"Хуже Грозного царя только междуцарствие.Смутное время."
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Евсейцева Светлана Геннадьевна

Конспект урока с презентацией по программе "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon smutnoe_vremya.zip540.13 КБ

Предварительный просмотр:

                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  

                           «Талаканская средняя общеобразовательная школа №6»

                                     Бурейского района Амурской области

                  Конспект урока  окружающего мира

                            в 3 классе

 

      «Хуже Грозного царя только междуцарствие.

                             Смутное время».

                  УМК: «Школа 2100»

                      подготовила

                                             учитель начальных классов

                                                                 Евсейцева Светлана Геннадьевна

                                     Талакан, 2012.

                    Урок  окружающего мира по учебнику А. А. Вахрушева

                                        «Моё Отечество» 3 класс.

 Тема: «Хуже Грозного царя только междуцарствие. Смутное время».        

 Цель урока:  познакомить учащихся с обстановкой Смуты в 17 веке, выявить причины беспорядков в Московском государстве;

  Задачи урока:

   I.  Образовательные:

  - повторить изученный ранее материал по истории России (деятельность князей, монголо-татарское иго);

 - ввести в лексикон детей термины: Смута, ополчение, самозванцы, интервенция;

 - дать представление об исторических личностях в истории России начала XVIIвека: Борис Годунов, Лжедмитрий, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Михаил Романов и др.;

  - дать    возможность самостоятельно оценить деятельность К.Минина и Д.Пожарского.

   II. Развивающие

     - развивать навык работы с различными видами тестов;

     - развивать внимание, мышление, память, воображение.

  III. Воспитательные:

     - воспитывать чувства любви и гордости за свою Родину и ее жителей.

     - воспитывать интерес и любовь  к изучаемому предмету – истории.

Оборудование: Мультимедийная презентация, учебник окружающего мира для 3 класса «Моё Отечество», рабочая тетрадь к учебнику «Моё Отечество».

                                       Ход урока:

        

  1. Актуализация знаний.

 -Что такое государство? (Организация общества в какой-либо стране. В государстве должны быть правительство, законы, армия, служба порядка).

- Как стали называть правителя  Московско государства в 16 веке? (Царь, его помощники бояре).

  - Кто стал первым царём? (Иван Грозный)

- Вспомните, люди каких занятий и профессий жили в Московском государстве? (Проверка домашнего задания в тетради с. 22 №3)

2.  Постановка проблемы.

Откройте с. 62 учебника. Прочитайте название темы.

-Как вы понимаете слово «междуцарствие»? (Предположения детей).

-Посмотрите на фотографию памятника. Кому поставлен? (Гражданину Минину и князю Пожарскому).

-Купола какого собора видите вдалеке? (Собора Василия Блаженного). Значит памятник стоит на Красной площади.

-Прочитаем  разговор папы  с Илюшей и Анютой.

- Кому обычно ставят памятники? (Правителям, писателям, художникам и т.д.)

-Какое возникает противоречие? (Минин и Пожарский не были правителями, они были обычные люди, но о них помнят и даже поставили памятник на главной площади страны).

Проблемный вопрос:

- Почему обычным людям благодарна вся Россия? (Дети могут предположить, что эти люди отличились на войне, или совершили героические поступки в мирное время).

3. Поиск решения проблемы.

1. Период междуцарствия в стране. Нарушение порядка.

Чтение текста учебника с.62-63 (до иллюстрации).

Составление плана статьи учебника.

1. Царём стал боярин Борис Годунов. (Слайды 2-4).

2. Голодные бунты крестьян и горожан против властей. (Слайд 5).

3. Лжедмитрий I. Смутное время.  (Слайды 6-8).

4. Вступление польского войска в Москву.

-Что в первую очередь необходимо было сделать, чтобы спасти государство от гибели? (Предположения детей.) Вспомните события 13-14 веков, почему Русь оказалась под игом

Золотой Орды? (Государство было раздробленным, не было единства среди князей).

-Когда Русь смогла избавиться от ига? (Когда князья объединили силы и стали бороться с общим врагом )

- Вспомни имена великих полководцев, которые во времена Древней Руси и Московского государства объединяли вокруг себя народ для защиты страны. (Александр Невский, Д. Донской)

2.Восстановление порядка в стране.

Чтение текста учебника на с.63-64.

Составление плана.

1. Создание народного ополчения К.Мининым и Д. Пожарским. (Слайды 10-13)

2. Освобождение Москвы от поляков в 1612 году.

3. Избрание Земским собором нового  царя Михаила Романова. (Слайд 14).

- Рассматривая иллюстрации к уроку, вы уже обратили внимание на то, что после изгнания захватчиков из Москвы произошло венчание на царство Михаила Романова.

-Найдите в тексте, кто избирал нового царя?

- Все ли группы населения участвовали в избрании царя? (Да.)

- Можно ли сказать, что он занял престол «по закону»? (Да.)

 4. Выражение решения проблемы.

- Какой же ответ вы можете дать на проблемный вопрос нашего урока?

 - Почему Минин и Пожарский стали народными героями?

Вывод:  Минин и Пожарский смогли объединить народ в трудное смутное время для государства и поднять его на защиту своего Отечества .

Их помнят благодарные потомки и спустя    много лет после событий 1612 года воздвигли памятник.

В память о тех исторических событиях в современной России существует государственный праздник «День народного единства». (Слайд 15).

5. Применение нового знания.

- Как вы думаете, из-за чего в стране могут наступить «смутные времена»?

Работа в тетради: с. 25 №1 – самостоятельно вставить в текст пропущенные слова. Взаимопроверка.

  с. 25 №2  - установить последовательность событий. Проверить, собрав несколько тетрадей.

6. Итог урока.

-Если при выполнении задания в тетради вы испытывали трудности, поставьте на полях рядом с заданием вопросительный знак.

-Если вам всё было  понятно, поставьте восклицательный знак.

- Что на уроке вам было интересным?

7.  Домашнее задание.

1. Выполнить задание 4 в рабочей тетради на с. 26.

2. Составьте кроссворд по темам «Москва Златоглавая», «Хуже Грозного царя только междуцарствие. Смутное время».

                                                                             

                Используемая литература

1. А.А. Вахрушев. Окружающий мир 3 класс («Моё Отечество»). Учебник в 2 частях. Часть2. – М.: Баласс, 2011.

 2. А.А. Вахрушев и др. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс. – М.: Баласс,2011г.

3. Казимир Валишевский. Смутное время. – СП «Квадрат» Москва, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории по теме: "Время правления Ивана Грозного"к учебнику Е.В.Саплиной

Урок призван познакомить с эпохой Ивана IV, его правлением и событиями, происходившими в то время; дать анализ событиям данного периода,прививать интерес историческому прошлому России....

Грозный царь

Обсуждение на основе текста личности Ивана IV. Работа в группах: нахождение отрицательных и положительных сторон деятельности Ивана Грозного. Анализ репродукции картины И. Репина...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Царь Иван Грозный(Иван IV)".

Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи ...

Конспект урока по окружающему миру в 3-в классе. на тему: « Создание Московского государства. Грозный царь».

Цели:- формировать представление о создании государства Московское государство;- дать представление о личности князя Ивана III;- познакомить с важными событиями правления Ивана III;- дать представлени...

Проверочная работа по окружающему миру "Хуже грозного царя только междуцарствие"

Проверочный тест по окружающему миру по теме "Хуже грозного царя толко междуцарствие"...

Тест по окружающему миру "Хуже Грозного царя только междуцарствие"

Тест предназначен для проверки знаний по окружающему миру по главе "Хуже Грозного царя только междуцарствие ", 3 класс, ОС "Школа 2100"....