Рабочая программа по ОМ 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Козлицкая Ирина Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ОС Школа 2100 ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа по ОМ 3 класс50.07 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел 1. Пояснительная записка

      Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего  образования на основе авторской программы «Окружающий мир»  А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, А.С. Раутиана, С.В. Тырина  (ОС «Школа 2100»).

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения.  Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.

Знакомство с началами наук даёт ученику  ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми.  Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика и возникает необходимость расширения его содержания, поскольку этот предмет должен давать ответы на разнообразные запросы детского опыта, в том числе и виртуального.

Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. Современные школьники отличаются от сверстников пятнадцати-двадцатилетней давности любознательностью и большей информированностью. К сожалению, эти знания детей, как правило, оказываются не систематизированы и раздроблены. Причина состоит в том, что в круг нашего общения включается всё больше предметов и явлений, с которыми мы общаемся опосредованно. Если в прежнее время маленький человек 5–9 лет хорошо знал лишь те предметы и явления, которые его непосредственно окружали в семье, во дворе, в школе, то теперь ситуация коренным образом изменилась. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах.

В результате у различных школьников оказываются разные знания и возникают разные вопросы об окружающем мире. Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.

Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребёнка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в нём.

Ставя себе целью построить курс, в котором каждый школьник может найти ответы на возникающие у него вопросы, мы не можем не отдавать себе отчёта в том, что объёмы учебников ограничены. Каков же должен быть выход из этого положения?

Для решения поставленной задачи не годится учебник, включающий лишь такие специально отобранные вопросы, которые могут быть доступно и без популяризации изложены младшим школьникам. Ведь при таком подходе на большинство вопросов, которые возникают у ребят, ответа дать нельзя. В результате у ребят не будут складываться целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий. А значит, большая часть складывающихся у них представлений будет результатом детского мифотворчества. Эти представления, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь.

Иная ситуация будет складываться при использовании курса, к которому относится и предлагаемый вашему вниманию интегрированный курс окружающего мира в рамках Образовательной системы «Школа 2100». Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний») объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируемые вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов. Изложение сравнительно полной картины мира позволит придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя учащихся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт.

Раздел 3. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается  в 3  классе  по два часа в неделю (часть 1 «Обитатели Земли», часть 2 – «Моё Отечество»).  Так как традиционно при  проведении олимпиад в конце года  проверяют не все содержание курса "Окружающий мир", а только естествознание, то после 1-го раздела из части "Обитатели Земли" изучаются 1 и 2 разделы из части "Моё Отечество", а затем в конце курса - раздел 2 из части "Обитатели Земли". Общий объём учебного времени составляет 68  часов. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии   включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей. 

Раздел 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Раздел 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 3-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Обитатели Земли

1-я линия развития – уметь объяснять мир.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов,  действий энергии;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
  • приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
  • перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
  • животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Часть 2. Моё Отечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
  • объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
  • по году определять век, место события в прошлом;
  • отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

Раздел 6. Содержание учебного предмета  3-й класс.

3-й класс. Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч) Авторы: Вахрушев А.А. Раутиан А.С.

Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.

Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.

Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.

Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.  Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.

Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.

Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».

Живые участники круговорота веществ (10 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.

Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.

Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.

Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.

Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.

Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.

Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».

3-й класс. Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч).  Авторы: Данилов Д.Д., Тырин С.В.

Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.

Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!

История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.

Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче. «Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.

Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.

Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.

Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.

Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.

Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.

Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.

Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.

Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.

Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.

Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.

Что такое демократия? Представления об избирательной системе.

Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.

Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).

Повторение пройденного материала – 4 ч.

Раздел 7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Информационно-методическое обеспечение (условные обозначения): 

 У1 – учебник, часть первая. Вахрушев А. А, Данилов Д.Д., Бурский  О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 3 класс (Обитатели Земли). Учебник. Часть 1.- М.: Баласс, 2012.

У2 – учебник, часть вторая. Вахрушев А. А, Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир, 3 класс (Моё Отечество). Учебник. Часть 2.- М.: Баласс, 2012

РТ-1 – рабочая тетрадь. Вахрушев А. А., Бурский  О.В., Раутиан А.С.  Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» (Обитатели Земли) для 3 класса.- М: Баласс.2013.

РТ-2 – рабочая тетрадь. Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» (Моё Отечество) для 3 класса.- М: Баласс.2013.

№ п/п

Кол-во часов


Дата план


Дата факт

               

Тема раздела

Тема урока

Информационно-методическое-обеспечение

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне


Вид контроля достижений

5

ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ

1

1

Тела и вещества

У1, с.10; РТ-1, с. 2


У1, с. 12; РТ-1, с. 3



У1, с. 17; РТ-1, с. 5


У1, с. 19; РТ-1, с. 7

Приводить примеры веществ (Н).

Сравнивать, различать и характеризовать твёрдые тела, жидкости и газы (Н).

Приведение примеров движения под действием энергии (П).




Проверочная работа



Проверочная работа

2

1

Из чего состоит вещество

3

1

Что такое энергия

4, 5

2

Превращение энергии

Повторение и проверочная работа №1

6

ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ

6

1

Где обитают живые организмы

У1, с.22; РТ-1, с. 9



У1, с.26; РТ-1, с. 11



У1, с.30; РТ-1, с. 13


У1, с.34; РТ-1, с. 15


У1, с.38; РТ-1, с. 18




 Характеризовать место обитания живых организмов (П).

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П).

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н).  Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных (Н).

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) (Н). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).

Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами (П).

Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов (П). Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).






Проверочная работа




Проверочная работа


Контрольная работа

7

1

Большой круговорот веществ

8

1

Живые участники круговорота веществ

9

1

Обмен веществ в организме

10

1

Как живые организмы запасают энергию Солнца

11

1

Повторение и проверочная работа №2

     

№ п/п

Кол-во часов


Дата план


Дата факт

               

Тема раздела

Тема урока

Информационно-методическое-обеспечение

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне


Вид контроля достижений

9

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

12

1

Жизнь экосистемы

У1, с.40; РТ-1, с. 19



У1, с. 44; РТ-1, с. 21



У1, с. 46; РТ-1, с. 23


У1, с. 50; РТ-1, с. 25


У1, с. 54; РТ-1, с. 28


У1, с. 58; РТ-1, с. 29

У1, с. 62; РТ-1, с. 31


У1, с. 70; РТ-1, с. 33




У1, с. 74; РТ-1, с. 35

Характеризовать экосистемы и природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма) (Н).

Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П).

Рассматривать круговорот веществ в качестве причины устойчивости экосистемы (П).

Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П).

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности, (Н).

Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы (П).

Характеризовать влияние человека на экосистемы и природные сообщества (на примере своей местности) (Н).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения (П).

Сравнивать  и различать деревья, кустарники и травы (Н).

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н).




Проверочная работа




Проверочная работа




Проверочная работа







Проверочная работа



13

1

Почва – важнейшая часть экосистемы

14

1

Экосистема озера

15

1

Экосистема болота

16

1

Экосистема луга

17, 18

2

Экосистема леса

19

1

Экосистема поля

20




21

1




1

Аквариум – маленькая искусственная экосистема


Повторение и проверочная работа №3

№ п/п

Кол-во часов


Дата план


Дата факт

               

Тема раздела

Тема урока

Информационно-методическое-обеспечение

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне


Вид контроля достижений

5

ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА

22

1

Раздел 1. Твои родные и твоя Родина

Введение.

Отправляемся в путешествие



У2, с.3-7





У2, с. 8-11; РТ-2, с. 2




У2, с. 12-15; РТ-2, с. 4




У2, с. 16-21; РТ-2, с. 6







У2, с. 22-27; РТ-2, с. 8


Практическая работа

Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н), а также о судьбе (П) представителей разных поколений.

Объяснять личное значение («для меня») понятий  «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» (Н).

Находить на ленте времени века, годы, точку отсчёта (эру) (Н); соотносить годы с конкретными веками (П).

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и настоящем своей семьи, родного края (П).





















Проверочная работа

23

1

Живая связь времён


24

1

Как считать время


25

1

С чего начинается Родина



26

1

Память о прошлом

№ п/п

Кол-во часов


Дата план


Дата факт

               

Тема раздела

Тема урока

Информационно-методическое-обеспечение

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне


Вид контроля достижений

21

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР

27, 28


2

Раздел 2. Времена Древней Руси 

Как на Руси появилось государство



У2, с.28; РТ-2, с.10



У2, с. 32; РТ-2, с. 12


У2, с. 38; РТ-2, с. 14


У2, с. 42; РТ-2, с. 16


У2, с. 48; РТ-2, с. 19




У2, с. 52;

РТ-2, с. 21



У2, с. 58; РТ-2, с. 23


У2, с. 62; РТ-2, с. 25







У2, с. 66; РТ-2, с. 31

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П).

Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П).

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда (Н).

Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие»,

высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам (П).
























Проверочная работа

29

1

«Золотые ворота» в Древнюю Русь

30

1

За землю Русскую!

31

1

«Слово о погибели Русской земли»

32

1

Раздел 3. Времена Московского государства

От Древней Руси к единой России

33

1

Земля и люди Московского государства

34

1

Москва златоглавая

35

1

«Хуже грозного царя только междуцарствие»

36, 37

2

Повторение и контрольная работа №1

(обществознание)

38

1

Раздел 4. Времена Российской империи 

Пётр Великий

№ п/п

Кол-во часов


Дата план


Дата факт

               

Тема раздела

Тема урока

Информационно-методическое-обеспечение

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне


Вид контроля достижений

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР

39

1

Власть и народ в Российской империи




У2, с.66; РТ-2, с. 33








У2, с. 74; РТ-2, с. 35







У2, с. 80; РТ-2, с. 37







У2, с. 84; РТ-2, с. 39

Практическая работа

Изготавливать бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических явлений, событий, памятников культуры и сопровождать их собственным кратким поясняющим текстом (устным или письменным) (П).

Создавать иллюстрированный текст (лист, электронная презентация) на тему «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны», «Кем из моих предков я горжусь?», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом» (П).

Описывать (по результатам экскурсии, просмотра наглядных материалов о   достопримечательностях родного города (села), городов России, Санкт-Петербурга, Москвы) свои эмоции (Н); свои чувства и личные впечатления от увиденного (П).

Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий (художественный) музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры (Н). Принять посильное участие в их охране (П).























Проверочная работа

40

1

Как Россия у Европы «училась»




41

1

«Гроза двенадцатого года»




42

1

Император-освободитель




№ п/п

Кол-во часов


Дата план


Дата факт

               

Тема раздела

Тема урока

Информационно-методическое-обеспечение

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне


Вид контроля достижений

ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР

43, 44

2

Раздел 5. Времена Советской России и СССР Россия в огне




У2, с.88; РТ-2, с. 42







У2, с. 94; РТ-2, с. 44







У2, с. 100; РТ-2, с. 46






У2, с. 106; РТ-2, с. 48


Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах (Н), традициях и порядках (П) родной страны, полученными из разных источников информации, из бесед со старшими родственниками.

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разных взглядов на прошлое и настоящее страны, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Находить и извлекать необходимую информацию о прошлом нашей страны, родного края (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления прошлого своей малой Родины, нашей страны (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о прошлом и родного края, народов России, всей страны (П).






















Проверочная работа

45

1

«К светлому будущему»




46

1

«Вставай, страна огромная»




47

1

«Через тернии к звездам»

№ п/п

Кол-во часов


Дата план


Дата факт

               

Тема раздела

Тема урока

Информационно-методическое-обеспечение

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне


Вид контроля достижений

8

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

48

1

Раздел 6. Современная Россия 

Я – гражданин России





У2, с.110; РТ-2, с. 50







У2, с. 114; РТ-2, с. 52







У2, с. 118; РТ-2, с. 53

Объяснять значение понятий  «государство», «демократия» (Н), а также правила демократического устройства власти в Российской Федерации, связь прав и обязанностей граждан (П).

Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн) среди государственных символов других стран (Н). Объяснять символический смысл флага (цветов), герба (изображений), гимна (фраз) (П).

Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона (Н); а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источникам информации (П).

Практическая работа

Демонстрировать своё уважение (вставать) при прослушивании гимна России и гимнов других стран (Н). Участвовать в коллективном исполнении гимна России (П).

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания (Н). Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом (П).  

Практическая работа

Изготовить (по возможности) элемент, модель национального костюма, кушаний, народного обряда и т.д.  








49

1

Власть народа





50

1

Кто в государстве самый главный


№ п/п

Кол-во часов


Дата план


Дата факт

               

Тема раздела

Тема урока

Информационно-методическое-обеспечение

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне


Вид контроля достижений

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ

51

1

Народы России




У2, с.122; РТ-2, с. 55







У2, с. 128; РТ-2, с. 57







У2, с. 132; РТ-2, с. 59






У2, с. 136

Подготовить иллюстрированный текст (лист, эл. презентация, видеофильм) о культурном богатстве одного или нескольких народов России (Н). Активно знакомиться (задавать вопросы, формулировать своё мнение) с материалами о народах России, представленными другими школьниками (П).

Создать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и средств массовой информации.

Описывать свои эмоции (Н), чувства и личные впечатления (П), от участия в подготовке и проведении местных и государственных праздников.

Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны (о праздниках, достопримечательностях и т.п.) из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) (Н). Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение) и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка (П).

Выполнять в группе задания  по осмыслению или оценке значимого события, явления настоящего нашей страны, (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его) (П).

Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о настоящем родного края, народов России, всей страны (П).






















Контрольная работа

52

1

Наш общий дом





53

1

Как нам жить?





54, 55

2

Повторение и контрольная работа № 2 (обществознание)




№ п/п

Кол-во часов


Дата план


Дата факт

               

Тема раздела

Тема урока

Информационно-методическое-обеспечение

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне


Вид контроля достижений

17

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

56, 57

2

Растения  производители

У1, с.78; РТ-1, с. 42




У1, с. 86; РТ-1, с. 45




У1, с. 90; РТ-1, с. 46



У1, с. 96; РТ-1, с. 47




У1, с. 100; РТ-1, с. 49



У1, с. 104; РТ-1, с. 50



У1, с. 110; РТ-1, с. 51




У1, с. 116; РТ-1, с. 53

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н).

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н).

Определять части цветкового растения (Н).

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности) (Н).

Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия (П).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения (П).

Выращивать растения в группах (из семян, побегов, листа) (П).

Характеризовать условия, необходимые для жизни животных (Н).

Характеризовать роль животных в природе и жизни людей (Н).

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей  насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности) (Н).

Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей (П).

Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации животных (П).

Сравнивать и различать дикие и домашние животные, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н)

Проверочная работа







Проверочная работа






Проверочная работа






Проверочная работа



Проверочная работа

58

1

Животные маленькие и большие

59

1

Маленькие рыцари


60

1

Первый шаг из моря на сушу

61

1

На суше – как дома


62

1

Пернатые изобретатели


63

1

Наши братья


64

1

Осторожно: животные


№ п/п

Кол-во часов


Дата план


Дата факт

               

Тема раздела

Тема урока

Информационно-методическое-обеспечение

Основные виды учебной деятельности учащихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне


Вид контроля достижений

ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ

65

1

Прирождённые разрушители


У1, с.120; РТ-1, с. 60











У1, с. 128; РТ-1, с. 61






У1, с. 136; РТ-1, с. 62

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н).

Различать (Н) и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) (Н).

Приводить примеры  зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера (Н).

Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы (П).

Оценивать влияние современного человека на природу (Н).

Оценивать свою личную роль в охране природы (Н).

Участвовать в диспуте, посвященном  выбору оптимальных форм поведения, способствующих сохранению природы (П).

Характеризовать работу людей по сохранению природы (П).

Подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсии в  краеведческий музей (ознакомление с природой родного края) (П).

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Проверочная работа










Проверочная работа



Контрольная работа

66

1

Экскурсия в лес, луг, озеро


67

1

Как нам жить в дружбе с природой


68

1

Повторение и проверочная работа №4

Раздел 8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) географические и исторические карты;

4) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), электронному  учебному пособию "Природа, человек, общество" (www.users.kaluga.ru/doc) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».

Учебно-методический комплект составляют следующие пособия

  • Вахрушев А. А, А.С.Раутиан.  Окружающий мир, 3 класс: Методические рекомендации   для учителя к учебнику «Окружающий мир»/ Под ред. А.А.Вахрушева.- Москва: Баласс , 2011. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  • Вахрушев А. А, Данилов Д.Д., Бурский  О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 3 класс (Обитатели Земли). Учебник. Часть 1.- М.: Баласс, 2012.
  • Вахрушев А. А, Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Тырин С.В. Окружающий мир, 3 класс (Моё Отечество). Учебник. Часть 2.- М.: Баласс, 2012
  • Вахрушев А. А., Бурский  О.В., Раутиан А.С.  Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» (Обитатели Земли) для 3 класса.- М: Баласс, 2013.
  • Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В. Рабочая тетрадь к учебнику  «Окружающий мир» (Моё Отечество) для 3 класса.- М: Баласс, 2013.
  • Вахрушев А. А.. Бурский  О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) для 3 класса. - М: Баласс, 2011.- (ОС «Школа 2100»)
  • Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) для 3 класса. - М: Баласс, 2011.- (ОС «Школа 2100»)

Раздел 9. Приложения к рабочей программе.

 Контрольные и проверочные  работы планируются и проводятся в соответствии с содержанием учебно-методических пособий:

  1. Вахрушев А. А.. Бурский  О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) для 3 класса. - М: Баласс, 2011.- (ОС «Школа 2100»)


Формы контроля


Включает материал следующих тем

Страницы приложения

Вахрушев А. А.. Бурский  О.В., Родыгина О.А. Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» (Обитатели Земли) для 3 класса.

- М: Баласс.2011.- (ОС «Школа 2100»)

Проверочная   работа № 1

Часть 1, темы 1, 2

Стр. 3

Проверочная  работа № 2

Часть 1, темы 3, 4

Стр. 5

Проверочная   работа № 3

Часть 1, темы 5, 6, 7

Стр. 7

Проверочная   работа № 4

Часть 1, темы  8, 9

Стр. 9

Контрольная   работа № 1 (естествознание)

Часть 1, темы 1-9

Стр. 21-28

Проверочная   работа № 5

Часть 1, темы 10, 11

Стр. 11

Проверочная   работа № 6

Часть 1, темы 12, 13, 14

Стр.13

Проверочная   работа № 7

Часть 1, темы 15, 16

Стр. 15

Проверочная   работа № 8

Часть 1, темы 17,18


ееее работы. Стр. 7-8.

Стр. 33

Проверочная   работа № 9

Часть 1, темы 19

Стр. 35

Проверочная   работа № 10

Часть 1, темы 20, 21

Стр. 37

Проверочная   работа № 11

Часть 1, темы 22, 23

Стр. 39

Проверочная   работа № 12

Часть 1, темы 24, 25

Стр. 41

Проверочная   работа № 13

Часть 1, темы 26

Стр. 43

Проверочная   работа № 14

Часть 1, темы 27

Стр. 45

Проверочная   работа № 15

Часть 1, темы 28

Стр. 47

Контрольная   работа № 2

(естествознание)

Часть 1, темы 10-28

Стр. 17 – 20, 29 - 32

  1. Сизова Е.В., Харитонова Н.В. Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) для 3 класса. - М: Баласс, 2011.- (ОС «Школа 2100»)


Формы контроля


Включает материал

следующих разделов

Страницы приложения

Сизова Е.В., Харитонова Н.В.

Проверочные и контрольные  работы к учебнику «Окружающий мир» (Моё Отечество) для 3 класса.

- М: Баласс, 2011.- (ОС «Школа 2100»)

Проверочная   работа № 1

Часть 2. Раздел «Твои родные и твоя Родина»

Стр. 3-6

Проверочная  работа № 2

Часть 2. Раздел  «Времена Древней Руси»

Стр. 7-8, 41-42

Контрольная   работа № 1 (обществознание)

Часть 2,  разделы  «Твои родные и твоя Родина», «Времена Древней Руси»

Стр. 23, 21, 19, 17

Проверочная   работа № 3


Часть 2. Раздел  «Времена Российской империи»

Стр. 43-44

Проверочная   работа № 4

Часть 2. Раздел  «Времена Советской России и СССР»

Стр. 45-48

Контрольная   работа № 2

(обществознание)

Часть 2,  разделы «Времена Российской империи»,  «Времена Советской России и СССР»

Стр. 15, 13, 11, 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...