«Великая война и Великая Победа».
материал по окружающему миру (4 класс) на тему

Умрихина Наталья Юрьевна

Тема: «Великая война и  Великая Победа».

 Задачи: 1.Формировать представления учащихся о ВОВ, героизме советского  народа; Расширять мировоззрения школьников на основе  изучаемого материала.

                 2. Развивать критическое мышление.

                 3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;         исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства.

 

Оборудование: ТСО (магнитофон,  мультимедийный  проектор,        экран),  материалы для защиты мини проектов, физическая карта России.

 

                              Ход урока:

                      

  1. Организационный момент.

Казалось было холодно цветам

И от росы они слегка поблёкли,

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

 

-Ребята, о ВОВ мы знаем из книг, воспоминаний ветеранов, музейных экспозиций, а ещё из писем. Фронтовых писем.

 

Война! Жесточе нету слова!

Война! Страшнее нету слова!

И на устах у всех иного

Уже не может быть и нет!

 

- Давайте на сегодняшнем уроке, мы подведём итоги исследовательской работы по теме «Великая война и Великая Победа», перелистаем самые важные страницы борьбы нашей Родины и фашистской Германии.

- Откуда началось вторжение германских войск на территорию бывшего СССР?

- Как вы понимаете выражение «вторжение германских войск на советскую территорию»?

(нарушили государственную границу).

 

  1. Словарная работа.

- Что  такое государственная граница? (слайд)

Из словаря С.И.Ожегова.

Границы госуд-ые, линии, определяющие пределы государственной территории ( суши, вод, недр  и воздушного пространства).

- Покажите на карте границу нашего госуд - ва.  Как называется государство, в котором мы живём?

( Российская Федерация).

 

  1. Работа с контурными картами.

Групповая практическая работа.

- А теперь представьте, что вы находитесь на учениях по защите границ госуд-ва. Возьмите в руки  полевые планшеты и отметьте на контурной карте границы Российской Федерации.

( Определение границ госуд-ва).

 

  1. Выбор инициативных групп.

- В течение месяца мы с вами вели поисковую, исследовательс-

кую работу в разных направлениях. Назовите эти направления.

                         ( ответы ребят)

- Мы узнавали о ваших сверстниках, которые принимали активное участие в борьбе с врагом, помогая взрослым, о близких родственниках, сложивших голову на полях сражений, о наших земляках, которые не вернулись с войны, и даже о целых городах, выстоявших и не сдавшихся врагу, победивших в этой жестокой сече.

_ И сегодня хотелось бы услышать рассказ о некоторых из них, а для этого нам нужно создать инициативные группы, которые поработают по этим направлениям.

Выбор групп.

1). Города – герои.

2). Пионеры – герои.

3). Герои СССР – наши земляки.

4). Мой прадед – участник ВОВ.

 

  1. Работа по теме.

- Ночь 22 июня 1941 года.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких – то пять минут осталось.

 

- Ранним утром, в 4 часа, нарушив акт о ненападении, без объявления войны фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения.

( слайд )

190 дивизий, численность которых составляла 5 миллионов человек,

4000 танков,

47000 орудий,

4300 самолётов,

250 кораблей.

- Нелёгкими были фронтовые дороги для наших защитников.

(слайд)

 

- А солдаты переживали о тех, кто остался дома и на привалах писали письма своим родным и близким.

 

Письмо из фронта ( читает ученик ).

Учитель зачитывает 2 письма из фронта.

 Последнее письмо  А. Голикова жене. 28 июня 1941 года.

«Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно».

Из письма русского солдата дочери.

«Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас наш народ».

Сделаем и мы с вами привал.

  1. Физминутка.

(Присядка под гармошку).

 

  1. Выступление групп.

1) - Назовите города-герои, которые вы знаете?

- А кто сможет показать на карте эти города?

 

2) Групповая практическая работа учащихся с контурными картами.

А) – Отметьте на карте столицу России.

Б) Город-герой, который отметил в этом году 67-ю годовщину победы - Волгоград.

В) Город, который перенёс блокаду в 900 дней и ночей – Ленинград.

 3) Сообщение о пионерах – героях.

Пошли на смертный бой с врагами

Её орлы, её сыны.

Мать ожидает их годами:

Быть может, всё ж придут с войны…

( Слайды о войне. Ученик читает стих-е ).

4) Сообщение, герои СССР – наши земляки.

 

( Слайды с памятниками – монументами погибшим на войне).

Стих-е «Реквием».

 

5) Сочинения о прадедах.

 Стих-е «Давно закончилась война».

 

  1. Работа с учебниками. Составление летописи ВОВ.

С.172 – Самостоятельное чтение.

- А теперь давайте составим летопись ВОВ и увидим, через какие важные события шёл наш народ к Победе.

Что означают даты:

22 июня 1941 года

Июль 1941 года

Декабрь 1941 года

Лето 1942 года

Июль 1943 года

Апрель 1945 года

 

  1. Работа в тетради.

-Запишите даты событий в тетрадь.

X.  Итог урока.

Музыка «День Победы» (Слайды)

-Наши войска победили в Великой войне, а, значит, и  победа была какой? (Великой).

- Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага – здания, где заседало фашистское правительство – надписи о войне и мире. Представьте, что мы с вами в Берлине.

-Что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете?

-Я надеюсь, что все те знания из истории нашей Родины вам пригодятся в дальнейшей жизни, а мальчики вырастут настоящими патриотами и защитниками Отечества.

 

  1. Домашнее задание.

Песня «Россия Русь, храни себя храни».

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Великая война и  Великая Победа».

 Задачи: 1.Формировать представления учащихся о ВОВ, героизме советского  народа; Расширять мировоззрения школьников на основе  изучаемого материала.

                 2. Развивать критическое мышление.

                 3. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;         исторической памяти у учащихся на основе уважительного отношения к истории государства.

Оборудование: ТСО (магнитофон,  мультимедийный  проектор,        экран),  материалы для защиты мини проектов, физическая карта

                                      России.

                              Ход урока:

                       

  1. Организационный момент.

Казалось было холодно цветам

И от росы они слегка поблёкли,

Зарю, что шла по травам и кустам

Обшарили немецкие бинокли.

-Ребята, о ВОВ мы знаем из книг, воспоминаний ветеранов, музейных экспозиций, а ещё из писем. Фронтовых писем.

Война! Жесточе нету слова!

Война! Страшнее нету слова!

И на устах у всех иного

Уже не может быть и нет!

- Давайте на сегодняшнем уроке, мы подведём итоги исследовательской работы по теме «Великая война и Великая Победа», перелистаем самые важные страницы борьбы нашей Родины и фашистской Германии.

- Откуда началось вторжение германских войск на территорию бывшего СССР?

- Как вы понимаете выражение «вторжение германских войск на советскую территорию»?

(нарушили государственную границу).

  1. Словарная работа.

- Что  такое государственная граница? (слайд)

Из словаря С.И.Ожегова.

Границы госуд-ые, линии, определяющие пределы государственной территории ( суши, вод, недр  и воздушного пространства).

- Покажите на карте границу нашего госуд - ва.  Как называется государство, в котором мы живём?

( Российская Федерация).

  1. Работа с контурными картами.

Групповая практическая работа.

- А теперь представьте, что вы находитесь на учениях по защите границ госуд-ва. Возьмите в руки  полевые планшеты и отметьте на контурной карте границы Российской Федерации.

( Определение границ госуд-ва).

  1. Выбор инициативных групп.

- В течение месяца мы с вами вели поисковую, исследовательс-

кую работу в разных направлениях. Назовите эти направления.

                         ( ответы ребят)

- Мы узнавали о ваших сверстниках, которые принимали активное участие в борьбе с врагом, помогая взрослым, о близких родственниках, сложивших голову на полях сражений, о наших земляках, которые не вернулись с войны, и даже о целых городах, выстоявших и не сдавшихся врагу, победивших в этой жестокой сече.

_ И сегодня хотелось бы услышать рассказ о некоторых из них, а для этого нам нужно создать инициативные группы, которые поработают по этим направлениям.

Выбор групп.

1). Города – герои.

2). Пионеры – герои.

3). Герои СССР – наши земляки.

4). Мой прадед – участник ВОВ.

  1. Работа по теме.

- Ночь 22 июня 1941 года.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких – то пять минут осталось.

- Ранним утром, в 4 часа, нарушив акт о ненападении, без объявления войны фашистская Германия и её союзники обрушили на нашу страну удар невиданной в истории армии вторжения.

( слайд )

190 дивизий, численность которых составляла 5 миллионов человек,

4000 танков,

47000 орудий,

4300 самолётов,

250 кораблей.

- Нелёгкими были фронтовые дороги для наших защитников.

(слайд)

- А солдаты переживали о тех, кто остался дома и на привалах писали письма своим родным и близким.

Письмо из фронта ( читает ученик ).

Учитель зачитывает 2 письма из фронта.

 Последнее письмо  А. Голикова жене. 28 июня 1941 года.

«Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно».

Из письма русского солдата дочери.

«Надо победить фашистов, чтобы больше не было таких войн, чтобы дети жили и учились спокойно. И чтобы их не убивали. За это, Нинуся, борется и за это страдает сейчас наш народ».

Сделаем и мы с вами привал.

  1. Физминутка.

(Присядка под гармошку).

  1. Выступление групп.

1) - Назовите города-герои, которые вы знаете?

- А кто сможет показать на карте эти города?

2) Групповая практическая работа учащихся с контурными картами.

А) – Отметьте на карте столицу России.

Б) Город-герой, который отметил в этом году 67-ю годовщину победы - Волгоград.

В) Город, который перенёс блокаду в 900 дней и ночей – Ленинград.

 3) Сообщение о пионерах – героях.

Пошли на смертный бой с врагами

Её орлы, её сыны.

Мать ожидает их годами:

Быть может, всё ж придут с войны…

( Слайды о войне. Ученик читает стих-е ).

4) Сообщение, герои СССР – наши земляки.

( Слайды с памятниками – монументами погибшим на войне).

Стих-е «Реквием».

5) Сочинения о прадедах.

 Стих-е «Давно закончилась война».

  1. Работа с учебниками. Составление летописи ВОВ.

С.172 – Самостоятельное чтение.

- А теперь давайте составим летопись ВОВ и увидим, через какие важные события шёл наш народ к Победе.

Что означают даты:

22 июня 1941 года

Июль 1941 года

Декабрь 1941 года

Лето 1942 года

Июль 1943 года

Апрель 1945 года

  1. Работа в тетради.

-Запишите даты событий в тетрадь.

X.  Итог урока.

Музыка «День Победы» (Слайды)

-Наши войска победили в Великой войне, а, значит, и  победа была какой? (Великой).

- Дойдя до Берлина, русские солдаты оставляли на стенах Рейхстага – здания, где заседало фашистское правительство – надписи о войне и мире. Представьте, что мы с вами в Берлине.

-Что бы вы написали о войне и мире, обратившись ко всем людям, живущим на нашей планете?

-Я надеюсь, что все те знания из истории нашей Родины вам пригодятся в дальнейшей жизни, а мальчики вырастут настоящими патриотами и защитниками Отечества.

  1. Домашнее задание.

Песня «Россия Русь, храни себя храни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Великая победа Великой страны", посвящён победе в войне 1812 года

Классный час поможет сформировать представление младших школьников о войне с Наполеоном. Воспитывает чувство гордости за своё Отечество. На занятии используется не только презентация, но и исценировка...

«Дети Войны – Дети Победы». Встреча с детьми войны, очевидцами Великой Отечественной войны

Классный час приурочен к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Цель: формирование личностных, нравственных и гражданских качеств обучающихся.Задачи:Воспитать сознательное отношение к народному...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы В Великой Отечественной войне «Великий праздник – День Победы!»

Цели и задачи : воспитывать патриотизм, любовь к России, чувство гордости за свою страну, за победу над фашизмом в ВОВ, ответственность и желание достойно нести вахту памяти о ВОВ....

Методическая разработка воспитательного мероприятия патриотической направленности, посвященная 75-летию Победы. Урок мужества «Великая война – великая Победа»

Данное мероприятие позволит привлечь внимание младших школьников к событиям Великой Отечественной войны.В ходе реализации мероприятия у детей формируются представления о воинах, защищавших свою Родину...

Интегрированный урок: "Великая Война и Великая Победа в цифрах. Цена нашей Победы."

Мы не вправе забыть эту войну, хотя живем в мирное время. Война оставила страшный след почти в каждой семье, но память о жертвах войны, о погибших во имя нашего будущего всегда будет в людских сердцах...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...

Великая Отечественная война: лица победы, дети войны

Каждый год наша страна отмечает самый главный Праздник - День Победы. Много лет прошло с того дня, как наша Армия и наш народ победили фашистскую Германию. Каждый год 9 мая мы отмечаем этот великий пр...