Проект "Бородинское сражение"
проект по окружающему миру (2 класс) по теме

Туфлейкина Екатерина Михайловна

 

Два века назад наши войска под предводительством великого полководца Михаил Илларионовича Кутузова разгромили и изгнали из России захватчиков – армию французского императора Наполеона. На подмосковной земле прогремели многие сражения той войны. Самое крупное сражение – Бородинская битва произошла возле села Бородино. Село Бородино находится недалеко от нас. Около нашего посёлка Летнего Отдыха проходит старая Смоленская дорога, по которой войска Наполеона Бонапарта наступали на Москву и отступали по ней. Мы захотели узнать более подробно о событиях, которые происходили недалеко от нас на Бородинском поле о Бородинском сражении.
Собрали материал о Бородинском сражении и оформили его в виде книги. Эту книгу назвали «Бородинское сражение».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_borodino.docx42.35 КБ
Файл prezentatsiya_borodino.pptx1.2 МБ
PDF icon borodino_proekt.pdf2.5 МБ
Файл chopin-revolutionarystudy.rar1.27 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАХАРОВСКАЯ СОШ

Проект

«Бородинское сражение»

Выполнили учащиеся 2 «Б» класса:

Ефимова Анна

Кондрашова Светлана

Егоров Александр

Дзауров Руслан

Метелкин Кирилл

Гаврилюк Анастасия

Научный руководитель

ТуфлейкинаЕ.М.

Помощники:

родители

Кондрашова Е.В.

Метелкина М.А.

Ефимова И.А.

Дзаурова А.М.

 Летний отдых

2013 год

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………..............3
  2. Этапы работы над проектом…………………………………………….5
  3. Заключение……………………………………………………………….9
  4. Методический паспорт учебного проекта……………………………..10
  5. Литература………………………………………………………………...13
  6. Рецензия……………………………………………………………….…..14

Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина.

М.Ю.Лермонтов

Два века назад наши войска под предводительством великого полководца Михаил Илларионовича Кутузова разгромили и изгнали из России захватчиков – армию французского императора Наполеона. На подмосковной земле прогремели многие сражения той войны. Самое крупное сражение – Бородинская битва произошла возле села Бородино. На этом месте создан мемориальный комплекс «Бородинское поле». Село Бородино находится недалеко от нас. Мы живём на земле, политой кровью наших предков, хочется знать о людях и событиях героического прошлого нашей Малой Родины. Мы решили продолжить изучение нашей Малой Родины, а именно познакомиться и изучить генеральное сражение, навсегда вошедшее в историю нашего народа.

Цель нашей работы :

- создание  книги  «Бородинское сражение».

Для достижения поставленной цели мы рассматриваем вопросы, связанные с решением таких задач, как:

  • познакомиться и изучить главное сражение Отечественной войны 1812 года – Бородинское сражение.
  • выяснить особенности сражения
  • узнать о знаменитых людях, участвовавших в этом сражении
  • посетить мемориальный комплекс «Бородино» и «Бородинскую панораму»
  • собрать материал о генеральном сражении войны 1812 года Бородинской битве( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
  • оформить собранный материал в виде книги «Бородинское сражение»
  • научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями.

Временные рамки создания проекта  - с сентября  по декабрь месяц 2012 года.

Создание проекта помогло нам глубже узнать Бородинское сражение и познакомить с найденными материалами других ребят и взрослых.

По данной теме существует очень много литературы. Мы отобрали наиболее понятную для нас, учитывая наш возраст.

  • «Бородино» -М.:Кучково Поле, 2007 г.
  • М.Ю.Лермонтов «Бородино» -М. :Детская литература, 2007г.
  • М.Лободин, М.Бойцов «Мужество»- М.: Малыш,1986г.
  • Н.Попов «Бородинское сражение»-М.:Оникс, 2011 г.
  • В.Г.Сироткин «Отечественная война 1812 года» - М.:Просвещение, 1998 г.
  • О.Д.Трушин «Герои войны 1812 года»-М.: Махаон,2012 г.
  • Е.Холмогорова «Великодушный русский воин»- М.: Малыш,1991г.
  • 1812.Час гордости и славы. –М.:Астрель:Corpus,2012г.

Работа над проектом дала нам возможность быть дружнее, помогать друг другу, учитывать результат товарища.

Бородинское сражение.

Основные этапы работы над проектом.

1.Организационный этап( сентябрь):

Выбор  темы  проекта - "Бородино"

1сентября 2012 года наш учитель рассказал нам о великой дате, которую отмечает вся наша страна в этом году, двухсотлетие  Великой Отечественной войны 1812 года. Из рассказа мы узнали, что главное Бородинское сражение произошло около села Бородино. Село Бородино находится недалеко от нас. Около нашего посёлка Летнего Отдыха проходит дорога, по которой войска Наполеона Бонапарта наступали на Москву. Нам стало интересно. Мы захотели узнать более подробно о событиях, которые происходили недалеко от нас на Бородинском поле – Бородинском сражении.

В прошлом учебном году мы защищали на научно-практической конференции проект «Моя малая Родина» и приобрели опыт создания проекта. Приступая к этому проекту мы уже представляли себе объём и особенности предстоящей работы.

         Формирование групп.

В основу формирования групп  легли три героических момента Бородинского сражения: Семёновские (Багратионовские) флеши, батарея Раевского и рейд русской конницы под предводительством Платова и Уварова.

1 группа :Кондрашова Светлана, Дзауров Руслан ( рис. 1,2) собирала информацию о Багратионовских флешах, делали фотографии, собирали иллюстрации

2 группа: Ефимова Анна, Метелкин Кирилл (рис. 3,4,5)  собирала информацию о батарее Раевского, делали фотографии, собирали иллюстрации

3 группа:  Егоров Александр, Гаврилюк Анастасия ( рис. 6) собирала информацию о рейде  русской конницы под предводительством Платова и Уварова,делали фотографии, собирали иллюстрации.

Мы подключили к работе  наших  родителей, которые были готовы работать вместе с нами  по проекту, и составили план работы (рис. 7,8,9,10,11,

12).

2.Подготовительный этап ( сентябрь , октябрь):

Началась самостоятельная поисковая работа каждого участника нашего проекта. Посетили библиотекуЗахаровской средней общеобразовательной школы (рис.15), Захаровскую сельскую библиотеку( рис. 13,14), Покровскую сельскую  библиотеку с целью ознакомления с литературой по данной теме. Большую помощь при подборе книг в библиотеках нам оказали работники библиотек : Афанасьева Анна Дорофеевна ,Муравей Валентина Ефимовна (рис. 16), Медведева Елена Олеговна (рис. 17). Мы нашли много художественной и исторической литературы: воспоминания участников  битвы, рассказы, посвящённые Бородинскому сражению и героям этого сражения. В результате прочитанной литературы мы отобрали наиболее запомнившиеся и понятные нам произведения:

  • «Бородино» -М.:Кучково Поле, 2007 г.
  • М.Ю.Лермонтов «Бородино» -М. :Детская литература, 2007г.
  • М.Лободин, М.Бойцов «Мужество»- М.: Малыш,1986г.
  • Н.Попов «Бородинское сражение»-М.:Оникс, 2011 г.
  • В.Г.Сироткин «Отечественная война 1812 года» - М.:Просвещение, 1998 г.
  • О.Д.Трушин «Герои войны 1812 года»-М.: Махаон,2012 г.
  • Е.Холмогорова «Великодушный русский воин»- М.: Малыш,1991г.
  • 1812.Час гордости и славы. –М.:Астрель:Corpus,2012г.

        В материалах  сети Интернет мы нашли иллюстрации, план  Бородинского сражения, портреты героев Бородинского сражения, которые мы использовали в своей книге.

Вместе с учителем мы съездили  на  экскурсии в мемориальный комплекс «Бородино» и «Бородинскую панораму»( рис. 18, 19, 20 ), исторический памятник «Кутузовская изба в Филях» (рис. 21, 22). Нас поразила масштабность нашего проекта. Объём полученной информации вызвало у нас небольшую растерянность, сильные эмоции. Экскурсии мы обсуждали несколько дней.Во время экскурсии  сделали зарисовки интересующего нас материала. По этим зарисовкам  нарисовали рисунки и устроили выставку в классе( рис. 23,24).. Вместе с родителями   сфотографировали памятники, находящиеся на территории мемориального  комплекса «Бородино» и «Бородинской панорамы».  

Быстрее всех   собрали  информацию и иллюстрации  о Багратионовских флешах. Ребята этой группы стали помогать другим участникам проекта в нахождении материала( рис. 25). К концу октября весь материал был собран.

3.Этап реализации(ноябрь):

В начале ноября   прошло промежуточное обсуждение по собранному материалу. Выбрали документальный материал, фотографии,иллюстрации, которые по всеобщему мнению подходили для нашей книги.

Дальше началась самая трудная работа. Нужно было расположить материал по заранее составленному плану,подобрать фотографии к тексту. Мы   много обсуждали, пробовали и наконец –получилось то, что нам все понравилось.Осталось только оформить достигнутый  результат в виде книги «Бородинское сражение» . Мы обратились за помощью к родителям. Они помогли  до конца оформить книгу «Бородинское сражение».

4. Заключительный этап( декабрь):

В самом конце работы  подготовили  защиту нашего проекта.

Для защиты  мы составили  устный рассказ о том, как  делали наш проект, с какими трудностями  столкнулись( рис. 26).  Вместе с учителем, родителями сделали презентацию нашего проекта.

Наконец-то наступил долгожданный день. Мы выступили перед родителями. Было страшно и трудно.  Но мы справились. Книга наша очень всем понравилась.

Нам предложили защитить наш проект на школьной научно-практической конференции. Для выступления на секции начальных классов школьного научного общества «РИФ» мы с помощью учителя составили методический паспорт и описали этапы работы над проектом.

Заключение.

Проект «Бородинское сражение» создавался четыре месяца. В результате можно сказать, что достигнуты все задачи, которые  ставили. Все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. Получилась замечательная книга «Бородинское сражение». В ней собран и оформлен материал по таким трём  героическим  моментам  Бородинского сражения: Семёновские (Багратионовские) флеши, батарея Раевского и рейд русской конницы под предводительством Платова и Уварова. Участники проекта  глубже узнали историю нашего края, прониклись гордостью за свой народ.  Мы научились работать в команде, принимать на себя разные роли и обязанности,   научились сотрудничать с родителями, добиваться  взаимопонимания, совместно посещать  библиотеки, музеи.

Поняли  роль  книг и других источников информации в познании исторического прошлого нашей Малой Родины. Мы научились использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию о  людях  и событиях героического прошлого нашей Малой Родины. За время работы над проектом мы узнали героический эпизод из богатой истории нашего края. Научились любить и уважать людей, живущих рядом с нами. Ценить жизнь, которую подарили нам наши предки.

Уже в этом учебном году мы хотим выступить перед учениками первых и вторых классов со своим проектом. Рассказать им о героических страницах нашей Малой Родины  и показать нашу замечательную книгу.

Работа нам очень понравилась. Все ребята активно работали. Поэтому в следующем учебном году мы планируем продолжить нашу работу. Мы хотим составить, написать замечательную книгу о других героических местах нашей Малой Родины.

Методический  паспорт учебного проекта.

  1. Название проекта -  «Бородинское сражение»
  2. Разработчики учебного проекта – учащиеся 2 «Б» класса Егоров Александр, Дзауров Руслан, Ефимова Анна, Гаврилюк Анастасия, Кондрашова Светлана, Метелкин Кирилл  под руководством   учителя начальных классов Туфлейкиной  Екатерины Михайловны
  3. Название образовательного учреждения – Захаровская средняя общеобразовательная школа
  4. Год разработки учебного проекта  -  2012-2013 учебный год
  5. Опыт использования (степень распространения): -        проводился один раз в 1 «Б» классе
  6. Проблемная ситуация – с одной стороны всем знакомые места, где мы живём, а с другой стороны есть неизвестные моменты, на которые не обращали никакого внимания, поэтому хочется   расширить свои знания о людях и событиях героического прошлого нашей Малой Родины
  7. Цель  – создать книгу «Бородинское сражение»
  8. Задачи:
  • познакомиться и изучить главное сражение Отечественной войны 1812 года – Бородинское сражение.
  • выяснить особенности сражения
  • узнать о знаменитых людях, участвовавших в этом сражении
  • посетить мемориальный комплекс «Бородино» и «Бородинскую панораму»
  • собрать материал о генеральном сражении войны 1812 года Бородинской битве ( иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.)
  • оформить собранный материал в виде книги «Бородинское сражение»
  • научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями
  1. Форма организации детей  - групповая работа
  2. Ведущая деятельность - поисковая;
  3. Сфера применения результатов - краеведческая;
  4. Используемые технологии - мультимедиа;
  5. Форма продуктов проектной деятельности - книга «Бородинское сражение»
  6. Способ объединения результатов на презентации  - отчет по результатам в любой форме
  7. Виды презентации - компьютеродемонстрирующий
  8. Класс или возраст детей: 2 «Б» класс ,   8 лет.
  9. Количество участников -  6  человек
  10. Предметная область –  краеведение.
  11. Состав участников -  одноклассный;
  12. Характер координации  - явный
  13. Темы учебно-тематического плана предмета(ов) -   окружающий мир, литературное чтение М.Ю.Лермонтов «Бородино», краеведение «Великая Отечественная война 1812 года».
  14. Время работы  -  средней продолжительности.
  15. Стартовый уровень обученности и сформированности ЗУН и специфических умений:
  • знают название Великой Отечественной войны 1812 года
  • знают  за что и с кем воевали наши предки
  • умеют читать, пересказывать прочитанный текст
  • не умеют находить необходимый материал в различных
  • источниках
  • не умеют самостоятельно составлять устный рассказ
  1. Приращение в ЗУН и специфических умениях  – знания и умения, которые учащиеся приобретают в процессе работы над проектом:
  • расширили  знания о Бородинском сражении
  • научились искать необходимый материал в различных
  • источниках.
  • научились фотографировать достопримечательности
  • научились составлять устный рассказ.
  • научились рассказывать.
  • научились выступать перед родителями с подготовленными

сообщениями

  • научились сотрудничать с родителями и одноклассниками
  1. Режим работы (организационная форма):   внеурочный
  2. Техническое оснащение – книги, Интернет, фотоаппарат, компьютер, интерактивная доска, документ-камера, мультимедийный проектор.
  3. Кадровое оснащение – помощники – родители.

Литература

  1. «Бородино» -М.:Кучково Поле, 2007 г.
  2. М.Ю.Лермонтов «Бородино» -М. :Детская литература, 2007г.
  3. М.Лободин, М.Бойцов «Мужество»- М.: Малыш,1986г.
  4. Н.Попов «Бородинское сражение»-М.:Оникс, 2011 г.
  5. В.Г.Сироткин «Отечественная война 1812 года» - М.:Просвещение, 1998 г.
  6. О.Д.Трушин «Герои войны 1812 года»-М.: Махаон,2012 г.
  7. Е.Холмогорова «Великодушный русский воин»- М.: Малыш,1991г.
  8. 1812.Час гордости и славы. –М.:Астрель:Corpus,2012г.

Интернет-ресурсы.

  1. deadokey.liveyournal.com/4527.htm/
  2. ru.wikipedia.org/wiki/Бородинское сражение
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Н.Н.Раевский
  4. ru.wikipedia.org/wiki/П.И.Багратион
  5. nasledie-rus.ru/today/article21
  6. www.1812panorama.ru
  7. www.borodino.ru

Рецензия

Книга «Бородинское сражение» является результатом работы над проектом «Бородинское сражение». В данном проекте принимали участие учащиеся Захаровской средней общеобразовательной школы 2 «Б» класса Гаврилюк Анастасия, Дзауров Руслан, Егоров Александр, Ефимова Анна, Кондрашова Светлана, Метелкин Кирилл. Временные рамки создания проекта с сентября по декабрь месяц 2012 года.

Тема проекта актуальна, так как в этом году отмечается великая дата - двухсотлетие Великой Отечественной войны 1812 года. Мы живём на земле, политой кровью наших предков, поэтому хочется расширить знания учащихся  о людях и событиях героического прошлого нашей Малой Родины, а именно познакомить и изучить генеральное сражение, навсегда вошедшее в историю нашего народа. Самое крупное сражение – Бородинская битва произошла возле села Бородино.

Книга содержит информацию о трёх героических моментах Бородинского сражения: Семёновские (Багратионовские) флеши, батарея Раевского и рейд русской конницы под предводительством Платова и Уваров, иллюстрации, план Бородинского сражения, портреты героев Бородинского сражения, проиллюстрирована фотографиями, которые сделали сами учащиеся.

В своей работе учащиеся столкнулись с большими трудностями. Было найдено  много художественной и исторической литературы: воспоминания участников  битвы, рассказы, посвящённые Бородинскому сражению и героям этого сражения. Надо было всё прочитать, выбрать главное , наиболее запомнившиеся и понятные им произведения:

Поэтому нужна помощь со стороны взрослых.. Из большого объёма материала выбрать самое главное, для учеников второго  класса это ещё трудно. В проект включились и помогали родители учеников. С их помощью на компьютере был отпечатан весь  материал. Учащиеся учились работать вместе над одной темой, помогать друг другу, слышать и слушать другого. Работа сплотила ребят, результату радовались все. Появилось у учащихся желание  работать на коллектив и чувствовать себя его частью. Учащиеся узнали много нового и интересного о Бородинском сражении, о жизни великих полководцев М.И.Кутузова, М. Б. Барклай де Толли, Н. Н. Раевском, П.И.  Багратионе, М. И. Платове, Ф. П. Уварове. У многих ребят появилось чувство гордости и сопричастности к истории своей Родины . Есть желание продолжить совместную работу и очень много идей, которые ребята выдвигают сами. Одна из них – оборона города Москвы во время Великой Отечественной войны.

Февраль 2013 года

Руководитель – учитель начальных классов

Захаровскойсош

Туфлейкина Екатерина Михайловна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бородинское сражение ученики 2 "Б" класса Захаровской школы п. Летний отдых 2012-2013 гг.

Слайд 2

ЦЕЛЬ: СОЗДАНИЕ КНИГИ "БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ" Задачи: познакомиться и изучить главное сражение Отечественной войны 1812 года – Бородинское сражение; выяснить особенности сражения; узнать о знаменитых людях, участвовавших в этом сражении; посетить мемориальный комплекс «Бородино» и «Бородинскую панораму», исторический памятник «Кутузовская изба в Филях»; собрать материал о генеральном сражении войны 1812 года Бородинской битве (иллюстрации, фотографии, тексты и т.д.); оформить собранный материал в виде книги «Бородинское сражение»; - научиться сотрудничать с одноклассниками и родителями

Слайд 3

М онумент , расположенный на Курганной высоте ( батарее Раевского) в память доблестных защитников Отечества, сооруженный по проекту А.Адамини . Рядом захоронили прах участника наполеоновских войн, героя Бородина, генерала И.П.Багратиона.

Слайд 4

церковь в селе Бородино – единственный свидетель сражения

Слайд 5

Основные этапы работы над проектом: Организационный этап Подготовительный этап Этап реализации Заключительный этап

Слайд 6

Выбор темы проекта – «Бородинское сражение Формирование групп Подключение к работе заинтересованных родителей Организационный этап

Слайд 7

Семёновские ( Багратионовские ) флеши Батарея Раевского Русская конница под предводительством М.И. Платова и Ф.П. Уварова Кондрашова Светлана Дзауров Руслан Ефимова Анна Метелкин Кирилл Егоров Александр Гаврилюк Анастасия Собирали информацию и иллюстрации , делали фотографии Подбирали исторический материал и иллюстрации, делали фотографии Подбирали материал в различных и источниках и иллюстрации, делали фотографии Распределение групп И обязанностей

Слайд 8

«Кондрашова Светлана и Дзауров Руслан » « З а работой »

Слайд 9

«Ефимова Анна и Метелкин Кирилл» «Кирилл работает над проектом»

Слайд 10

«Сбор информации для проекта » «Посещение музея»

Слайд 11

Подготовительный этап Самостоятельная поисковая работа Экскурсии в «Бородинскую панораму» и в мемориальный комплекс «Бородино» Посещение библиотек Поиск информации в сети Интернет

Слайд 12

«Музей-панорама»

Слайд 13

«Возле панорамы»

Слайд 14

«Юные художники»

Слайд 15

«В Захаровской сельской библиотеке, пос. Летний отдых» «В Захаровской сельской библиотеке, д. Хлюпино »

Слайд 16

«Наш школьный библиотекарь - Муравей Валентина Ефимовна» «Библиотекарь Захаровской библиотеки - Медведева Елена Олеговна»

Слайд 17

Поиск информации в Интернете

Слайд 18

«Егоров Александр и Гаврилюк Анастасия готовят информацию» «Аня собирает информацию в библиотеке»

Слайд 19

Этап реализации Обсуждение подобранного материала Оформление результата

Слайд 20

Совместная работа над проектом

Слайд 21

Заключительный этап Составление устного рассказа о работе над проектом Подготовка презентации Защита проекта

Слайд 22

«Рассказ о том, как делали наш проект»

Слайд 23

Цель, поставленная перед нами достигнута . Получилась замечательная книга «Бородинское сражение».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлекательно - интеллектуальная игра "Шляпное сражение"

Эта игра была посвящена празднику 8 Марта и Дню защитника Отечества. Проходила совместно с родителями и детьми....

Сражения и события Отечественной войны 1812 года

Автор материала (ФИ)Павлюченко СергейКласс4 Учитель (ФИО)Кузнецова Ольга ХабибулловнаОбразовательное учреждениеМБОУ "Моховская сош"Алейского района Алтайского краяНазвание материалаСражения...

Сражения и события Отечественной войны 1812 года

Автор материала (ФИ)Герасимова ЮляКласс4 Учитель (ФИО)Кузнецова Ольга ХабибулловнаОбразовательное учреждениеМБОУ "Моховская сош"Название материалаБородинская битваВид ресурса (презентация, ...

Презентация на тему: "Денис Давыдов. Моя жизнь - сражение"

Презентация на тему: "Денис Давыдов. Моя жизнь - сражение"...

Презентация на тему: "Денис Давыдов. Моя жизнь - сражение."

Презентация "Денис Давыдов. Моя жизнь - сражение."...

"К 200-летию Бородинского сражения"

Конкурсная работа к 200-летию Бородинского сражения. Презентацию "К 200-летию Бородинского сражения" можно использовать на классном часе, она составлена доступным языком для учащихся начальной школы....