Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Казакова Майя Геннадиевна

Рабочая  программа  по  УМК  "Начальная  школа  21  века"  под  ред. Н.Ф.Виноградовой,  по  ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

                             средняя  общеобразовательная  школа  №1

                              города  Петровска  Саратовской  области

«Принято»

Руководитель МО

________ /Нагубникова Н.В./

               ФИО

Протокол № ___ от «_____»

_________________20 ___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ № 1»

___________/Мокрецова Н.Н. /

                    ФИО

 «_____»______________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 1»

_____________/Саранцева Л.В./

                 ФИО

Приказ № _______

от «____»_____________ 20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Казаковой  Майи  Геннадиевны,

учителя  начальных  классов,

высшей  квалификационной  категории

Ф.И.О., категория

по  предмету  «Окружающий  мир» (2 класс)

Предмет, класс и т.п.

Принято  на заседании

педагогического совета

протокол от _______20 __ г.

№ ______

2012 - 2013 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных  стандартов второго поколения и  программы УМК  «Начальная  школа XXI века»  (автор  Н.Ф.Виноградова. М.: Вентана-Граф, 2011)  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой. Учебно – методический  комплект  допущен  Министерством  образования  РФ  и  соответствует  федеральному компоненту  государственных  образовательных  стандартов  начального  общего  образования.  /Сборник  программ  к  комплекту  учебников  «Начальная  школа  XXI  века»  -М. :  Вентана – Граф, 2011.

Преподавание  курса  будет  вестись  по  учебнику  с  использованием  рабочей  тетради:  

 Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений :  в  2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

 Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

Общая характеристика учебного предмета. 

             В последние годы в среде практических работников появилось  осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего  успешного обучения, но для  интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и  в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета  объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение  этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на  окружающую социальную и природную среду, место человека в ней,  познании учащимся самого себя, своего «Я».

           Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной  школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества,  систему его отношений с природой и обществом и на этой основе  формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих  ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила

взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к

общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила  взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное  богатство человека современного общества; исторический аспект  «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций,  взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

            На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир

были определены его функции: образовательная, развивающая,  воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании  условий для формирования у школьников разнообразных сведений о  природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться  в  изменяющемся мире, освоения  доступных  для понимания младшим  школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает  формирование научных взглядов школьника на окружающий мир,

психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей

культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с  решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм  жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

          1. Принцип  интеграции — соотношение между естественнонаучными  знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой  деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого  принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает  возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей  младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия

окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон

действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь  блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную  бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход  к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более  частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир»,  «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая  деятельность». Это обеспечивается  представленностью  знаний из различных

предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические,

психологические, исторические и др.

           2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

            3. Культурологический принцип понимается как обеспечение  широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать  общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому  большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории  развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого  принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора  школьников».

          4. Необходимость принципа  экологизации содержания обучения

Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи

экологического образования младших школьников. Этот принцип  реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и  растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также  раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу  «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение

человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной

экологии).

           5. Принцип  поступательности обеспечивает постепенность,  последовательность и перспективность обучения, возможность успешного  изучения соответствующих ес тественно-научных и гуманитарных предметов  в основной школе.

           6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы

и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить

экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в  краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это  обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и  облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.

          Отбор  конкретного  естественно-научного и обществоведческого  содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

         1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных  знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе,  прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития  культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и  углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

        2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший  школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

— необходимость постепенного и последовательного перевода  ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап  осознания существенных его характеристик;

— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности  логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих  развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной  образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами  и понятиями;

— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и  понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа  начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению  научных понятий.

           3. Конструирование содержания программы предполагало связь  теоретических сведений с деятельностью по их практическому  применению, что определило необходимость дать в программе перечень  экскурсий, опытов, практических работ.

            В программе представлены следующие ведущие содержательные

линии:

•   Человек как биологическое существо; чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя. Это содержание представлено темой: «Кто ты  такой»

Человек и другие люди; может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения. Это содержание представлено темой: «Кто живет рядом с тобой».

Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять. Это содержание представлено темой: «Мы — жители Земли»

  1. Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества. Это содержание представлено темой: «Твоя Родина — Россия».
  2. История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, культура, просвещение в нашей стране. Это содержание представлено разделом «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса.

С учетом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.

Место  окружающего  мира  в  учебном  плане.

         В  соответствии  с  базисным  учебным  планом  данная  рабочая  программа  рассчитана  на  68  часов  в  год  (2  часа  в  неделю,  исходя  из  продолжительности  учебного  года  34  учебные  недели ).  В  том  числе  на  проведение  практических  работ – 8 часов.

         При  реализации  данной  рабочей  программы  основное  внимание  будет  уделяться  формированию  универсальных  учебных  действий  (УУД)  через  использование  (применение)  следующих  педагогических  технологий,  в  т.ч.  инновационных:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  1. Педагогика сотрудничества
  2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  1. Игровые технологии
  2. Проблемное обучение
  3. Технологии уровневой дифференциации
  4. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
  5. Групповые технологии
  6. Компьютерные технологии обучения

Частнопредметные педагогические технологии:

  1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
  2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)

Природосообразные технологии

  1. Технология саморазвития (М. Монтессори)

Технологии развивающего обучения:

  1. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
  2. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
  3. Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что  отражено  в  календарно-тематическом  планировании. 

          Новизна  разработанных  требований  в  соответствии  с  ФГОС  предполагает  приоритет  системно-деятельностного  подхода  к  процессу  обучения,  что  определяет  не  только  освоение  обучающимися  предметных  умений,  но  и  развитие  у  них  общих  учебных  умений  и  обобщённых  способов  деятельности,  связанных  с  формированием  познавательной,   информационной  и  коммуникативной  компетентности.  

Ценностные  ориентиры  содержания.

           Представленная в программе логика изложения содержания  образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в  средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета  рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных  предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации,

которые, «в чистом виде»  в жизни не встречаются. Это объясняет особую

уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих

интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться  при  изучении  других предметов. Причем эта особенность процесса изучения  мира распространяется на все его стороны — природу и общество,  предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность  предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в  средствах обучения:

1) организацию  целенаправленной  деятельности  восприятия  (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности  учащихся.

Результаты  освоения  курса.

            Таким образом, изучение Окружающего мира позволяет достичь  личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е.  реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и  обществоведческого образования младших школьников.

            Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна  группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным  ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и  школьника. Это:

•  готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

•  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля  и самооценки;

•  личностные качества, позволяющие успешно осуществлять  учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника,  сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

•  формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

•  воспитание уважительного отношения к своей стране, ее  истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм  нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия  со взрослыми и сверстниками;

•  формирование основ экологической культуры, понимание  ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с  учетом изменений среды обитания.

           Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде  всего, образовательных задач:

•  осознание целостности окружающего мира, расширение знаний  о разных его сторонах и объектах;

•  обнаружение и установление элементарных связей и  зависимостей в природе и обществе;

•  овладение наиболее существенными методами изучения  окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

•  использование полученных знаний в продуктивной и  преобразующей деятельности;

•  расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и  образно.

           В соответствии со стандартом второго поколения при отборе  содержания обучения и конструировании его методики особое внимание  уделяется освоению  метапредметных результатов естественно-научного  и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных  результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую  деятельность младшего школьника и обеспечить формирование  новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в  программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные

действия», содержание которого определяет круг общеучебных и  универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного  предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают  познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

•  познавательные как способность применять для решения  учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

•  регулятивные как владение способами организации, планирования  различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

•  коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

          Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

            Ключевой  задачей  при  реализации  данной  программы  будет  являться  здоровьесбережение,  так  как  оно  как  никогда  актуально  в  учебно-воспитательном  процессе  и   формирует внимательное отношение  обучающихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

           Особое внимание при  реализации  данной  рабочей  программы  будет  уделено  формированию  проектного  мышления  как  ключевой  компетентности.  Ввиду  этого  в  календано-тематическом  планировании  отражена  организация  проектной  деятельности  на  уроке.  (2 часа)

  Нацеленность  обучения  на  ИКТ  также  отражена  в  календарно-тематическом  планировании.  (11 часов)   ИКТ-технологии  будут  использоваться  на  всех  этапах,  как  при  подготовке  урока,  так и  в  его  процессе:  при  объяснении,  закреплении,  повторении,  систематизации.  Преимуществами  использования  ИКТ  является: индивидуализация  обучения.

         

           

Учебно – тематический план

по  окружающему  миру

№ п/п

Четверть

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая

часть

1

I

Введение.

Что окружает человека  

1

1

2

Кто ты такой

14

12

2

3

II

Кто живёт рядом с тобой  

6

5

1

4

Россия — твоя Родина  

13

13

5

III

Мы — жители Земли  

9

8

1

6

III-IV

Природные сообщества  

23

20

3

7

Природа и человек  

2

1

1

Итого

68

61

8

Содержание тем  учебного  курса

Название раздела (темы)

Программное содержание

Характеристика деятельности детей

(универсальные учебные действия)

2 класс

Введение.

Что окружает человека  (1 ч)

Что такое окружающий мир. Время: настоящее, прошлое, будущее

Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее

Кто ты такой

(14 ч)

Сходство и различия разных людей. Наследственность (без предъявления термина).

Органы чувств. Здоровье человека: как его сохранить. Режим дня. Правильное питание. Физическая культура. Закаливание

Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность

Кто живёт рядом с тобой  (6 ч)

Семья: семейное древо, взаимоотношения членов семьи, труд и отдых в семье. Правила поведения

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях

Россия — твоя Родина  (13 ч)

Наша Родина — Россия. Символы государства. Конституция России, права и обязанности граждан. Родной край — частица Родины. Труд россиян. Города России. Жизнь разных народов в нашей стране

Характеристика понятий «Родина», «родной край». Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям

Мы — жители Земли  (9 ч)

Солнечная «семья». Земля как планета жизни

Характеристика планет Солнечной системы

Природные сообщества   (23 ч)

Сообщества. Царства природы. Среда обитания. Лес, луг, поле, сад и его обитатели. Водные жители

Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения

Природа и человек  (2 ч)

Человек — часть природы. Правила поведения в природе.

Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе»

.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

Планируемые результаты обучения

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»);

—  называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно-методический комплект:

 Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : 2 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений :  в  2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

 Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир : рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений :  в  2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

Электронные  образовательные  ресурсы:

«Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

Портал «Музеи России» http://www.museum.ru 

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru 

Список  литературы  

Основная:

  1. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ.
  3. Примерные программы начального  общего  образования. В 2 ч. – М.: Просвещение,  2008.

      4.   Виноградова  Н.Ф.Окружающий  мир:  Методика  обучения : 1-4 классы. –

            М. : Вентана-Граф, 2011.

      5.   Виноградова  Н.Ф.Окружающий  мир: 2 класс : комментарии  к  урокам .–

            М. : Вентана-Граф, 2011.

Сайты:

http://www.standart.edu.ru

http://www.vgf.ru

Дополнительная:

  1. Олимпиадные задания.2 - 4 класс: Окружающий мир /Авт. – сост. Г.В. Раицкая. 3 – е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,. 2009.

2.  Коваленко Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе.- Саратов :Лицей,2003.-С.160.

3.  Горбаткина И.Н. Классификация растений и животных  в курсе начального естествознания// Начальная школа, 2001.-№4.-С.103.

4.  Егорова Е.Г., Хотулева О.В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок// Начальная школа, 2001.-№3.-С.33.

5.  В.В.Петров. Растительный  мир  нашей  Родины: Кн. Для  учителя. – 2-е изд.,  доп. – М.: Просвещение, 1991. 207 с.: ил.

6. Рик  Моррис.  Тайны  живой  природы. /перевод  с  английского  А.М.Голова/ - Москва  «РОСМЭН», 1998. – 201 с.: ил.


Окружающий  мир

КАЛЕНДАРНО-тематическое  планирование

п/п

Дата

проведения

Тема (раздела) урока

Количество

часов

Характеристика  деятельности  обучающихся (основные учебные  умения  и действия)

Исполь

зование

ИКТ

Проектная

деятельность

на  уроке

план

факт

Раздел  «Что  тебя  окружает?» (1 ч)

1

Окружающий нас мир.

Бывают  ли  на свете чудеса?

1

Классифицировать объекты окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека.

Различать: прошлое — настоящее — будущее. «Читать»  информацию,  представленную  в  виде  схемы.  

Сравнивать  внешность  разных  людей: выделять  черты  сходства  и  различия.

+

Раздел  «Кто  ты  такой?» (14 ч)

2

Я, ты, он, она... Все мы — люди.

1

Сравнивать портреты разных людей.

 Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»).

Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил.

Наблюдения: деятельность разных органов чувств.

Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность.

Описывать  кратко  особенности  разных  органов  чувств.

Сопоставлять  орган  чувств  с  выполняемой  им  функцией.  Анализировать  режим  дня,  рассказывать  о  его  значении  в  жизни  школьника.  

Различать  арабские  и  римские  цифры,  время  с  точностью  до  минуты.  

Характеризовать  значение  и  особенности  физической  культуры,  закаливания.  

Реализовывать  в  учебных,  игровых  и  житейских  ситуациях  правила  поведения  при  возникающих  опасностях.

3-4

Наши помощники —органы чувств.

2

5-6

Поговорим о здоровье.

2

7-8

Режим дня. Практическая  работа  №1: «Составление  режима  дня  для  будней  и  выходных»

2

9

Физическая культура. 

1

10

Закаляться может каждый.

1

+

11

Почему нужно правильно питаться.

1

12

О витаминах.

1

+

13

Умеем ли мы есть?

1

14

Почему  нужно  быть  осторожным. Как управляют движением? Практическая работа  №2: «Первая помощь при ожогах, порезах, ударах»

1

15

Чтобы избежать неприятностей. Можно ли

изменить себя.

1

Раздел «Кто живёт рядом с тобой?»  (6 ч)

16

Семья —коллектив  близких людей. Практическая работа №3: «Составление семейного древа».

1

Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»).

Составлять  небольшие  тексты  о  семье: труде,  отдыхе,  взаимоотношения  членов  семьи.

Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками.

Характеризовать  правила  поведения  в  среде  сверстников,  взрослых,  со  старшими  и  младшими.

Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.).

Сравнивать  поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях.  

Реализовывать  правила  поведения  в  учебной,  игровой  деятельности  и  житейских  ситуациях.  

17

Кто занимается домашним хозяйством.

1

18

Чем семья занимается

в свободное время.

1

19

Какие бывают правила.

1

Проект  «Правила  в  нашей  жизни»

20

О дружбе.

1

21

Могут ли обидеть жесты и мимика.

1

+

Раздел «Россия – твоя  Родина»  (13 ч)

22

Родина — что это значит?

1

Ориентироваться  в  понятии  «Родина»,  приводить  примеры  синонимов  к  слову «Родина».

Характеризовать понятия «Родина», «родной край».

Воспроизводить  в  небольшом  рассказе-повествовании  (рассказе-рассуждении)  события,  связанные  с  историей  Москвы.

Различать  основные  достопримечательности  родного  края  и  описывать  их.

Моделировать воображаемые  ситуации: путешествие по России.

Узнавать город  по его достопримечательностям.

Ориентироваться  в  понятии  «Конституция  РФ»: называть  основные  права  и  обязанности  граждан  России,  права  ребёнка.  

Знать  флаг  и  герб  России.

+

23

Прошлое, настоящее, будущее. Как можно узнать о прошлом?

1

24

Как Русь начиналась

1

25

Москва — столица России

1

+

26

Как Москва строилась

1

27

Города России.

1

28

Родной край — частица Родины

1

29

Зачем человек трудится?

1

30

О занятиях наших предков

1

31

Все профессии нужны.  

1

+

32-33

Мы — граждане России

2

34

Россия —многонациональная страна.  

1

Раздел «Мы — жители Земли»  (9 ч)

35-36

Твоё первое знакомство со звёздами

2

Характеризовать  кратко  Солнечную  систему;  выделять  отличия  Земли  от  других  планет  Солнечной  системы.  

Называть  царства  природы.  

Описывать  признаки  животного  и  растения  как  живого  существа.

37

Чем Земля отличается от  других планет

1

38

Глобус —модель Земли

1

39

Царства природы. Бактерии.

1

40

Грибы.

1

41

Какие животные обитают на Земле

1

+

42

Разнообразие растений. Практическая работа №4: «Работа с гербариями растений своей местности»

1

43

Условия роста и развития растения

1

Раздел «Природные сообщества»  (23 ч)

44

Среда обитания —что это такое

1

Классифицировать  объекты  природы по признаку принадлежности к царству природы. Работать  со схемой «Царства природы».

Различать  этажи  леса:  называть  особенности  каждого  этажа.  Узнавать  в  реальной  обстановке  и  на  рисунке  деревья,  леса  (с  ориентировкой  на  растительность  родного  края).

Различать  понятия  (без  термина):  сообщества,  деревья,  кустарники,  травы,  лекарственные  и  ядовитые  растения.

Составлять  небольшое  описание  на  тему  «Лес – сообщество».  Моделировать  на  примере  цепи  питания  жизнь  леса.  Конструировать  в  игровых  и  учебных  ситуациях  правила  безопасного  поведения  в  лесу.

Отличать  водоём  как  сообщество  от  других  сообществ;  кратко  характеризовать  его  особенности.  Различать  состояния  воды  как  вещества,  приводить  примеры  различных  состояний  воды.  Проводить  несложные  опыты  по  определению  свойств  воды.  Отличать  водоём  от   реки  как  водного  потока.

Описывать  представителей  растительного  и  животного  мира  луга  (поля,  сада).  Приводить  примеры  лекарственных  растений  луга.  Узнавать  в  процессе  наблюдения  (по  рисункам)  опасные  для  человека  растения.  Отличать  поле  (луг,  сад)  как  сообщество  от  других  сообществ.  Приводить  примеры  культур,  выращиваемых  на  полях.  «Читать»  информацию,  представленную  в  виде  схемы.  Описывать    сезонный  труд  в  саду  и  огороде  (по  проведённым  наблюдениям).  Различать  плодовые  и  ягодные  культуры.

45

Лес и его обитатели

1

+

46

Деревья  леса

1

47

Кустарники  леса

1

48

Травянистые растения леса

1

49

Лесная  аптека. Практическая работа №5: «Работа с гербариями растений своей местности»

1

50

Животные  леса

1

51

Птицы — лесные жители

1

52

Пресмыкающиеся —обитатели  леса

1

53

Насекомые  леса

1

54

Если ты  пришёл  в лес…

1

55

Что  мы знаем  о воде. Практическая работа №6: «Свойства  воды»

1

56

Путешествие капельки

1

Проект  «Путешествие  капельки»

57

Какие бывают водоёмы. Болото — естественный водоём

1

58

Что такое  река

1

59-60

Обитатели  пресных  вод.

Животные и растения.

2

+

61

Обитатели  солёных  водоёмов

1

+

62-63

Растения  и животные  луга

2

64-65

Растения  и животные  поля. Практическая работа №7: «Работа с гербариями растений своей местности»

2

66

Растения  и  животные  сада

1

Раздел «Природа и человек»  (2 ч)

67

Контрольная  работа  за  год.

1

Моделирование ситуаций: человек и природа.

Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе».

Составлять  небольшой  рассказ  о  роли  природы  в  жизни  человека.  

Приводить  примеры  произведений  живописи  (музыки),  посвящённых  природе.  

Приводить  примеры  растений  и  животных,  занесённых  в  Красную  книгу  России  (на  примере  своей  местности)

68

Урок-повторение.

Человек —часть природы.

1

ИТОГО:

68  

11  

2