Урок по окружающему миру в 1 «А» классе по теме: «Почему мы любим кошек и собак?»22 марта 2013 года
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Толстова Татьяна Алексеевна

Урок по окружающему миру в 1 «А» классе  по теме: «Почему мы любим кошек и собак?»
Дата проведения:22 марта 2013 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им.М.М.Рудченко с.Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»

        Урок окружающего мира в 1 «А» классе

по теме:

«Почему мы любим кошек и собак?»

Дата проведения урока: 22 марта 2013 года

Подготовила: Толстова Татьяна Алексеевна,

                   учитель начальных классов

Перелюб 2013 г.

Урок окружающего мира в 1-м «А» классе по теме:

«Почему мы любим кошек и собак?»

Дата проведения урока: 22 марта 2013 года

Цели урока: 

  1. Расширение представлений о кошках и собаках;
  2. Знакомство с правилами ухода за кошками и собаками;
  3. Воспитание бережного отношения к домашним питомцам и чувства ответственности за них;
  4. Воспитание милосердия, сочувствия бездомным животным.
  5.  Развивать мышление, учить анализировать, сравнивать, работать самостоятельно и в парах.

Оборудование: 

  1. Презентация “Почему мы любим  кошек и собак?»
  2. Учебник “Окружающий мир» А.А.Плешаков, 1 класс;
  3. Компьютер и медиапроекционное оборудование;
  4. Рисунки детей, работы детей по проекту «Мои домашние  питомцы»
  5. Рисунки с предметами ухода за кошкой и собакой.

Ход урока

1. Организационный момент.

а) Подготовка

       

  1. Покажите умные глазки, ровные спинки.
  2. Улыбнемся от души.
  3. Готовы ли мы к уроку?

б) Готовность №2 – сознательный настрой

                   Будь старательным и только!

                Будь внимательным и только!

                Все запомнишь, все поймешь!

в) Медитация

Прикрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен и уверен в себе». Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок!

II. Сообщение темы и целей урока.

У.– Ребята, отгадайте загадки, и вы, догадаетесь, о ком пойдет разговор на нашем уроке.
Загадки.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
Но с водой не знается.
 (Кошка)

Черный нос, колечком хвост,
Дом охраняет,
Громко лает,
Кошек, пугает!
( Собака)

У. - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
У.- Какие новые знания мы откроем?
У.– Правильно, это собака и кошка.

Сегодня на уроке мы будем говорить о любимцах, живущих с нами под одной крышей – о кошках и собаках, научимся, как нужно ухаживать за собакой и кошкой,  узнаем много интересного и полезного для нас.


III. Работа над темой урока. Знакомство с особенностями кошек и собак.

У.– Ребята, послушайте стихотворение, и вы поймёте, о ком сейчас пойдёт разговор.
В день, наверно, раз по десять,
Раз по триста каждый месяц,
Больше тыщи раз в году
В переулке и саду,
На вокзале,
Во дворе,
На мосту,
На пустыре,
На бульваре,
На проспекте
Вам встречались звери эти.
Может, даже вы видали
На ошейниках медали?
А скажите, вам известны
Их отвага, ум и честь?
Вот об этом-то сейчас
И пойдёт у нас рассказ.
У.– О ком же мы сейчас будем говорить?
У.– Правильно. Разговор мы начнём про собак.
У.– Что вы знаете о собаках?
У.– Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всем. У собак очень много профессий. Одни используются как ищейки, а другие как охотничьи.

Собаки работают в вооруженных силах, помогают охранять границу, находить по следу преступников, разыскивать взрывчатку и наркотики.

Есть породы, которые помогают сопровождать слепых, есть собаки - спасатели, которые разыскивают человека под снежной лавиной или вытаскивают из воды.

До сих пор собаки помогают людям пасти стада. А на Крайнем Севере и сейчас ездят на собачьих упряжках.

Но прежде всего любая собака, даже самая маленькая, это преданный и бескорыстный друг, который рядом и в радости, и в несчастье. Собаки умеют успокаивать после каких-либо неприятностей в школе, на работе. Вот человек открывает дверь квартиры … Кто встречает его радостным визгом, преданным взглядом? А кто лежит часами возле кровати, когда человек болеет? Кто вылизывает царапины и порезы, стараясь залечить это место?

И не зря говорят, что человек и его верный друг – собака со временем становятся похожи друг на друга!

Презентация   «Человек собаке- друг»

IV. Релаксация.

V. Продолжение изучения нового материала
- Ребята, о каком животном можно так сказать: «Животное с «бархатными лапками».
– А почему говорят, что лапки у них бархатные?
–  Что вы знаете об этих животных?

Невозможно определить время, когда человек приручил кошку.
Кошки очень умные, чистоплотные животные. Они постоянно чистятся и вылизывают свою шерсть. Это единственное животное, у которого отсутствует запах. Кошка – обладает острой наблюдательностью, легко приспосабливается к условиям обитания, поддаётся выучке и дрессировке.
Сегодня на земном шаре насчитывается около 40 мл. кошек.

Несмотря на долгую жизнь рядом с человеком, кошки не растеряли своих диких повадок. Как ловко котенок ловит бумажку на веревочке! Затаивается, подкрадывается, мгновенно прыгает – и игрушка в когтях. А когти у кошек втяжные: подкрадываясь, они убирают их в мягкие подушечки. Но уж если запустят в добычу – не вырваться. До сих пор главные «профессии» кошки – охотник и охранник. Подсчитано, что одна кошка, охотясь на мышей, спасает от них в год до 10 тонн зерна.

По поведению кошки можно предсказывать погоду. Кошки предугадывают землетрясение, извержение вулкана.

Кошки проявляют необыкновенную чуткость к больным хозяевам, согревая их своим телом. Как правило, кошка устраивается рядом с больным, дремлет, урчит, позволяет себя гладить. От этого люди быстрее идут на поправку.

Кроме того, современные кошки выступают в роли артистов в цирке, в театре Ю. Куклачева, снимаются в кино.

Охотником и охранником, синоптиком и лекарем, артистом и другом, игрушкой и даже живым ''будильником'' может стать для вас кошка.

VI.  Презентация проекта «Наши домашние питомцы».

-Ребята, у кого есть дома  домашние питомцы? Расскажите о них.

 VII.  Физминутка «Собачий вальс»

VIII. Продолжение работы над темой урока. Беседа “Как ухаживать за кошкой и собакой”.

 –  У. – У кого дома есть кошки? Как вы ухаживаете за ними?

У. – Рассмотрите рисунки на странице 42 учебника. (Демонстрируется аналогичный слайд) Составьте рассказ о том, как нужно ухаживать за кошкой.

У. – У кого дома есть собаки? Как вы ухаживаете за ними?

У. – Рассмотрите рисунки на странице 43. (Демонстрируется аналогичный слайд.) Расскажите, как нужно ухаживать за собакой.
- …
У. – А если ваш питомец заболел?

У. – Домашние животные нуждаются в заботе человека. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.

  1. У животного должна быть собственная постель. Её можно устроить из коробки или картонного ящика с одеялом внутри.
  2. Постель должна находиться в сухом, тёплом месте, подальше от сквозняков.
  3. Для питания животных нужны три миски:   для еды, молока и воды
  4. Кормить кошек и собак можно свежими продуктами или специальными консервами.
  5. Советы по правильному питанию даёт ветеринар.
  6. Животным постоянно нужна вода, поэтому её надо наливать в миску и оставлять для вашего питомца.
  7. Нельзя разрешать животным таскать еду со стола. Мусорное ведро в доме должно плотно закрываться.
  8. Кошки и собаки любят играть. У ваших любимцев должны быть собственные игрушки.
  9. Домашних животных учат правилам поведения в доме, дисциплине, приучают к тому, где надо ходить в туалет.
  10. Собак специально дрессируют. На прогулку собак выводят в ошейнике и наморднике, надев поводок.
  11. Чтобы кошки и собаки были чистыми и здоровыми, их необходимо регулярно вычёсывать щёткой и расчёской.
  12. Кошка сама поддерживает себя в чистоте, а собаку надо мыть. Для мытья животных используют специальные шампуни.
  13. Уезжая на каникулы, надо позаботиться о том, чтобы ваше животное кто-то кормил, поили выгуливал.
  14. Животное может заболеть. В таком случае надо обязательно обратиться к ветеринару.
  15. Для кошки в доме обязательно выделяется место, где она будет точить когти, иначе она испортит мебель

 IX.  Практическая работа. Работа в парах.

На каждую парту раздаются рисунки с предметами ухода за кошками и собаками.

У. -Ребята, а сейчас у вас работа в парах.  На партах лежат рисунки с предметами ухода за кошками и собаками. Внимательно рассмотрите рисунки и обсудите друг с другом  как называются эти  предметы  и для чего они предназначены.

У. – Ребята, решите кто из вас двоих будет рассказывать.

Выйдите к доске те ребята, у кого есть предметы ухода за кошкой.

Выйдите к доске, у кого есть предметы ухода за собакой.


X.  Работа в рабочей тетради.

Выполняют задание на стр.27.

XI.  Беседа “Откуда появляются бездомные животные?”

 У.– Мы только что с вами узнали, как нужно заботиться о собаках и кошках.

У.   Ребята, помните, прежде чем завести кошку или собаку, посоветуйся с родителями. Убедись в том, что  все члены семьи не возражают против появления в доме животного.

ВЗЯВ В ДОМ ЖИВОТНОЕ, ПОМНИ – ЭТО ЧЛЕН ТВОЕЙ СЕМЬИ И ЕГО НЕЛЬЗЯ ВЫГНАТЬ НА УЛИЦУ

У.- А сейчас давайте внимательно послушаем стихотворение Агнии Барто “Уехали”.

Два ученика – первоклассника декламируют стихотворение.

Щенка кормили молоком,
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком -
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик,
И всех ребят увёз.

Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано по утру
Труба зовёт на сбор.

И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый день лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём -
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо,
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

У. – Что можно сказать об отношении ребят к щенку? Любили ли они его? Заботились о нем? Как заботились?
Д.  Кормили молоком, вставали ночью и тайком к нему бежали босиком – ему пощупать нос.
У. – Что случилось потом? Почему щенок остался один?
Д.  Ребята уехали.
У.  Как переживал щенок расставание с ребятами?
Д.  Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он даже есть не мог.
У. – Чем закончилась история с щенком?
Д.  Ребята вспомнили о нем, вернулись и, скорее всего, забрали щенка с собой.
У.  Какой можно сделать вывод из этого стихотворения?
Д.  Надо не забывать о тех, кому мы уделяли внимание, о ком мы заботились. Мы в ответе за тех, кого приручили.
У.  Но не всегда так бывает… По нашему городу Адыгейску бегают десятки бездомных собак и кошек. Как вы думаете, почему так много на улицах бездомных кошек и собак? Откуда они появились?

У.  Действительно, бездомные животные появляются из-за равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное - это чье-то предательство. Сначала люди приручают животных, начинают заботиться о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома.

У. – Как можно позаботиться о бездомных собаках и кошках?

- …( Из ответов детей: Построить большой дом, куда поселить всех бездомных собачек и кошек).

У. – Люди, неравнодушные к судьбам бездомных собак и кошек, создают приюты для них. Конечно, это не родной дом для животных, но все же лучше, чем если его, этого дома, совсем нет. Чтобы в нашем городе было меньше покинутых собак и кошек, не забывайте заботиться о своих четвероногих друзьях, любите их, выполняйте все обязанности по уходу за ними.

XIII. Рефлексия.
– Итак, ребята, подошел к концу наш урок. Как же нужно ухаживать за кошками и собаками?
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вы захотели бы рассказать, своим родным и близким дома?
Вы правы, ребята, надо всегда помнить слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приучили.

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема:"Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"

Урок-путешествие по окружающему миру в 1 классе. Тема: "Почему в лесу нужно соблюдать тишину?"УМК "Школа России".А.А.Плешаков "Окружающий мир.Мир вокруг нас.-М.:Просвещение, 2010....

Урок по окружающему миру в 1 классе Тема урока: Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы».

Урок  по окружающему миру  в 1 классеТема урока: Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы»....

Конспект урока по окружающему миру на тему "ПОЧЕМУ МЫ ЛЮБИМ КОШЕК И СОБАК? ПРОЕКТ «МОИ ДОМАШНИЕ ПИТОМЦЫ»" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Цели: расширить представления о кошках и собаках; познакомить с правилами ухода за кошками и собаками; воспитывать бережное отношение к домашним питомцам и чувства ответственности за них....

Урок окружающего мира по теме: "Почему мы любим кошек и собак?" 1 класс "Школа России"

Задачи урока: ·         познакомить с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними; ·...

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Почему мы любим кошек и собак?»

На уроке дети  знакомятся  с условиями жизни домашних животных (кошка, собака) и особенностями ухода за ними, с различными породами собак, кошек и их многообразием; воспитывается  береж...

Открытый урок по окружающему миру 1 класс на тему "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"

Открытый урок по окружающему миру 1 класс на тему "Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?"...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе Тема: Почему идёт дождь и дует ветер?

расширять знания о дожде и ветре, знании этих явлений для жизни растений, животных и человека;объяснять причины возникновения ветра и дождя;развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жиз...