Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Волошина  Наталья Ивановна

Рабочая программа состоит из  разделов

1 Поянительная записка

2.Общая характеристика курса

3.Описание места учебного предмета в учебном плане

4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.

5.Календарно- тематическое планирование

6 Материально- техническое обеспечение

7. Литература

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Пояснительная записка
Тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального учебного плана и Федеральным компонента государственного стандарта (2004)

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс, объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формирований у школьника целостной картины окружающей среды (природной" и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности.

Данная программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями новых общеобразовательных стандартов.

Общая характеристика

Основные учебно-воспитательные задачи курса:

  • дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение;
  • формирование специальных умений - работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.

Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации - усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения - вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы.

Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины - России на планете Земля.

Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников: устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Большая роль в 4 классе отводится историческому материалу - истории Отечества. Программа учитывает, что в сельских начальных школах имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.

Требования к уровню подготовки учащихся

по курсу «Окружающий мир»

 к концу четвёртого года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

Солнце — небесное тело, источник тепла и свет

  • о влиянии на земную жизнь);
  • климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
  • строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
  • основы личной гигиены;
  • влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
  • способы сохранения и укрепления здоровья;
  • даты важнейших событий в истории в соответствии с программой.

Уметь:

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  • устно описывать объекты природы;
  • вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
  • в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
  • пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека;
  • лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
  • устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
  • соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества.

Описание места учебного предмета в учебном плане


В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой предмет «Окружающий мир»

Программа рассчитана на 68 часа в год (2 час в неделю), 34 рабочих недели.

Содержание тем учебного курса.

Земля — планета солнечной системы (3 ч)

Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.

Родная страна — Россия (2 ч)

Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.

Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.

Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.

Практикум

Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)

Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов.

Страны и народы мира (3 ч)

Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности.

Практическая работа с картой мира.

Человек — часть природы. Человек — член общества (22 ч)

Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.

Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.

Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи.

Человек — член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России.

Практикум

Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.

Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).

История Отечества (20 ч)

Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.

Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.

Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы:

  • постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
  • выполнять правила поведения в природе;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид

Элементы дополнительного

Домашнее

Дата проведения

п/п

контроля

(необязательного) содержания

задание

план

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА (20часов)

1

 Источники изучения истории. Древние

Славяне. Территория,  жилища, охота, земледелие)

1

Комбинированный

История Отечества:

отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать: названия древних городов;

основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века.

Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян,

от кого защищались, как обожествляли природу.

Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом

Древние летописи, былины, поверья. Идолы

С. 7-17.

Ответы на вопросы

04.09

2

Времена Древней Руси. Первые русские князья

1.Пр.работа с картами.

1

Комбинированный

История Отечества:

отдельные, наиболее важные и яркие

исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств.

Уметь: работать с картой «Путь"из варяг в греки"»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях - Илье Муромце и Добрыне Никитиче

Задания

по группам

Христиан-

ство. Варяги. Греческие города. Византия. Дань

С. 18-24.

Ответы

на вопросы

06.09

3

Крещение Руси

1

Комбинированный

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым

Работа по группам

Кириллица

С. 25-29. Ответы на вопросы

11.09

4

Борьба Руси с западными завоевателями.

2.Пр. работа с картами.

1

Комбинированный

Знать военные победы Александра Невского.

Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище

Фронтальный опрос

Борьба Руси с западными завоевателями

С.30-33. Ответы на вопросы

13.09

5

Возникновение Москвы. Первые московские князья

1

Комбинированный

Москва - столица России. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком. Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты

Индивидуальный опрос

Возникновение Москвы. Первые московские князья

С. 34-38. Ответы на вопросы

18.09

6

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости.

1

Комбинированный

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Иметь представление о мировых религиях.

Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой

Фронтальный опрос

Христианский храм. Мечеть. Буддийский храм. Синагога.

Мировые религии

С. 39-48. Ответы на вопросы

20.09

7

Обобщение по

теме «Древние

славяне»

3.Пр. работа. Выступления с докладами по истории Отечества

1

Комби- ниро- ванный

История Отечества: отдельные,

наиболее важные

и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Индиви-

дуальный

опрос.

Дидакти-

ческая

игра

25.09

ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (3 часа)

8

Солнечная система

Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца. икт

1

Комби- нированный

Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год. Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года

Фрон- тальный опрос

Вселенная.

Високосный год. Плазма.

Астероиды.

Кометы.

Метеорные

тела. Обра-

зование

Солнечной

системы

С. 49-53. Сообщение о планетах Солнеч- ной сис- темы

27.09

9

Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на земле. Смена сезонов на нашей планете.

1

Комби- ниро- ванный

Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода

Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле

Работа по группам

Солнце -

небесное

тело, источник света и тепла

(общее

представление о влиянии на земную жизнь)

С. 54-58. Ответы на во- просы

02.10

10

 Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон  России.

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны

Самостоятельная

работа

Природные

зоны

России

С. 59-63. Ответы на вопросы

04.10

Родная страна – Россия  (21 час)

11

Особенности неживой природы арктических пустынь. Растения и животные арктических пустынь.   икт

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних

Работа по группам

Полярная ночь. Полярное сияние. Полярный день. Птичьи базары

С. 65-73. Доклад об Арктике по плану в учебнике

09.10

12

Деятельность людей в арктических пустынях. Охрана природной зоны.

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края

Фронтальный опрос

С. 65-73. Доклад о растительном или животном мире Арктики

11.10

13

Особенности неживой природы тундры. Растения и животные тундры

4.Пр работа.

Работа с гербариями- классификация растений.

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре.

Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры

Беседа по вопросам

С.74-83. Доклад о тундре по плану

16.10

14

Деятельность людей в тундре. Охрана природной зоны.

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Фронтальный опрос

Доклад о растительном или животном мире тундры

18.10

15

Особенности неживой природы зоны лесов. Растения и животные зоны лесов.

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Знать о роли леса в природе и жизни людей.

Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России

Работа по группам

С. 84-94. Доклад о зоне лесов по плану

23.10

16

Деятельность людей в  зоне лесов. Охрана природной зоны.

5.Пр.работа. Работа с гербариями- классификация растений, условия произрастания

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Фронтальный опрос

Интернет, выяснить, чем знаменит Приокско-террас

ный заповед

ник

Доклад о растительном или животном мире лесов

25.10

17

Особенности неживой природы зоны степей. Растения и животные степи.

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи.

Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей.

Беседа по вопросам

С. 95-103. Доклад о зоне степей по плану

30.10

18

Деятельность людей в  зоне степей. Охрана природной зоны.

6.Пр.работа. Упражнения в группировке растений по общему признаку.

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Работа по группам

Доклад о растительном или животном мире степей

01.11

19

Особенности неживой природы зоны пустынь. Растения и животные пустыни.

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне.

Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь

Фронтальный опрос

С. 104-111. Доклад о зоне пустынь по плану

13.11

20

Деятельность людей в  зоне пустынь. Охрана природной зоны.

1

Комбинированный

Беседа по вопросам

Доклад о растительном или животном мире пустынь

15.11

21

 Особенности неживой природы субтропической зоны Растения и животные субтропиков.

1

Комбинированный

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье. Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье

Работа по группам. Фронтальный опрос

С.112-121. Доклад о субтропической зоне по плану. Доклад о растительном или животном мире субтропической зоны Черноморского побережья Кавказа

20.11

22

Деятельность людей в  субтропической зоне. Охрана природной зоны.

7.Пр. работа. Работа с гербариями.

1

Комбинированный

22.11

23

Охрана природных зон. Красная книга и её назначение.

1

Обобщение знаний

Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека

Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь

Беседа по вопросам

С.122. Ответы на вопросы

27.11

24

 Родной край – часть великой России.

Экскурсия

1

Комбинированный

Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать название родного края. Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края

Работа по группам

Особенности труда людей родного края, профессии

С.123-125. Ответы на вопросы

29.11

25

Положение России на карте.

 8. Практическая работа. Работа  физической  картой России.

1

Комбинированный

Элементарные приемы чтения плана, карты. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России

Беседа по вопросам

С. 128. Ответы на вопросы

04.12

26

 Состояние неживой природы. 

Поверхность и водоемы твоего края

Экскурсия 

ПДД – тема № 3

1

Комбинированный

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Водоемы, их использование человеком. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток).

Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки

Фронтальный опрос

С.129-131. Ответы на вопросы. Сообщение о водоемах родного края

06.12

27

Состояние неживой природы. Полезные ископаемые

твоего края

1

Комби-

ниро-

ванный

Родной город (се-

ло), регион (об-

ласть, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать понятия «месторождения»,

«бассейн», «полезные ископаемые».

Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае

Фрон-

тальный

опрос

Полезные

ископае-

мые, распространенные в родном крае (2-3 названия), их использование человеком

С. 133-

135.

Ответы на вопросы

11.12

28

Растения

твоего края

9.Пр работа.

Выступления с докладами о растениях  родного края.

ПДД – тема №1

1

Комбинированный

Разнообразие растений. Родной город (село), регион

(область, республика, край): название, основные достопримечательности

Знать отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного

Устный

опрос.

Практи-

ческая

работа

С. 136-

137.

Сообщение о

редких

растениях

родного

края

13.12

29

Животный мир твоего края. Домашние животные.

10.Пр. работа.

Выступления с докладами о животных родного края.

1

Комби- ниро- ванный

Разнообразие животного мира. Род-

ной город (село),

регион (область,

республика, край):

название, основные

достопримечательности

Знать отрасли животноводства. Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края

Фрон- тальный опрос

Особенно сти труда - людей родного края профессии,

С. 138-139. Сообщение - о редких животных родного края

18.12

30

Народные промыслы

твоего края

1

Комби-

ниро-

ванный

Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности

Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края

Тест

Особенно

сти труда

людей родного края,

профессии

С. 140-

143.

Сообщение о на-

родных

промыслах родного края

20.12

31

Охрана природы. Заповедные места

твоего края. Красная книга и её назначение.

Экскурсия

11. Пр. работа. Участие в элементарной экологической деятельности

ПДД– тема №2

1

Экскур-

сия

Влияние человека

на природу. Охрана

природных

богатств

Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему, понятие «заповедник».

Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края; работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края

Беседа по

вопросам

Красная

книга род-

ного края

С. 132.

Ответы

на во-

просы

25.12

Человек – часть природы. Человек – член общества.(22 часа)

32

Человек –часть природы. Общие представления о строении человека.

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать понятия «орган», «система органов».

Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем.

Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека

Работа по группам

С. 7-11. Ответы на вопросы

27.12

33

Общие представления о строении человека.

1

Комби-

ниро-

ванный

Общее представле-

ние о строении и

основных функци-

ях организма

человека

Знать понятие «ткань».

Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом

Фрон-

тальный

опрос

Мир клеток

С.12-13.

Ответы

на во-

просы

15.01

34

Общие представления о строении человека.

1

Комби-

нированный

Общее представле-

ние о строении и основных функциях организма человека

Знать: термин «кожа»; строение кожи

(эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой).

Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова

Беседа по

вопросам

Самый

большой

орган

чувств

С. 14-16.

Ответы на вопросы

17.01

35

Опорно-двигательная система.

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибателе; о строении костей; что кости «делают» кровь.

Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека

Фронтальный опрос

Части скелета

С. 17-20. Ответы на вопросы

22.01

36

Значение физической культуры и физического труда  для укрепления мышц

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Мышцы человека

24.01

37

Пищеварительная система

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций)

Фронтальный опрос

Пищеварительная система

С. 21-24. Ответы на вопросы

29.01

38

Пищеварительная система

1

Комби-

ниро-

ванный

Органы чувств.

Общее представле-

ние о строении и

основных функци-

ях организма

человека

Иметь представление о строении языка.

Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения

Устный

опрос

С. 49-52.

Ответы

на во-

просы

31.01

39

Система кровообращения

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами. Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца

Беседа по вопросам

Система кровообращения

С. 25-28. Ответы на вопросы

05.02

40

Дыхательная  система

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры».Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух

Фронтальный опрос

Дыхательная система

С. 29-31. Сообщение на тему «Как у человека происходит вдох и выдох»

07.02

41

Дыхательная  система

1

Комбинированный

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния. Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа. Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения

Тест

Обоняние

С. 43-45, с. 46-48. Ответы на вопросы

12.02

42

Дыхательная  система

Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетия жизни человека

 ПДД -– тема №9

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать, что курение вредно для каждой части организма человека. Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить. Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек

Работа по группам

С. 32-35. Сообщение на тему

«Сохрани свои легкие здоровыми!»

14.02

43

Выделительная система

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать строение мочевой системы. Иметь представление о роли почек. Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена)

Фронтальный опрос

Как почки удаляют из организма вредные вещества

С. 36-37. Ответы на вопросы

19.02

44

Нервная система человека

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств.

Иметь представление о защитных рефлексах организма. Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы)

Беседа по вопросам

Нервная система человека

С. 38-40. Ответы на вопросы

21.02

45

Режим труда и отдыха – основа сохранения и восстановления нервной системы

1

Комбинированный

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Беседа по вопросам

Нервная система человека

С. 38-40. Ответы на вопросы

26.02

46

Личная гигиена и укрепление здоровья. Советы врача.

12.Пр работа. Составление режима дня ученика 4-го класса.

ПДД – тема №5,  

1

Комбинированный

Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Знать, как помочь человеку до приезда врача.

Уметь выполнять советы врача

Беседа по вопросам

Охрана

здоровья

человека

С. 64-66. Ответы на вопросы

28.02

47

Обобщение по теме «Человеческий организм»

ПДД– тема №6

1

Обобщение знаний

Общее представление о строении и основных функциях организма человека

Уметь: называть системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови

Фронтальный опрос

С. 41-42. Ответы на вопросы

05.03

48

Телефоны экстренной помощи

13.Пр работа. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок.

 ПДД– тема №4

1

Обобщение знаний

07.03

Страны и народы мира ( 3 часа)

49

 Общее представление о многообразии стран на Земле.

14. Практическая работа с картой мира.

1

Комбинированный

Россия на карте. Москва - столица России. Многообразие стран на Земле. Элементарные приемы чтения карты

Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства».

Уметь: работать с физической картой мира; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; Знать названия стран мира.

Работа по группам

С. 69-73. Ответы на вопросы

12.03

50

Соединенные штаты Америки (США)

1

Комбинированный

Элементарные приемы чтения карты

Иметь представление о терроризме. Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США

Беседа по вопросам

Терроризм

С. 80-83. Ответы на вопросы

14.03

51

Великобритания. Франция

1

Комбинированный

Элементарные приемы чтения карты

Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании, называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции

Фронтальный опрос

С. 84-86. Ответы на вопросы С. 87-90. Ответы на вопросы

19.03

История Отечества

52

Москва как летопись истории России.

1

Комбинированный

Россия - наша Родина.

Знать: ; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России».

Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского

Фронтальный опрос

С. 93-95. Ответы на вопросы

02.04

53

День народного единства

1

Комбинированный

Государственные праздники

Знать: государственные праздники России;

Фронтальный опрос

С. 93-95. Ответы на вопросы

04.04

54

Отечественная война 1912 года

1

Комбинированный

Москва - столица России

Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка». Иметь представление о значении войны 1812 года.

Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники,   посвященные   Отечественной войне 1812 года

Устный опрос

Москва: память о войне 1812 г.

С. 96-99. Ответы на вопросы

09.04

55

Великая отечественная война 1941-1945 годов.

15. Пр. работа Выступление с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории Отечества

1

Комбинированный

Москва - столица России

Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны

Устный опрос

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

С.100-103

11.04

56,

57

Освоение космического пространства.

2

Комбинированный

Москва - столица России

Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта. Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса

Самостоятельная

работа

Памятники Москвы покорителям

космоса

С.104-107. Ответы на вопросы

16.04

18.04

58

Обобщение по теме «Москва как летопись истории России».

ПДД– тема №7,

 ПДД– тема №8

1

Обобщение знаний

Москва - столица России

Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны

Работа в парах и по группам

Народный полководец

С. 108. Ответы на вопросы

23.04

59

1

25.04

60, 61

Важнейшие события современной России

ПДД– тема №10

2

Комбинированный

Знать: о важнейших событиях нашей страны.

Уметь: рассказывать о событиях в стране, используя для подготовки материалы СМИ и ресурсы интернет.

Работа в парах и по группам

Подготовить сообщения по теме.

30.04

02.05

Человек –член общества

62

Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация

16.Практическая работа. Работа с картой.

1

Комбинированный

Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте

Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России.

Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации

Фронтальный опрос

С.109-111. Ответы на вопросы

07.05

63

Основной закон Российской федерации –Конституция России.

1

Комбинированный

Конституция России

Знать: понятие Конституция России, ее значение.

Уметь: соблюдать законы Российской Федерации

Работа в парах и по группам

14.05

64

Государственная власть в России. Президент России.

1

Комбинированный

Государственная дума. Президент России

Знать: понятие «Государственная дума, ее назначение. Знать  кто является президентом России, его полномочия

16.05

65

Права и обязанности ребенка.

17.Пр. работа  Посильное участие в общественно-полезной деятельности.

 ПДД– тема №11

1

Комбинированный

Права и обязанности ребенка.

Знать: права и обязанности школьников.

Работа в парах и по группам

21.05

66,

67, 68

Резерв 3 часа

23.05

28.05

30.05

       Материально- техническое обеспечение учебного предмета

                                         «Окружающий мир»

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы)

Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ

        

                                                                       Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения.

Многоразового использования

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

При наличии необходимых технических условий

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Видеомагнитофон.

 Телевизор.

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор.

Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом

С диагональю  не менее 72 см

При наличии

Учебно-методический комплект и дополнительная литература по курсу

  •  Федотова, О. К., Трафимова, Г. В., Трафимов, С. А., Царева, Л. А. Окружающий мир: 4 класс: учебник: в 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 2011.
  • Федотова, О. К., Трафимова, Г. В., Трафимов, С. А., Царева, Л. А. Окружающий мир: 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы №1,2.- М.: Академкнига / Учебник, 20118.
  • Федотова, О. К., Трафимова, Г. В., Трафимов, С, А., Краснова, Л. А, Наш мир. 4 класс: методическое пособие для учителя. - М.: Академкнига / Учебник, 2008.
  • Федотова, Г. В. Трафимова О. Н. Программа курса «Окружающий мир». – М.: Академкнига/Учебник, 2007.
  • Развёрнутое тематическое планирование. 4 класс : УМК «Перспективная начальная школа» / авт.-сост.  Лободина Н. В. – Волгоград : Учитель, 2010.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочая программа курса "Информатика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Информатика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подг...

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .

Рабочая программа курса "Технология" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...

Рабочие программы по предметам УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс

Рабочие программы по  предметам составлены по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования УМК «Перспективная начальная школа» 1 класс...

Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Данный курс для уроков математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» разработан на основе следующих документов: ·       Закона Российской Федера...

Рабочая программа по предметам УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе " Перспективная начальная школа" 4 класссостоит из разделов:1 Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика4 Описание места предмета в у...