Главные вкладки

    Реализация требований метапредметной подпрограммы «Чтение: работа с информацией» на уроках окружающего мира в 1 классе
    проект по окружающему миру (1 класс) по теме

    Захарова Оксана Александровна

         В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут

        * осуществлять поиск информации,

       *  выделять и фиксировать нужную информацию,

       *  систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, 

       *  интерпретировать и преобразовывать ее.

     

         Выпускники научатся

       * дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты)

       *  создавать  свои собственные сообщения, небольшие сочинения, графические работы.

     

         Овладеют первичными навыками представления информации в наглядной форме (в виде простейших таблиц, схем и диаграмм).

     

         Смогут использовать информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения и доказательства фактов в простых учебных и практических ситуациях.

     

         Выпускники получат возможность

       -  научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, 

       - приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл realizatsiya_trebovaniy_metapredmetnoy_programmy.docx24.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Реализация  требований  метапредметной   программы «Чтение. Работа с информацией» на уроках курса «Окружающий мир» в 1 полугодии 1 класса.

     

    Реализация  требований  метапредметной   программы «Чтение. Работа с информацией»

                                                                                 на уроках окружающего мира.

                                                     УМК «Школа XXI века» (учебник «Окружающий мир», 1 класс, I полугодие)

    Тема урока

    Получение, поиск и фиксация информации

    Понимание и преобразование информации

    Применение и представление информации

    Оценка достоверности получаемой

    информации

    1

    Мы и наш мир.

    Что такое окружающий мир.

    Работа с информацией, представленной в форме рисунка и фотографии

    Интерпретировать и обобщать информацию(соблюдение основных правил безопасности по пути из дома в школу и обратно; моделирование и изображение безопасного маршрута от дома до школы)

    Практическое задание «Проложи маршрут»; Участие  в диалоге при обсуждении прослушанного

    (рассказы о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления; обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно)

    На основе имеющихся знаний, жизненного

    опыта подвергать сомнению достоверность

    получаемой информации, пробелы в

    информации и находить пути восполнения

    этих пробелов

    2

    Природа.

    Работа с информацией, представленной в форме рисунков и фотографий.

    Работа со словарём (лексическое значение слова «природа»)

    Понимать информацию, представленную в неявном виде (различение объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; использование условных знаков, символов, приведенных в учебной литературе)

    Выполнение заданий в учебнике и тетради в соответствии поставленной целью; высказывание предположения о том,  что можно отнести к природе

    Оценивание эмоционально-эстетических

    впечатлений от восприятия природы,

     ценности природного мира во время

    экскурсии

    3

    Неживая и живая природа

    Работа с информацией, представленной в форме рисунков, фотографий, текста.

    Постановка проблемного вопроса «Что в природе является живым, что неживым?»; работа с разделом учебника «Странички Умного Совёнка»; работа со словарём (лексическое значение слова «жизнь»)

    Задание повышенной сложности

    Различать и называть объекты неживой и живой природы, классифицировать их, найти в учебнике доказательства приведённого утверждения; приведение примеров объектов каждой группы;  анализировать высказывания в устной форме о значении живой и неживой природы

    Уметь приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям); коллективное учебное сотрудничество, работа в паре. Отображение своих предпочтений в рисунке

    Адекватно воспринимать информацию

    учителя или одноклассника, содержащую

     оценочный характер ответа или

     выполненного действия

    4

    Культура

    (формирование новых знаний; экскурсия)

    Работа с наглядно –образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом;

    Экскурсия «Окрестности нашей школы»

    Сравниваем

    Осуществление поиска нужного иллюстративного материала, умение располагать предметы и явления культуры на мысленной шкале: «раньше-теперь; давно-недавно» с опорой на собственный опыт путём сравнения;

    Уметь строить сообщение в соответствии с учебной задачей (работа с разворотом учебника и рабочей тетради),  работа в группе: прослушивание записи голосов птиц; сравнение с образом птиц; определение,  из какого материала сделана свистулька, беседа «Из истории свистульки», выделение существенного.

    Рефлексия: Где эти знания могут пригодиться?

    Оценка впечатлений от восприятия

    старинных и современных предметов и

    произведений культуры  народов

    своего края

    5

    Культура

    (закрепление и совершенствование знаний; комбинированный)

    Работа с наглядно –образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом;

    Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях

    Представление о музыкально-танцевальном искусстве народов края (города)

    (Использование цифровых образовательных ресурсов)

    Сотрудничество с учителем, одноклассниками (представление своих иллюстраций к сказке (задание 3 в рабочей тетради), чтение отрывка наизусть;  беседа, обобщение «Разнообразие видов культуры»

    Индивидуальное сообщение по итогам

     целенаправленного наблюдения (анализ)

    6

    Природа в творчестве человека

    Использование знаково-символических средств представления информации; чтение схемы и изготовление по ней игрушки из природных материалов; работа со словарем

    Анализ  образа природы в произведениях культуры, понимание того, как мастер преображает природу в своих изделиях;  найти в учебнике доказательства приведенного утверждения

    Уметь слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение;

    Описание материалов,  из которых человек делает художественные изделия;

    Творческая работа: изготовление игрушки из соломы или ниток

    Посещение краеведческого музея

     (найти отличительные особенности:

    в орнаменте, украшениях, связанных с

    народными традициями)

    7

    Мы - люди

    Работа с иллюстрациями в учебнике; рассматривание костюмов разных народов России; прослушивание песен своего края

    Сравниваем

    Обозначение подходящими словами привлекательных черт в облике человека любого возраста и любой этнической принадлежности; называть особенности традиционного костюма, которые удивили и понравились; найти в учебнике доказательства приведенного утверждения, проанализировать информацию

    Работа в группах (две группы описывают внешний вид женщин, две группы – мужчин);

    Описание национальных костюмов (выделение существенных отличий)

    Нахождение источника дополнительной

     информации, чтобы сравнить

    национальные костюмы нашего

    края и те, что были представлены

    в учебнике

    8-9

    Как мы общаемся с миром.

    Работа с рисунками, таблицей «Пять чувств», произведениями отечественных художников;

     работа со справочником

     ( органы чувств)

    Словарик «Странички Умного совёнка»

    Выделение способов восприятия окружающего мира с помощью пяти чувств (таблица в учебнике); рассматривание репродукций картин, беседа, анализ

    Умение договариваться, приходить к общему решению (работа в паре) – игровой момент «Диалог кукол»;

    Опыт и наблюдение: «Угадай вкус», «Определи на слух» , «Узнай по запаху», «Определи на ощупь», «Глазомер»

    Наблюдение за природой, передать

    свои впечатления в рисунке

    10

    Люди – творцы культуры

    Рассматривание фотографий

    Задание повышенной сложности

    Осуществление поиска признаков, отличающих человека от других живых существ; словесная передача красоты человеческого труда и радости творчества – беседа, обсуждение смысла пословиц

    Контролирование себя в процессе совместной работы; описывание алгоритма практической работы в рабочей тетради, обсуждение

    Просмотр слайдов

    «Современные виды транспорта»

    11

    За страницами учебника «Мы и наш мир»

    Экскурсия в парк

    Читаем и работаем вместе со взрослыми

    Описание  красоты человеческого труда и радости творчества, передача словами красоты мира природы и культуры, которую дают нам почувствовать зрение, слух, осязание, вкус, обоняние, выделить главное

    Путешествие в городской парк; беседа «Музыка осенней природы», составление осенних букетов из цветов, листьев

    Дополнить полученную информацию

    (нарисовать рисунок,

    провести фотосессию)

    12

    Наш класс в школе.

    ОБЖ. Опасная ситуация в школе.

    Работа с рисунками и фотографиями; план эвакуации при пожаре

    Читаем и работаем вместе со взрослыми;

    сравниваем

    Определение предметов природы и культуры в классной комнате; нахождение различий старинных и современных школьных принадлежностей; анализирование образа класса  в разные исторические эпохи

    Работа в группах «Предметы и явления природы и культуры в классной комнате», игровой момент «Что такое мел?», работа по учебнику, выполнение заданий в рабочей тетради; формулирование правил поведения при пожаре

    Учебная пожарная эвакуация

     

                                                                          Практическая часть

        Покажем методику, виды и формы работы с информацией на материале фрагментов некоторых уроков

    Фрагмент урока  №2  

    Что такое окружающий мир? Режим дня.

    Применение и представление информации.

    Групповая работа с разрезными карточками.

    Дети по картинкам, на которых записаны основные моменты режима дня, повторяют распорядок дня, выкладывая карточки в нужном порядке. Сравнивают свой ответ с таблицей.

    Групповая работа с пословицами. Учитель читает сам или предлагает прочитать пословицы читающим детям из группы, обсуждают и объясняют данную пословицу.

    Упустишь минутку – потеряешь час.

    Кто поздно встаёт, то дня не видит.

    Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

    Работаешь сидя – отдыхай стоя.

    Кончил дело – гуляй смело.

    Фрагмент урока № 21

     Какие бывают животные

    Работа в группах

    - Познакомимся поближе с животными разных групп. Для этого сами разделимся на четыре группы. Каждая группа рассматривает одну группу животных и готовится выступить с сообщением перед классом. Назовите представителей вашей группы, определите, чем они похожи. Назовите других животных этой группы.

     Дети работают в группах.   Делают сообщения. Учитель дополняет выступления ребят, показывает иллюстрации, слайды, презентации.  Учитель должен обратить внимание детей на зависимость строения тела животного от его образа жизни.

    Фрагмент урока № 15

     Учитель – наставник и друг.

    Получение, поиск и фиксация информации.

    1. Коллективное «чтение» репродукции картины Николая Богданова-Бельского «Устный счёт»

    -Давайте, ребята, попробуем все вместе «оживить» эту картину. Представьте, что каждый из вас вошёл в этот класс.

    - Как вы войдёте в этот класс? Что скажете?

    - Что вы увидели?

    - Что услышали?

    - Что вас удивило, что вам было непонятно?

    - О чём вы хотели бы спросить тех, кто учится здесь?

    2. Просмотр презентации, подготовленной учителем.

      - Всё, что мы с вами сейчас узнали, выяснили, «читая» репродукцию картины, я представила в форме  слайд-фильма  «В народной  школе Сергея Александровича Рачинского» (См. приложение 2)

    3.Беседа после просмотра презентации с целью уточнения и обобщения полученной информации.

     - Где, когда, для кого и как была открыта эта школа?

    - Что нового узнали мы о героях этой картины? Кто они?(Эти дети каждое утро приходили или приезжали из разных деревень Смоленской губернии)

    -   Как зовут учителя?

    4. Если вам понравилась наша экскурсия в школу прошлого, расскажите обо всём, что узнали, своим родителям. Можете продолжить нашу игру «Ожившая картина»  Используйте пословицы, данные в учебнике.

    5. Работа в парах.

    Какое слово «спряталось» в слове «учитель»? Что обозначает слово «наставник»? Откуда мы можем узнать значение этих слов? Заглянем в  «Толковый словарь» С.И. Ожегова (работа со словарём)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проверочные работы ( тренинги, тесты) по окружающему миру 3 класс по теме «Горизонт. Ориентирование»

    Проверочные работы ( тренинговые задания по определению сторон горизонта, тесты) по окружающему миру 3 класс по теме «Горизонт. Ориентирование на местности». Разработано для УМК "Планета зна...

    Итоговая контрольная работа за год по окружающему миру, 3 класс

    Итоговая контрольная работа за год по окружающему миру,  3 класс...

    Формирование Универсальных Учебных Действий через работу с информацией на уроках во втором классе.

    Формирование Универсальных Учебных Действий через работу с информацией на уроках во втором классе....

    Раздаточный материал для работы в группе по окружающему миру 4 класс по теме "Географическая карта России, полезные ископаемые

    Представлен раздаточный материал для групповой работы по окружающему миру 4 класс по теме "географическая карта России, полезные ископаемые"...

    Контрольная работа за год по окружающему миру 1 класс

    Контрольная работа за год по окружающему миру 1 класс, УМК "Перспектива" (Плешаков А.), соответствует требованиям ФГОС и может быть применима для других УМК....

    Комплект самостоятельных работ и тестов по Окружающему миру 4 класс (УМК "Начальная школа 21 века")

    Контрольно-измерительные материалы (тесты, самостоятельные работы, итогова контрольная работа) по окружающему миру в 4 классе помогут оценить знания обучающихся....