Разработка урока по теме "Как узнать человека?"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Петрова Ольга Николаевна

Мультимедийная разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе Школа 2100. Урок был проведён во время участия в городском конкурсе профессионального мастерства в 2011г.  Урок предусматривает введение новых знаний по данной теме. Проводится с использованием ИКТ. Использование ИКТ на уроке позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом  учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okr.miru_.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (человек и человечество) в 4 классе.

                                Программа «Школа 2100»

Тема: Как узнать человека?

1.Организационный момент (1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит работать вместе. Я уверена, что у нас все получится. Я предлагаю пожелать друг другу успеха. Прикоснитесь ладонями, вот так! Повторяйте за мной: «Мы желаем, друг другу успеха» Именно этот знак и послужит сигналом того, что ваш ответ готов.

Когда я вошла в класс, ребята, я увидела вас и поняла, что все вы такие разные, я вас совсем не знаю, да и вы меня тоже. А ведь у наших героев Анюты и Илюши произошла похожая история: они встретили незнакомого человека. Предлагаю прочесть, как это было.

2.Постановка проблемы.

- Возьмите желтые листы, перед Вами текст. (Дети берут желтые листы.)

- Саша??  Начни читать.

- Туристическая группа Илюши и Анюты заблудилась в лесу. Доктор уже начал волноваться, но тут они повстречали охотника.

- Смотри, какой неприятный! – шепнул Илюша Анюте. – Глаза маленькие, нос крючком. Очень похож на пьяницу из соседнего дома. Наверняка этот охотник такой же злой и грубый.

Слайд 1. (охотник)

- Стоп!

- Что думает о случайно встреченном охотнике Илюша?

- Что охотник злой и грубый.

Слайд 1. (охотник - злой, грубый)

- Маша??  Читай дальше.

- Тем временем охотник объяснил Доктору, куда они забрели, и вызвался проводить их до туристической тропы. По дороге он помог Анюте нести рюкзак, рассказывал веселые охотничьи истории, а на прощанье подарил Илюше свисток, сделанный из охотничьей гильзы. (Гильза –трубка для пули, заряда)

Слайд 1. (охотник)

- Каким на самом деле оказался охотник?

- Он оказался добрым и веселым.

Слайд 1. (охотник - добрый, весёлый)

- Какое возникло противоречие? ( На первый взгляд охотник показался злым и грубым, а на самом деле он оказался добрым и весёлым. )

- А на что обратил внимание Илюша, когда говорил о том, что охотник злой и грубый. (На внешний вид охотника)

- А чего он не увидел? (внутреннего мира, его личности)

- Взгляните, что получается: внешний вид может быть одним, а внутренний мир совершенно другим.

- Какой вопрос возникает? (Как не ошибиться в человеке? Как правильно понять человека?)

- А чтобы не ошибиться и правильно понять человека, что нам нужно сделать?

- Надо узнать человека!

- Кто-нибудь может сформулировать тему нашего урока?

- Как узнать человека?

- Откройте учебник на с.24 и прочитайте тему нашего урока.

Слайд 2.(Как узнать человека?)

Слайд 3.

Проблемный вопрос выносится на доску. В графу «Не знаем» (рядом стоит условное обозначение проблемного вопроса)

- Итак, мы не знаем, как узнать человека, значит,  какая цель стоит перед нами? В конце урока мы будем должны получить ответ на этот вопрос. А для этого нам нужно будет разобраться в чем?  На что обращать внимание, чтобы не ошибиться в

человеке.

Слайд 2.(Как узнать человека?)

Слайд 4.(План действий)

- Я предлагаю составить план наших действий. Как мы будем искать ответ на проблемный вопрос, с чего начнем? Что мы должны сделать вначале, как продолжить и чем завершить. Вам помогут опорные знаки. Обычно с чего мы начинаем?

1. Вспомнить то, что известно. (Не вообще, а конкретно по этой теме, т.е какой информацией мы владеем)

- А дальше?

2.Сделать предположения. (т.е. попробуем сами ответить на этот вопрос)

- А дальше? Мы должны будем проверить свои догадки.

3. Проверить предположения.

- А как мы это сможем сделать? (Побеседовать, посмотреть в учебнике)

- Если наши предположения подтвердятся

4. Сделать вывод.

- Ребята, перед нами план наших действий, будем его придерживаться. Значит, пора действовать. Начнем с первого пункта.

3.Актуализация знаний

Слайд 3.(Работаем в графе «Знаем»)

- Мы изучаем раздел «Человек» А что мы знаем о человеке?

(то что у него с наружи – тело, лицо; то , что внутри человека – его душа, личность)

- Разграничим понятия. Прозвучало слово – личность. Что это такое? (Любой человек обладающий разумом.

-Все согласны? Итак, мы знаем…

- А что внутри человека? (Душа, его внутренний мир)

- Что входит в это понятие? (Интересы, увлечения, переживания)

- Когда мы обращаем внимание на внешность, мы обращаем внимание на какие признаки человека? (Врожденные)

- Что это – врожденные признаки человека? (То что дано природой)

- А если мы говорим о личности, внутреннем мире, какие это признаки человека? (Приобретенные)

- Итак, мы вспомнили, что мы знаем о человеке на данном этапе

Слайд 4.(План действий)

- Ставим плюс и двигаемся дальше.

4.Версии детей.

- По плану…предположения

Слайд 2.(Как узнать человека?)

- Хочу вас попросить, все, что вы сейчас будете предполагать фиксируйте, или в памяти или письменно. Договорились?

Высказывают все: поговорить с ним, пообщаться, узнать какие он совершает поступки, чем интересуется, с кем он дружит.

- Всё это можно узнать в общении с человеком.

- Несколько раз звучало слово характер, что это такое? (предположения)

Все версии?

Итак, вы считаете, чтобы узнать человека: нужно с ним общаться, узнать его интересы, увлечения, характер.

Слайд 5

Общение – характер – внутренний мир

Слайд 4.(План действий)

- Если предположений больше нет, двигаемся дальше. Что у нас по плану – проверка.

5. Проверка предположений.

1)Практическая работа.

- Для начала выясним, что же входит в понятие характер. Для этого я предлагаю объединиться в группы по 4 человека (4 группы)

- Вы получаете конверты, в этих конвертах слова, обозначающие качества личности, разделите их на две группы по какому-либо признаку.

Доброта                    обидчивость

Отзывчивость              грубость

Смелость                      вредность

Внимательность           хитрость

Трудолюбие                 жадность

Аккуратность         неряшливость

Честность                     лень

- Проверьте по эталону. Другие варианты есть? Нет? А почему так, мы же не сговаривались? Один принцип. По какому принципу выделили?

- Положительные и отрицательные качества.

- Как вы думаете, могут ли в одном человеке быть качества только из первого мешочка,

- Нет, у всех есть свои недостатки.

- А могут ли быть качества только из второго мешочка?

- Нет, в каждом человеке есть что-то хорошее.

Вывод: в каждом человеке есть и положительные и отрицательные качества.

2)Индивидуальная работа

– Возьмите каждый зеленый листок, на нем перечислены качества человека, отметьте знаком +/- те качества, которые вы в себе находите, можете продолжить список и добавить свои.

Сравните таблички с соседом по парте. У вас получилось одинаково? Нет? А могут быть одинаковые таблички? Вряд ли. Ведь мы все разные. У кого-то больше + , у кого-то есть -. В нас сочетаются совершенно разные качества. Найдите в учебнике на с.24 в последнем абзаце как называется неповторимое сочетание личности человека.

(Ищут и находят – характер)

- Это важно – это нужно подчеркнуть.

- А характер – это врожденное качество характер или приобретенное?

- Приобретенное.

- А как распознать характер человека? На что нужно обращать внимание?

3)Работа в группах

- Давайте, снова образуем группы. И потренируемся определять характер. Перед вами иллюстрации знакомых сказочных героев. Попробуйте, одним-двумя  словами определить их характер.

Золушка – добрая, трудолюбивая

Лиса – хитрая, плутовка

- А мне лиса кажется доброй, посмотрите какое у нее ласковое лицо, она улыбается, такой хвост пушистый.

Карабас – злой, жадный

Печкин – вредный, любопытный

- А как вы поняли, что Печкин вредный, у него это что на лице написано?

- Значит, вы обращали внимание не на внешность. А на что? (На поступки)

Слайд 5

Общение – характер – внутренний мир – поступки

- Я подчеркнула слово поступки? Почему? Именно поступки! Можно судить о человеке по одному поступку?  (Нет. Человек может ошибаться)

Вывод: характер человека определяется не по внешности, а по его поступкам

- Ребята, я попрошу вас прослушать голос знакомого вам персонажа и определить его характер.

  • Вовка из тридевятого царства – бездельник и лентяй
  • Шапокляк – вредная, подлая
  • Волк – злой
  • Леопольд – добрый

- Молодцы! А как же вы угадали героев и определили их характер, ведь вы их даже не видели!

- Как у вас это получилось.

-  Мы слышали голос. Мы узнали героев по голосу, вспомнили из каких они мультфильмов.

- Т.е. по тому, что они говорят и как говорят.

Слайд 5

Как узнать человека?

Надо общаться –  понять характер – внутренний мир

поступки – что говорит – как говорят

- А как Вы думаете, когда человек рождается у него уже есть характер?

- Нет, это приобретенный признак.

- От чего зависит: вырастет ребенок аккуратным или неряшливым, добрым или злым?

- От воспитания.

- Кто повлиял на ваш характер? Каким образом?

- Родители. Говорили, как нужно делать и как нельзя.

- Т.е. передавали Вам свой жизненный опыт

- Перед вами результат нашей работы. Поднимите руку, у кого предположения подтвердились? (Можно уточнить)

- Это говорит о том, что вы имеете жизненный опыт и умеете им пользоваться.

Мы ставим + на третьем этапе урока и переходим к четвертому.

- Что мы должны сделать на четвертом этапе? Разумеется вывод!

Выражение проблемы.

- Перед нами вопрос: Как узнать человека?

- Минута на обсуждение.

- Кто готов дать ответ?

- Есть дополнения?

- Проверяем где? В учебнике! С.26 – читаем.

- Совпал?

- Значит, на последнем этапе наша работа завершена.

Итог урока.

Слайд 3.(Работаем в графе «Знаем»)

Отлично! Значит, я могу смело отнести этот вопрос к тому, что мы уже знаем.

А может первая графа остаться свободной и чистой? Наверное, нет.

- А может быть, у кого-то возник другой вопрос? Чего бы вы еще хотели узнать о характере человека, о его личности?

Например, можно ли изменить свой характер?

Кто такой оптимист или пессимист?

- Я рада, что у вас эти вопросы возникли. Помните на любой вопрос надо искать ответ, а как это делать – вы знаете.

- Конечно, за один урок нельзя дать полный ответ на вопрос: «Как узнать человека?» Всей жизни не хватает для ответа на этот вопрос. Ведь человек – это самое неизведанное.

Индивидуальная работа

– Возьмите каждый зеленый листок, на нем перечислены качества человека, отметьте знаком +/- те качества, которые вы в себе находите, можете продолжить список и добавить свои.

Сравните таблички с соседом по парте. У вас получилось одинаково? Нет? А могут быть одинаковые таблички? Вряд ли. Ведь мы все разные. У кого-то больше + , у кого-то есть -.

7. Рефлексия (3 мин)

- А теперь, я попрошу всех встать и выйти к доске. Давайте встанем в круг.

- Ребята, у меня в руках свободный микрофон. Я хочу высказать свои впечатления от урока. Мы сегодня отлично поработали, мне было интересно с Вами, я поняла, что Вы все разные, что каждый из Вас имеет свое мнение, что Вы умеете рассуждать и доказывать. А что поняли ВЫ?

- Свободный микрофон.

- Мы прощаемся, а на прощание примите от меня пожелание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока Тема: Что узнали. Чему научились. 1 класс

Тип урока: закрепление изученного материала...

Методическая разработка урока русского языка "Как узнать строение слова?", 2 класс

В карте урока представлены упражнения на отработку алгоритма разбора слов по составу....

Методическая разработка урока по математике "Что узнали? Чему научились?"

закрепить знание табличных случаев умножения и деления с числом 2;совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи изученных видов; развивать внимание и логическое мышление....

Методическая разработка урока по математике "Что узнали? Чему научились?"

Закрепить знание табличных случаев умножения и деления с числом 2;совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи изученных видов; развивать внимание и логическое мышление....

Разработка урока математики 2 - 4 классы . Тема :"Что узнали. Чему научились.Закрепление. Величины."

Урок математики в малокомплектной школе с совмещёнными классами 2-4 ....

Методическая разработка урока "Что узнали? Чему научились?", 3 класс

Методическая разработка урока "Что узнали? Чему научились?", 3 класс...