Кладовая земли Югорского края
план-конспект урока по окружающему миру на тему

Андреева Виктория Юрьевна

Урок выстроен в стиле проектной задачи,с учетом приемов ТРИЗ . Расчитан на 2 часа.Тема :Кладовая земли югорского края +региональны компонент

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_5_opisanie_proektnoy_zadachi.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная задача по окружающему миру

Название задачи

Кладовые земли Югорского края

Предмет

Окружающий мир

Класс

  4 класс

Тип задачи

Предметная проектная одновозрастная

Цели  и педагогические задачи (педагогический замысел)

1. Использование приемов ТРИЗ технологии, для создания паспорта  полезных ископаемых Югорского края.

2. Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределительная деятельность) при решении задач.

Методы и приемы ТРИЗ

«Волшебный телевизор», «Создай паспорт», «Опрос по цепочке»

Урочная деятельность

Усвоение предметного материала и возможность применять его в нестандартных условиях.

Проведение самостоятельного исследования (опытов)в  лаборатории «Экознайка».

Владение различными средствами моделирования (схемы, чертежи).

Сопоставление фактов и умение делать выводы на основе анализа.

Умение вычленять требуемую информацию в различных видах, на её основе делать выбор оптимального решения.

Внеурочная деятельность

Умение вычленять требуемую информацию в различных видах, на её основе делать выбор оптимального решения.

Выбор оптимального способа решения

Создание  конечного продукта «Паспорта  полезных ископаемых Югорского края».

Планируемый педагогический результат

Использование созданного паспорта полезных ископаемых Югорского края обучающимися Прогимназии.

Способ и формат оценивания результатов работы

1. Умение выстроить с помощью выполнения отдельных заданий решение задачи в целом.

2.  Умение обосновывать решение.

В процессе решения задачи оценивается:

- умение взаимодействовать в малых группе при решении общей задачи.

3. Защита конечного продукта группой.

Описание проектной задачи

Ребята! Вам предстоит оказать консультативную помощь гостям из других планет и разработать рекомендации по использованию природных ископаемых в строительстве города и для убедительности создать паспорт «Кладовые земли Югорского края ».

Но прежде вам предлагается поработать с волшебным экраном.

Объектом вашего исследования являются полезные ископаемые.

Вы располагаете следующими материалами, которые необходимы для решения проектной задачи.

Ознакомьтесь с этими материалами.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

  Полезные ископаемые появились вместе с каменной оболочкой планеты. Некоторые имеют возраст миллиардов лет, другие моложе – им «всего» сотни или десятки миллионов лет.

    Для того чтобы сокровища земных недр действительно стали полезными, человек должен был научиться их использовать. Это давалось очень нелегко, но за долгие тысячелетия у людей накапливался необходимый опыт и навыки.

    Полезные ископаемые добывают из месторождений – мест, где полезные ископаемые залегают в достаточно большом количестве, тогда их добыча экономически выгодна.

   Поиском месторождений занимаются геологи. Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.

        

Горные породы – породы, слагающие земную кору. Из них образуются горы, они находятся под слоем почвы, на дне морей. Состоят из минералов.        

Минералы – однородные природные соединения.        

Полезные ископаемые –  горные породы, добываемые из недр Земли и используемые человеком в хозяйственной деятельности.

Геологи всего мира собирают разные камни, исследуют их состав, чтобы люди могли использовать их для своих нужд.

В этой кладовой есть твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Металлические руды, из которых выплавляют металлы; уголь, который даёт нам тепло; песок и глина, которые являются основой многих строительных материалов; разнообразные драгоценные камни – всё это твёрдые полезные ископаемые.

Нефть, служащая сырьём для бензина и пластмасс, минеральная вода и вода родников – это жидкие полезные ископаемые.

Природный горючий газ, который человек по трубам привёл в дома, - это газообразные природные ископаемые.

Существуют бесполезные ископаемые, но до тех пор, пока человек не знает как их использовать. Но знания о свойствах разных пород накапливаются, и бесполезные раннее породы становятся полезными.

Вольфрам, раньше считался бесполезным металлом, а сейчас вольфрамовые волоски в электрических лампочках освещают квартиры на всём земном шаре.

Иногда полезные ископаемы залегают у поверхности земли. Но чаще они скрыты глубоко под землёй, и найти их непросто. Разведкой полезных ископаемых занимаются геологи.

Открыты полезные ископаемые геологами, мы можем найти на карте, которые обозначены условными знаками.

Задание №1

Вам предлагается побыть геологами и выяснить, какие полезные ископаемые находятся в недрах земли ХМАО, распределить их на группы и обозначить на контурной карте расположение полезных ископаемых.

Составьте "Волшебный телевизор"(шестиэкранка).

Сделайте вывод о расположении природных богатств на территории ХМАО.

Задание №2

Для выяснения использования природных ископаемых и составлении паспорта  вам необходимо познакомиться с информацией, расположенной  в учебниках «Окружающий мир»  с.93 – 96,с.99-102,«Мир вокруг нас»   с.160 – 167,  Хрестоматия по краеведению "Мы - дети природы"

Задание №3

Проделайте опыты для подтверждения свойств полезных ископаемых и занесите их в составленную вами таблицу(паспорт).

Сделайте выводы.

Свойства                

1. Цвет                  

2. Запах                  

3. Твердость, мягкость                  

4. Прочность, хрупкость                  

5. Сыпучесть                  

6.Растворимость                  

7. Тяжелее, легче воды                  

8. Пропускает воду                  

Задание №4(задание для групп по выбору)

На основе сделанных выводов и анализа проделанной работы дайте рекомендации с обоснованием гостям с других планет о применении полезных ископаемых. Разработать  рекомендации для  сохранения  природных богатств нашего округа.

 (Вывод начинается со слов «Что было бы…).

ИТОГ:  1.Сделайте рефлексию своей работы

        2. Презентуйте свои работы

Рефлексия

1. Поставьте отметки на оценочных шкалах.

1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2) Оцени, насколько сложным для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3) Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи)

4) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5)Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе?    (ДА              НЕТ)

   Почему?_________________________________________________________________              

__________________________________________________________________________

Рефлексия

1. Поставьте отметки на оценочных шкалах.

1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2) Оцени, насколько сложным для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3) Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи)

4) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5)Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе?    (ДА              НЕТ)

   Почему?_________________________________________________________________              

_____________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

кладовые земли

кладовые земли...

Урок по краеведению "Ягоды югорского края"

Урок проводится по программе по краеведению "Мы - дети природы", 3 класс, в теме "Растения нашего края". Учащиеся подробно знакомятся с ягодами Югры через различные виды заданий, просмотр презентации ...

Приложение к уроку "Ягоды югорского края"

Даны художественные тексты, сведения о ягодах, занимательные задания по теме из "Рабочей тетради"...

Презентация к уроку "Ягоды югорского края"

В презентации использован материал о сборе и способах применения ягод в нашем краю....

Ягоды Югорского края

Презентация: Ягоды Югорского края...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайна земли Югорской"

Рабочая программа направлена на формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную специфику Ханты-Мансийс...

Сертификат за участие в историко-краеведческой викторине «Сказанье о земле Югорской»

Сертификат за участие в историко-краеведческой викторине «Сказанье о земле Югорской»...