Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

Здышева Анна Николаевна

Великие географические открытия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc480 КБ
Файл velikie_geograficheskie_otkrytiya.rar2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира по теме «Великие географические открытия».

Учитель: Здышева А.Н.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1.  Недостаточное количество информации и отсутствие необходимых иллюстраций в учебнике
  2. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа демонстрационного материала

Цели: 

 Образовательные: Расширить знания учащихся о Великих географических открытиях и показать их значение

Развивающие: развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление;

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению истории, приобщить к чтению дополнительной литературы.

Ход урока

. Организационный момент.

– Посмотрели друг на друга, улыбнулись друг другу приветливо. Посмотрите на наших гостей, поприветствуйте их (кивок головы). Начинаем урок.

Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный.                                                                                                       Сегодня в классе у ребят урок, уж больно важный.

II. Постановка целей и задач урока.

Мы с вами продолжаем путешествие по страницам всемирной истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны быть внимательными, любознательными и собранными.

- Ребята, а давайте вспомним, что такоё история?

(История- это наука о прошлом. История изучает, как жили разные народы, какие происходили события)

- На прошлом уроке мы с вами совершали путешествие в Средневековье. А сегодня мы продвинемся ещё дальше по ленте времени. Разгадав сканворд, вы можете узнать тему сегодняшнего урока.

Тема урока “Великие географические открытия”

- Как вы думаете, что мы узнаем, с кем встретимся?

А каких великих путешественников знаете вы?

Можете ли вы с уверенностью сказать, что  хорошо владеете информацией по данному вопросу?

- Так  какие же учебные задачи вы поставите перед собой? (учащиеся ставят УЗ)

А сейчас мы с вами перенесёмся в далекое, далёкое прошлое

         Знания о Земле накапливались долгие тысячелетия. Чем больше странствовали по земле люди, тем чаще задумывались: «На что же похожа наша Земля, какая у нее форма?»

-Как древние люди представляли себе Землю? (Слайд 1) 

Древние народы полагали, что земля – это плоский блин. Были и такие, кто верил, что землю держат 4 громадные слона, стоящие на большой черепахе, плывущей в океане. Чтобы ответить на вопросы, которые ставило перед ними время,  люди отправлялись в путешествия. Караваны купцов, армия завоевателей, корабли мореплавателей уходили за горизонт навстречу неведанному. Уже в 13-14 веках у европейцев усилился  интерес к дальним странам. (Слайд 2) 

Во второй половине 15 века в Западной Европе: росли крупные города, развивалась торговля, всеобщим средством обмена стали деньги. Резко возрос спрос на золото. При этом считалось, что золото можно найти там же, откуда приходят пряности, — в Индии. (Слайд 3) 

 Индия – страна сказочных богатств манила к себе путешественников, купцов. В то время европейцы вели большую торговлю с Индией. Там они покупали пряности (перец, корицу, гвоздику), которые высоко ценились в Европе. (Слайд 4) 

А можно ли было попасть в Индию по суше? Турки перестали пропускать европейских купцов через свои земли,  и нужно было искать морской путь в Индию. Европа занялась поиском южных морских путей. В то же время зародилась мысль о возможности западного пути. (Слайд 5) 

Длительные морские путешествия стали возможными в результате значительных успехов в развитии науки и техники в Европе. 

(Слайд 6)   В конце 15 века широкое распространение получило учение о шарообразности Земли, расширились знания в области астрономии и географии. (Слайд 7)  Были усовершенствованы навигационные приборы (компас, астролябия), (Слайд 8)  Появились более точные карты. (Слайд 9)  Появился новый тип парусного судна – каравелла.

                  (Слайд 10)   Недели и месяцы плыли суда в неизвестность. Только океан и небо кругом. И вот, наконец, земля. Иногда это крохотный остров, порт, иногда – огромный материк. Европейцы вышли в мировой океан, но это были первые робкие шаги.  Большие открытия ещё предстояли. 

                                   (Слайд 11)      Поиски выгодных морских путей на Восток начали в xv веке два приморских государства Пиренейского полуострова: Португалия и Испания

                                  (Слайд 12)      8 июля 1497 года 4 корабля под предводительством Васко де Гама вышли из Лиссабона. Флотилия состояла из 3-х кораблей; экипажа и солдат было всего 170 человек. (Слайд 13)    Вначале все шло благополучно, но затем неблагоприятные ветры стали замедлять движение к югу, в судах открылась течь; разразился сильный шторм. Люди страдали от страха, голода и болезней. Экипаж стал роптать и требовал возвращения в Португалию  (Слайд 14)   . Васко де Гама настоял на продолжении плавания, и через 8 месяцев португальцы  попали в индийский порт Каликут.   (Слайд 15)    А уже в  сентябре 1499 г. Васко да Гама вернулся в Лиссабон с 50 человеками команды и 2 полуразвалившимися кораблями, нагруженными перцем и пряностями Стоимость данного  груза в 80 раз превышала количество денег, потраченных на организацию экскурсии.

                 (Слайд 16)   Идея найти кратчайший путь в Индию через море мрака давно будоражила умы всех, кто ощущал в себе предпринимательский дух. Человеком, который яростно добивался осуществления этого проекта, был Христофор Колумб.                  (Слайд 17)  3 августа 1492    (Слайд 18)   на 3 каравеллах Санта-Мария, Пинта, Нинья  года из испанского порта Палас вышла экспедиция Колумба. Общее количество участников плавания составляло 90 человек, причем экипажи кораблей состояли в основном из осужденных преступников. Спустя 33 дня после отплытия все еще не было видно берега земли. Однако, ожидания оправдались, и спустя какое то время появились признаки близости суши: изменился цвет воды, появились стайки птиц.  (Слайд 19)   И в тот момент, когда наблюдатель на мачте впередсмотрящий оповестил: Земля! никто еще не знал, что это была всего лишь масса плавающих на поверхности длинных водорослей, то есть, корабли вошли в Саргассово море. Однако…по прошествии еще какого-то времени, а именно 12 октября действительно мореплаватели увидели на горизонте темную полоску земли.

                  (Слайд 20)    Всего Христофор Колумб совершил 4 плавания в 1492, 1493, 1498 и 1502годах,    (Слайд 21)   в результате чего были открыты острова Сан – Сальвадор, Гаити, Куба. И многие другие Хотя вновь открытые земли были мало похожи на сказочно богатые о-ва Индии и Китая, Колумб до конца дней был убежден, что открыл о-ва у восточного побережья Азии и  достиг берегов Индии.

              ,    (Слайд 22)  В Испании после смерти Колумба продолжалась посылка экспедиций в новые земли. (Слайд 23)   В начале 16 в. совершил путешествия в западное полушарие Америго Веспуччи (1454—1512) — флорентийский купец, состоявший на службе сначала у испанского, а затем у португальского короля, известный мореплаватель и географ. Благодаря его письмам приобрела популярность мысль о том, что Колумб открыл не побережье Индии, а новый материк. В честь Веспуччи этот материк был назван Америкой. В 1515 г. появился первый глобус с этим названием, а затем атласы и карты. (Слайд 24)  Имя же Колумба осталось увековеченным в названии одной из латиноамериканских стран — Колумбии

               (Слайд 25)    В 1519 году из испанского порта Севилья на 5 каравеллах отправилась экспедиция(Слайд 26)   Фернана Магеллана с экипажем 265 человек. Путешествие продолжалось три года. (Слайд 27)   Суда пересекли океан, преодолев расстояние в 18000 км. Спустя три недели плавания через пролив эскадра вышла в Тихий океан.. Три месяца и двадцать дней, пока корабли плыли по океану, он был спокоен, и потому Магеллан назвал его Тихим.   6 марта 1521 г. экспедиция подошла к маленьким обитаемым островам (Молуукские острова), еще через 10 дней оказалась у Филиппинских островов. В результате плавания Магеллана была подтверждена идея шарообразности Земли, доказано, что между Азией и Америкой лежит огромное водное пространство — Тихий океан, что большая часть земного шара занята водой, а не сушей, Магеллан осуществил мечту своей жизни, но погиб в стычке с местными жителями. (Слайд 28)  Лишь корабль «Виктория», обогнув Африку, 6 сентября 1522 г возвратился в Испанию. Из всего экипажа в живых осталось только 18 человек. «Виктория» привезла столько пряностей, что их продажа позволила не только покрыть все расходы на экспедицию, но и получить значительную прибыль.

А какие ещё открытия были сделаны в Новое время, вы узнаете, прочитав текст учебника.

Географические знания европейцев расширились до небывалых для того времени размеров. Еще две тысячи лет назад древние философы предполагали, что в южном полушарии должна лежать огромная суша – Южный Материк. Это представление жило века, обрастало легендами. Англичанам очень хотелось первыми поставить заявочный столб на Южном Материке, но все попытки оказались тщетными. Но прошло менее полувека, и первые парусные суда пробились через опасные воды и увидели берега таинственного континента. (Слайд29)   Это были русские корабли под командой русских капитанов. Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. (Слайд 30)   В 1819 году экспедиция под командованием Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева на 2 шлюпах : «Восток» и « Мирный» отправилась из Кронштадта. (Слайд 31)   Задание было пройти как можно дальше к югу.

(Слайд 32)   Русские мореплаватели подошли очень близко к сплошной стене льдов и в безоблачную погоду смогли увидеть гористый берег.

Обобщение изученного. (Слайд 33) 

Закрепление пройденного.

А теперь проверим, насколько внимательно вы слушали мой рассказ Подчеркните правильные ответы.

1. В средние века судно, способное плавать на большие расстояния называлось…

2. Открыл морской путь в Индию …

3. Открыл Америку…

4. В экспедиции Х. Колумба участвовало

5. Первая кругосветная экспедиция была организована…

6. Кто из мореплавателей открыл новый южный материк?

Физминутка.

А теперь немного отдохнём.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Продолжать урок нам нужно.

Сначала испанские корабли везли  через океан сокровища, прежде всего золото и серебро. Но потом последовали натуральные продукты, которые из Испании распространились по всей Европе. Разгадав кроссворд, вы узнаете, какие же растения впервые увидели европейцы в Америке.

 

По горизонтали

1. Летом в огороде.                                                                                                                                                 При любой погоде                                                                                                                                       Солнышко сияло,                                                                                                                                                      У плетня стояло.                                                                                                                                       Солнышко погасло,                                                                                                                                    Получилось масло. (Подсолнечник)

2. Под землей живёт семья:                                                                                                                            Папа, мама, деток тьма.                                                                                                                                      Лишь копни её немножко –                                                                                                                                              Вмиг появится (картошка)

3. Далеко на юге где-то                                                                                                                                                                    Он растет зимой и летом.                                                                                                                                        Удивит собою нас                                                                                                                                                                 Толстокожий..(ананас)

4. Какие орехи не растут на деревьях? (арахис)

5. Хоть чином и не хан -
На голове – султан,
А с золотом кубышки
Запрятаны под мышки.
(Кукуруза)

По вертикали

1. Золотая голова велика, тяжела.                                                                                                                                     Золотая голова отдохнуть прилегла.                                                                                                                            Голова велика, только шея тонка (тыква)

2. Он нам дарит сок томатный,                                                                                                                 Вкусный, нежный, ароматный.                                                                                                               Любит солнышко синьор -                                                                                                                          Красный спелый (помидор)

3. В огороде перед нами                                                                                                                                                         Куст усыпан колпачками,                                                                                                                                  Каждый пламя прячет.                                                                                                                                          А кто съест – заплачет (перец)

4. Растение, листья которого                                                                                                                   традиционно использовались                                                                                                          "дикарями" для частого вдыхания  дыма (табак)                                                                                                  

Удивительные технические изобретения были сделаны в XIX веке.

Давайте мысленно перенесёмся в 1872 год. Именно в этом году почтенные жители Лондона поспорили о том, сможет ли один из них, мистер Фогг, совершить кругосветное путешествие за 80 дней.

 Какой известный писатель рассказал эту историю? (Жюль Верн)

 Как называется этот  роман  («Вокруг света за восемьдесят дней».)

Как известно, мистер Фогг выиграл спор, а помогли ему в этом величайших изобретения XIX века. Посмотрев мультфильм, созданный на основе данной книги, вы сможете узнать эти изобретения.

Просмотр мультфильма.

Работа с линией времени

Так какие же  технические новинки  того времени вы увидели в данном мультфильме?

(Телеграф, автомобиль………)

Кто сможет подсказать, когда и кем они были созданы? (Чтение докладов. Показ слайдов.)

Какие изобретения были нами не упомянуты? (телефон, велосипед)

Что вы о них знаете?

 Давайте определим, в какой промежуток времени  были сделаны  все эти открытия?

На ленте времени соедините рисунок изобретения и век, в котором оно было сделано. (С проверкой у доски)

Итоги урока: Выставление  оценок

Д.з:№1 с27 (Составить рассказ об одном дне из жизни европейца конца 19 века, используя в нём свои знания о технических новинках того времени.)

 Изучение Земли не закончено. Мы еще мало знаем о внутреннем строении Земли, о климате, который преподносит нам сюрпризы, много еще тайн хранит океан. И когда вы подрастете, возможно, кто-то из вас захочет их разгадать.

Наш век пройдет. Откроются архивы,

И все, что было скрыто до сих пор,

Все тайные истории извивы

Покажут миру славу и позор.

Богов иных уже померкнут лики,

И обнажится всякая беда,

Но то, что было истинно великим,

Останется великим навсегда.

                                Н.Тихонов        



Подписи к слайдам:



знаменитый португальский мореплаватель. Родился около 1469 г. в приморском городке Синес, был потомком старинного дворянского рода и смолоду пользовался репутацией отважного морехода.
В Испании после смерти Колумба продолжалась посылка экспедиций в новые земли. В начале 16 в. совершил путешествия в западное полушарие Америго Веспуччи (1454—1512) — флорентийский купец, состоявший на службе сначала у испанского, а затем у португальского короля, известный мореплаватель и географ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Великие географические открытия (окр. мир)

Данная презентация позволяет сделать урок более современным, интересным. Прививает учащимся интерес к изучаемой теме. Спасибо....

Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"

Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....

Открытое занятие "День открытых дверей. Дорогою добра".

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы к школе, обучающимися 1 класса, для нравственного воспитания, социализации и формированию толерантности....

"Географические открытия"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности...

"Первооткрыватели" Великие географические открытия.

Игра. Поле чудес. "Первооткрыватели". Время географических открытий - Новое и Новейшее время. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир 4 класс (2 часть).  Раздел "...

Сценарий открытия фестиваля «Грани открытия»

Сценарий открытия фестиваля «Грани открытия -2019»...

Эпоха Великих Географических Открытий

Великие путешественники и мореплаватели открывали новые континенты и материки. Эти открытия оказали огромное влияние на развитие географии, торговли и культуры. Мы узнаем, каким образом люди из разных...