Что у нас под ногами?
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Копышенко Евгения Владимировна

Данный урок позволяет развивать умение у учащихся соотносить увиденное в природе с материалом урока, развивает умение классифицировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_u_nas_pod_nogami.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Окружающий мир» в 1-м классе.

Тема: Что у нас под ногами? Цели урока:

  1. познакомить учеников с гранитом, известняком, кремнем;
  2. закреплять представление о форме, размере и цвете предметов.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: атлас-определитель, схемы созвездий, лупы, камешки, коллекции «Гранит» и «Известняк».

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение пройденного материала
  1. Отгадайте загадку.

Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят?

(Созвездие Большая Медведица)

Что вы запомнили об этом созвездии? Учитель прикрепляет на доску схемы созвездий.

  1. Найдите среди этих созвездий Большую Медведицу. Что ещё можно увидеть над головой?
  1. Сообщение темы урока
  1. На прошлом уроке вместе с Муравьем и Черепахой мы узнали о том, что у нас над головой. Муравей Вопросик задаёт нам следующий вопрос. Прочитайте его на странице 8 учебника. {Чтоу нас под ногами?) На этот вопрос мы сегодня будем отвечать.
  1. Работа по теме урока
  1. Во время прогулки мы с вами собрали много всяких камешков. Разложите их на партах, рассмотрите внимательно. Одинаковые у вас камешки или они чем-то отличаются друг от друга?

Разложите камешки группами, разделив их по форме, размеру и цвету. Посмотрите на первую группу нарисованных камней. Какой они формы? (Круглые, прямоугольные, четырёхугольные)

Выберите из ваших камешков образцы, похожие по форме и положите их сверху на рисунки.

На какие размеры разделены камни? (Маленькие, средние, большие) Распределите ваши камешки на группы в соответствии с их размерами.

Какого цвета собранные вами камни? Если у вас есть камешки таких цветов, как изображены в учебнике, положите их сверху рисунков в третьей полоске.

Выполнение всех действий учащихся учитель контролирует, проходя по рядам.

  1. Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни. Уже первобытные люди использовали их. Из камня делали орудия труда, оружие, украшения.

Присматриваясь к тому, что их окружает, люди заметили, что некоторые камни очень прочные и из них можно строить. Другие, расплавляясь, меняют форму и из них можно что-то сделать. Со временем был найден камень, с помощью которого можно было разводить огонь.

С некоторыми камнями мы сегодня познакомимся.

Рассмотрите рисунок в верхней части страницы 9. Кого вы видите? Что люди делают? С помощью чего мужчина пытается развести огонь?

В руках мужчины два камня. Ударяя один о другой, он высекал искры. Под рисунком даны фотографии трёх камней. Прочитайте их названия. Может быть, кто-то из вас слышал, какой из этих камней помогал древним людям разводить огонь.

Речь идёт о кремне. Что это за камень? Прочитаем о нём в атласе- определителе.

Дети открывают атласы на страницах: 8-9, рассматривают иллюстрации. Учитель читает текст о кремне.

  1. Чтобы познакомиться со следующими горными породами, вам надо разделиться на группы.

Дети рассаживаются. Учитель в это время раздаёт лупы и коллекции «Гранит» и «Известняк».

  1. Возьмите в руки коробки с надписью «Известняк». Рассмотрите образцы. Какого они цвета? (Белого, серого, жёлтого)

Известняк часто встречается в природе. Из него могут быть сложены целые горы, или он может залегать глубоко в земле мощными толстыми слоями.

С давних пор люди получали из известняка известь, известковые растворы, строительные камни. Дома и стены часто делали из этого камня. Существует выражение «Москва белокаменная». Многие здания в старой Москве были построены из известняка.

Учитель демонстрирует репродукцию картины «Москва белокаменная».

  1. Сейчас из особых сортов известняка делают цемент, бетон, железобетон, которые используются в современном строительстве.

В обычном известняке остатки организмов, из которых он состоит, не видны. Но у вас в коробках есть образец под названием известняк- ракушечник. Рассмотрите его. Найдите раковинки, из которых он состоит. Благодаря этим ракушкам известняк-ракушечник не спутаешь с его другими родственниками. Найдите этих «родственников» в коробках. Прочитайте названия. (Мел,мрамор)

Мел - это разновидность известняка. Мрамор - видоизменённый известняк. Он бывает белым, серым, розовым. Мрамором отделывают стены вокзалов, метро, ступени лестниц.

Мы с вами познакомились с семьёй известняка. Какой камень у нас остался?

Положите перед собой коробки с надписью «Гранит».

Гранит известен людям очень давно - это крепкий и красивый камень. Залегает он в глубине земли и на её поверхности. Из него могут быть целые горы.

«Гранит» - название нерусское и переводится как «зернистый». Чтобы понять, почему этот камень так назвали, рассмотрим его. Возьмите лупы, поднесите их к камням. Что вы видите?

В состав гранита входят маленькие зёрнышки. Чёрные - это слюда; мелкие зёрна, похожие на стекло, белого или дымчатого цвета - кварц; розовая или серая часть - полевой шпат. Шпат придаёт граниту цвет и соответственно гранит бывает красный или серый. Слюда, кварц и шпат - составные части гранита.

Дети рассматривают образцы этих минералов.

  1. Прочитайте первый вопрос, который задаёт вам Мудрая Черепаха.

Где именно можно увидеть гранит?

Из этого камня делают памятники, стены в метро, ступени на лестницах. Ещё гранит используют при строительстве мостов, зданий, дорог. Это очень прочный камень, поэтому люди часто делают из него вещи, которые должны быть прочными и долговечными.

Рассмотрите камешки, которые вы принесли на урок. Есть ли среди них гранит? Если есть, то положите их на иллюстрацию гранита в учебнике. 5. Итог урока

- Как мы можем ответить на вопрос Муравья о том, что у нас под ногами? С какими горными породами вы познакомились на уроке? Что о них запомнили?

Дети выполняют задание №2 на странице 4 в рабочей тетради.