Главные вкладки

    Урок окружающего мира
    план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

    Николаева Наталия Николаевна

    Урок  окружающего мира в 1 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл _poznanie_mira.docx87.88 КБ
    Файл urok_po_pdd.docx29.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Здоровьесберегающий урок по теме: "Как ты познаёшь мир"  

     Тема: Как ты познаешь мир

    Цель: формирование представления об основных органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание.), об особенностях познания окружающего мира с их помощью.

    Задачи: 

    • помочь детям осознать необходимость осторожного обращения с неизвестными веществами;
    • сформировать у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
    • расширить знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитания готовности соблюдать эти правила;
    • формировать умения оценивать себя, свое состояние;
    • управления своим эмоциональным состоянием;
    • развивать умения строить свои отношения с окружающими.

    Оборудование: 

    • Для учителя:
    • плакаты:
    • “Нельзя нюхать и пробовать незнакомые вещества!”
    • “Сильно пахнущие вещества опасны для здоровья!”.
    • “Береги зрения и слух с детства!”;
    • карточки со словами: слух, зрение, запах, вкус; рисунок “Маленький Мук”
    • Для обучающихся:
    • таблица настроения;
    • кусочки лука, яблока;
    • конфета;
    • стакан соленой и чистой кипяченой водой;
    • рисунки отрезков и кружков;
    • малые массажные мячи.

    I. Организационный момент

    Упрись в землю ногами,
    Подтянись к небу руками,
    Воздуха чистого вдохни,
    И мысленно болезни отгони.

    II. Проверка творческого задания

    1. Таблица настроения

    – В течение недели вы заполняли таблицу настроения. Внимательно посмотрите и вспомните, в какие дни у вас было хорошее и плохое настроение?

    Вспомните, что было причиной плохого настроения? (Ответы детей.)

    – А можно самому избавиться от плохого настроения? (Если грустно, тревожно, можно рассказать кому-то из близких.)

    – Если рассказать некому или ты боишься рассказать о том, что тебя беспокоит? (Можно взять мягкую игрушку и рассказать ей.)

    2. Игра “Послушай меня”

    – Здравствуй, Мишка! У меня сегодня плохое настроение, потому что…. (3–4 ребенка рассказывают причину плохого настроения игрушке.)

    – Есть еще один секрет: чаще улыбайтесь и говорите друг другу добрые слова.

    III. Эмоциональный настрой

    Игра “Я садовником родился…”

    – Солнечный день, красивый зеленый луг с сочной травой. На лугу много ярких цветов… (Дети встают в круг, один ребенок – садовник.)

    Я садовником родился,
    Не на шутку рассердился.
    Все цветы мне надоели, кроме…
    (называет имя, объясняет, почему выбрал этого ученика, называя его положительные черты.)

    IV. Сообщение темы занятий

    – Сегодня на занятии мы узнаем о том, как и с помощью чего, мы познаем окружающий нас мир. Помогут нам в этом наши постоянные герои: мама, папа, Дима и Аня.

    V. Изложение нового материала

    1. Инсценировка

    – Однажды Дима проснулся простуженный, в плохом настроении. Все уже завтракали

    Дима. Странно, вроде бы нет причин для плохого настроения, разве только насморк небольшой.

    Мама. Ничего удивительного, настроение очень зависит от того, может ли человек ощущать то, что его окружает.

    Аня. Как это?

    Мама. Узнать окружающий нас мир нам помогают зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, ощущение равновесия, ощущение боли.

    Дима. Мне сейчас даже обычные продукты кажутся безвкусными. Как жаль, пирожки, наверное, очень вкусные!

    Мама. У тебя заложен нос, поэтому ты не чувствуешь не только запахи, но и вкус. Не только вкус пирожков, но и вкус горького лекарства. Неприятный вкус – сигнал опасности, поэтому любые незнакомые вещества ни в коем случае нельзя ни нюхать, ни пробовать!

    Аня. Дима, помнишь историю про Маленького Мука, который съел незнакомый фрукт, после чего у него выросли ослиные уши?

    Чтение учителем отрывка из сказки В. Гауфа “Маленький Мук”.

    “Маленький Мук так устал, что почти сразу же заснул. Спал он очень много и когда проснулся, почувствовал, что голоден. Над его головой, на деревьях висели винные ягоды – спелые, мясистые, сочные. Маленький Мук забрался на дерево, сорвал несколько ягод и с удовольствием съел их. Потом ему захотелось пить. Он подошел к пруду, наклонился и весь похолодел: из воды на него смотрела огромная голова с ослиными ушами и длинным – предлинным носом.” (На доске рисунок Маленького Мука.)

    Дима. Ну, в жизни такое случиться не может.

    Папа. Такое, конечно, нет, но вы должны знать, что есть много опасных веществ, запах которых очень вреден для здоровья.

    Дима. Почему? Ведь мы же чувствуем запахи и понимаем, какой запах приятный, а какой нет.

    Папа. Ощущение приятного и неприятного могут быть обманчивы. Например, для некоторых людей запах краски или бензина не является неприятным, но вдыхание этих веществ все равно очень вредно для организма.

    Аня. Помнишь, в прошлом году после ремонта в школе сильно пахло краской, у многих ребят разболелась голова и нас отпустили домой?

    Мама. Некоторые опасные вещества не пахнут, например, газ, который горит в наших плитах. В него специально добавляют пахучие вещества, чтобы можно было почувствовать опасность. Нельзя также нюхать вещества с резким, сильным запахом.

    Дима. Думаю это нужно записать и запомнить как правило

    На доску вывешиваются плакаты:

    Нельзя нюхать и пробовать незнакомые вещества!

    Сильно пахнущие вещества опасны для здоровья

    2. Работа со стихотворением:

    Читает подготовленный ученик

    Объявленье у дверей
    “Вход для птиц и для зверей”
    Нарисован красный крест:
    Заходи – медведь не съест.
    Гусь вошел в аптеку боком,
    Покосился правым боком:
    – Засорился левый глаз,
    Нет ли капелек у вас?
    За Гусем Козел ввалился:
    – Я, Топтыгин, отравился:
    Съел прегорький корешок,
    Дай послаще порошок!

    – Как сказать одним словом, зачем пришли звери в аптеку? (За лекарством.)

    – Для чего нужны лекарства? (Помогать организму справиться с болезнью.)

    – Как вы понимаете слова “Безвредных лекарств не бывает”? (Если выпить большую дозу или лекарство с законченным сроком хранения, можно нанести вред здоровью.)

    – Что нужно знать, что бы не нанести вред здоровью, не отравиться лекарством? (Принимать под контролем родителей и по назначению врача.)

    3. Физминутка

    – А что бы быть здоровым и не обращаться к врачам, нужно больше двигаться

    Люди с самого рожденья,
    Жить не могут без движенья.

    Игра: “Колобок убегает от лисы”

    – У вас в руках не просто мяч, а колобок из русской сказки. Помогите ему как можно быстрее убежать от лисы. Учащиеся передают мяч друг другу вперед и назад:

    • правой рукой через левое плечо;
    • над головой;
    • под правой ногой;
    • между ногами;
    • левой рукой через правое плечо;
    • под левой ногой.

    4. Работа в творческих группах

    – С помощью чего же мы познаем окружающий мир? Ответить на этот вопрос помогут, исследования в нашей классной лаборатории.

    Загадки:

    Круглое, румяное,
    Я расту на ветке.
    Любят меня взрослые
    И маленькие детки.
    (Яблоко.)

    Сидит дед,
    В сто шуб одет.
    Кто его раздевает,
    Тот слезы проливает.
    (Лук.)

    – С помощью чего определили, что это яблоко и лук? (Слуха.)

    На доске табличка:

    Слух

    Задание №1

    – Возьмите кусочки лука и яблока. Как вы определили, что взяли? (С помощью зрения.)

    На доске табличка:

    Зрение

    – Определите по запаху, где лук, где яблоко.

    На доске табличка:

    Запах (обоняние.)

    – Закрой глаза, зажми нос и попробуй кусочки. Легко было отличить яблоко от лука? (Сладкое и горькое.)

    На доске табличка:

    Вкус (осязание.)

    – С помощью чего же мы познаем мир? (Запах, вкус, слух, зрение.)

    Инсценировка:

    Дима. Теперь мы убедились, что вкус и запах очень важны, но в книге мы прочитали, что больше всего узнаем о мире с помощью зрения. Вот зрение меня точно никогда не подводило и не может подвести.

    Папа. Ты прав, но не во всем. Иногда и хорошее зрение нас обманывает.

    Задание № 2

    – Посмотри внимательно на рисунок: а) найди линии одинаковой длины и обведи их синим карандашом; б) найди одинаковые кружки и закрась их зеленым карандашом.

    – Иногда мы можем неправильно воспринимать предметы. Предмет может казаться меньшим, если его окружают более крупные предметы, и наоборот, более крупным, если его окружают более мелкие.

    Инсценировка

    Аня. Когда я долго плету из бисера, мне кажется, что я плохо вижу и даже путаю цвета.

    Мама. Ничего удивительного. Ты часто плетешь вечером, когда уже темно. А при плохом освещении глаза устают быстрее. Чтобы зрение не портилось нужно делать специальные упражнения для глаз.

    Разучивание упражнений для профилактики нарушений зрения.

    1. Быстро-быстро поморгай, считай про себя до 15.
    2. Не двигая головой, посмотри вверх, вниз, вправо, влево. Повтори 4 раза.
    3. Приложи кончик указательного пальца к кончику носа. Посмотри на него. А теперь медленно вытягивай руку прямо перед собой, не отводя взгляда от кончика пальца. Так же медленно верни руку к кончику носа. Повтори 4 раза.
    4. Прикрой ладошками глаза и посиди так, считая про себя до 15.
    5. “Бабочки на потолке”. Находим взглядом бабочку соответствующего цвета.
    (Красная, зеленая, желтая, розовая.)

    Задание №3

    – На партах лежат карточки со словами. Подумайте и отметьте те, которые помогают сохранить зрение и слух.

    На доску вывешивается карточки в 2 столбика:

    Положительные привычки

    Отрицательные привычки

    Хорошее освещение
    Правильное расстояние от книги
    Чтение сидя
    Упражнение для глаз
    Тишина

    Чтение лежа
    Работа с мелкими предметами в сумерках
    Очень громкая музыка

    – Что бы сохранить зрение и слух до старости, нужно беречь его с детства

    На доске плакат:

    Береги зрение и слух с детства!

    – А еще интересно, что все ощущения связаны между собой, поэтому так влияют на наше настроение и состояние. Если что-то невпорядке со зрением, обонянием или слухом, то страдает весь организм. Поэтому у Димы было плохое настроение.

    – Проведем еще несколько опытов

    1. Попробуй сначала сладкое яблоко, потом конфету и опять кусочек яблока. Одинакового ли вкуса было яблоко? (Нет, яблоко несладкое.)
    2. Попробуй чистую кипяченую воду, затем соленую воду и опять чистую кипяченую. Какой вкус у воды в последнем стакане?
     (Соленый.)
    3. Что изображено на рисунке?
    (Ваза, лица.)

    – В некоторых случаях наши ощущения могут не соответствовать действительности. Причем эти иллюзии возникают при данных обстоятельствах у большинства людей.

    VI. Итог занятия

    – Вспомните те правила, которые помогут нам сохранить наше здоровье.

    – Побольше улыбайтесь и дарите друг другу добрые слова и частичку вашего сердца!

    Учащиеся обмениваются сердечками с добрыми пожеланиями



    Предварительный просмотр:

    Урок по ПДД   "Светофор. Виды светофоров. Назначение для пешеходов и водителей"  

     

     Цели урока:

    1. Формировать у учащихся знания о назначении светофора, о видах светофора их значении в дорожном движении; знакомство учащихся с сигналами транспортного и пешеходного светофоров;
    2. Воспитывать нравственные качества и интерес к изучению ПДД;
    3. Развивать внимание и внимательность. 

    Оборудование: модели светофоров (показ презентации – у автора), дорожные знаки, кроссворд.

     

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Проверка домашнего задания.

    – Мы с вами разгадаем кроссворд, вспомним понятия с которыми мы знакомились на прошлых уроках и узнаем тему урока.

    По горизонтали:

    1. 1.Как называются люди, которые находятся на дороге, но не в транспорте и не выполняют на ней работу? (пешеход)
    2. 2.Человек, управляющий каким-либо транспортным средством (водитель)
    3. Как называется место пересечения дорог и улиц? (перекресток)
    4. 4. Как называется любая используемая для движения улица, проспект, включающая тротуары, обочины? (дорога)
    5. 5. Чем освещают дороги автомобили? (фары)
    6. 6. Часть дороги, предназначенная для движения пешеходов? (тротуар)
    7. 7.Человек, который регулирует движение на перекрестке и дорогах? (регулировщик)
    8. 8. Место ожидания транспорта? (остановка)

    – Какое слово получилось по вертикали? (светофор)

    3. Сообщение темы и целей урока.

    – Мы поговорим о светофорах, об их видах, какие бывают светофоры. Но, обратите внимание, в кроссворде встретилось слово регулировщик.

    4. Работа над новым материалом.

    1)– Кто такой регулировщик? (человек, который управляет движением на дороге, перекрестке)

    Чтение стихотворения « Регулировщик» Я. Пишумов (читает ученик):

    Посмотрите:
    Постовой!
    Встал на нашей мостовой.
    Быстро руку протянул,
    Ловко палочкой взмахнул.
    Вы видали, вы видали?
    Все машины ловко встали,
    Дружно встали в три ряда.
    И не едут никуда.
    Не волнуется народ,
    Через улицу идет.
    И стоит на мостовой
    Как волшебник – постовой.
    Все машины одному
    Подчиняются ему.

    – У нас тоже есть свой регулировщик (переодетый ученик). А что у него в руке? (….)

    – Это специальная палочка, называется жезл, белая с черными полосками. Ночью используют жезл со светящимся кругом на конце. Регулировщик показывает нам сигналы. Какие сигналы, ответим хором (красный, желтый, зеленый).

    Ученик-регулировщик показывает сигналы, ученики отвечают.

    – Если регулировщик стоит повернувшись к тебе грудью или спиной, его поза означает «Путь закрыт!» Это означает…..(красный цвет светофора)

    – Если регулировщик стоит с поднятым вверх жезлом, его поза означает «Внимание! Выходить на перекресток запрещено, надо подождать моего разрешения». Это означает…….(желтый)

    – Если регулировщик стоит к тебе боком в положении «смирно» «путь открыт, переходи улицу!» Это означает……(зеленый)

    – Спасибо тебе, регулировщик. Ребята, кого же надо слушаться, если есть и светофор и регулировщик? (регулировщика, потому что светофор действует автоматически, он может сломаться, а обстановка на дороге требует вмешательства человека).

    2) Стихотворение о светофоре (читает ученик):

    С виду грозный и серьезный, –
    Очень важный светофор.
    С перекрестка, с перекрестка
    На меня глядит в упор.
    Все, что хочет он сказать,
    Я умею, я умею по глазам его читать,
    Различать ты должен ясно
    Цвет зеленый, желтый, красный.

    Учитель прикрепляет на доску слово – СВЕТОФОР.

    – Почему светофор называют светофором?

    – Светофор состоит из двух слов СВЕТ и ФОР (от греческого форос – носитель, несущий). Значит, светофор – носитель света.

    3) Инсценировка «Бездельник светофор» С.Михалков (см. в приложении).

    – Для чего нужны светофоры?

    – Светофор управляет движением на дорогах. Повинуясь его сигналам пешеходы могут переходить улицы и перекрестки, не мешая движению. Сигналы светофора помогают водителю избежать аварий. Их устанавливают на перекрестках, пешеходных переходах и железнодорожных переездах.

    4) – Сейчас мы познакомимся с видами светофоров. По ходу рассказа показ презентации (если дети могут назвать виды светофора, то они рассказывают сами).

    – Светофоры делятся:

    1. – транспортные, предназначенные для транспорта;
      – пешеходные;
    2. 1) односекционные
       
      2) двухсекционные

      3)трехсекционные

      4) светофор с дополнительной секцией
    3. Железнодорожный светофор, он находится у переездов
    4. Светофоры могут быть с вертикальными горизонтальным расположением сигналов  
    5. Пешеходный со звуковым сигналами (зеленый скоро загорится красный).– Повторим, какие светофоры бывают?

    – Чаще всего какие светофоры можно встретить? (3-секционные, с вертикальным расположением сигналов).

    – О том, что «говорит» пешеходу каждый свет мы узнаем из стихотворения (читает ученик)

    Вот сигналы светофора,
    Подчиняйся им без спора.
    Красный свет нам говорит:
    «Стой! Опасно! Путь закрыт!»
    Желтый свет – предупрежденье
    «Жди сигнала для движения».
    На зеленый дети могут
    Зашагать через дорогу.

    – Повторим, что обозначают сигналы светофора?

    Красный – движение запрещено!

    Желтый – предупреждает о смене сигналов светофора.

    Зеленый – разрешает движение транспорта и пешеходов.

    5. Физкультминутка.

    (движения под музыку «Зеленый свет»)

    6. Продолжение работы над новым материалом.

    Нужно слушаться без спора
    Указаний светофора!
    Нужно правила движения
    Выполнять без исключения!

    1) – Вы никогда не попадете в беду при переходе дороги на перекрестках со светофором, если будете соблюдать следующие правила (каждое правило говорит 1 ученик):

    1. Дождитесь зеленого сигнала светофора!
    2. Убедитесь, что все машины на дороге, которую вы переходите, остановились.
    3. Внимательно посмотрите, нет ли поблизости транспортных средств, сворачивающих на твою дорогу.
    4. Если есть машины, то убедитесь, что они уступают тебе путь.
    5. Дойдя до середины дороги, еще раз убедитесь, что все транспортные средства стоят и пропускают пешеходов.

    – Молодцы! Соблюдайте эти правила! На прошлом уроке мы говорили, что 3 «помощника» нам помогают переходить дорогу. Что это за помощники?

    1. светофор;
    2. регулировщик;
    3. дорожные знаки.

    2) Игра «Угадай!» (учитель кидает кубик с дорожными знаками, какой знак попадет ученик рассказывает об это знаке).

    7. Закрепление, обобщение темы урока.

    1. Выполняется письменная работа (нарисованы светофоры разных видов, стрелками соединить их с названиями).
    2. Решение задачек (устно объяснить, доказать):
      – Шмыгнул Колобок с окна и побежал по тротуару. Добежал до перекрестка и увидел регулировщика, который держал жезл вверх. Что сделал Колобок?
      – Волк гнался за Зайцем. Вот-вот догонит, но впереди оказался перекресток, регулируемый светофором. Заяц успел перебежать, а Волка остановил инспектор. На какой сигнал светофора бежал Волк?

    8. Итог урока. Оценивание ответов учеников.

    – Что нового узнали на уроке?

    – Что понравилось на уроке? Что не понравилось?

    Домашнее задание. Нарисовать по памяти виды светофоров.

    Выполняй закон простой:
    – Красный свет зажегся – Стой!
    – Желтый вспыхнул – Подожди!
    – А зеленый свет – Иди!

    – Спасибо за урок!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    тест по окружающему миру по окружающему миру I четверть 2 класс

    тест по темам "Из чего состоят все предметы.Календарь и компас. Земля имеет форму шара. Глобус- модель Земли. Земля в космосе" по программе "Школа 2100"...

    Презентация к уроку окружающего мира "Государства Древнего мира"

    В данной презентации подобраны слайды о Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме....

    Урок окружающего мира "Как жить в мире людей?" 4 класс

    Урок окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А., (комплект "Школа 2100").Линия 1. Овладение картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о ...

    Технологическая карта урока оружающего мира "Путешествие по странам мира. Соединённые Штаты Америки."

    К уроку заранее готовятся "перья" из цветной бумаги и бумажные ободки на каждого ребёнка. По ходу урока "перья" раздаются детям по мере их активности, после чего у них образуются индейские ободки....

    Урок окружающего мира во 2 классе. (УМК «Планета знаний») Тема: В мире камней.

    Урок окружающего мира во 2 классе.(УМК «Планета знаний»)Тема: В мире камней....

    Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

    Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...