Опыт работы по предмету «Окружающий мир» 1-4 классы УМК Н.В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». ТЕМА: «Художественные ремесла в Древней Руси»
статья по окружающему миру (1 класс) по теме

Мерман Анна Борисовна

В  методических материах представлен опыт работы по теме  «Художественные ремесла в Древней Руси». В игровой форме ученики знакомятся с развитием культуры России в разные времена. Материал будет интересен учителям начальных классов по предмету "Окружающий мир" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khudozhestvennoe_remeslo_drevney_rusi._opyt_raboty.doc456 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 295

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

ОПЫТ РАБОТЫ

по предмету «Окружающий мир»

1-4 классы

УМК Н.В. Виноградовой

«Начальная школа XXI века»

ТЕМА:

«Художественные ремесла в Древней Руси»

 

Учитель: Мерман Анна Борисовна

 

Санкт-Петербург

2012


Предмет «Окружающий мир» входит в учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» под руководством Н.Ф.Виноградовой.

Основной целью предмета является формирование социального опыта школьника в подготовке к правильному взаимодействию со средой обитания, в осознании ребенком своего места в системе «Человек – природа - общество», в понимании своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.

Интегрированное построение предмета предоставляет широкие возможности для познавания мира в единстве его взаимосвязи.  Данный предмет развивает основные процессы мышления; задания в курсе построены от простого к сложному, прослеживается взаимосвязь от темы к теме, от класса к классу.

Одним из Общих Умений и Навыков (ОУИН), которыми должны овладеть учащиеся к концу IV класса, являются умение работать с информацией, т.е. ее поиск, анализ, систематизация. Дети должны научиться грамотно использовать справочный материал, уместно применять изученные термины, которые к концу начальной школы войдут в их активный словарный запас. Многие задания УМК направлены на развитие коммуникативных навыков учащихся.

Программа «Окружающий мир» развивает личность школьника, ученик – равноправный участник обучения, ему предоставляется  право выбора, способа и пути деятельности, все это даёт возможность ребенку  научиться работать с информацией.

Впервые в УМК «Начальная школа XXI века» включаются темы, связанные с развитием культуры России в разные времена.

Например, тема «Художественные ремёсла в Древней Руси» сквозная с I – IV класс.

В 1 классе на уроке «Золотые руки народные» на этапе  «Знакомство с предметами декоративного искусства народов России» ученики становятся покупателями, а я – продавцом-ремесленником в лавке сувениров. Ребенок должен выбрать свой предмет, но дать только описание, сам предмет не называя, остальные учащиеся пытаются догадаться, что он хочет купить. У меня на прилавке картинки с изображением дымковской, Городецкой игрушки, Гжельская керамика и Хохломская посуда.

Когда покупатель берет свой товар, я объясняю, что он выбрал, как называется изделие. Мы вместе находим отличительные особенности. Учащиеся, под моим руководством, учатся различать предметы декоративного искусства.

На этапе закрепления дети работают в четырех группах, собирают пазлы. В результате у каждой из групп получается свой предмет:

  1. Дымковская игрушка
  2. Городецкая игрушка
  3. Гжельская керамика
  4. Хохломская посуда

В IV классе работа усложняется. Так, перед проведением урока «Художественное ремесло в Древней Руси», я с ребятами посетила Этнографический музей, там учащиеся увидели, как работают гончары, а потом и сами оказались в роли мастеров. 

Поэтому на этапе «Погружение в тему урока» ученики, работая в парах, записали очень интересные ассоциации на слово «ремесло».

1.Какие предметы можно сделать из этого материала?

2.Для чего были нужны?

3.Где использовались?

Например: художество, красота, ручной труд и т.д. 

Дерево

Глина

Золото

Работая в малых группах по карточкам, ребята сопоставляли название

материала и отвечали на поставленные вопросы, в результате чего был сделан вывод о различном применении

материалов.

Также как и в первом классе, проводится ролевая игра «Все мы ремесленники», но теперь, ученики, которые работают в группах, сами становятся ремесленниками и работают по заданию. На партах иллюстрации с изображением художественных изделий.

Ребята называют свое изделие и выбирают карточку с названием подходящего ремесла (Карточки – на доске).

Делают вывод по алгоритму на карточке:

Я работаю…

Изготавливаю…

Такие задания развивают речь учащихся, умение самостоятельно отбирать нужную информацию, её систематизировать.

Работа в группах направлена на социализацию учащихся, позволяет проявить себя каждому из участников. Источником информации может быть не только печатный текст, но и средства массовой информации, такие как интернет, радио, телевидение.  Например, во время просмотра видеофрагмента из фильма «Как жили славяне» ребята должны были узнать и назвать знакомые им ремесла, которые были развиты в Древней Руси.

Обобщение по теме урока проходит с помощью игры «Ромашка».

Правила игры:

  1. На доске висит необычная ромашка. У нее множество лепестков. На каждом лепестке с обратной стороны написано слово, понятие, название какого-нибудь предмета, относящегося к теме урока.
  2. Учащиеся выбирают любой лепесток, прочитывают запись на обратной стороне и объясняют его значение.
  3. Если ученик не может ответить сам, у него есть возможность обратиться за помощью
  • К учебнику
  • К тетради
  • К соседу
  1. Если встретится лепесток с заданием, на который мы все вместе не сможем  ответить, то дети пробуют поискать объяснения в библиотеке, спрашивают у родных, друзей, используют Интернет и другие возможные пути поиска информации
  2. Последний лепесток с заданием объясняет учитель.

Благодаря этой игре ученики  обмениваются информацией, полученной за урок, повторяют изученный материал, помогают исправить ошибки.

Ступенька за ступенькой школьники учатся самостоятельности, овладевают умением работать с разными источниками информации, что является одним из показателей овладения стандартами и готовности к обучению в среднем звене.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" (1 класс).

Тематическое планирование по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" ( 1 класс)....

Рабочие программы 2 класс по новым ФГОС (УМК "Начальная школа XXI века" Виноградовой Н.Ф.)

В материале представлены рабочие программы по учебным предметам 2 класса....

Урок окружающего мира в 4 классе по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" на тему "Как возникали и строились города"

Вначале урока проверка домашнего задания: дифференцированная работа, работа по карточкам, разгадывание кроссворда. Новая тема начинается с постановки роблемной ситуации  по  определению прич...

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе "Жизнь птиц" по программе Начальная школа 21 века

Открытый урок окружающего мира в 1 классе "Жизнь птиц зимой" по программе Начальная школа 21 века (общие признаки, виды, охрана)...

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Настроение". УМК "Начальная школа 21 века".

Урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. Содержание подобрано в соответствии с программными требованиями и поставленными задачами, с учётом психолого-педагогических особенно...