пояснительная записка к рабочей программе по курсу Окружающий мир 2 класс коррекционная школа 8 вида
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

 

Дисциплина «Живой мир» в СКОУ 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,

пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoy_mir_poyasnit_2.docx42.17 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная программа  предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат».

Дисциплина «Живой мир» в СКОУ 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,

пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.

Содержание дисциплины «Живой мир» опирается на знакомые детям объекты и явления окружающего мира, углубляет сведения, раскрывающие причины, следственные временные связи между объектами, явлениями и состоянием природы.

Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы  деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.

На уроках этой  дисциплины учащиеся условно разделены на две группы:

Учащиеся 1 группы  правильно называют изученные объекты, явления, их признаки. Различают объекты живой и неживой природы, выделяют части растений. Называют наиболее распространенных диких и домашних животных своего края.

Ученики 2 группы не всегда правильно называют изученные объекты и явления, их признаки. Путают объекты живой и неживой природы, очень мало знают названий диких и домашних животных. Ответы в основном односложные.

Согласно учебному плану 2013 – 2014 учебного года на изучение программы по предмету отводится следующее количество часов:

Период  

Кол-во часов

неделя

2 ч.

год

66ч.

Продолжительность занятия 40 минут.  Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы

VIII вида подготовительный, 1- 4 классы  под редакцией В. В. Воронковой.

Содержательный минимум образования

Неживая природа

Сезонные изменения в природе.

  • Представлений о смене времен года.
  • Название времен года, знакомство с названиями месяцев.
  • Изменения в природе поздней  осенью и зимой.
  • Явления  и состояния неживой  природы  (похолодание, замерзание рек, снегопад).
  • Влияние солнца на изменения в погоде.
  • Вода в природе.
  • Простейшие свойства воды.
  • Температура воздуха.  
  • Обогащение речи специальными  терминами, выражениями.Участие в беседе.

Живая природа

 Животные

  • Представление о животных.
  • Сравнение  домашних и диких  животных.
  • Представление об отношении человека к животным. Охрана животных.
  • Представление о рыбах распространенных в нашей области.
  • Представление об использовании рыб человеком и охране рыбных угодий.
  • Красная книга.
  • Развитие речи учащихся.
  • Название  растений, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху.
  • Обозначение групп предметов обобщающим словом.
  • Различать 3-4 комнатных растения.

Человек

  • Человек. Гигиена тела человека.
  • Закаливание организма человека.
  • Питание человека.
  • Органы пищеварения:  ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник; (элементарные представления).
  • Пища. Правильное питание.
  • Профилактика пищевых отравлений.
  • Обогащение речи новыми словами. Участие в беседе.

Обучение в коррекционной школе носит элементарно – практический характер и направлено на выполнение основных целей:  создание условий для формирования и коррекции знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности.

Цель обучения реализуется через составляющие качества образования  (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную,  ценностно - ориентационную).

Составляющие качества образования.

1.Предметно - информационная:

  • Выявление уровня знаний учащихся о неживой и живой природе.
  • Формирование знаний об основных  элементах неживой и живой природы.
  • Формирование представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособления живого мира к условиям внешней среды.
  • Формирование знаний учащихся о природе своего края.
  • Формирование  первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека.

2.Деятельностно - коммуникативная:

  • Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • Содействовать приобретению навыков устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;
  • Активизировать творческие способности;
  • Развивать у обучающихся навыки контроля и самоконтроля;
  • Вырабатывать  умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ.

3.Ценностно - ориентационная:

  • Воспитание у учащихся бережного отношения к природе.
  • Воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости,  самостоятельности.

Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся,  их познавательной деятельности и личностных качеств.

Компетенции:

  1. Предметные:
  1. Природоведческая компетенция:
  • Правила поведения и деятельности в природной среде  в лесу,  на водоемах, в местных природных зонах в разное время года, в различных природных и климатических условиях.  Ориентация, безопасность, сбор грибов, ягод, рыбная ловля;   наблюдение птиц и местных животных; ориентация по ночному небу, определение сторон света с помощью компаса и природных признаков, способы определения времени суток и др.
  • Естественнонаучные знания, умения и опыт деятельности на селе и в городе, домашние животные, экологические проблемы, выращивание сельскохозяйственных растений.
  • Уход за животными. Образ жизни, особенности строения и поведения, питание, сон, игры, взаимосвязь животного с человеком.
  • Уход за растениями. Посадка, полив, состав земли, свет, тепло, условия выращивания.
  1. Здоровьесберегающая  компетенция (включает общепредметную):
  • Опыт ориентации в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
  • Применение  правил  поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
  • Применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владение способами оказания первой медицинской помощи; умение следить за своим рационом питания.
  1. Экологическая  компетенция (включает общепредметную):
  • Опыт экологической деятельности в местной природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.), умение следовать нормам экологического поведения.
  1. Общепредметные:
  • воспитание учащихся средствам данной учебной дисциплины;
  • обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания;
  • повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими;
  • формирование умения получать информацию и передавать другим.
  • развитие зрительного, слухового  восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

3. Ключевые

  1. Деятельностно-коммуникативные способность субъекта выполнять устную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс.
  2. Социальные – способность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.
  • Социально-трудовая:
  • продуктивно сотрудничать;
  • действовать в социуме;
  • осознание себя и своего места в обществе.
  • Культура личностного самосовершенствования:
  • способность к ценностно-смысловой ориентации;
  • способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).
  • Ценностно-смысловая:
  • понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;
  • способности принимать человека как высшую ценность;
  • способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
  • целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;
  • принимать решение.
  1. Информационно-методологические:
  •   Учебно-управленческая:умение внимательно слушать и воспринимать информацию.
  • Учебно-логическая:критически относиться  к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.

Содержательные линии:

  1. Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)
  2. Социально-правовая (человек и общество, человек-человек):

-демократический стиль общения учителя с учащимся;

-развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;

-развитие чувства ответственности за сохранение школьного имущества;

-воспитание чувства гордости за  культуру речи;

-воспитание чувства патриотизма за родину и др.;

  1. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа, математический диктант  и др.
  2. Экологическая (человек и природа).
  3. Культура здоровья (человек и здоровье):
  1. валеологический подход (физический и психический уровень):

-благоприятный климат в кабинете (освещённость, время, проветриваемость).

-физическое состояние учащихся (здоровье).

-доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.

  1. пропаганда ЗОЖ.

Требования к уровню подготовки  обучающихся.

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

  • простейших свойствах воды, её значения для жизни растений, животных, человека;
  •  растения сада и огорода, их отличия;
  •  разнообразие животного мира, образ жизни и повадки диких и домашних животных;
  •  роль питания в жизни человека, гигиенических правилах;
  • сезонные изменения  в неживой природе жизни растений, животных, человека;
  •  значение воды, тепла, света в жизни растений и животных.

1 уровень.

Должны уметь практически применять следующие знания:                                                      

  • Правильно называть изученные объекты и явления.
  • Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями.
  • Различать наиболее распространенные овощи фрукты, объяснять, где они растут, как их использует человек.
  • Различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни.
  • Выполнять элементарные гигиенические правила.
  • Различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

2 уровень.

  • Называть изученные предметы и явления.
  • Различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними.
  • Различать наиболее распространенные овощи и фрукты.
  • Различать изученных диких и домашних животных, рыб, птиц.
  • Различать признаки времен года.
  • Выполнять элементарные гигиенические требования.

Педагогические условия и средства реализации стандарта.

Технологии обучения

  • Современное традиционное обучение (классно –урочное).
  • Дифференцированное обучение.
  • Педагогика сотрудничества.
  • Проблемное обучение.
  • Личностно – ориентированное обучение.
  • Игровое обучение.
  • Экскурсии.

Общепедагогические принципы обучения

Принципы гуманизации:

  • принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
  • принцип персонификации – отказ от ролевых «масок».  Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
  • принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
  • принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении дисциплине используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

При последовательном изучении курса может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       

Виды и формы контроля

  • Формы -   устный опрос, кроссворд, КВН.
  • Виды – вводный,   тематический,   рубежный, итоговый.

Программное и учебно - методическое обеспечение

Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.

Методическое обеспечение: предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) / наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей, родителей. – 25 книг; загадки; муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.

Дополнительная литература:

  • Основы безопасности жизнедеятельности. В.П.Ситников.
  • ГудимовВ.П. «Тематические загадки для дошкольников».
  • Программа «Живой мир»/институт коррекционной педагогики Российской Академии Образования.
  • Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с  5-7 лет с ЗПР. /сост. Морозова И.А., Пушкарева М.А. – М.: Мозаика –Синтез, 2006
  • «Окружающий мир».  Н.А.Новоселова, А.А.Шлыкова /Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1,2 часть.
  • Экологическое образование и воспитание в начальной школе. Учебное мет.пособие Иванова Т.С. – М.:ЦГЛ, 2003
  • Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», 1класс. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А

Программа составлена на основе документов:

  1. Федеральный Закон от 28.12.2012  № 273 - ФЗ  «Об образовании в РФ»  
  2. Закон от 15.07.2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
  3. Областной закон от 23.10.1995 N 28-ОЗ (ред. от 07.12.2012) "О защите прав ребенка" (принят Свердловской областной Думой 05.10.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
  4. Годовой учебный календарный  график ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат»  на 2013-2014 учебный год.

  1. Расписание уроков.

Оборудование

Предметные картинки, муляжи овощей, фруктов, гербарии растений, технические средства (телевизор, ноутбук, интерактивная доска, видеомагнитофон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру, 1 класс, УМК Перспектива

Данна пояснительная записка является авторской. Составлена к программе по окружающему миру по УМК Перспектива, 1 класс....

Пояснительная записка по предмету живой мир в 4 классе коррекционной школы 8 вида

Формирование умений: наблюдать, взаимодействовать с объектом с целью накопления представлений о нем; описывать признаки изучаемого объекта; использовать полученные результаты в практической деятельнос...

Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).

Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида) , на основе программы "...

Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).

Рабочая программа учебного предмета "Физическое воспитание" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 видаб на основе программы...

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка Рабочая программа предмета  «Окружающий мир» составлена на основе:·         В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 27...

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"...

Пояснительная записка к рабочей программе по технологии 2 класс, УМК "Школа России"

В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Технология" ("Школа России") по ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, описание личностных, метапредметных и пред...