умение выделять существенные признаки. Воспитывать эмоциональное восприятие окружающего мира. | Обобщать полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводить примеры их представителей (на местном материале). Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей. Сравнивать по времени изменения в природе, в общественной жизни. Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда. Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём. Наблюдать атмосферные явления и фиксировать их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой. Декодировать и кодировать условные знаки погоды. | Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
5. | 5. | Необычные природные явления. | Сформировать представление о необычных природных явлениях. Развивать наблюдательность и воображение, умение добывать информацию из иллюстраций и художественных произведений. Воспитывать эстетические чувства, безопасное поведение в природе. | Обобщать полученные ранее знания о разных группах растений и животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводить примеры их представителей (на местном материале). Объяснять, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу. Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц. Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале). Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда. Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём. | Знать, какие природные явления характеризуют погоду. Уметь обозначать их условными знаками. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
6. | 6. | Температура и ее измерение. | Сформировать у учащихся понятие «температура», разъяснить относительность ощущения кожей тепла и холода, познакомить с устройством и работой жидкостного термометра, научить измерять и записывать температуру. Продолжить формирование умений работать с научным текстом, моделировать, пользоваться измерительными приборами, делать выводы по результатам простых опытов, пользоваться условными обозначениями. Развивать чувственное восприятие окружающего мира. Прививать аккуратность при работе с приборами, воспитывать интерес к экспериментальной работе. | Наблюдать атмосферные явления и фиксировать их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой. Декодировать и кодировать условные знаки погоды. Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется. Называть части термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром. Объяснять, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют. | Знать устройство и работу жидкостного термометра. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
7. | 7. | Осенние изменения в окружающем мире. Экскурсия на пришкольный участок. | Провести наблюдения состояния неба, осадков, направления и силы ветра, температуры воздуха и воды в водоеме, наблюдение изменений в жизни растений и животных осенью, сбор природного материала для творческих работ. Продолжить развитие любознательности и наблюдательности, умения анализировать, систематизировать и обобщать наблюдения за природой, выявлять причинно-следственные связи изменений в неживой и живой природе. Воспитывать бережное отношение к природе и умение видеть ее красоту, прививать навыки экологически грамотного поведения в природе. | Обсуждать необходимость природоохранной деятельности людей. Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей. Сравнивать по времени изменения в природе, в общественной жизни. Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своего учебного труда. Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём. | Уметь: – выявить осенние изменения у растений; – измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
8. | 8. | Прогноз погоды. | Обобщить знания о характеристиках погоды, показать важность прогноза погоды для жизнедеятельности человека, познакомить с некоторыми растениями и животными, которые будут подсказывать погоду. Формировать умение систематизировать знания, делать выводы по результатам наблюдений, работать со схемами. Воспитывать интерес к жизнедеятельности наших предков. | Наблюдать атмосферные явления и фиксировать их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой. Декодировать и кодировать условные знаки погоды. Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц. Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили нам наши предки (на местном материале). Объяснять, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют. | Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека. Уметь: –измерять температуру воздуха, воды; –составлять условными знаками карточку погоды | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
ОСЕННИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (4 ч). | ||||||||
9. | 1. | Осень в природе. | Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев, познакомить с осенними изменениями в неживой и живой природе. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки, продолжить развитие умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, развивать эмоциональное восприятие осенней природы. Воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. Наблюдать сезонные изменения в неживой и живой природе (осенние), характеризовать существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. Объяснять причины потепления (похолодания), изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения Солнца на небе. Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. | Знать: – какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жизни растений, животных, причины перелета птиц; – о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
10. | 2. | Осенние изменения в растительном и животном мире. | Познакомить с причинами изменения окраса листьев, объяснить явление «листопад», расширить знания детей о подготовке к зимовке разных групп животных. Развивать умение делать выводы, анализировать. Воспитывать бережное отношение к родной природе. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. Характеризовать осенние явления в жизни растений и животных, объяснять их причины. Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. | Знать: – какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жизни растений, животных, причины перелета птиц; – о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
11. | 3. | Осенняя пора в жизни людей. | Обобщить и систематизировать знания об осенних изменениях в живой и неживой природе, сформировать представление об осенних работах людей сегодня и в старину. Продолжить развитие умения работать с таблицами и схемами. Воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду, прививать заботу о сохранении чистоты и красоты школьного двора. | Характеризовать осенние явления в жизни растений и животных, объяснять их причины. Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждать жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. | Знать: – об осенних заботах человека; – обычаях и праздниках наших предков. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
12. | 4. | Обобщение по теме: «Осенние изменения в природе и жизни человека». Практическая работа №1. | Проверить прочность усвоения знаний (осенние месяцы, этапы осени, изменения в живой и неживой природе), умение пользоваться условными обозначениями характеристик погоды, работать с таблицами и схемами, обобщать наблюдения и делать по ним выводы. Проверить, сформировано ли умение аккуратно вести записи в тетрадях и дневнике наблюдений, воспитано ли бережное отношение к растениям и животным. Воспитать желание самому контролировать усвоение знаний. | Сравнивать исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, способы уборки урожая (подготовки к весенним работам), подготовки к зиме. Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными (осенними) работами и праздниками, фотографировать объекты природы в разные времена года для использования в презентациях. Рассуждать о тесной связи жизни наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок. Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др. Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах. Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Природа и люди в разные времена года». | Уметь объяснять осенние приметы. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
ТЕЛА И ВЕЩЕСТВА (4 ч). | ||||||||
13. | 1. | Тела и вещества. Три состояния вещества. | Закрепить понятие «явление» и сформировать понятия «тело», «вещество», сформировать знания о трех состояниях вещества. Продолжить формирование умений классифицировать предметы по существенным признакам, работать с таблицами. Воспитывать интерес к теоретически знаниям и исследовательской работе. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы). Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности. Составлять и читать простые схемы и таблицы. Выполнять разные типы тестовых заданий, оценивать результаты своего учебного труда. Различать понятия «тело» и «вещество», приводить примеры тел и веществ, описывать их. Сравнивать тела и вещества, находить сходства и различия, выявлять их общие и отличительные свойства. Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства. | Знать: – что такое «тело», «вещество»; – о трех состояниях вещества. Уметь классифицировать предметы по существенным признакам. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
14. | 2. | Строение вещества. | Начать формировать представление о строение вещества (о частицах-молекулах, их движении и расположении в твердых, жидких и газообразных состояниях вещества). Развивать воображение, логическое мышление. Продолжить формирование умения моделировать, делать выводы по результатам наблюдений. Воспитывать интерес к опытно-экспериментальной исследовательской деятельности. | Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности. Составлять и читать простые схемы и таблицы. Выполнять разные типы тестовых заданий, оценивать результаты своего учебного труда. Различать понятия «тело» и «вещество», приводить примеры тел и веществ, описывать их. | Уметь объяснить расположение и движение молекул в газообразном, жидком и твердом веществах | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
15. | 3. | Удивительные открытия. | Сформировать представление о простейших, бактериях и об увеличительных приборах, с помощью которых они были открыты. Развивать воображение, фантазию и познавательный интерес к тайнам природы, воспитывать убежденность в возможности познания мира, восхищение разумом и творениями рук человека. | Наблюдать и проводить простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы с использованием измерительных приборов, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке). Составлять и читать простые схемы и таблицы. Выполнять разные типы тестовых заданий, оценивать результаты своего учебного труда. | Знать: – об открытии простейших; – о клетке; – болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
16. | 4. | Как все устроено в природе. Обобщение по теме: «Тела и вещества». Практическая работа №2. | Обобщить и систематизировать знания о телах и веществах, о строении вещества, о трех состояниях вещества, о строении живых организмов. Развивать умение ориентироваться в системе полученных знаний, представлять знания о обобщенных схемах. Воспитывать желание овладевать теоретическими знаниями. | Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности. Составлять и читать простые схемы и таблицы. Выполнять разные типы тестовых заданий, оценивать результаты своего учебного труда. | Уметь: – определять состояние веществ; – ориентироваться в системе полученных знаний | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
СВОЙСТВА ВОЗДУХА, ВОДЫ И ПОЧВЫ (11 ч). | ||||||||
17. | 1. | Воздух и его состав. | Показать важность воздуха для живого. Сформировать представление о составе воздуха и его свойствах, разъяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха. Продолжить формирование навыка использования моделей, развивать умение исследовать свойства веществ экспериментальным способом. Продолжить воспитание экологически грамотного поведения в природе, в быту, в классе. | Характеризовать значение воздуха для жизни, приводить примеры их использования в жизнедеятельности людей. Приводить примеры источников загрязнения воздуха, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях. | Знать значение воздуха для жизни на Земле. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
18. | 2. | Свойства воздуха. | Сформировать представления о свойствах воздуха. Развивать умение исследовать свойства веществ экспериментальным способом. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе, в быту, в классе. | Сравнивать тела и вещества, находить сходства и различия, выявлять их общие и отличительные свойства. Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства. Характеризовать значение воздуха для жизни, приводить примеры их использования в жизнедеятельности людей. Характеризовать (на основе опытов) свойства воздуха и сравнивать их. Приводить примеры источников загрязнения воздуха, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях. | Знать отличие «сухого», «влажного», «целебного» воздуха. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
19. | 3. | Движение воздуха. | Сформировать понятия «воздушный поток» и «ветер». Познакомить с тем, как люди в старину использовали потоки воздуха и ветра. Продолжить формирование навыка обобщать и систематизировать полученные знания. Воспитывать сознательное отношение к сохранению чистоты воздуха, грамотное, безопасное поведение во время протекания разных природных явлений. | Характеризовать значение воздуха, приводить примеры их использования в жизнедеятельности людей. Приводить примеры источников загрязнения воздуха доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях. Характеризовать (на основе опытов) свойства воздуха. | Знать: – что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения; – об использовании силы ветра человеком. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
20. | 4. | Вода и ее свойства. | Закрепить осознание особой важности воды для всего живого на Земле, повторить материал о разнообразии видов водоемов и источников питьевой воды, правила безопасного поведения на берегах водоемов, познакомить учащихся со старинными приспособлениями для водоснабжения, сформировать знания основных физических и химических свойств воды. Продолжить развитие навыков экспериментального исследования свойств веществ, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы. Воспитывать бережное отношение к воде, ее экономное расходование. | Характеризовать значение воды для жизни, приводить примеры их использования в жизнедеятельности людей. Характеризовать (на основе опытов) свойства воды и сравнивать их. Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы. Называть три состояния воды, процессы её перехода из одного состояния в другое, описывать условия, при которых эти процессы происходят. Объяснять, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе. | Знать: – о значении воды на Земле; – об источниках питьевой воды. Знать свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
21. | 5. | Очистка воды. | Сформировать знания о важном свойстве воды – способности растворять некоторые вещества, познакомить с методами очистки воды в городе и в быту. Продолжить формирование экспериментальных умений, развивать умения моделировать, работать со схемами. Воспитывать правила экологически грамотного поведения в природе и в быту. | Характеризовать значение воды для жизни, приводить примеры их использования в жизнедеятельности людей. Приводить примеры источников загрязнения воды доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях. Составлять и читать простые схемы и таблицы. Выполнять разные типы тестовых заданий, оценивать результаты своего учебного труда. | Знать: – способы очистки воды в быту и в промышленности; – фильтрование | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
22. | 6. | Превращения воды. | Закрепить знания о трех состояниях вещества. Дать представление о процессах испарения, конденсации, замерзания и таяния воды, показать связь этих процессов с сезонными изменениями в природе. Продолжить развитие наглядно-образного и логического мышления, воображения и творческих способностей учащихся, умения проводить опыты и делать выводы по их результатам. Продолжить воспитание экологически грамотного поведения в природе, осознанного отношения к сохранению чистоты водных ресурсов на планете. | Характеризовать (на основе опытов) свойства воды и сравнивать их. Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы. Называть три состояния воды, процессы её перехода из одного состояния в другое, описывать условия, при которых эти процессы происходят. Объяснять, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе. | Знать, как образуются туман, иней, роса. Уметь отличать три состояния воды в природе. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
23. | 7. | Кругово-рот воды в природе. | Сформировать представление о круговороте воды в природе, обобщить и систематизировать знания о воде. Развивать умение моделировать природные процессы, продолжить формирование экологического мышления. Формировать у учеников понимание необходимости сохранения чистоты воздуха, воды и почвы всеми людьми планеты. | Характеризовать (на основе опытов) свойства воды и сравнивать их. Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы. Называть три состояния воды, процессы её перехода из одного состояния в другое, описывать условия, при которых эти процессы происходят. Объяснять, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе. | Знать принцип круговорота воды в природе. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
24. | 8. | Почва и ее свойства. | Сформировать представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Продолжить формирование умений работать с научным текстом и схемами, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов. Воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе. | Характеризовать значение почвы для жизни, приводить примеры их использования в жизнедеятельности людей. Характеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого. Наблюдать и проводить простые опыты по изучению свойств почвы с использованием измерительных приборов, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке). | Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
25. | 9. | Обитатели почвы. | Сформировать знания о живущих в почве животных и значении почвы для них и растений, показать их взаимосвязи, сформировать представление о круговороте органических и минеральных веществ в почве. Продолжить развивать умение устанавливать взаимосвязи между живыми и неживыми объектами природы, умение выделять в тексте главное, составлять план ответа, развивать воображение и творческие способности. Воспитывать бережное отношение к почве и ее обитателям. | Характеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого. Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др. | Знать: – правила гигиены при работе с почвой; – понятие «круговорот веществ в почве». Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
26. | 10. | Почва- кормилица. | Сформировать представление о культуре обработки почвы, о возможных разрушениях почвы, познакомить со старинными способами обработки земли и сохранения ее плодородия. Продолжить развитие экологического и исторического мышления, развивать умение работать с текстом. Воспитывать уважение к труду земледельцев, желание сохранять чистоту и плодородие почвы. | Сравнивать старинные и современные способы возделывания почвы и сохранения её плодородия. Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др. Собирать краеведческий материал о способах возделывания почвы в старину, фотографировать старинные объекты (колодцы, ветряные и водяные мельницы, водонапорные башни) для использования в презентациях. | Знать способы сохранения плодородия почвы. Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
27. | 11. | Обобщение по теме: «Свойства воздуха, воды, почвы». Практическая работа №3. | Проверить начальные знания о строении вещества, о свойствах воздуха, воды и почвы, о процессах превращения воды, знание правил экологически грамотного поведения в быту, в природе. Проверить развитие умений работать с таблицами, схемами, дидактическими рисунками. Проверить воспитание воли, желание подводить итоги своей учебной деятельности, осознание важности и ответственности получения знаний о взаимодействии человека и природы, понимания важности бережного отношения к воде, воздуху, почве. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы). Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности. Наблюдать и проводить простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы с использованием измерительных приборов, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке). Составлять и читать простые схемы и таблицы. Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др. Собирать краеведческий материал о примерах использования воздуха, воды, способах возделывания почвы в старину, фотографировать старинные объекты (колодцы, ветряные и водяные мельницы, водонапорные башни) для использования в презентациях. | Знать правила экономически грамотного поведения в природе, быту. Уметь называть источники загрязнения воздуха, воды, почвы. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
ЗИМНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ИДЕТ ВОЛШЕБНИКА ЗИМА (6 ч). | ||||||||
28. | 1. | Зимние явления в природе (экскурсия по городу, в парк). | Выявить источники загрязнения воздуха, воды, почвы. Наблюдать зимние я Воспитывать желание сохранять чистоту и плодородие почвы. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. Наблюдать сезонные изменения в неживой и живой природе (зимние), характеризовать существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. Объяснять причины похолодания, изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения Солнца на небе. | Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. Уметь объяснять образование снежинок, изморози. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
29. | 2. | Зимние явления. | Сформировать знания о зимнем сезоне, зимних явлениях. Сравнить физические свойства снега и льда, продолжить развитие любознательности, наблюдательности, экспериментальных умений. Продолжить воспитание эстетических чувств, безопасного поведения в зимнее время. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. Характеризовать зимние явления в жизни растений и животных, объяснять их причины. Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. | Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. Уметь объяснять образование снежинок, изморози. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
30. | 3. | Растения зимой. | Закрепить знания о зимних явлениях в неживой природе, сравнить свойства снега и льда, сформировать знания о зимнем периоде жизни деревьев, кустарников, трав. Продолжить развитие экспериментальных навыков, умения устанавливать причины и следствия природных явлений, развивать наблюдательность, творческие способности. Воспитывать эмоциональное восприятие природы и эстетические чувства, бережное отношение к растениям. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. Характеризовать зимние явления в жизни растений, объяснять их причины. Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. | Знать значение снегового покрова для растения. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
31. | 4. | Зима в жизни животных. | Повторить классификацию животных (дикие и домашние), познакомить учащихся с жизнью домашних и разных групп диких животных в зимнее время года. Продолжить развитие умений работать с научно-популярным текстом, развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием неживой природы и жизнью животных. Продолжить воспитание бережного отношения к животным, интереса к чтению дополнительной литературы о жизни животных. | Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. Характеризовать зимние явления в жизни животных, объяснять их причины. Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. | Знать о зимовке разных групп животных. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
32. | 5. | Зима в жизни наших предков. | Сформировать представление о занятиях, обычаях, праздниках наших предков в зимнее время. Развивать воображение, историческое мышление. Воспитывать уважение к делам наших предков и старинные обычаи. | Характеризовать зимние явления в жизни растений и животных, объяснять их причины. Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждать жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. | Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
33. | 6. | Январь – зиме середина. | Закрепить знания учащихся о зимних явлениях в природе, актуализировать знания особенностей жизнедеятельности человека в зимний период. Продолжить развивать умения вести фенологические наблюдения, экологическое мышление. Воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. Наблюдать сезонные изменения в неживой и живой природе (зимние), характеризовать существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Уметь объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (11 ч). | ||||||||
34. | 1. | Организм человека. | Сформировать у учащихся понятия: здоровье, здоровый образ жизни, организм, орган, система органов, внутренние органы. Познакомить (на уровне представлений) с разнообразием клеток в организм человека. Продолжить развитие умений работать с учебным текстом, продолжить формирование умения работать с плоскостными моделями, схемами, диаграммами. Воспитывать сознательное отношение к изучению своего организма. | Характеризовать науки, изучающие организм человека и его здоровье. Объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения. Объяснять сходства и различия между человеком и другими млекопитающими. Называть части тела человека, его внешние и внутренние органы, системы органов. Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле. | Знать: – науки, изучающие организм человека; – основные внутренние органы человека. Уметь объяснять рождение и развитие ребенка. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
35. | 2. | Надежная опора и защита. | Сформировать представления о скелете человека, работе суставов. Обратить внимание учащихся на правильную осанку при сидении, стоянии, ходьбе. Дать советы по оказанию первой помощи при травмах костей. Продолжить формирование умения моделировать объект из его частей. Воспитывать бережное отношение к своему организм. | Характеризовать науки, изучающие организм человека и его здоровье. Объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения. | Иметь представление о скелете человека, работе суставов. Знать свойства костей. Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
36. | 3. | Мышцы и их значение. | Сформировать знания учащихся о разнообразии мышц, механизме их работы. Продолжить развитие навыков работы с учебным текстом, со схемами. Воспитывать интерес к изучению своего организма, его совершенствованию, прививать гигиенические навыки по уходу за своим организмом. | Характеризовать науки, изучающие организм человека и его здоровье. Объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни, характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения. Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле. | Знать: – назначение мышц, разнообразие; – сухожилия; – работа мышц, их тренировка, состояние усталости. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
37. | 4. | Органы дыхания. | Сформировать знания об органах дыхания и их функциях, дать представление о правильном механизме дыхания, предупредить о вреде курения. Продолжить формирование навыка сопоставления схематического рисунка и его описания в учебном тексте, развивать воображение, умение находить аналогии. Воспитывать бережное отношение к органам дыхания, негативное отношение к курению. | Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: дыхательной Проводить самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств. Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. | Знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
38. | 5. | Питание и органы пищеварения. | Составить представление о компонентах пищи и их значении для здоровья человека, сформировать знания о составе пищеварительной системы, о механизмах обработки пищи, о возможных заболеваниях органов пищеварения. Продолжить формирование умений ставить вопросы к прочитанному тексту, работать со схемами, развивать воображение и фантазию. Воспитывать разумное отношение к правильному питанию, чистоплотность, прививать гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения. | Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Называть вещества, входящие в состав пищи, объяснять значение белков, минеральных солей, жиров и углеводов, витаминов для роста, развития, здоровья организма, составлять сбалансированное меню. Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. | Знать: – органы пищеварения, их роль в организме; – состав пищи – белки, жиры, углеводы. Уметь: – рассуждать о важности ухода за зубами; – разумно относиться к правильному питанию; – соблюдать чисто- плотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
39. | 6. | Кровь и кровообращение. | Познакомить учащихся с составом крови и ее функциями в организме, сформировать представление о системе кровообращения. Продолжить формирование навыков работы с текстом, с условными рисунками и схемами. Развивать воображение. Воспитывать бережное отношение к сердцу, прививать навыки здорового образа жизни. | Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: кровеносной. Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. | Знать: – основные функции крови, ее состав; – навыки здорового образа жизни; – как беречь и развивать сердце. Уметь: – называть органы кровообращения, их функции; – измерять пульс. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
40. | 7. | Органы очистки организма. | Сформировать знания учащихся о выделительной системе организма. Дать представление о механизме ее работы. Обратить внимание на гигиенические правила ухода за органами выделительной системы. Развивать логическое мышление, умение систематизировать и обобщать знания. Воспитывать чистоплотность, прививать гигиенические навыки по уходу за органами выделения. | Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: выделительной. Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. | Знать, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
41. | 8. | Органы чувств. | Сформировать знания о органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире, о механизме их работы. Продолжить формирование умения соотносить вербальную информацию со схематически рисунком, анализировать учебный текст и составлять к нему план ответа. Воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к своим органам чувств, прививать навыки соблюдения правил личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. | Знать: – органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; – их работа и функции в организме. Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
42. | 9. | Нервная система и ее роль в организме. | Сформулировать представление о нервной системе человека, о механизме работы головного мозга, о различных видах памяти и их значении для учебы. Продолжить развивать словесно-логическую, наглядно-образную, слуховую, моторную память. Продолжить развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать учебную информацию. Воспитывать желание соблюдать здоровой нервную систему, сознательное отношение к условиям, которые мы создаем для окружающих нас людей, воспитать интерес к саморазвитию, желание развивать свою память. | Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы. Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. | Знать: – значение нервной системы и ее органов в организме; – что такое память, ее виды и развитие Уметь: – объяснить значение сна, режима дня; – аргументировать понятие «здоровая нервная система»; – развивать свою память, объяснять ее значение для учебы. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
43. | 10. | Как лечились наши предки. | Обобщить и систематизировать знания об организме человека, познакомить учащихся с опытом наших предков по сохранению здоровья. Продолжить развитие умения систематизировать учебную информацию в схеме. Воспитывать уважительное отношение к опыту наших предков и желание следовать им. | Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра, и др.). Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. | Знать, какими способами лечились наши предки. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
44. | 11. | Обобщение по теме: «Человек и его здоровье». | Обобщить и систематизировать знания учащихся об организме человека. Развивать умения систематизировать учебную информацию в схемах. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека с целью определения правил поведения в природе и обществе. Моделировать в ходе практической работы (совместно с школьным врачом или медсестрой) ситуации по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов. | Уметь систематизировать учебную информацию в схеме. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ (10 ч). | ||||||||
45. | 1. | Весна в неживой природе. | Обобщить наблюдения учащихся о зимнем сезоне и сформировать знания о весенних явлениях в неживой и живой природе. Продолжить развивать умения выявлять связи между состоянием неживой природы и изменениями в живой природе, развивать эстетические чувства, наблюдательность, познавательный интерес, логическое мышление, умение систематизировать и обобщать знания, умения находить в художественном тексте основные признаки природных явлений. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. Наблюдать сезонные изменения в неживой и живой природе (весенние), характеризовать существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. Объяснять причины потепления, изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения Солнца на небе. | Знать первые признаки весны в неживой природе. Уметь: – выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе; – находить в художественном тексте основные признаки природных явлений; – соблюдать экологически грамотное поведение. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
46. | 2. | Старин-ные обычая проводов зимы и встречи весны. Практическая работа №4. | Познакомить со старинными обычаями проводов зимы и встречи весны. Продолжить воспитание экологически грамотного поведения в природе, воспитывать интерес к традициям наших предков, уважительное отношение к старинным обычаям. | Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными (весенними) работами и праздниками, фотографировать объекты природы в разные времена года для использования в презентациях. Рассуждать о тесной связи жизни наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок. | Знать первые признаки весны в неживой природе. Уметь: – выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе; – находить в художественном тексте основные признаки природных явлений; | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
47. | 3. | Размножение животных. | Сформировать представления о жизненных циклах разных групп животных: млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных и пресмыкающихся. Обратить внимание на важность этих знаний для сохранения видового разнообразия животных в природе, познакомить с некоторыми экологически безопасными способами борьбы с вредителями будущего урожая. Развивать умение прослеживать последовательность развития живых организмов, предлагать варианты решения экологических проблем. Продолжить воспитание экологически правильного поведения в природе и в быту. | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей, сравнивать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей, характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни и развития разных групп животных. Называть стадии развития разных групп животных, прослеживать и сравнивать (по рисункам-схемам) стадии развития птиц, насекомых, земноводных и рыб. | Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве. Уметь: – прослеживать последовательность развития живых организмов; – предлагать варианты решения экологических проблем. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
48. | 4. | Размножение рыб и земноводных. | Сформировать представление о жизненных циклах рыб и земноводных. Развивать умение прослеживать последовательность развития рыб и земноводных. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе. | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей, сравнивать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей, характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни и развития разных групп животных. Называть стадии развития разных групп животных, прослеживать и сравнивать (по рисункам-схемам) стадии развития земноводных и рыб. | Уметь: – прослеживать последовательность развития рыб и земноводных; – находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
49. | 5. | Чудесные превращения. | Сформировать представления о жизненных циклах насекомых. Развивать умение прослеживать последовательность развития насекомых. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе. | Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей, сравнивать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей, характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни и развития разных групп животных. Называть стадии развития разных групп животных, прослеживать и сравнивать (по рисункам-схемам) стадии насекомых, | Знать: – стадии развития насекомых; – способы борьбы с вредителями культурных растений. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
50. | 6. | Растения – живой организм. | Обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), выявить условия, необходимые для жизни растений, дать представление о растений как живом организме. Продолжить развитие умения выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений. Продолжить воспитание бережного отношения к растениям. | Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей, характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений, приводить примеры разных групп растений, называть их существенные признаки, различать хвойные и цветковые растения, выделять их отличительные признаки (по иллюстрациям и на примере своей местности). | Знать: – разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.); – органы цветкового растения. Уметь: – выделять существенные признаки; – устанавливать причины и следствия природных явлений. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
51. | 7. | Развитие цветкового растения. | Сформировать представления о строении семян цветковых растений и их развитии, о корневых системах и их значении для растений, продолжить развивать умения учащихся наблюдать за жизнью растений и проводить экспериментальные исследования. Продолжить воспитание бережного и экологически грамотного отношения к растениям, интереса к исследовательской работе, желания самому выращивать растения и наблюдать за ходом их развития. | Различать органы цветкового растения, сравнивать их внешний вид и особенности строения (по иллюстрациям и гербариям). Наблюдать демонстрационные опыты по выявлению состава семян, самостоятельно опытным путём определять условия, необходимые для прорастания семени (фасоли, гороха, кабачка или другого растения). Характеризовать способы размножения растений, описывать последовательность развития цветкового растения из семени (по рисунку-схеме). Прослеживать (опытным путём) развитие растения из семени, выращивать растения в группе (из семян, стеблевых черенков, листа). Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки, плакаты. Составлять тематический словарь понятий с объяснением их значения.. | Знать функции корня и стебля. Уметь отличать разные виды корневой системы. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
52. | 8. | Стебли и листья растений. | Сформировать представления о побеге, о разнообразии почек и их расположении на стебле, о строении листьев, об основных функциях стебля и листьев. Продолжить развивать воображение, умение моделировать невидимые природные процессы. Воспитывать интерес к исследовательской и экспериментальной работе. Продолжить воспитание бережного отношения к растениям. | Различать органы цветкового растения, сравнивать их внешний вид и особенности строения (по иллюстрациям и гербариям). Наблюдать демонстрационные опыты по выявлению состава семян, самостоятельно опытным путём определять условия, необходимые для прорастания семени (фасоли, гороха, кабачка или другого растения). Характеризовать способы размножения растений, описывать последовательность развития цветкового растения из семени (по рисунку-схеме). Прослеживать (опытным путём) развитие растения из семени, выращивать растения в группе (из семян, стеблевых черенков, листа). | Знать функции корня и стебля. Уметь отличать разные виды корневой системы. Знать разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Уметь моделировать невидимые природные процессы. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
53. | 9. | Размножение растений. | Сформировать представление о способах размножения растений и распространения семян. Продолжить развивать умения выявлять взаимосвязи между растениями и животными, моделировать целостный объект из его частей, развивать воображение, эмоциональное восприятие природы. | Наблюдать демонстрационные опыты по выявлению состава семян, самостоятельно опытным путём определять условия, необходимые для прорастания семени (фасоли, гороха, кабачка или другого растения). Характеризовать способы размножения растений, описывать последовательность развития цветкового растения из семени (по рисунку-схеме). Прослеживать (опытным путём) развитие растения из семени, выращивать растения в группе (из семян, стеблевых черенков, листа). | Знать: – строение цветка, значение опыления; – цикл цветкового растения от семени до семени. Уметь ориентироваться в разнообразии цветков и плодов. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
54. | 10. | Растение – единый организм. Обобщение по теме: «Навстречу весне». Практическая работа №5. | Сформировать представления о жизненном цикле цветкового растения, показать, что все органы важны для растения и взаимосвязаны между собой. Продолжить развивать умение прослеживать цикличность и последовательность событий, делать обобщающие выводы. Аргументировать свои предложения. Продолжить воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к растениям. | Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки, плакаты. Составлять тематический словарь понятий с объяснением их значения.. Готовить устные или письменные сообщения по заданной (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстраций простых опытов. Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | Знать: – разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.); – органы цветкового растения. Уметь: – выделять существенные признаки; – устанавливать причины и следствия природных явлений. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
ВЕСНА – УТРО ГОДА (3 ч). | ||||||||
55. | 1. | Весенние изменения в живой и неживой природе. | Обобщить наблюдения учащихся за весенними изменениями в неживой и живой природе. Развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями, продолжить развитие умений обобщать и систематизировать знания, анализировать дидактический рисунок и иллюстрацию. Воспитывать экологически грамотное и безопасное поведение в природе, продолжить нравственное и эстетическое воспитание учащихся. | Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года. Наблюдать сезонные изменения в неживой и живой природе (весенние), характеризовать существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок. Объяснять причины потепления изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения Солнца на небе. Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. | Знать: – приметы весны к началу цветения (апрель, май); – о цветах-первоцветах. Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
56. | 2. | Весенние изменения в природе. | Обобщить наблюдения учащихся за весенними изменениями в неживой и живой природе. Развивать интерес к наблюдениям за природными явлениями. Воспитывать грамотное и безопасное поведение в природе, бережное отношение к природе. | Объяснять причины потепления изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения Солнца на небе. Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой. Характеризовать весенние явления в жизни растений и животных, объяснять их причины. Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. | Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
57. | 3. | Весна в жизни людей. | Обобщить наблюдения за весенними заботами людей и сравнивать их с занятиями и обычаями наших предков. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, выделять главное. Воспитывать уважительное отношение к труду земледельцев, желание помогать старшим. | Характеризовать весенние явления в жизни растений и животных, объяснять их причины. Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы. Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждать жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу. | Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
ИЗМЕНЕНИЯ БЫТА И КУЛЬТУРЫ НАШИХ ПРЕДКОВ (11 ч). | ||||||||
58. | 1. | Что и как изучает история. | Закрепить понятия: предки, прошлое, настоящее, будущее, наука история, археология, исторический и краеведческий музеи. Сформировать новые понятия: исторически источники и их виды, археологические раскопки. Показать, что можно узнать из исторических источников, анализируя слова родного языка. Развивать интерес к познанию прошлого своих предков, умения видеть в настоящем опыт предыдущих поколений. Воспитывать уважительное отношение к наследию предков. | Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом. Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись, во что веровали. | Знать: – что и как изучает история, ее значение; – способы познания прошлого; – о быте и культуре своего народа; – понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки». Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
59. | 2. | Природа в жизни наших предков. | Сформировать представление о том, как зависела жизнь наших предков от природных явлений, как наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя. Развивать воображение, творческие способности, умение выделять главное в учебном тексте. Воспитывать уважительное отношение к верованиям и обычаям разных народов. | Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом. Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись, во что веровали. | Знать: – чем занимались наши предки, как они осваивали природу; – обычаи и традиции предков. Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
60. | 3. | Уклад жизни на Руси. | Закрепить введенные ранее понятия: семья, поколение, предки, родословная, родственник, родной язык, родной край, Родина. Сформировать представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью. Познакомить с разнообразием их жилищ, показать зависимость устройства жилища от природных условий. Воспитывать уважение к старине, желание следовать нравственным принципам наших предков. | Обсуждать взаимоотношения в старинной семье, отношение к старшим и младшим членам семьи, дела и заботы своих сверстников в давние времена и сравнивать с занятиями современных детей. | Знать: – значение семьи, родовой общины, племени; – виды жилищ наших предков. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
61. | 4. | Жизнь на селе в старину. | Сформировать представление о старинном быте сельских жителей (крестьян и их детей). Развивать воображение и творческие способности. Воспитывать уважительное отношение к крестьянскому труду, к старшим в семье, желание быть помощниками в семейных трудах и заботах, следовать нравственным принципам своих предков. | Собирать краеведческий материал о старинных жилищах, быте и культуре народов, населяющих село, находить сведения о возникновении села, происхождении его названия, герба, названий улиц. Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра села, доказывать необходимость охраны исторических памятников. Описывать основные элементы герба своего города, рассказывать о его достопримечательностях, исторических и культурных памятниках. Сравнивать устройство старинной избы и утвари с современными домами, квартирами, предметами быта. Сопоставлять исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян. | Знать: – как жили в старину на селе; – о старинном быте сельских жителей. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
62. | 5. | Старинные города. | Сформировать представление о старинном городе и способах его защиты, о старинных городских постройках. Сформировать понятие «исторических центр», показать его значение и необходимость сохранения старинных построек и памятников. Развивать умение добывать информацию из иллюстраций и текста. Воспитывать бережное отношение к культурному наследию наших предков, желание сохранять памятники старины. | Собирать краеведческий материал о старинных жилищах, быте и культуре народов, населяющих родной город , находить сведения о возникновении родного города, происхождении его названия, герба, названий улиц. Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города, доказывать необходимость охраны исторических памятников. Описывать основные элементы герба своего города, рассказывать о его достопримечательностях, исторических и культурных памятниках. | Знать: – строение старинных поселений, их виды; – значение исторического центра современного города, важность его сохранения. Уметь: – добывать информацию из иллюстраций и текста; – охранять памятники старины. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
63. | 6. | Занятия горожан в старину. | Сформировать понятия «ремесло», «ремесленники», познакомить со старинными профессиями: кузнец, гончар, плотник, стеклодув. Развивать умение добывать информацию из иллюстраций текста. Развивать творческие способности, эстетический вкус. | Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города (села), доказывать необходимость охраны исторических памятников. Называть старинные ремёсла, изделия ремесленников (по иллюстрациям или реальным предметам). Сравнивать старинную и современную одежду, школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников и способы их изготовления. | Знать: – чем занимались горожане в старину; – старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); – виды художественной росписи предметов быта. Уметь: – добывать информацию из иллюстраций и текста; – приобщиться к старинному ремеслу. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
64. | 7. | Торговое дело на Руси. | Познакомить с историей возникновения торговли и денег на Руси. Сформировать понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Развивать коммуникативные способности, умение анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывать уважительное отношение к профессии продавца, бережливость, сознательное отношение к бюджету семьи, бережное отношение к природным богатствам родного края. | Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом. Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись, во что веровали. Собирать краеведческий материал о старинных жилищах, быте и культуре народов, населяющих родной город (село), находить сведения о возникновении родного города (села), происхождении его названия, герба, названий улиц. | Знать: – чем занимались купцы в старину; – появление денег; – историю возникновения торговли и денег на Руси; – понятия «меновая торговля», «купец», «монета». Уметь: – анализировать, сравнивать, обобщать; – сознательно и бережно относиться к бюджету семьи, к природным богатствам родного края. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
65. | 8. | Одежда наших предков. | Закрепить понятия «исторические источник», «крестьянин», «ремесленник». Сформировать понятие о домотканой одежде, об элементах одежды. Развивать эстетический вкус, творческие способности. Воспитывать аккуратность, скромность в одежде. | Формирование понятий «исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде, об элементах одежды, о функциональном назначении повседневной и праздничной одежды Ознакомление с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных. | Знать, как одевались наши предки в разные времена. | Использование мультимедийного оборудования. Учебник, рабочая тетрадь. | ||
66. | 9. | Учение на Руси. | Сформировать представление о старинных школьных принадлежностях, учебниках, одежде. Развивать любознательность, воображение, логическое мышление. Воспитывать прилежность в учебе. | Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов (элементы одежды, предметы быта, игрушки, макеты памятников архитектуры и др. | Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму. | Учебник, рабочая тетрадь. | ||
67. | 10. | Обобщающий урок по теме: «Изменения быта и культуры наших предков». | Обобщить знания учащихся о быте и культуре наших предков. Развивать память, логическое мышление. Воспитывать интерес к изучению истории. | Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках родного города, о ремесленниках и их изделиях, о старинных и современных монетах и др.) на основе учебника и дополнительной информации, подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы. Находить и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др. | Уметь: – выполнять самостоятельные задания; – участвовать в играх, театрализациях, конкурсах. | Использование мультимедийного оборудования. | ||
68. | 11. | Экскурсия по городу. | Познакомить учащихся с историей родного края, которая отражена в старинных постройках, в исторических достопримечательностях. Развивать память, внимание, наблюдательность. Воспитать любовь к родному краю. | Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках родного города,, о ремесленниках и их изделиях, о старинных и современных монетах и др.) на основе учебника и дополнительной информации, подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы. Находить и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др. | Уметь: – выполнять самостоятельные задания; – участвовать в играх, театрализациях, конкурсах. | Учебник, рабочая тетрадь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по экологии для начальной школы "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!
Сценарий мероприятия для 3-4 классов экологической направленности....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЧЕЛОВЕКА. Урок ОБЖ во 2 классе
Задачиурока:1. Показать, какиеопасностимогутвозникнутьвповседневнойжизни(проблемызагрязненияокружающейсреды, деревоводворе, дорога, окно, лестница, розеткаит. д.)2....
тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс
тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...
Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса
Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....
Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова
Презентация по окружающему миру разработан на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки" Программа "Гармония"...
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Упражнений по формированию исследовательских умений и навыков в рамках предмета «Окружающий мир» к УМК «Мы и окружающий мир» (2 класс) Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова (Дидактическое пособие)
Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком...