пояснительная записка к рабочей программе по курсу Окружающий мир 2 класс коррекционная школа 8 вида
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Дисциплина «Живой мир» в СКОУ 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,
пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivoy_mir_poyasnit_2.docx | 42.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа предусмотрена для учащихся ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат».
Дисциплина «Живой мир» в СКОУ 8 вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний,
пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе.
Содержание дисциплины «Живой мир» опирается на знакомые детям объекты и явления окружающего мира, углубляет сведения, раскрывающие причины, следственные временные связи между объектами, явлениями и состоянием природы.
Программа построена с учётом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферы деятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей.
На уроках этой дисциплины учащиеся условно разделены на две группы:
Учащиеся 1 группы правильно называют изученные объекты, явления, их признаки. Различают объекты живой и неживой природы, выделяют части растений. Называют наиболее распространенных диких и домашних животных своего края.
Ученики 2 группы не всегда правильно называют изученные объекты и явления, их признаки. Путают объекты живой и неживой природы, очень мало знают названий диких и домашних животных. Ответы в основном односложные.
Согласно учебному плану 2013 – 2014 учебного года на изучение программы по предмету отводится следующее количество часов:
Период | Кол-во часов |
неделя | 2 ч. |
год | 66ч. |
Продолжительность занятия 40 минут. Курс имеет оценочную (5 бальную) систему прохождения материала.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы
VIII вида подготовительный, 1- 4 классы под редакцией В. В. Воронковой.
Содержательный минимум образования
Неживая природа
Сезонные изменения в природе.
- Представлений о смене времен года.
- Название времен года, знакомство с названиями месяцев.
- Изменения в природе поздней осенью и зимой.
- Явления и состояния неживой природы (похолодание, замерзание рек, снегопад).
- Влияние солнца на изменения в погоде.
- Вода в природе.
- Простейшие свойства воды.
- Температура воздуха.
- Обогащение речи специальными терминами, выражениями.Участие в беседе.
Живая природа
Животные
- Представление о животных.
- Сравнение домашних и диких животных.
- Представление об отношении человека к животным. Охрана животных.
- Представление о рыбах распространенных в нашей области.
- Представление об использовании рыб человеком и охране рыбных угодий.
- Красная книга.
- Развитие речи учащихся.
- Название растений, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху.
- Обозначение групп предметов обобщающим словом.
- Различать 3-4 комнатных растения.
Человек
- Человек. Гигиена тела человека.
- Закаливание организма человека.
- Питание человека.
- Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник; (элементарные представления).
- Пища. Правильное питание.
- Профилактика пищевых отравлений.
- Обогащение речи новыми словами. Участие в беседе.
Обучение в коррекционной школе носит элементарно – практический характер и направлено на выполнение основных целей: создание условий для формирования и коррекции знаний учащихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности.
Цель обучения реализуется через составляющие качества образования (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную, ценностно - ориентационную).
Составляющие качества образования.
1.Предметно - информационная:
- Выявление уровня знаний учащихся о неживой и живой природе.
- Формирование знаний об основных элементах неживой и живой природы.
- Формирование представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособления живого мира к условиям внешней среды.
- Формирование знаний учащихся о природе своего края.
- Формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека.
2.Деятельностно - коммуникативная:
- Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
- Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
- Содействовать приобретению навыков устанавливать адекватные деловые, производственные и общечеловеческие отношения в современном обществе;
- Активизировать творческие способности;
- Развивать у обучающихся навыки контроля и самоконтроля;
- Вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ.
3.Ценностно - ориентационная:
- Воспитание у учащихся бережного отношения к природе.
- Воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, самостоятельности.
Специальной задачей обучения является преодоление недостатков учащихся, их познавательной деятельности и личностных качеств.
Компетенции:
- Предметные:
- Природоведческая компетенция:
- Правила поведения и деятельности в природной среде в лесу, на водоемах, в местных природных зонах в разное время года, в различных природных и климатических условиях. Ориентация, безопасность, сбор грибов, ягод, рыбная ловля; наблюдение птиц и местных животных; ориентация по ночному небу, определение сторон света с помощью компаса и природных признаков, способы определения времени суток и др.
- Естественнонаучные знания, умения и опыт деятельности на селе и в городе, домашние животные, экологические проблемы, выращивание сельскохозяйственных растений.
- Уход за животными. Образ жизни, особенности строения и поведения, питание, сон, игры, взаимосвязь животного с человеком.
- Уход за растениями. Посадка, полив, состав земли, свет, тепло, условия выращивания.
- Здоровьесберегающая компетенция (включает общепредметную):
- Опыт ориентации в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);
- Применение правил поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;
- Применение правил личной гигиены, умение заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владение способами оказания первой медицинской помощи; умение следить за своим рационом питания.
- Экологическая компетенция (включает общепредметную):
- Опыт экологической деятельности в местной природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.), умение следовать нормам экологического поведения.
- Общепредметные:
- воспитание учащихся средствам данной учебной дисциплины;
- обучение учащихся умению самостоятельно пополнять знания;
- повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими;
- формирование умения получать информацию и передавать другим.
- развитие зрительного, слухового восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
3. Ключевые
- Деятельностно-коммуникативные – способность субъекта выполнять устную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс.
- Социальные – способность, готовность субъекта брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.
- Социально-трудовая:
- продуктивно сотрудничать;
- действовать в социуме;
- осознание себя и своего места в обществе.
- Культура личностного самосовершенствования:
- способность к ценностно-смысловой ориентации;
- способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).
- Ценностно-смысловая:
- понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение;
- способности принимать человека как высшую ценность;
- способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;
- целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;
- принимать решение.
- Информационно-методологические:
- Учебно-управленческая:умение внимательно слушать и воспринимать информацию.
- Учебно-логическая:критически относиться к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.
Содержательные линии:
- Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)
- Социально-правовая (человек и общество, человек-человек):
-демократический стиль общения учителя с учащимся;
-развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;
-развитие чувства ответственности за сохранение школьного имущества;
-воспитание чувства гордости за культуру речи;
-воспитание чувства патриотизма за родину и др.;
- Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа, математический диктант и др.
- Экологическая (человек и природа).
- Культура здоровья (человек и здоровье):
- валеологический подход (физический и психический уровень):
-благоприятный климат в кабинете (освещённость, время, проветриваемость).
-физическое состояние учащихся (здоровье).
-доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.
- пропаганда ЗОЖ.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:
- простейших свойствах воды, её значения для жизни растений, животных, человека;
- растения сада и огорода, их отличия;
- разнообразие животного мира, образ жизни и повадки диких и домашних животных;
- роль питания в жизни человека, гигиенических правилах;
- сезонные изменения в неживой природе жизни растений, животных, человека;
- значение воды, тепла, света в жизни растений и животных.
1 уровень.
Должны уметь практически применять следующие знания:
- Правильно называть изученные объекты и явления.
- Различать 3-4 комнатных растения, их части, осуществлять уход за комнатными растениями.
- Различать наиболее распространенные овощи фрукты, объяснять, где они растут, как их использует человек.
- Различать домашних и диких животных, рыб, описывать их повадки, образ жизни.
- Выполнять элементарные гигиенические правила.
- Различать признаки времен года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.
2 уровень.
- Называть изученные предметы и явления.
- Различать 2-3 вида комнатных растений, называть части растений, ухаживать за ними.
- Различать наиболее распространенные овощи и фрукты.
- Различать изученных диких и домашних животных, рыб, птиц.
- Различать признаки времен года.
- Выполнять элементарные гигиенические требования.
Педагогические условия и средства реализации стандарта.
Технологии обучения
- Современное традиционное обучение (классно –урочное).
- Дифференцированное обучение.
- Педагогика сотрудничества.
- Проблемное обучение.
- Личностно – ориентированное обучение.
- Игровое обучение.
- Экскурсии.
Общепедагогические принципы обучения
Принципы гуманизации:
- принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;
- принцип персонификации – отказ от ролевых «масок». Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;
- принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;
- принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении дисциплине используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
При последовательном изучении курса может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Виды и формы контроля
- Формы - устный опрос, кроссворд, КВН.
- Виды – вводный, тематический, рубежный, итоговый.
Программное и учебно - методическое обеспечение
Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида подготовительный, 1-4 классы, под редакцией В. В. Воронковой.
Методическое обеспечение: предметные картинки, серия "Знакомство с окружающим миром и развитие речи"(травы, насекомые, птицы, рыбы, животные и др.) / наглядное пособие для педагогов, логопедов, воспитателей, родителей. – 25 книг; загадки; муляжи овощей, фруктов, грибов, гербарии.
Дополнительная литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности. В.П.Ситников.
- ГудимовВ.П. «Тематические загадки для дошкольников».
- Программа «Живой мир»/институт коррекционной педагогики Российской Академии Образования.
- Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с 5-7 лет с ЗПР. /сост. Морозова И.А., Пушкарева М.А. – М.: Мозаика –Синтез, 2006
- «Окружающий мир». Н.А.Новоселова, А.А.Шлыкова /Учебное пособие по развитию речи для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1,2 часть.
- Экологическое образование и воспитание в начальной школе. Учебное мет.пособие Иванова Т.С. – М.:ЦГЛ, 2003
- Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», 1класс. Фефилова Е.П., Поторочина Е.А
Программа составлена на основе документов:
- Федеральный Закон от 28.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ»
- Закон от 15.07.2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
- Областной закон от 23.10.1995 N 28-ОЗ (ред. от 07.12.2012) "О защите прав ребенка" (принят Свердловской областной Думой 05.10.1995) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013)
- Годовой учебный календарный график ГКОУ СО «Буткинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат» на 2013-2014 учебный год.
- Расписание уроков.
Оборудование
Предметные картинки, муляжи овощей, фруктов, гербарии растений, технические средства (телевизор, ноутбук, интерактивная доска, видеомагнитофон)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка по предмету живой мир в 4 классе коррекционной школы 8 вида
Формирование умений: наблюдать, взаимодействовать с объектом с целью накопления представлений о нем; описывать признаки изучаемого объекта; использовать полученные результаты в практической деятельнос...
Пояснительная записка к рабочей программе по ИЗО. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).
Рабочая программа учебного предмета "Изобразительное искусство" составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 вида) , на основе программы "...
Пояснительная записка к рабочей программе по физкультуре. 2 класс (для специальных коррекционных образовательных учреждений 8 вида).
Рабочая программа учебного предмета "Физическое воспитание" 2 класс составлена в соответствии с требованиями Программы специальных (коррекционных образовательных учреждений 8 видаб на основе программы...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1 класс "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир» составлена на основе:· В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 27...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 2 класс "Перспективная начальная школа"...
Пояснительная записка к рабочей программе по технологии 2 класс, УМК "Школа России"
В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Технология" ("Школа России") по ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, описание личностных, метапредметных и пред...
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру 1-4 класс Начальная школа 21 века
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области требованиями Примерной...