Рабочая программа по окружающему миру.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Владышникова Людмила Александровна

         Данный материал представляет собой  рабочую  программу  по  окружающему миру для 1 класса УМК "Гармония", разработанную   в соответствии с ФГОС. Программа содержит  разделы : формируемые УУД (универсальные учебные действия); харакеристику видов деятельности учащихся на уроках; диагностический инструментарий оценки достижений обучающихся. Окажет неоценимую помощь учителю  первоклассников, работающему по УМК "ГАРМОНИЯ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

  Министерство образования Ростовской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

     Екатериновская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»

«Согласовано»

«Утверждено»

на заседании МС

Заместитель руководителя по УВР МОУ Екатериновской COШ

Директор

МОУ Екатериновской СОШ

Протокол №   1  

от « 5» сентября 2011 г.

_______________/С.В. Алексеева/

________

/Т.Г. Штода /

ФИО

ФИО

« 5  » сентября    2011 г.

Приказ №

 96   от «5» 09.  2011 г.

                                                                                               

                                                                                                   РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

                           по окружающему миру

                                (УМК «Гармония», 1 класс)

                                                                               (ФГОС – 2010)

                                учителя высшей категории            

                                                 Владышниковой Людмилы Александровны

                                                                                            2011 - 2012 уч.г

                                 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1 класс

Авт. О.Т. Поглазова, В.Д.Шилин

                                               Пояснительная записка

           Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по предмету, авторской учебной программы по окружающему миру О. Т. Поглазовой, В.Д. Шилина,  с учётом регионального компонента и особенностей школы.

Цель программы:

Формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира,

экологической и культурологической грамотности, нравственно-эстетических и безопасных норм

 взаимодействия с природой и людьми.

Задачи программы:

1)Социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний

 об окружающем мире;

2)Расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта

 взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осваивая 

правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе;

3)Воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле,

сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

Объём программы

(суммарно в год) и количество часов в неделю

67 часов в год

по 2 часа в неделю

Материально-техническое

обеспечение программы

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся:

(Издательство «Ассоциация ХХI век»)

  1. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 1 класс. Учебник, части 1 и 2, 2011г.
  2. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради №1 и №2, 2011 г.

Для учителя:

Поглазова О.Т., Миронова М.В. Методические рекомендации

 к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса, 2011 г.

Технические средства:

  1. Электронные приложения (презентации, таблицы),
  2. Комьютерные и информационно-коммуникативные средства:

мультимедийные (цифровые) инструменты и

образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

                                                  Общая характеристика учебного предмета

          Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений.

       

          Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним.

          Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

        В основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предьявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника.

                                                                                 

                                                                                       Содержание и структура курса

№ п/п

Разделы курса

Кол-во

часов

1

Мои первые уроки.

16ч

2

Как человек познаёт мир?

3

Зелёная страна

4

Культурные растения

5

Разнообразие грибов

6

Мохнатая азбука

18ч

7

Творения людей вокруг тебя

Всего 67ч

                                                               

                                                                    Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»

У первоклассника будут сформированы:

  1. положительное отношение к процессу учения;
  2. готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
  3. навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
  4. осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека;
  5. понимание важности здорового образа жизни.
  6. умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами.

У первоклассника могут быть сформированы:

  1. понимание ценности семьи и жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  1. организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы);
  2. принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
  3. действовать по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради.

Ученик получит возможность научиться:

  1. контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
  2. оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  1. осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
  2. осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
  3. понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др.
  4. применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов.

  Ученик получит возможность научиться:

  1. осмысливать цель чтения;
  2. обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую);
  3. участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  1. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  2. отвечать на вопросы, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);

Ученик получит возможность научиться:

  1. вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
  2. проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
  3. создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели).

Тематическое планирование уроков окружающего мира

1 ЧЕТВЕРТЬ (18 ч) часть I

п/п

Дата

Тема раздела

программы,

тема и тип урока

Стр.

учебн.

Стр.

тетр.

Формируемые универсальные

    учебные действия (УУД)

Характеристика деятельности

                  обучающихся

Диагностический инструментарий

          оценки

достижений

обучающихся

Твои первые уроки(16 ч)

1.

1.09.

День знаний.

4-7

Личностные:

смыслообразование (понимание своих прав и обязанностей в

новом качестве – ученик).

2.

2.09.

Путешествие по школе. Экскурсия.

8-9

3

Учиться вести себя во время

 экскурсий в природу, по

населённому пункту.

3.

8.09.

Мы теперь не просто дети…

10-13

4

Знакомиться со школьными помещениями, запоминать их расположение. Учиться работать

 с рабочей тетрадью.

4.

9.09.

Мы теперь ученики…

14-17

5-6

Учиться организовывать своё

 рабочее место, аккуратно

 складывать  школьные принадлежности. Учиться носить школьную сумку, сидеть за партой.

Следить за своим внешним видом

 и ухаживать за одеждой.

5.

15.09.

Условные знаки. Практическая работа.

18-21

7

Познавательные: способность ориентироваться в учебной книге.

Коммуникативные: отвечать на вопросы.

Учиться работе с разрезными карточками. Учиться понимать и использовать условные знаки.

6.

16.09.

Безопасный путь.

22-25

8

Личностные: соблюдать правила

личной безопасности и

безопасности окружающих,

понимать необходимость

 здорового образа жизни.

Моделировать, изображать безопасный путь от дома до школы с помощью дорожных знаков.

7.

22.09.

Учиться быть

примерными

пешеходами.

26-27

9

Ролевая игра «Я примерный

 пешеход и пассажир». Работа с разрезными карточками.

8.

23.09.

Уроки общения.

28-31

.

Личностные: нравственно-

этическая ориентация. Проявлять уважение и готовность

 выполнять

совместно  установленные договорённости и правила.

Коммуникативные: строить речевое высказывание, понятное для окружающих.

Моделировать различные

 ситуации поведения и общения.

9.

29.09.

Твои одноклассники.

32-35

Учиться анализировать рисунки, рассказывать, что на них

изображено, давать оценку ситуациям, изображенным на них.

Обсуждать правила поведения  

в школе, поступки, допустимые и недопустимые в общественных

местах.

10.

30.09.

Азбука культурного поведения.

36-39

Выбирать соответствующие формы общения с окружающими людьми,

с родителями, учителем, сверстниками, друзьями.

11.

6.10.

Учиться быть

 вежливыми.

38-41

10

Личностные: формирование

умения ориентироваться в межличностных отношениях.

Ролевая игра «Я культурный

 человек».

12.

7.10.

Уроки здоровья.

42-44

11

Познавательные : умение

применять правила.

Регулятивные: контроль процесса.

Учиться соблюдать правила

здорового образа жизни.

13.

13.10.

Здоровое питание.

45-47

11-12

Учиться соблюдать правила

здорового питания.

14.

14.10.

Как надо одеваться.

48-51

12

Учиться работать с рабочей

тетрадью.

15.

20.10.

Режим дня школьника.

52-54

Учиться составлять режим дня.

16.

21.10.

Учимся составлять

режим дня.

13

Ролевая игра «Время знаю –

всюду успеваю».

Как человек познаёт мир (8 ч)

17.

27.10.

Как человек познаёт окружающий мир.

Прогулка в ближайший сквер.

Личностные: формирование

умения ориентироваться в окружающем мире.

Коммуникативные: отвечать на вопросы, строить речевые

высказывания.

Учиться вести себя во время

 экскурсий по населенному пункту.

Наблюдать объекты

окружающего мира

и осуществлять  сбор  природного материала.

Характеризовать их признаки и свойства.

18.

28.10.

Подводим итоги.

2 ЧЕТВЕРТЬ (15 ч)

1.

10.11.

Признаки предметов.

56-57

14

Познавательные: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Личностные: способность ориентироваться в учебной

книге и извлекать  необходимую информацию.

Регулятивные: умение действовать по инструкции учителя.

Учиться работать с рабочей

тетрадью.

2.

11.10.

Учимся сравнивать и

Объединять предметы в группы. Практическая

работа.

58-63

15

Сравнивать предметы по

заданным основаниям (по цвету, форме,

размеру и др.)

Объединять предметы в группы

 по выделенным (заданным) признакам.

3.

17.11.

Твои верные помощники.

62-65

16

Рассматривать иллюстрации,

извлекать нужную информацию

 (по заданию учителя).

4.

18.11.

Экскурсия в природу «Изменения в природе».

Регулятивные: контроль

 процесса и результат

 деятельности.

Личностные: наблюдательность.

Наблюдать изменения в природе.

5.

24.11.

Окружающий мир.

66-69

Проводить наблюдения.

6.

25.11.

Живая и неживая

пророда

Практическая работа.

70-72

17-19

Познавательные: проводить простейшую классификацию

 изученных объектов природы

на основе их существенных признаков.

Регулятивные: умение действовать по инструкции учителя и указаниям, данным  в тетради.

Учиться работать с разрезными

карточками.

Различать тела живой и неживой природы, называя характерные признаки живых существ.

Зелёная страна (9ч)

7.

1.12.

Условия жизни растений. Практическая работа.

74-75

22

Личностные: осознавать

ценность природы и

 необходимость нести ответственность за её

сохранение.

Регулятивные: умение действовать

 по инструкции.

Учиться ухаживать за комнатными растениями.

Характеризовать условия, необходимые для жизни

растений.

8.

2.12.

Строение растений.

Практическая работа.

76-77

21

Коммуникативные:

взаимодействие.

Рассматривать части растений на комнатных растениях.

Различать части цветкового

растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели).

9.

8.12.

Какими бывают

растения.

Практическая работа.

78-79

23-25

34-35

Коммуникативные: уметь

работать в паре.

Моделировать строение дерева

(работа в паре). Учиться задавать вопросы и отвечать на них,

работать

 в паре (обсуждать варианты

 ответов,распределять работу).

Описывать внешний вид

растений, извлекая информацию

 в ходе работы с иллюстрациями.

Сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев

с целью выявления их

отличительных  признаков.

10.

9.12.

Листвы прощальная

краса.

83-85

26-27

Познавательные: установление причинно-следственных связей в природе.

Различать хвойные и лиственные

деревья, дикорастущие и

культурные растения.

11.

15.12.

Зимой и летом одним цветом.

86-88

28-31

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.

Группировать растения по

заданным  основаниям

(культурные и дикорастущие; деревья кустарники, травы,

 хвойные и лиственные деревья).

12.

16.12.

Ягодная поляна.

89-92

32-33

Познавательные: описывать на

основе иллюстрации изученные объекты.

Работать с иллюстрациями учебника.

13.

22.12.

Удивительные растения мира.

93-95

Рассказывать, что изготавливают

 из разных культурных растений.

14.

23.12.

Проверочная работа.

36-40

Регулятивные: контроль

процесса и результат деятельности.

Контрольное задание

«Проверь себя».

15.

29.12.

Подведём итоги.

3 ЧЕТВЕРТЬ (18 ч)

Культурные растения (4 ч) часть II

1.

12.01.

В саду и в огороде.

4-6

3-5

Коммуникативные: уметь

 работать в группе.

Рассматривать фотографии и

муляжи овощей и фруктов,

 называть их.

Наблюдать за  развитием

растения

из семени (по желанию).

2.

13.01.

Что выросло в поле.

7-11

6

Познавательные (информационные): извлекать

необходимую информацию из

различных источников.

Рассказывать, что

изготавливают

 из разных культурных растений.

3.

19.01.

Комнатные растения.

12-14

7

Познавательные: проводить несложные наблюдения.

Рассматривать комнатные

 растения. Учиться готовить сообщение 

о комнатном растении по плану.

4

20.01.

Проверочная работа.

8-9

Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности.

Контрольное задание

«Проверь себя».

Разнообразие грибов (4 ч)

5.

26.01.

Шляпочные грибы.

16-18

Познавательные: анализ

объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Рассматривать  муляжи

 (картинки) шляпочных грибов с

целью выделения общего в их

строении.

6.

27.01.

В лес за грибами.

19-21

10-11

Приводить примеры

 съедобных и несъедобных

грибов.

7.

2.02.

Удивительные грибы.

22-23

8.

3.02.

Экскурсия в природу

«Изменения в природе зимой».

24

Познавательные: установление причинно-следственных связей в

природе. Личностные: наблюда-

тельность.

Проводить наблюдения в природе.

Мохнатая азбука (18ч)

9.

9.02.

Разнообразие животных.

26-29

12

Личностные: наблюдательность,

способность любить и

 сопереживать, готовность оказать помощь нуждающемуся в ней.

Познавательные: способность

ориентироваться в учебной книге.

Проводить простейшие

 наблюдения за животными

 во дворе дома.

10.

10.02.

Млекопитающие.

30-33

Сравнивать строение животных

 на иллюстрациях, находить их

сходства и различия.

11.

24.02.

В семье друзей

пернатых.

34-37

        

13

Характеризовать условия, необходимые для жизни

 животных.

12.

1.03.

Забота о потомстве.

38-39

14

13.

2.03.

Удивительные птицы.

40-43

16-17

Познавательные:  обучение

 работе с разными видами

информации.

14.

11.03.

Наши маленькие соседи.

44-45

18

Личностные: наблюдательность, способность людить и ценить ок-

ружающий мир.

Описывать внешний вид,

характерные особенности

представителей насекомых, рыб,

птиц, зверей (на примере

 животных своей местности).

15.

15.03.

Общественные насекомые.

46-48

20

Познавательные

(информационные): поиск и выделение необходимой информации.

16.

16.03.

Приглядись и удивись.

49-51

19,21

Личностные: нравственно-

этическая ориентация

(наблюдательность, способность любить и ценить окружающий

мир).

17.

22.03.

Проверочная работа.

22,23

Регулятивные: осуществлять

 контроль своей деятельности.

Выделять существенные

 Признаки систематических

групп животных

(млекопитающих, птиц,

насекомых, рыб).

Контрольное

задание

«Проверь себя».

18.

23.03.

Подводим итоги.

4 ЧЕТВЕРТЬ (16 ч)

1.

5.04.

В подводном мире.

52-55

24

Коммуникативные: работать с

 соседом по парте, осуществлять

взаимопроверку выполненной работы.

Приводить примеры представителей разных групп

животных.

2.

6.04.

На суше и в воде.

56-59

25-28

3.

12.04.

Верные друзья и помощники.

60-63

30

4.

13.04.

Домашние питомцы.

64-68

29

Личностные: формирование способности любить, сопереживать, оказать в случае необходимости

помощь нуждающемуся.  

Рассказывать о домашних

 питомцах и правилах ухода

 за ними.

5.

19/04/

Экскурсия в зоопарк.

69-73

31

6.

20.04.

Книга тревоги.

74-77

32-33

        Объяснять необходимость создания Красной книги.

7.

26.04.

Проверочная работа.

34-35

Регулятивные:

осуществлять контроль

своей деятельности.

Контрольное

задание

«Проверь себя».

8.

27.04.

Экскурсия в природу

«Изменения в природе

весной».

78

Личностные: наблюдательность.

Познавательные:установление причинно-следственных связей в

природе.

Творения людей вокруг тебя.(8ч)

9.

3.05.

Вторая жизнь дерева.

80-81

38

Личностные: формирование способности ценить труд людей,

качеств рачительного хозяина.

Наблюдать предметы, созданные

людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны.

Обсуждать, почему надо

экономно расходовать бумагу и

рассказывать, как можно её вторично использовать.

10.

4.05.

В музее народного творчества.

82-83

39

Личностные: формирование

ценностно—смысловой

ориентации (способности любить и

и ценить прекрасное.)

Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или

иллюстрации)  и различать их

узоры. Знакомство с деятельностью

народных мастеров региона.

11.

10.05.

Национальные

традиции.

84-85

Личностные:  формирование

уважения к национальным традициям.

Познавательные:  знакомство с традициями жителей региона.

Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта. Приобретать навыки проектной

деятельности.

12.

11.05.

Твои увлечения.

86-87

Личностные: развитие интереса к творческой деятельности, формирование потребности в ней, желания преобразовать окружающую действительность.

Рассказывать о своих увлечениях,

о своей коллекции.

Наблюдать строения и растения на территории своего двора

(школьного двора), на улицах родного села.

13.

17.05.

Твой дом и двор.

88-89

Учиться изготавливать

аппликацию, модель  «Дом моей мечты».

14.

18.05.

Родной край.

90-95

39

Знакомиться 

с достопримечательностями

 и святыми местами родного села.

15.

24.05.

Оцени свои успехи в учёбе.

40

Регулятивные: оценка результата деятельности.

Учиться умению  оценивать свою работу.

16.

25.05.

Скоро лето.

36-37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Интерактивная игра по окружающему миру "Кто хочет стать знатоком окружающего мира"

Игра может быть использована как в урочной, так и внеурочной деятельности.Игра на сайте: http://exchange.smarttech.com...

Урок окружающего мира во втором классе по теме «Моря». ОБЖ Правила поведения на воде. Интерактивная доска при изучении окружающего мира

Конспект урока по теме "Моря". Окружающий мир 2 класс. В приложении представлена презентация и печатный материал: кроссворд и правила поведения на воде....

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...